Опубликовано Общество - вс, 09/27/2020 - 12:21

ЗАМѢТКА ПО ВОПРОСУ ОБРЯДА ВОЗДВИЖЕНІЯ ЧЕСТНАГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ НА УТРЕНИ ВЪ 14 ДЕНЬ СЕНТЯБРЯ.

Праздникъ воздвиженіе честнаго и животворящаго креста Господня воспріялъ свое начало со времени обрѣтенія сего Креста, а въ томъ видѣ и порядкѣ, въ какомъ совершается обрядъ воздвиженія въ соборныхъ церквахъ и обителяхъ, онъ установленъ въ 7-мъ в. по Р. X. Значеніе этого священнаго обряда глубоко и таинственно. Имъ воспоминается не одно обрѣтеніе животворящаго креста Господня, съ предшествовавшими и и послѣдовавшими ему обстоятельствами, а вся исторія великихъ, искупительныхъ заслугъ Христа Спасителя и благодатныхъ дѣйствій креста Его, или, скажемъ яснѣе, обрядомъ воздвиженія съ одной стороны изображается исторія глубокаго уничиженія нашего искупителя и креста Его, а съ другой – исторія прославленія обоихъ ихъ. Съ преклоненіемъ креста Господня, мало по малу ниспадаютъ и голоса поющихъ, переходя отъ громкаго плача и рыданій какъ-бы въ тихую грусть сердца, а съ постепеннымъ восклоненіемъ отъ земли совершителя обряда, возрастаютъ, возвышаются, крѣпнутъ и голоса поющихъ, и наконецъ переходятъ какъ-бы въ сильный восторгъ сердца.

Воздвиженіе креста совершается такимъ образомъ. На утрени, во время великаго славословія (а лучше къ концу канона), священникъ облачается во всѣ священническія одежды и становится предъ престоломъ. При пѣніи великаго славословія, онъ принимаетъ кадильницу и трижды, крестообразно, кадитъ святый престолъ и лежащій по срединѣ его св. крестъ; во время протяжнаго пѣнія, въ послѣдній разъ, «Святый Боже», священникъ, сдѣлавъ земной поклонъ (Въ какой бы день седмицы ни случился сей праздникъ.), поднимаетъ крестъ на главу и, направляясь кругомъ престола, выходитъ сѣверными дверьми, въ предшествіи свѣщеносцевъ, до царскихъ вратъ и стоитъ здѣсь, до окончанія трисвятаго, лицемъ обращеннымъ къ престолу. При этомъ выносѣ креста бываетъ перезвонъ. По окончаніи трисвятаго, священникъ возглашаетъ велегласно: «Премудрость, прости». Ликъ начинаетъ нѣть: «Спаси Господи люди твоя». Священникъ же, нося на главѣ св. крестъ, исходитъ отъ царскихъ вратъ на средниу церкви, и тамъ, полагаетъ его на приготовленный аналогій и затѣмъ кадитъ крестообразно, обходя аналой трижды. Послѣ кажденія, священникъ дѣлаетъ три поклона до земли, беретъ крестъ съ васильками, обложенными на подножіи креста, становится предъ аналогіемъ лицемъ къ востоку (т. е. къ царскимъ вратамъ) и громко произноситъ ектенію: «Помилуй насъ Боже, по велицѣй милости твоей, молимся Тебѣ, услыши насъ Господи и помилуй, рцемъ вси».

Въ случаѣ присуствіи діакона, оному поручаеться произошеніе ектеніи, стоя передъ Крестомъ (при каждомъ изъ воздвиженіи переходитъ онъ на противоположную сторону), въ некоторомъ разстояніи отъ него, держа въ лѣвой рукѣ свѣчу, а въ правой кадило.

Пѣвцы поютъ сто разъ (сотницу) «Господи помилуй», а священникъ начинаетъ воздвиженіе честнаго креста, состоящее въ томъ, что сначала осѣняетъ крестомъ трижды ту сторону, для которой бываетъ воздвиженіе креста, и за тѣмъ преклоняетъ голову до тѣхъ поръ, пока она отъ земли будетъ отстоять на одну пядь. Послѣ того онъ «воздвигается горѣ» т. е. подымается. Какъ преклоненіе, такъ и воздвиженіе совершаетъ медленно; ибо преклоненіе должно совершаться во время пѣнія первой половины сотницы: «Господи помплуй», а возвышеніе при пѣніи второй половины сотницы (50 разъ) «Господи помилуй». Оканчивая сотницу, ликъ громко поетъ: «Господи помилуй» трижды, а священникъ, стоя прямо и конца сотницы ожидая, знаменуетъ крестомъ (осѣняетъ) трижды также какъ предъ началомъ воздвиженія.

При соборномъ служеніи два сослужащихъ священника поддерживаютъ предстоятеля подъ руки, а одинъ или два другихъ священника возливаютъ непрерывно и медленно, помалу, изъ сосудовъ воду на Крестъ. Вода сливается въ лоханъ, держимую свѣщеносцемъ. Въ воду можно добавить несколько капель розоваго масла или иныхъ ароматовъ, но не духовъ или одеколона. По обычаю, эту воду разбираютъ молящіеся послѣ службы.

Затѣмъ начинается новое (второе) воздвиженіе креста. Священникъ переходитъ на противоположную сторону аналогія, обращается лицемъ къ западу (т. е. къ притвору) и говоритъ ектенію: «Еще молимся о многострадальней странѣ Россійстѣй и православныхъ людехъ ея во отечествіи и разсѣяніи сущихъ и о спасеніи ихъ, рцемъ вси», и совершаетъ второе воздвиженіе креста указаннымъ порядкомъ.

Далѣе, священникъ переходитъ отсюда къ правой сторонѣ аналоя и лицемъ обращеннымъ на югъ произноситъ эктенію: «Еще молимся о оставленіи грѣховъ православного епископства гонимыя Церкве Россійскія, господина нашего Высокопреосвященнѣйшаго Филарета, Первоіерарха Русскія Зарубежныя Церкве, (также имя мѣстнаго архіерея) и всего о Христѣ братства нашего, о здравіи и о спасеніи, рцемъ вси». И совершаетъ третье воздвиженіе креста указаннымъ порядкомъ.

Потомъ священникъ переходитъ на противоположную сторону аналоя и лицемъ обращеннымъ къ сѣверу произноситъ эктенію: «Еще молимся о всякой души Христіанстѣй, скорбящей же и озлобленнѣй, здравія, спасенія и оставленія грѣховъ требующей, рцемъ вси». И совершаетъ четвертое воздвиженіе креста указаннымъ порядкомъ.

Наконецъ, священникъ становится на своемъ обычномъ мѣстѣ и лицемъ обращеннымъ къ востоку (т. е. престолу) произноситъ послѣднюю эктенію: «Еще молимся о всѣхъ служащихъ и послужившихъ во св. храмѣ семъ, отецъ и братій нашихъ, о здравіи и о спасеніи, и оставлены грѣховъ ихъ, рцемъ вси». И совершается пятое воздвиженіе креста обычнымъ порядкомъ. По окончаніи его, ликъ поетъ Слава и нынѣ, кондакъ: «Вознесыйся на крестъ волею...», а священникъ, во время сего пѣнія, полагаетъ крестъ на аналогіи, и поется: «Кресту Твоему» съ земными поклонами и проч., какъ въ 1-ое августа и въ крестопоклонную недѣлю. Т.е. стихиры Креста, затѣмъ совершается помазаніе елеемъ. Діаконъ произноситъ еткенію «Исполнимъ утреннію молитву», а ектенія «Помилуй насъ Боже» можетъ бытъ опущена, такъ какъ уже произносилась во время самого чина воздвиженія Креста. Далѣе окончаніе службы по обычаю («Литовскія Епархіальныя Вѣдомости».1874. № 34. Отд. Неофф. С. 268-269 съ дополн.).

Согласно указанію Типикона, въ концѣ статьи на 14 сентября курсивомъ прописано: «аще ли же не въ соборныхъ храмѣхъ и воздвиженіе креста не бываетъ, точію поклоненіе кресту, яко-же указано въ недѣлю третію святыхъ постовъ». Вслѣдствіе такого прямого запрещенія Типикона воздвигать крестъ въ сельскихъ храмахъ очевидно, что въ тѣхъ приходахъ сельскихъ, гдѣ воздвиженіе совершается, тамъ это дѣлается по незнанію Устава. По всей вѣроятности Воздвиженіе Креста должно всегда совершаться съ торжественностью, каковой не можетъ быть въ селѣ, при совершеніи обряда не нѣсколькими, а однимъ только священникомъ.

Вопрошавшему объ сѣмъ сельскому священнику послѣдовала слѣдущая резолюція Высокопреосв. Антонія (Храповицкаго), Архіеп. Волынснаго и Житомірскаго отъ 11 августа 1911 г. за № 6621: «Можно совершать это священнодѣйствіе во всѣхъ храмахъ, гдѣ къ тому привыкъ народъ, но совершать слѣдуетъ правильно, т. е. священникъ долженъ воздвигать крестъ на востокъ, на западъ, на югъ, на сѣверъ и снова на востокъ, стоя на одномъ мѣстѣ (по среди храма или на амвонѣ), а то я слышалъ, что въ нѣкоторыхъ приходахъ священники съ крестомъ становятся съ разныхъ сторонъ вокругъ аналогія, поворачиваясь лицомъ къ послѣднему. Это достойно смѣха, и я даже не сразу повѣрилъ такимъ сообщеніямъ. Діаконъ долженъ стоять противъ креста со свѣчей и кадиломъ и возглашать прошенія» («Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 37. Ч. Неофф. С. 711.).

 

Сост. Ред.

https://afanasiy.net/zametka-po-voprosu-obriada-vozdvyjenyia-chestnago-kresta-gospodnia-na-utreny-v-14-den-sentiabria

 

Исторические материалы о святых местах.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов