Въ дополненіе къ статьѣ «разводъ», помѣщенной въ 6-мъ выпускѣ Китайскаго Благовѣстника.
Въ Миссіонерскомъ Сборникѣ (№ 3-4-5 за 1917 г.) обращается вниманіе на то зло, которое необходимо слѣдуетъ за узаконеніемъ отступленія отъ заповѣди Христовой о нерасторжимости брака.
«Поражающее возрастаніе числа расторженій брачныхъ узъ, супружеская невѣрность, убійства и самоубійства супруговъ, юношей и даже дѣтей, — не говоритъ ли все это, что надо серьезно взяться за укрѣпленіе христіанскихъ началъ семьи. Надо оздоровить бракъ и семью. Бракоразводство, какъ показызаетъ статистика, растетъ въ наше время съ необычайною силою. Вотъ что, напримѣръ, сообщаетъ печать о бракоразводныхъ дѣлахь въ Пегроградѣ. — Съ изданіемъ закона 26 мая 1904 года о дозволеніи виновнымъ въ прелюбодѣяніи вступать въ новые браки, количество бракоразводныхъ дѣлъ въ Петроградской духовной консисторіи удвоилось. Напримѣръ: въ 1902 году бракоразводныхъ дѣлъ въ столичной консисторіи было только 303, въ 1903 г. — 320, а за послѣдніе три года въ среднемъ такихъ дѣлъ стало по 640 въ годъ; за первое полугодіе нынѣшняго года бракоразводныхъ дѣлъ поступило въ консисторію до 400. Причемъ, къ началу 1916 г. неоконченныхъ бракоразводныхъ дѣлъ въ консисторіи значилось — 1926. Въ теченіи 11 послѣднихъ лѣтъ всѣхъ дѣлъ возникло въ Петроградѣ 6632, изъ нихъ рѣшено было 4076, а осталось отъ 1905 года — 1926 дѣлъ (См. «Колоколъ» 1916 г. № 3087 — 4 сен.). И что особенно печально, указанный недугъ — бракоразводство, а отсюда и колебаніе крѣпости семейныхъ началъ, воспитанія въ духѣ Христовой вѣры и благочестія, стали распространяться все болѣе и болѣе, заражая разные классы и сословія, не исключая и духовнаго. Мѣткую и сильную характеристику въ этомъ отношеніи нашего времени даетъ Высокопреосвященный Назарій, Архіепископъ Херсонскій и Одесскій, въ одномъ изъ своихъ докладовъ Св. Синоду по бракоразводнымъ дѣламъ священниковъ съ своими женами. «Страсти человѣческія, — пишетъ Владыка, — какъ вешнія воды налегли на оплотъ христіанской семьи... Эти мутныя воды дошли и до семьи нашего священника. Формальное расторженіе брака священниковъ съ своими женами уже не рѣдкое теперь явленіе. Особенно часто наблюдаются случаи отдѣльной жизни этихъ женъ, бросающихъ /с. 10/ семью и уходящихъ въ городъ подъ разными благовидными предлогами: то яко-бы для лѣченія, то для воспитанія дѣтей и проч. — случаи, большею частію ведущіе за собой тяжкія для оставленнаго супруга послѣдствія. Безъ сомнѣнія, общественный недугъ легкаго отношенія къ священному союзу заразилъ и нѣкогда крѣпкую благочестивую семью духовную, — недугъ, въ наше злоосвободительное время, съ того особенно момента, какъ дано было право и прелюбодѣямъ вступать въ новые браки, принявшій эпидемическій характеръ, съ тою лишь разницею, что эпидемія прекращается, а бракоразводство растетъ неудержимо и безпрепятственно. Меня мучаетъ мысль, что наша бракоразводная практика страшно ослабила ученіе Господа Іисуса Христа о нерасторжимости брака, и даже больше чѣмъ ослабила!»
А вотъ что пишетъ и православный священникъ о современномъ семейномъ кризисѣ у насъ и о печальныхъ его плодахъ. «Теперь, — говоритъ священникъ, — уже никто не можетъ отрицать, что мы переживаемъ тяжелую полосу въ развитіи семьи, приблизившемъ насъ къ опасности почти полнаго ея разрушенія».
Источникъ: «Китайскій Благовѣстникъ». Органъ Россійской Духовной Миссіи въ Китаѣ. 1917 г. Вып. 11. Отъ 20 Августа. — Пекинъ: Типографія Успенскаго Монастыря при Русской Духовной Миссіи, 1917. — С. 9-10.
https://russportal.ru/index.php?id=publications.kb1917_11_004