Защита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.
После того как Царь Николай из уст самих исповедников Афонских на данной им аудиенции узнал, что никакие они не бунтари, не революционеры и не еретики, как их оклеветал перед Царем сам ожидовелый Синод, Он предписал Синоду снять с них как невинно пострадавших все синодальные запрещения и безпрепятственно допустить их к церковному общению, с равными правми со всеми. Но просто так, взять и допустить имяславцев к общению церковному, это означало бы оправдать их исповедание, и обнаружить Синоду свое поражение и понести ответственность за разгром двух Афонских русских обителей и за избиение и изгнание с Афона ни в чем неповинных иноков имяславцев. Но на такой великодушный поступок у Синода сил не оказалось, и он решил найти безукоризненный для себя выход из этого положения. Синод назначил формальный суд над афонцами в Синодальной Конторе под председательством старейшего Московского Иерарха Митр. Макария (Невского) в присутствии многих епископов и ученых. На этот суд были привлечены несколько десятков афонцев. Был прочитан им символ веры и спрошено от них согласие с этим символом веры с оговоркой ничего не прибавлять и не убавлять. Иноки были спрошены об их исповедании Имени Божия. Суд не нашел в вере афонцев во Имя Божие никакого новшества и несогласия с верою Святых Отцов, и предложил им поцеловать св. Крест и Евангелие. Таким образом, Митр. Макарий на этом суде снял с афонцев обвинение их в имябожии и в отожествлении ими самых букв и звуков Имени Божия с Самим Богом и допустил их к общению церковному, а имеющим священный сан разрешил священнослужение. Таким образом, получилось по пословице: «И козы сытые, и сено целое». И афонцы оправданы, и Синод не обвинен… сохранил свой авторитет. Но… Но оказалось, что Синод не изменил своего суждения касательно своего заблуждения об Имени Божием. Решение суда московской синодальной Конторы не было оповещено по епархиям, и в провинциях имяславцы продолжали претерпевать репрессии от епархиальных епископов и на приходах. Тогда Синод решил сделать новый ход для возвращения «заблудших» иноков. Он дал указание не требовать от желающих возвратиться в церковь иноков подпись под их отречением от Имени Божия, но разрешил вместо подписи потробовать от них устное отречение от веры во Имя Божие и лобзание имяборческой хулы на Имя Господне. Для этого была распространена особая форма.
http://wordforsoul.ucoz.ru/load/imeslavie_6_tom/stranica_120_130/13-1-0-499