Опубликовано Общество - вт, 12/10/2019 - 13:26

Чудесная афонская закваска для выпечки просфор и хлеба. Рецепты

На Афоне по сей день стремятся к использованию натуральных предметов и продуктов. В связи с этим никогда не добавляют в тесто для просфор и даже для простого хлеба дрожжей, получаемых промышленным путем.

Афонским монахам и православному населению Греции известны три способа получения натуральной хлебной закваски.

Первый способ связан с Пасхой, а точнее с утренней службой Великой Субботы, когда под конец утрени читается «Апостол», в котором говорится о Христе как о закваске новой жизни: « Братья, разве вы не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». (1 Кор. 5: 6—8).

На практике процесс изготовления закваски выглядит так:

В соответствующем сосуде приготавливается небольшое количество муки, которая вносится в храм (на Афоне – в алтарь) перед началом утрени Великой Субботы. Под конец утрени, после пения «Великого Славословия», как только зазвучит прокимен Апостола, следует немедленно приступить к вымешиванию муки, добавив немного обычной воды. Некоторые добавляют еще немного святой воды, другие совершают крестное знамение рукой или крестом над этой необычной закваской. Кроме этого, для совершения этих действий выбираются люди глубоковерующие, безпорочные и набожные, которые перед и во время этих действий мысленно читают известные им молитвы, чаще всего молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!».

Сосуд можно прикрыть (например, полотенцем) и оставить в церкви до окончания Святой литургии. По окончании службы Великой Субботы верные разносят «пасхальную» закваску по своим домам. На Афоне, из практических соображений она остается в алтаре в течение первых трех дней Пасхи. На следующий день, то есть по окончании Пасхальной службы, поверхность закваски должна сделаться ноздреватой. Это означает, что «закваска принялась». На третий день по Пасхе нужно добавить небольшое количество муки и воды и снова замешать. Несколько часов спустя можно поделить закваску на части. Одну сохранить исключительно для просфор, а другую порцию – для выпечки хлеба, поместив ее в стеклянную или пластмассовую емкость под крышкой.

Оставшуюся закваску можно раздать нуждающимся. Хранить ее нужно в холодном месте или холодильнике. Каждый раз, замешивая тесто, прибавляем необходимое количество муки и воды к полученной закваске (не прибавляя дрожжей!). После замешивания просфор или хлеба каждый раз оставляем небольшое количество полученного теста в качестве закваски для выпечки следующей порции и так поступаем каждый раз весь год, до следующей Пасхи.

«С благословения моего настоятеля я исполняю это послушание в нашем братстве и являюсь свидетелем этого «Пасхального чуда» - этого неопровержимого доказательства святости и животворности Православия. Действительно, до своего приезда на Афон я ничего об этом не слышал. А теперь ежегодно на моих глазах происходит это удивительное явное чудо, неопровержимое и для всех видимое и легкодоступное. Всегда наблюдаю за процессом возникновения закваски и его постепенной ферментацией. Это явление всегда производит на всех нас большое впечатление, укрепляет нашу надежду и приносит нам огромную радость.

… С радостью вспоминаю Пасхальный период 1995 года, когда монастырь посетил англичанин Чарльз, репортер радиостанции «ВВС», протестант по вероисповеданию. Так случилось, что я накрывал на стол и у нас был еще хлеб первой выпечки из новополученной пасхальной закваски. Без каких бы то ни было намеков с моей стороны, наш гость начал приглядываться к ломтю хлеба и с удивлением спросил меня: «Неужели этот хлеб выпекается на Афоне?» В ответ я в общих чертах описал ему процедуру получения закваски. Восхищенный исключительным вкусом хлеба, он попросил меня дать ему несколько ломтей, чтобы он мог привезти их своим родным в Англию, а услышанную историю афонской закваски записал в блокноте и обещал рассказать о ней на родине». (Иеромонах Гавриил).

Это воистину дар Воскресшего Христа. К сожалению, он не особенно широко известнее верным нашей Церкви.

Второй способ получения закваски возможен при наличии частички Святого Животворящего Древа Креста Господня. Имеющий таковую может в любое время, помолившись, сделать новую закваску способом, описанным выше. Сила этого действа заключается в троекратном благословении святыней, то есть крестным знамением над приготовленной обычной закваской, изготовленной из муки и воды с добавлением святой воды, со словами: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Третья возможность — это получение закваски в день празднования Воздвижения (14/27 сентября), если в данной церкви совершается чин Воздвижения Креста, совершаемый под конец утрени и в этом Кресте находится частичка Святого Древа Креста Господня.

Все эти способы получения чудо-закваски вполне определенно указывают на то, что наибольшее значение в Православной Церкви имеют Крест и Воскресение Христово. Именно из этих двух источников и из Святой Евхаристии черпает Православие и народ Божий животворящую силу и благодать Святого Духа, благодаря которым человек духовно возрождается для Вечной Жизни.

Иеромонах Гавриил ((Краньчук)
Из книги «Афонское приношение современному человеку»

Рецепт приготовления хлеба:

Перед началом работы с тестом читаются молитвы: тропарь «Христос воскресе из мертвых..» - 3 раза, «Воскресение Христово видевше..» - 1 раз, «Царю Небесный…» - 1 раз.

Полученную закваску нужно разделить на две части. В одну часть не менее 3-х столовых ложек закваски добавить 5 – 6 столовых ложек муки и чистой воды и довести закваску до густоты сметаны. Оставшуюся часть оставить для дальнейшего использования, поставив в холодильник.

Накрываем чистой салфеткой и укутываем теплым платком, далее ставим в теплое место на 2 – 2,5 часа. Закваска должна увеличиться в два раза.

Затем, для выпечки хлеба берем 6-7 столовых ложек закваски, 1-2 стакана ржаной муки и 4-5 стаканов муки высшего сорта, (по усмотрению, можно просто использовать муку высшего сорта) добавляем 2 столовые ложки отрубей, соль, сахар по вкусу. Замешиваем мягкое некрутое тесто, добавляя чистую воду и столовую ложку растительного масла. Тщательно вымешиваем. Готовим две формы для выпечки, смазывая их растительным маслом. Ставим формы с тестом опять в теплое место, накрывая салфеткой и укутывая платком на 4-4,5 часа. Тесто должно увеличиться в два раза. Затем ставим в подогретую духовку и выпекаем в течение 30-40 минут.

После выпечки хлеб нужно накрыть салфеткой, окропить водой и хорошо укутать чтобы он был мягким и душистым.
источник материала

Теги

Исторические материалы о святых местах.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов