Опубликовано Общество - сб, 12/21/2019 - 20:52

Игумен Иоанн Селецкий

Григорий Гаврилович Селецкий родился 25 января 1885 в селе Митрофановка, Александрийского уезда, Херсонской губернии в семье священника. Окончил Елисаветградское духовное училище, Одесскую ДС, учился в Московском университете. Окончил философский факультет Геттингенского университета в Германии (по другим данным Цюрихского у-та). С 1914 года на фронте. После 1917 работал в кооперации в Москве, Елисаветграде с 1918 по 1921. С 1921 священник, в 1922 арестован, но вскоре освобождён. С 1922 по 27 июля 1926 служил настоятелем Покровской церкви г.Елисаветграда в сане протоиерея до занятия её обновленцами. С 1926 проживал и служил в Харькове. В кон.1926 арестован в Харькове, но вскоре освобождён под подписку о невыезде. В мае 1927 на совещании духовенства Зиновьевска (Елисаветграда) по пожеланию еп.Онуфрия (Гагалюка) избран управляющим Зиновьевской епископии, и фактически исполнял эти обязанности до 1928.

В ноябре 1927 открыто выступил против деклараций митр.Сергия и митр.Михаила (Ермакова). В Киеве и Харькове он не нашёл прямой поддержки, о чём позже говорил на следствии:

«Все представители епископата и духовенства, с которыми мне приходилось встречаться в Харькове, или признавали “новый курс” митр.Сергия без всяких ограничений, или же, недовольные каким-либо пунктом — всё же в целом его принимали. Это моё идейное одиночество было для меня очень мучительным. Всё то, что они говорили мне в защиту своей точки зрения, для меня было совсем неубедительным. Но то, что я был один или почти один, колебало мою уверенность в правоте моей точки зрения».

По этой причине он едет в Москву на приём к митр.Сергию, но попытка повлиять на него, чтобы тот изменил свой взгляд на жизнь Церкви окончилась неудачей. Большое значение для него имела беседа с М.А.Новосёловым, (Еп.Марком), который был тайно рукоположен «даниловцами» в 1923 и расстрелян 4 января 1938. Он резко отозвался о заместителе Местоблюстителя и говорил о необходимости отхода от митр.Сергия. Отец Григорий также встречался с проф. А.С.Лосевым, протоиереями Сергием Мечевым и Владимиром Воробьёвым. В результате он окончательно решил отделиться от митр.Сергия, и летом 1928 вместе с протоиреем Николаем Виноградовым отвёз письменное ходатайство духовенства Зиновьевской епископии Архиеп.Дмитрию (Любимову) с просьбой о принятии под своё окормление. Владыка Димитрий согласился, но посоветовал в необходимых случаях окормляться у Еп.Павла (Кратирова) как ближайшего иосифлянского архиерея. Интересно, что отец Григорий привёз из Ленинграда полученное от протоирея Феодора Андреева послание главы РПЦЗ Митр.Антония (Храповицкого). Благочинным Зиновьевского округа был назначен о.Николай Виноградов, который пользовался большим уважением в сельских приходах и был духовником о.Григория.

Под идейным влиянием протоиерея Григория и архимандрита Варсонофия (Юрченко) находились иосифляне в Зиновьевской, Одесской и Полтавской епархиях.

Из протокола допроса о.Григория: «О своём намерении приехать в Москву писал Новосёлову заранее с указанием приблизительных чисел приезда, называя в письмах епископа Марка «гостенька», встречи с ним в Москве проходили на квартирах знакомых по Зиновьевску». Также нелегально состоялись и его две поездки в Ленинград, где отец Григорий встречался с Архиеп.Димитрием.

Он поддерживал хорошие отношения также и с Еп.Дамаскиным (Цедриком), которого о.Григорий посетил в Стародубе. Из киевлян он был наиболее близок с о.Анатолием Жураковским, хотя их взгляды не во всём совпадали. Так, когда о.Анатолий в беседе с ним поднял вопрос «о необходимости организационного оформления общин, порвавших с митр.Сергием в самостоятельную церковную структуру и об объявлении митр.Иосифа (Петровых) Заместителем Местоблюстителя», о.Григорий отнёсся к этому отрицательно.

В 1929 батюшка находился под следствием по обвинению в «контрреволюционной деятельности», но вскоре дело было прекращено и он был освобождён.

В Зиновьевске иосифлянам принадлежал Петро-Павловский храм. После ареста 29 ноября 1929 Вл.Димитрия, зиновьевские приходы остались без епископа. С проживающим в Харькове Еп.Павлом у них были некоторые разногласия, но неизвестно, в чём это конкретно выражалось.

В мае 1930 о.Григорий был выбран кандидатом в епископы, на тайном собрании иосифлянского духовенства. Но получилось так, что сначала о.Николай Виноградов желая оставаться в рамках легальности, отказывался иметь тайного епископа. А позднее осуществить хиротонию не удалось из-за массовых арестов в 1931.

Батюшка был арестован 15 января 1930 как руководитель Одесского «филиала» ИПЦ и заключён в Харьковскую тюрьму. Постановлением коллегии ОГПУ от 2 января 1932 по ст.ст. 58-10 и 11 УК РСФСР приговорён к 10 годам ИТЛ. Он находился в заключении в Темниковском лагере, затем в Белбалтлаге — ст.Медвежья гора, с.Польма. В 1938 о.Григорий освобождён, и сначала поселился в Харьковской области, но в этом же году опять арестован как «контрреволюционер-рецидивист» и приговорён к 5 годам ИТЛ. Освобождён досрочно в апреле 1940 и нелегально проживал в Харькове. В этом же году в Киеве схиархиепископом Антонием (Абашидзе) пострижен в мантию с именем Иоанн. С 1941 по 1944 жил под немцами в Полтаве. Возведен в сан игумена Еп.Вениамином (Новицким). Затем (с 1944) несколько лет жил в Почаевской Лавре, позже — в Кременце с подпиской о невыезде. Служил Литургию на дому, живя до самой своей кончины почти в затворе. Скончался 24 августа 1971, похоронен на кременецком городском кладбище.

Составил А.М. — г.Харьков
источник материала

Исторические материалы о святых местах.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов