Опубликовано Общество - вс, 06/21/2020 - 11:44

Митрополит Мефодий Харбинский

В ряду оренбургских архиереев владыка Мефодий (Герасимов) занимает свое, особенное место. Он был последним дореволюционным архиереем на Оренбургской кафедре и первым, удостоенным на ней сана архиепископа.

Мефодий (в миру Герасимов Маврикий Львович), митрополит Харбинский, видный церковный деятель, патриот, участник монархического движения.

Родился 22.02.1856 г., сын священника Томской епархии. Образование получил в Томской Духовной семинарии, которую окончил в 1878 г., и в Казанской Духовной академии, которую окончил в 1882 г. 26.09.1885 принял монашеский постриг, 22.12.1885 рукоположен во иеромонаха и назначен заведующим Алтайским миссионерским катехизаторским училищем. В 1892 присвоена степень кандидата богословия. 16.05.1893 возведен в сан архимандрита, через месяц назначен начальником Алтайской миссии. 2.06.1894 хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Через 4 года владыка Мефодий получил назначение на самостоятельную кафедру, став 24.12.1898 епископом Забайкальским и Нерчинским. На этой должности владыка встретил тяжкие времена смуты, одним из главных центров которой стала Чита. Будучи по своим убеждениям монархистом, еп. Мефодий всячески поддерживал монархическое движение. Он был одним из архиереев, передавших через о. И. И. Восторгова благожелание и приветствие Съезду Русских Людей в Москве 27 сент.—4 окт. 1909 г. («Восторговский» Съезд). 20.12.1912 г. получил назначение на близкую его сердцу кафедру — епископа Томского и Алтайского. Через 2 года 30.07.1914 г. переведен епископом Оренбургским и Тургайским.

После февральского переворота по просьбе духовенства был оставлен на кафедре. Призывал к продолжению войны до победы, в начале июльского (1917) наступления русской армии выпустил воззвание, в котором, в частности, писал: «Все народы мира сейчас хотят жить свободною жизнью; одна только Германия с бусурманской Турцией защищают деспотизм и порабощение народов». Принимал активное участие в трудах Священного Собора Российской Православной Церкви 1917—18 гг. На Поместном Соборе был создан отдел «О богослужении, проповедничестве и церковном искусстве» под председательством архиеп. Евлогия (Георгиевского), при котором был учрежден подотдел «О церковно-богослужебном языке» для обсуждения проблем, связанных с богослужебными текстами и языком. Подотдел работал 9—26.09.1917, всего состоялось пять заседаний, его председателем был избран еп. Мефодий, который зарекомендовал себя принципиальным и решительным противником перевода богослужения на русский язык. Владыка без обиняков заявлял: «Для меня лучше смерть, чем лишение славянского богослужения». Вернулся из Москвы в дек. 1917 г. в самый разгар боев под Оренбургом между красногвардейцами, наступавшими со стороны Бузулука, и частями атамана А. И. Дутова. 2.01.1918 г. в кафедральном соборе произнёс «Слово при погребении офицера и юнкера, убитых во время братского междоусобия», в котором сказал: «Народ получил свободу, но свободный гражданин — народ стал жестоким тираном русской интеллигенции… Падает, как подкошенная трава, благородное офицерство, одинокое в защите народной свободы и чести, одно только казачество идёт к нам на помощь». Однако 18.01.1918 г. казаки отступили из города, и 20.01.1918 г. владыка был вызван на допрос матросами Северного летучего отряда, впрочем, его ответы, проповедовавшие мир и спокойствие, удовлетворили их. 12.04.1918 г. он был возведен в сан архиепископа. 3.07.1918 г. в Оренбург вошли казаки Дутова. В «Приветственном слове братьям казакам и славянам освободителям Оренбурга» владыка сказал: «Пять месяцев мы жили под игом кровавой власти, пять месяцев эта страшная власть производила свою расправу, день и ночь совершала казни… Кто были эти люди, обречённые на истребление, как хищные звери? Это были лучшие люди, благороднейшие граждане, боровшиеся за свободу. Не за власть, не за диктатуру они умирали, а за свободу; не за буржуазию боролись, пусть эта гнилая клевета смолкнет, а за право и свободу всех граждан». 18.09.1918 г. он приветствовал депутатов Войскового Круга Оренбургского казачьего войска и выразил надежду, что «казачество не сложит оружия в борьбе за возрождение Родины». Приветствовал владыка и адмирала А.В.Колчака, в своей телеграмме он писал: «Да благословит Господь успехом ваши труды на возрождение дорогой Родины и доблестной русской армии». Недвусмысленной поддержкой белого движения архиеп. Мефодий выбрал свою судьбу, оставаться в советской России ему было невозможно. В начале 1919 г. он эмигрировал вместе с отступавшей белой армией, в рядах которой сражалось немало оренбургских казаков. В эмиграции возглавил в 1920 г. Харбинскую кафедру, в октябре 1929 г. архиепископ Мефодий, в связи с 35-летием епископства, возведен постановлением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви в сан митрополита. В эмиграции издавал православно-монархический журнал «Хлеб небесный». До конца оставался в Русской Зарубежной Церкви.

Скончался 28 марта 1931 г. в Харбине в день Похвалы Божией Матери. 

http://internetsobor.org/index.php/istoriya/rptsz/arkhiv-rptsz-2/pamyat-mitropolita-mefodiya-gerasimova-kharbinskogo

Исторические материалы о святых местах.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов