Опубликовано Общество - чт, 02/25/2021 - 20:40

История Луганщины: Борис Дмитриевич Гринченко.

Борис Дмитриевич Гринченко родился 9 декабря в 1863 г. на хуторе Ольховый Овраг на Харьковщине, теперь Сумской области в семье отставного офицера из обеднелых дворян. Семья владела 19 десятинами земле, преимущественно лесу, и водяной мельницей. Отец хорошо знал украинский язык, но общался ею только с крестьянами, дома же разговаривали только на русской. Но мальчик сызмальства любил слушать мелодичную, поэтически мягкую родной язык. Грамоте он научился в семье и достаточно рано - перечел все, что было в родительской библиотеке и под воздействием прочитанного начал писать стихотворения.

В 1874 г. поступил к Харьковской реальной школе. В это время формируется общественно-политическая позиция Бы. Грінченка-юнака, его тяготение к революционному народничеству. Стоит вспомнить, что Харьков был одним из наибольших центров антицаристской деятельности народников.
Именно тогда, под влиянием "Кобзаря" он начинает собирать и записывать услышанные песни, легенды, сказки но др. фольклорные материалы. "Першими учителями литературними" Б. Гринченко называет В. Скотта, Д. Байрона, В. Гюго, О. Пушкина, М. Некрасова, О. Кольцова. Именно они способствовали формированию волевого характера писателя.

29 декабря в 1879 г. 16-летнего юноша был арестован за "чтение и распространение" запрещенной книжки С. Подолинского "Парова машина". Как следствие - ему было запрещено учиться в высших учебных заведениях.
После года ссылки на родительском хуторе Б. Гринченко возвращается в Харьков в поисках работы. В неописуемо трудных материальных условиях, заработанных репетиторством, он старался как-то существовать, еще и настойчиво работать над собой, готовясь к экстернату в Харьковском университете на народного учителя.

В 1881 г. он успешно составил экзамен . А бедность, всяческие трудности перенес мужественно, заглушая их самообразованием, книгами и поэзией. Не каждый был способен на такое. Народнические идеи пленяли душу юного поэта и педагога, и он с запалом ринулся в водоворот общественных дел, продолжая упрямо совершенствовать свои знания из истории родного края, языка, культуры.

Получив право работать в школе, Б. Гринченко стремился свои знания использовать на образовательной ниве за образцами народной педагогики и мировой науки о воспитании. Но действительность внесла свои коррективы.
Молодого учителя посылают на работу в отсталое село, в котором живут русские переселенцы. Эта школа в Введенскому запомнилась навсегда, но не разочаровала его веру в значение учителя в обществе.
В 1883 году после летних курсов учителей он получил должность в селе Олексиивци Змиивского уезду. В Змее на учительских курсах Борис Гринченко познакомился с молодой учительницей Марией Николаевной Гладилиной. Эта встреча в его жизни была важнейшей. Искренние задушевные разговоры, общие интересы, переписки, сближало их так что они называли друг друга лишь семейно: "Сестро Марусю", "Брате Борисе". В начале 1884 г. он вступает в брак с Марией Николаевной, которая стала ему верным другом и соратником во всех делах, а впоследствии - писательницей и переводчиком.

Мария Николаевна оказала Борису Гринченко ту поддержку, которой ему так не хватало. Писателю, одинокому в то время, трудно было переносить виденное и пережитое, а единомышленников, искренних и верных, не встречалось. И только с Марией Николаевной таяло его одиночество. Они были единомышленниками и однолетками. Он пылко и искренне влюбился в эту умную, хорошую и откровенную девушку.

В 1887 г. молодые супруги Гринченкив приезжают к с. Олексиивка Словъяносербского уезду Катеринославской губернии (в настоящее время Луганской области). Известна образовательная деятельница и писательница Х.Д. Алчевска открыла народную школу в имении своего мужчины - Алчевского Алексия Кирилловича. Христина Данииловна была неудовлетворена учебным процессом и разыскивала настоящих энтузиастов образования. В Харькове М. Лободовский и В. Мова посоветовали пригласить в школу Бориса Дмитриевича. Благодаря стараниям Алчевских здесь был создан настоящий райский уголок, в котором летом любила отдыхать не только семья Алчевских, но и гости.

Сначала крестьяне с подозрением и недоверием присматривались к новому учителю, непохожему к тем, которые уже были в их селе. Сначала их наиболее удивляло, что учитель и учительница, которые приехали к ним, разговаривают "по - мужицкому". Но медленно ученики и их родители начали понимать и уже не расспрашивали, почему он, господин, разговаривает так, как они. Родное слово воцарилось среди учеников и родителей. Они начали гордиться родным словом. Хоть в школе уроки проводились русским языком, но ученики уже понимали, что этот язык чужой, не родной, потому что родной для них украинская, которую передали им, потомкам, их предки. За короткое время эта школа стала наилучшей в уезде. Здесь Гринченко проявил себя как педагог - новатор, опыт которого и до наших дней не потерял свою актуальность, здесь им написано около двухсот произведений.

В Олексиивку к Гринченкив приезжали за советом известные общественные, политические и культурные деятели. Среди них - Трохим Зинкивский и Иван Липа. На Луганщине из украинских писателей в это время никто не получал столько писем из всей Украины, украинских газет и журналов, как Гринченко.

В селе Олексиивци Борис Гринченко с женой полностью посвятили себя учебно-воспитательной работе. Христина Данииловна была довольна самоотверженными учителями, надеясь на них и потому без тревоги выезжала в Харьков, где находился большой дом Алчевских, а также в Москву или Петербург. Борис Дмитриевич был доволен, что управительница школы не вмешивалась в учебно-трудовой процесс. Она же была довольна, что ее школа является одной из лучших в округе. Шесть лет пребывания на Луганщине стали очень плодотворными для супругов Гринченкив.

Педагогическая, литературная, научная и общественная деятельность Бориса Гринченко на Луганщине, в селе Олексиивци имеет всеукраинское значение. Можно с уверенностью сказать, что именно здесь сформировался Б. Гринченко как писатель. Прозаические и поэтические произведения, публицистические эссе - приобретение шестилетнего пребывания в Олексиивци.

На кануне сложных политических событий Гринченки вынуждены были попрощаться с селом Олексиивка. Дочке Насте пришла пора продолжить учебу. Выезжать семье было нужно и через конфликт из Алчевской и за необходимостью продолжить образование. В то время в Луганске не было такой среды среди интеллигенции, где бы можно было найти общее за интересами общество. Друзья из Чернигова были заинтересованы переездом к ним Гринченко. Особенно же - В. Cамийленко, М. Коцюбинский, И. Шпраг и Ф. Уманець. Первые два входили в "Братство тарасивцив". И семья переезжает в Чернигов.
В Чернигове в 1894 году Гринченко устроился на должность дилознавця оценочной комиссии. Служба в земстве все же давала кусок хлеба. Но за доносом Котляревского Бориса Дмитриевича было освобождено. Черниговское жандармское управление извещает департамент полиции об образовании в Чернигове тайного антиправительственного политического кружка, в состав которого входит М. Коцюбинский, его жена, Бы. Гринченко, И. Шраг и другие.

После освобождения из Земской управы Гринченко семья оказались в трудном материальном положении. Спустя некоторое время друзья помогли устроиться ему в Черниговском музее украинской старожитности рьяного коллекционера Василия Тарновского. Музей на то время был одним из самых богатых собраний из истории, искусства, литературы, этнографии и археологических находок , на Украине. Жена Пантелеймона Кулиша Анна Барвинок передала сюда все, что было связано с именем Кулиша. Только экспонатов за именем Тараса Шевченко насчитывалось 758.
Борис Гринченко со свойственным ему трудолюбием взялся за дело. Вместе с Марией Николаевной целыми днями и по вечерам проводил упорядочивание накопленных бесценных сокровищ украинской древности. В 1900 году был составлен и выдан большой том "Каталога музея украинских древностей". Много пришлось ездить по Украине и разыскивать новые неизвестные экспонаты.
Очень большое внимание уделяет Б.Д. Гринченко издательскому делу - 50 книжек для народа невероятно большим тиражом для того времени - 200 тысяч экземпляров. И это в условиях жестокого запрещения, когда не позволялось выдавать украинские книжки. Одно из наилучших изданий черниговского "серіалу" - это " Кобза" П. Грабовского. Именно на это время приходится подготовка и издание трехтомного труда ( 1400 стор.) из украинского фольклора .

После освобождения из Черниговского земства Б. Гринченко опять очутился в положении полной служебной неопределенности. Но новая работа нашла его сама. В 1902 году ему предложили принять участие в создании словаря украинского языка, который задумала выдавать редакция " Киевской старины ". И семья Гринченкив решила отозваться по приглашению. Они переезжают в Киев.
Материальные условия в Киеве были намного лучшими. Но это не изменило ни характер, ни трудолюбие Гринченко. Он полностью погрузился в работу над словарем, который должен был быть закончен до первого ноября 1904 года.
Хоть часть словаря уже была собрана, но весь груз подготовки издания лег на плече Бориса и Марии Гринченкив. Трудно работая семь часов в день, героический подвиг их увенчался успехом. " Словарь украинского языка " вышел в свет 1907-1909 гг. в четырех томах. Словарь содержит 68 тысяч украинских слов из народного письменного языка, начиная от Котляревского и к началу ХХ века. Словарь был удостоен Русской Императорской Академией Наук второй премии М. И. Костомарова.

Во время пребывания в Киеве, Б. Гринченко не только работал над словарем, но и занимался общественной деятельностью. В 1905-1907 годах его деятельность по большей части сосредоточилась вокруг организации украинской прессы и общества "Просвіта".
Дочка Гринченкив Настя, переехав в Киев вместе с родителями, вступила к восьмому классу гимназии Дубинской. Она интересовалась украинским национальным движением, переводила, пробовала писать, увлекалась музыкой. По окончании гимназии Настя поехала во Львов, где записалась на философский факультет и слушала лекции профессоров Грушевского, Колесси, Студинского. Неизгладимое впечатление произвела на нее встреча с Франком. Кроме того, она познакомилась с членами РУП (революционная украинская партия), что ее полностью захватило. Приижджаючи домой в Киев, несмотря на проверку, она привозила подпольную литературу. Она избрала революционный путь, став активной участницей социал-демократического рабочего движения.

Архивные документы удостоверяют ее прямую причастность к вооруженным выступлениям в годы первой русской революции, в которых она принимала участие со своим женихом. Родители с пониманием относились к революционной деятельности дочки и потратили немало усилий, чтобы освободить ее из тюрьмы по состоянию здоровья.
В начале 1906 года у Насти развился туберкулез. Вскоре поступила трагическая развязка: Настя Гринченко умерла 1.Х.1908 года, а вслед за ней и ее крошечный сын, единственный внук писателя.

Гринченко тяжело пережил несчастье, в которое попала его семья. Он начинает болеть и в сентябре 1909 года выезжает вместе с женой на лечение в Италию. Южный город Оспедаленни стал его последним жизненным убежищем. 6 мая в 1910 г. не стало величайшего украинского писателя, ученого, образовательного и общественного деятеля. Похороны состоялись 9 мая в Киеве на Байковой горе.
Очень многие люди выражали свою грусть по поводу потери писателя, широко отозвалась украинская и русская пресса. Статьи, посвященные Бы. Гринченку, появились в целом ряду зарубежных изданий - в Италии, Франции, США. Австралии, Бразилии.

Благодарные потомки глубоко уважают неутомимого труженика. В селе Олексиивци открыто первый в мире памятник Борису Дмитриевичу Гринченко. В настоящий момент начата работа над созданием мемориального комплекса.

http://www.library-grin.ru/bgr.php

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)