Опубликовано Общество - сб, 12/26/2020 - 13:15

Тайны церковной жизни РПЦЗ-РИПЦ: Практическая инструкция для тех, кто хочет каяться в грехе сергианства.

В каждом грехе, в каждом отступлении правда Божия требует от нас искреннего и чистосердечного покаяния. Но, чтобы осознать свою греховность, чтобы правильно понять, в чём нам   надо каяться, необходима помощь духовного человека, который своими подсказками избавит нас от духовного помрачения и прояснит наше дремлющее духовное самосознание. Если нет духовно опытного человека, то духовные книги тоже могут оказать нам существенную пользу в этом вопросе.

Одним из популярных грехов является грех сергианства. В Русской Зарубежной Церкви и Катакомбной Церкви этому греху всегда уделялось особое внимание. После же соединения РПЦЗ и РПЦ МП этот вопрос принял совершенно острую форму. Противники унии РПЦЗ и РПЦ МП сразу же грех сергианства подняли на степень одного из главных грехов, причислив его к самым тяжким церковных отступлениям. Правильно осознать, в чём необходимо каяться по вопросу сергианства, вполне помогает рассмотрение статьи Виталия Викторовича Шумило. Ниже мы помещаем этот прекрасный труд, снабдив его комментариями нашего Общества.

 

Виталий Шумило, г. Чернигов

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ПОКАЯНИЕ В ГРЕХЕ СЕРГИАНСТВА

 

"Не бойся ничего, что тебе надобно претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь...
Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни"
(Откр. 2, 10).

"Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего"
(Откр. 3, 11).

 

Вопрос, вынесенный нами в название статьи, имеет очень важное, принципиальное значение. От церковно правильного, православного ответа на него, по нашему глубокому убежде-нию, зависит судьба (от славянского “Суд Божий”) не только каждого отдельного христианина, но и Вселенской Церкви в це-лом. Попытаемся дать ответ на него.

Священномученик Дамаскин (Цедрик), Епископ Черниговс-кий и Глуховский, в книге “Печать Христа и печать Антихрис-та” писал о числе зверя: «Не следует думать, что с явлением Антихриста каждый согласится с его философией. Те, которые не сделают этого, будут соблазняться желанием просто сохра-нить себя, свои институты, свое положение и власть. Святые от-цы объясняют, что печать Антихриста не будет поставлена на чело и руку одновременно, но на чело или руку (Откр. XIII, 16). Согласно Андрею Кесарийскому, те, которые получат ее на че-ло, разделят мышление Антихриста, в то время как принявшие ее на правую руку, признают силу его деяний (власть), обманы-ваясь, поверив, что это можно сделать, если “только остаться христианином в своей душе”».

Иными словами, принять «начертание на чело»
(Откр. XIII, 16), то есть «разделить мышление Антихриста» – значит признать его “богом”. Это именно и сделает неправославная часть человечества и такие откровенные от-ступники от Православия, экуменисты, как патриарх константи-нопольский Афинагор, заявивший в 1968 году: «Мы должны молиться и бороться за то, чтобы Иерусалим стал местом диа-лога и мира. Чтобы вместе приготовить путь для возвращения Иисуса, махди ислама, Мошиаха Израиля, Господа нашего».

Однако же для большинства православных христиан это не-возможно: вот тут-то и понадобится «начертание на правую ру-ку их» (Откр. XIII, 16). Священномученик Дамаскин не случай-но обращает внимание на то, что Святой Апостол не пишет: «на руку и чело», но «на правую руку их, или на чело их». Притом добавляет: не на любую руку, но именно на правую. Почему?

Откровение было написано Святым Апостолом Иоанном Бо-гословом почти две тысячи лет назад. Эта книга очень символи-ческая: в ней много символов прикровенных, сокрытых от нас, обычных людей, но впоследствии разъясненных нам Святыми отцами в Толкованиях. Но есть в ней символы, вполне понят-ные человеку того времени. Одним из таких символов и являет-ся “правая рука”. В книге пророка Захарии описан интересный случай: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Зах. III, 1). Следуя разъяснению Толковой Библии издания 1908 г., Иисус – Первосвященник, властью которого приносились жертвы очи-щения грехов ветхозаветного народа. Сатана, стоящий «по правую руку его, чтобы противодействовать ему», пытается ли-шить Первосвященника его власти и права ходатайствовать пред Господом за народ, «восставая против решения Господа возвратить Свою милость согрешившему народу Израиля» (Том VII, стр. 397).

На православных иконах, изображающих картины Страшно-го суда, праведники всегда стоят по правую руку Спасителя, имеющего власть «судить вселенную по правде, совершать суд над народами по правоте» (Пс. IX, 9). Не случайно в славян-ском языке слова “правый, правда, правая” обозначают “пра-вильный, праведный”, а в конечном итоге – Православный. Правая рука у всех без исключения древних народов была сим-волом власти.

На это именно и хотел обратить внимание Священномуче-ник Дамаскин в толковании “печати Антихриста”: «принявшие ее на правую руку признают силу его деяний», то есть власть. А это значит, что для официального сохранения, “спасения” Церк-ви от закрытия и уничтожения, для спасения собственной жиз-ни, имущества и так далее вовсе не нужно будет признавать Ан-тихриста “богом”: необходимо только признать власть Антих-риста; большего от православного христианина требовать не будут. Схиархимандрит Лаврентий Черниговский в пророчест-вах о времени Антихриста говорил, что в то время «церкви бу-дут, но ходить православному христианину в них нельзя будет, так как там не будет приноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа». То есть институты официальной Церкви: патриар-шество, епархиальные управления, открытые храмы и так далее – сохранятся, «все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда», будут совершаться все православные обряды, в том числе и Литургия, но «Безкровная Жертва приноситься не бу-дет». Хлеб и вино не пресуществлятся в Тело и Кровь Христо-вы, но останутся хлебом и вином.

И вот здесь, во всей своей сложности и принципиальности, встает вопрос о власти: всякая ли власть от Бога? Сергианству-ющая Московская патриархия учит однозначно: да, даже если эта власть богоборческая. А значит, любую власть нужно при-нимать и ей покоряться… Последние 80 лет русской истории – практическое утверждение этого учения. Отсюда – лишь один шаг к признанию Антихриста: в то время – как и в годы советс-кой богоборческой власти – тоже многие иерархи и духовенст-во (большинство), чтобы сохранить свою жизнь, “спасти” Цер-ковь, храмы, легальные богослужения и так далее, признают власть Антихриста законной и таким способом поклонятся ему. И в этом смысле кровавое, богоборческое, жестокое избие-ние православных (и попытка полностью уничтожить Право-славную Церковь) бесовкой советской властью было лишь предзнаменованием, подготовкой, репетицией того, что давно уже «близ есть, при дверех» (Матф. XXIV, 33).

Однако учение Святых отцов о власти иное: «самое дело (ра-зумею власть) установлено Богом, чтобы общество не пришло в расстройство. Но, если какой злодей беззаконно восхитил эту власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему, или изблевать все свое лукавство, как фара-он, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломуд-рить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Св. Исидор Пелусиот), то есть существу-ет власть, данная Богом, но существует и попущенная Богом за грехи людей. Отсюда вполне ясно, что православные христиане обязаны повиноваться только законной власти и подчиняться только тем законам и постановлениям, которые согласны с Бо-жественной волей; в противном случае они должны, по приме-ру Святых Апостолов, слушаться больше Бога, чем людей (Деян. IV, 19); а по примеру Самого Спасителя, христиане должны быть послушны Господу, как и Он Богу Отцу, даже до смерти (Филип. II, 8).

(Комментарий: Прочитав данный абзац, сразу же задаёшься вопросом: а Временное Правительство, состоявшее из масонов, было от Бога? Ведь архиереи Святейшего Синода открыто призвали русский народ подчиниться новой власти. Законно ли изменники и революционеры пришли к власти во время Февральской революции? Нет, они власть захватили силой, а архиереи всесторонне помогали в этом. Где доказательство того, что Царь отрёкся от Престола? Лично от него архиереи отречения не слышали. Официального документа, скреплённого царскими подписью и печатью, как знаем, никогда не существовало. А тот факт, что масонов Временного Правительства вскоре заменили большевики,  лишь доказывает, что эта власть была не от Бога. Почему же архиереи Русской Православной Церкви сразу забыли свою клятву верности Государю и призвали русский народ принести присягу на верность масонам? А масонство, как знаем, служит сатане.)

Еще более принципиальным для христианина является ответ на вопрос: что есть Церковь, и может ли грешный человек свои-ми немощными силами “спасать” Церковь? В этом ответе – си-ла нашей веры. Ответ однозначен: Церковь есть благодатное, мистическое Тело Христово (Богочеловеческий организм, по выражению А.С. Хомякова), и не мы призваны “спасать” Цер-ковь, но все мы спасаемся в Церкви и Церковью. Церковь не-победима (Матф. XVI, 18), как и Сам Христос – Ее и наш един-ственный Глава, Защитник и Спаситель.

И вот здесь уместно задать вопрос: почему именно в России, Русской Церкви попущены в ХХ в. такие жестокие испытания? В чем смысл таких испытаний?

«Кого люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. III, 19), го-ворит Господь, и нет сомнения, что наши деды и прадеды тяж-ко согрешили пред Господом. Но только ли в этом причина? Такой однозначный ответ был бы слишком простым и ничего не объясняющим.

По мнению многих Святых Новомучеников и Исповедников Российских, ответ на этот вопрос нужно искать в XVII главе Откровения Святого Апостола Иоанна: «и я увидел жену, сидя-щую на звере багряном (в славянском переводе “червлене”, то есть красном – авт.), преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камня-ми и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, напол-ненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мер-зостям земным. И я видел, что жена упоена была кровью свя-тых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удив-лением великим» (Откр. XVII, 3-6). Многие толкования под вы-ражением “вывилонская блудница” понимают так называемую “церковь лукавнующих”, или “церковь-блудницу”. То есть ту часть Православной Церкви, которая, ради сохранения своего официального, легального положения, проявит лояльность к власти Антихриста, признает его власть. К такому выводу, в частности, приходит Святитель Феофан Затворник в Толкова-нии на 2-е послание к Солунянам: «Будет часть и содержащих истинную веру (помимо многочисленных еретиков и сектантов – авт.), как она передана Св. Апостолами и хранится в Право-славной Церкви, но и из этих немалая часть будет только по имени православными, в сердце же не будет иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век. Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут вид-ны храмы и чины церковные, но все это одна видимость, внутри же отступление полное. На этой почве народится царство ан-тихриста – и возрастет в том же духе видимости». Излишне на-поминать, что под христианами Святитель Феофан подразуме-вал только христиан православных.

Выдающийся русский богослов, Священномученик Архи-епископ Иларион (Троицкий) в одном из писем, написанных им в ноябре 1927 г. из Соловецкого концлагеря, так объясняет этот текст Откровения: «И как было не дивиться Св. Тайнозрителю, когда он узрел пред собою преображение “жены, облеченной в солнце”, “имевшей под ногами луну и на главе венец из двенад-цати звезд” (Откр. XVIII, 2) в “мать блудницам и мерзостям земным”, “упоенную кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых”! Не видим ли мы нечто подобное собственными глазами? Не проходят ли перед нами события, невольно приво-дящие на память духовные созерцания Новозаветного Тайно-видца? Сопоставьте приведенные выше слова Апокалипсиса с делом и деяниями наших живоцерковников и обновленцев! Не приложимы ли они к ним, вплоть до мелочей?

Гораздо значительнее, в указанном апокалиптическом смыс-ле, представляются события последних дней, связанные с име-нем митрополита Сергия. Значительнее, хотя бы по одному то-му, что усаживается на зверя багряного с именами богохульны-ми не самочинная раскольница, а верная жена, имущая образ подлинного благочестия, видимо не оскверненного предвари-тельным отступничеством. В этом главная, жуткая сторона то-го, что совершается сейчас на наших глазах, что затрагивает глубочайшие духовные интересы чад Церкви Божией, что неиз-меримо по своим последствиям, имеющим міровое значение, ибо таковое значение принадлежит изначала Церкви Христо-вой».

(Комментарий: Святой новомученик Михаил Новосёлов в 1918 году писал следующее: «… главный недуг церковной жизни слишком глубоко коренится в недрах Церкви… Недуг этот заключается в утрате православного самосознания и самочувствия и отступлении от святоотеческих основ религиозной мысли и жизни. Этим недугом … поражены и представители иерархии…, и представители академической науки, и пастыри, наипаче ученые. Естественно, духовная болезнь эта с вершин распространяется вширь и глубь церковного общества и народа. » … Глубочайшее отступление от православного мудрования я вижу в так называемом имяборчестве, т.е. в том мировоззрении, которое проведено было в известном послании Свят. Синода «всечестным братиям, во иночестве подвизающимся», опубликованном в мае 1913 года, и в приложенных к нему докладах. … Имяборческая стихия отравила нашу богословскую школу, нашу иерархию, наше пастырство, и, естественно, отравляет все церковное общество. Плоды отравления у всех на глазах. … Ведь только слепой, или зрячий, у которого лежит покрывало на очах, не видит того растления, которое проникло в нашу церковную жизнь и которое является плодом давнишнего практического имяборчества, в последнее время Святейшим и Патриаршим Синодами закреплённого теоретически, в учении. Протестанский … принцип религиозного субъективизма предлагается нам официально, как норма духовной жизни.
… .. И какой бутафорией является в наши дни «Торжество Православия», это помпезное провозглашение единства исповедуемой будто бы нами веры «Апостольской, отеческой, кафолической, яже всю вселенную утверди»! Когда я присутствовал на этом величественном церковном празднике в текущем году и слушал громогласную анафему патриаршего архидиакона, мне казалось, что всею силою она обрушивается не на отсутствующих еретиков и большевиков, а на присутствующих иерархов - имяборцев.(!!!)
… Не за хулу ли на страшное Имя Божие иерархия наша несёт тяжёлые удары, начиная с первых дней революции? Не эта ли хула является причиной того бессилия, того как бы параличного состояния, в котором находятся наши правящие иерархи, сами сознающиеся в этой параличности, хотя и не сознающие, кажется, причины её? Словесное стадо разбредается и разбегается в разные стороны, увлекаемое «в научения различна и странна», а кормчие Церкви, словно богаделенские старички, только поглядывают из окон своей богадельни на словесных овец, которым вместо единой, строгой, вековечной, живой и животворящей Истины Православия предлагаются многообразные суррогаты гуманистической морали, мелодраматической проповеди, богослужебной лжеэстетики, а в последнее время «социалистическое христианство». Я сказал: «поглядывают». Нет, не только поглядывают, но и принимают иногда прямое или косвенное участие в культивировании этих суррогатов.
… Страшно и, пожалуй, страшно сказать, что
спасают нашу Церковь, святыню нашего сердца, не Собор , не Высшее Церковное Управление, а сильный социалистический пресс (т. е. большевистское гонение на Церковь – Общ.), выжимающий, говоря языком Апокалипсиса, из теперешней умирающей (Апок. 3:1) церкви Сардийской верную («сохраняющую слово Христово и не отрекающуюся от Имени Христова», (Апок. 3:8) Филадельфийскую и отжимающий на сторону «теплохладную, нищую, слепую и нагую» (Апок. 3:15, 17) Лаодакийскую («народоправческую» - христианско-социалистическую).
… Сознание исключительной важности вопроса о боголепном почитании Имени Божия, от чего зависит наше настоящее и будущее, простирающееся в вечность, и признание имяборчества, этого плода и причины религиозного безверия и бесстрашия, опаснейшим врагом Православия, поражающим основной нерв нашей веры, побуждают меня отдать все свои силы на обличение этого душепагубного заблуждения и на уяснение противоположной истины – имяславия

 Это писал в своё время мученик Михаил Новосёлов, причисленный к лику святых и почитаемый очень многими, в том числе, и упорными сторонниками имяборчества.)

Почему же предательство Русской Церкви митрополитом Сергием и его Синодом так категорично рассматривалось боль-шинством Святых Новомучеников как измена Вселенской Христовой Церкви вообще? Попытаемся вкратце осмыслить это.

По известному выражению старца Филофея, «Москва – тре-тий Рим, а четвертому не быть». Как это нужно понимать?

Почти все без исключения Святые отцы Церкви (например, Блаженный Иероним, Святитель Иоанн Златоуст и другие) в выражении «тайна беззакония уже в действии, только не свер-шится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь, и тогда откроется беззаконник» (2 Солун. II, 7-8) под Удерживающим міровое зло единодушно понимают царскую власть, а Святители Филарет Московский, Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов) под Удерживающим понимают власть Православного Русского Царя. После кровавого богоборческого переворота в России в 1917 г. и ритуального убиения последне-го Помазанника Божия, сдерживавшего тайну беззакония, Рус-ского Царя, Удерживающий из міра («от среды») был взят.

(Комментарий: Автор забыл уточнить, какая причина того, что «Удерживающий из мира был взят». А произошло всё это благодаря тому, что власть в стране захватили масоны Временного Правительства, активно поддержанные епископатом Русской Православной Церкви. По распоряжению масонов Временного Правительства Царская Семья была арестована и отправлена в ссылку, а позже передана в руки большевиков. Возникает вопрос: а почему же ни один архиерей не выступил против беззаконного ареста, более того, почему архиереи не выступили за Удерживающего, а поддержали масонов? Ведь все знали, что после исчезновения Удерживающего придёт антихрист. Знали и делали всё против Удерживающего. Почему? Может потому, что масоны обещали свободу, при них можно было избрать Патриарха, более того, они  выделяли деньги на проведение Поместного Собора и платили ежедневно каждому участнику соборных заседаний.)

Ни Румыния, ни Болгария, ни Сербия, хотя и имели православных царей, заменить Москву не могли, так как такого духовного, по-литического и экономического авторитета и влияния в міре не имели. Именно в этом смысле Москва – третий Рим, а четверто-му не быть. Вот почему только в России могла произойти бого-борческая революция, взявшая от среды Удерживающего и распространившая свое тлетворное влияние по всему міру. И именно в России, в ограде Русской Церкви как первой по духов-ному авторитету хранительницы истинного Богопочитания мог-ла и должна была, по неизреченному промыслу Божию, заро-диться “церковь лукавнующих”. Как тернии на плодородной почве, она могла произрасти только на благодатном теле тре-тьего, и последнего, Рима: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много ан-тихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (1 Иоан. II, 18-19).

Вот что по этому поводу писал Священномученик Иларион (Троицкий): «Послание митрополита Сергия и его Синода не бросило ли возглавляемую им церковную организацию в омер-зительные, прелюбодейные объятия атеистической, богохуль-ной и христоборной (анти-Христовой) власти и не внесло ли страшное нечестие в недра нашей Церкви? Заметьте: изошло это послание не от раскольников-обновленцев и им подобных отщепенцев и не от еретиков-живоцерковников, а от законной, канонической, по-видимому православной, иерархии».

(Комментарий: Священномученик Илларион не вспомнил то, что Церковь в объятия христоборной власти перешла из объятий масонской власти Временного Правительства, в которых оказалась после предательства Удерживающего. Более того, священномученик Илларион не совсем точно выразился об нечестии, внесённом в недра Церкви. Митрополит Сергий просто увеличил степень нечестия. Как мы уже ознакомились выше из слов мученика Михаила Новосёлова, нечестие в Церкви уже было, а имя ему – имяборчество.)

В этой последней строке весь смысл произошедшей трагедии: церковь лукавнующих произойдет не из среды еретиков (которые к Церкви не принадлежат), а из среды служителей и чад истин-ной Церкви Христовой. Как часто в жизни злая мачеха подме-няет настоящую мать, так и церковь-блудница подменит собою истинную Церковь, по всем внешним признакам ничем не отли-чаясь от Матери («они вышли от нас, но не были наши»). По-добный прецедент уже был в истории человечества: именно Первосвященник Каиафа и возглавляемый им Синедрион, “ор-ган управления” ветхозаветной церковью, единственной храни-тельницы в то время истинного Богопочитания, предали Христа на казнь, совершили страшный грех Богоубийства. Сохраняя внешние формы истинного Богопочитания (Право-славия), они давно отреклись от истинного Бога, потому и не приняли ис-тинного Мессию, ожидая явления лже-мессии – Антихриста.

(Комментарий: Как не прискорбно это осознавать, но епископат Русской Православной Церкви оставили Царскую Семью в руках масонов, а потом и большевиков, ни разу не призвав русский народ освободить Удерживающего. А это, как знаем, является грехом клятвопреступления. Виталий Викторович Шумило, явно, забыл об этом, поэтому, считаем необходимостью освежить это в памяти читателей.)

Размышляя о судьбах Русской и Вселенской Церкви и о церкви лукавнующих, Святитель Иларион пишет: «Можно не-однократно усматривать еще в Ветхом Завете, что одни и те же пророчества сначала исполняются в малом виде, а потом имеют еще другое, высшее и окончательное исполнение». Очевидно, как пред явлением в мір Христа-Спасителя явился Предтеча Господень Иоанн Креститель, так и перед приходом последнего лже-мессии должен был явиться его “предтеча”. Не был ли та-ким “предтечей” богоборческий советский режим, породивший свою, советскую, сергианскую церковь? И не заключен ли в его приходе и создании его церкви главный смысл попущенной Господом “русской” революции? Не явилось ли исполнение пророчеств Святого Апостола Иоанна на России и Русской Церкви «в малом виде», за которым последует их «высшее и окончательное исполнение» уже по всему міру?

Вопросы эти задаем не мы, немощные. Вопросы эти задава-ли многие Новомученики и Исповедники Российские, самой своей жизнью и мученической кончиной за стояние в Правде Христовой стяжавшие у Господа «венец жизни» (Откр. II, 10). Вопросы эти задавали и многие отцы-исповедники катакомбной Церкви Христовой, не признавшие богоборческой власти и по-рожденной ею церкви лукавнующих.

«Трудность настоящего времени для православного человека состоит главным образом в том, – писал в 1927 г. Святитель Иларион, – что теперешняя жизнь Церкви требует от него высо-кодуховного отношения к себе. Нельзя полагаться на официаль-ных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально приме-нять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью воп-росов, вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла. Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание со-вести (1 Тим. IV,2) чрез примирение, по правилам, с ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами. На “законном” основании можно и антихриста принять…»

(Комментарий: Перед нами объяснение причин, почему в 1913 году архиереи Русской Православной Церкви устроили имяборчество, а потом в 1917 году предали Удерживающего, признав законной властью масонов Временного Правительства. Давая клятву перед архиерейской хиротонией соблюдать каноны Православной Церкви, на самом деле архиереи руководствовались каким-то духовным чувством. Руководствуясь «духовным чувством», архиереи с церковных амвонов проповедовали имяборческую ересь, потом предали Удерживающего и призвали принести присягу масонам. Далее, следуя «духовному чувству», забыли об анафеме гонителем Церкви и вполне пристойно общались с большевистской властью, более того, выполняли требования по роспуску церковного управления за границей, изданию документа о лояльности к советской власти и т. д..

Воззвание Святейшего Патриарха Тихона и группы иерархов Православной Русской Церкви к верующим об отмежевании Церкви от контрреволюции

08.1923.

Ныне Церковь решительно отмежевалась от всякой контрреволюции. Произошла социальная революция. Возврат к прежнему строю невозможен. Церковь не служанка тех ничтожных групп русских людей, где бы они не жили – дома или за границей, которые вспомнили о Ней только тогда, когда были обижены русской революцией, и которые хотели бы Ею (Церковью) воспользоваться для своих личных политических целей. Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти. Православные епископы убеждены, что смута церковная прекратится только тогда, когда будет восстановлен канонический строй церковного управления и когда верующими в точности будут соблюдаться касающиеся Церкви законы государства.

Православное Церковное Управление прежде всего не должно вмешиваться в жизнь тех общин, которые не выразят свободного и добровольного согласия подчиниться его руководству. Православные общины, сознающие необходимость для них иметь законно-преемственную иерархию, сами вступят в духовный союз с Православным Церковным Управлением. Православное Церковное Управление должно считать для себя обязательным соблюдение церковных канонов и законов Российской Республики. Государственный строй Российской Республики должен быть основой для внешнего строительства церковной жизни. Церковь переживает важный исторический момент. Поэтому от всего церковного общества требуется проявить возможно больше церковной сознательности. Этой сознательностью должны, прежде всего, обладать руководители церковной жизни. Священники обязаны подробно выяснять себе и своим пасомым, что Русская Православная Церковь ничего общего не имеет с контрреволюцией. Долг пастыря довести до сознания широких масс верующего народа о том, что отныне Церковь отмежевалась от контрреволюции и стоит на стороне Советской власти.

(Подписали: Патриарх ТИХОН; Серафим Александров, архиепископ Тверской и Ржевский; ТИХОН Оболенский, архиепископ Уральский и Покровский; Иларион Троицкий, архиепископ бывший Верейский).)

«Как же нам быть в эти страшные минуты новой опасности, надвинувшейся по внушению вражьему на нашу Мать, Святую Православную Церковь? Как быть, чтобы не выпасть из Ее бла-годатного, спасительного лона – и не приобщиться нечестию богохульного зверя и сидящей на нем блудной жены? Господи, скажи нам путь, воньже пойдем!.. – вопрошал Священномуче-ник Илларион, – “После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую. Земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом, говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница сделалась жилищем бесов и приста-нищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице” (Откр. XVIII, 2). “И услышал я иной голос с неба, говоривший: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее” (Откр. XVIII, 4). /…/ Ни самая широкая ученость, ни самый глу-бокий природный ум, ни самая утонченная естественная мисти-ка не могут дать удовлетворительного разумения таин Божиих. А здесь мы соприкасаемся с тайной, великой и, в известном смысле, последней тайной земного бытия Церкви и человечест-ва. Тайной является и вопрос, естественно возникший при чте-нии последнего приведенного мною стиха из Апокалипсиса, где верные призываются выйти из Вавилона. Вопрос о том, когда народ Божий должен совершить свой выход?»

(Комментарий: Почему же многие архиереи так единодушно выступили против Митрополита Сергия? Надо напомнить, что после свержения Самодержавия масоны вполне вмешивались в жизнь Церкви и никто не замечал, что масоны манипулируют в Церкви. Так, сразу были незаконно удалены со своих кафедр около двадцати архиереев – никто из остальных архиереев не протестовал. На Поместном Соборе знаменитый масон Родзянко был заместителем Патриарха – все были согласны. Арестовали Царскую Семью, убивали верных слуг Царя и представителей прежней власти – ни один архиерей не выступил в их защиту. А вот, когда Митрополит Сергий уже их самих отдал в руки большевиков, все завопили, но было поздно. Как они поступили с другими, так попустил Господь и им, чтобы они искупили свои грехи.

Действия архиереев Русской Православной Церкви первой половины XX века, как и многих архиереев нашего времени во многом сходны. Масштабная активность епископов начиналась и начинается тогда, когда это требуется для поддержки политических и церковных интересов могущественных архиерейских покровителей и друзей или тогда, когда ущемляются права самих архиереев. За Государя никто не выступил, а вот за масонов Временного правительства, вождей Белого движения, Гитлера и Сталина сколько нашлось бесстрашных ревнителей среди епископата Русской Православной Церкви. Этот обычай сохраняется и в наше время.)

Размышляя о чаяниях и путях народа Божия, архипастырей и пастырей Церкви Христовой, Святитель Иларион писал: «Все это вместе взятое и многое другое, видимое и слышимое, и за-ставляет живые верующие души настораживаться и вниматель-но всматриваться в развертывающуюся перед нами картину усаживания жены на зверя. Эти души чувствуют новую, небы-валую опасность для Церкви Христовой и, естественно, бьют тревогу. Они, в большей части своей, не спешат окончательным разрывом с церковными “прелюбодеями”, в надежде, что со-весть их не сожжена до конца, а потому возможно покаяние и исправление, то есть отвержение начатого ими темного дела. Сбудется ли это чаяние?! От души говорю: подай, Господи! Но в самой глубине его вижу сомнение и, однако, пока не ставлю точки над і. Пусть поставит ее время, а точнее сказать, Владыка времен! Он же да сохранит нас, как от легкомысленной поспеш-ности, так и от преступно равнодушной медлительности в том страшно ответственном положении, в которое мы поставлены Промыслом Божиим!» Так закончил свое письмо в 1927 году Священномученик Иларион. С тех пор прошло 75 лет!..

В среде современных сергиан очень популярны пророчества старцев о возрождении православной России во главе с Царем. Дело дошло уже до того, что некоторые их “старчествующие ревнители” вкладывают в уста истинных старцев собственные вымыслы и басни. Так, например, лже-схиигумен Херувим (Дегтярь) в своей книге о Схиархимандрите Лаврентии Черни-говском приписал отцу Лаврентию собственную ересь, которую батюшка никогда не произносил: «Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь Православный Божий Помазанник. /…/ В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых). Русского Православного царя будет боять-ся даже сам антихрист. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властию антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании». Подоб-ные глупости было бы безсмысленно опровергать, настолько они противоречат Священному Писанию и учению Святых от-цов Церкви, если бы им не верили и их не распространяли бы многотысячными тиражами в “советских православных” книгах и газетах.

Напротив, все Святые отцы, как мы могли убедиться, учат совсем иному: «Но Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле?» (Лук. XVIII, 8). По разъяснению Святителя Феофана Затворника, речь здесь идет не о вере во Христа вооб-ще: мы видим, с какой силой множатся всевозможные “христи-анские” ереси и секты. Спаситель говорил об Истинной вере, которая невозможна вне Истинной Церкви. Господь, обращаясь к ученикам Своим, обещал нам, Православным христианам: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» (Лк. XII, 32), и мы знаем, что во времена Антихриста Истинная Церковь Христова будет малым островком посреди бушующего океана нечестия…

В подтверждение сказанного, в очередной раз сошлемся на Священномученика Архиепископа Илариона (Троицкого), од-ного из выдающихся богословов Русской Церкви: «На днях один епископ, отстаивая ориентацию митрополита Сергия, за-пугивал своего собеседника, с негодованием отвергавшего эту ориентацию, между прочим, тем, что несогласные с Сергием останутся в таком меньшинстве, что явятся одной из множества существующих у нас мелких сект. Бедный епископ, прибегаю-щий к такому безсильному аргументу в защиту народившейся “советской Православной Церкви”! Вспомнил бы он слова Спасителя о том, найдет ли, придя, Сын Человеческий веру на земле! Вспомнил бы множество апостольских предсказаний об оскудении веры и о умножении всякого нечестия в последние времена! Вспомнил бы сказанное Тайнозрителем о Церкви Сар-дийской, в которой лишь “несколько человек” “не осквернили одежд своих”, и о славной Церкви Филадельфийской, “не много имевшей силы”, но сохранившей слово Господне и не отрек-шейся от имени Христова (Откр. III, 4-8). “Множество” и “боль-шинство” необходимы в парламентах и партиях, а не в Церкви Божией, являющейся столпом и утверждением Истины, незави-симо от этих категорий и даже вопреки им (ибо Она имеет сви-детельство о себе самой)».

Конечно, мы верим и надеемся, что обетования старцев свер-шатся. Но они не могут свершиться сами собой, без нашего жи-вого участия, без нашего искреннего покаяния. «Очень легко просто мечтать о будущем этого міра и о том, что может слу-читься в России. Воскресение России зависит от усилий каж-дой отдельной души, оно не может произойти без участия пра-вославных людей – нашего общего покаяния и нашего подвига, – писал в начале 1980-х гг. иеромонах Серафим (Роуз). – Оно будет в какой-то мере зависеть и от самого русского народа, так как Бог здесь действует через свободную волю человека. Также, как после покаяния людей Ниневия была помилована, и проро-чество Ионы о ее гибели, таким образом, не исполнилось, так и пророчества о восстановлении России могут не исполниться, если русские люди не раскаются». Но покаяние не может быть чем-то безформенным, абстрактным. Нельзя просто покаяться. Покаяние может быть только конкретным, в конкретно совер-шенном грехе.

Чем больше пребываешь в грехе, тем меньше возможности грех видеть и искоренить – это закон аскетической, нравствен-ной жизни всякого человека (в особенности же православного христианина), опытным путем познанный Святыми отцами-подвижниками. Человек становится духовно слеп, сживается с грехом, постепенно его оправдывает, а вскоре желает его, стре-мится к нему и радуется ему. Он уже не способен отличать правду от лжи. Святые отцы учат, что грех, если его не изжи-вать в себе, вырастает в страсть, а затем в порок и нераскаян-ность, что уже есть хула на Духа Святого. Нераскаянный чело-век – духовно мертвый человек, не способный к покаянию и на-всегда потерянный для Царства Небесного. Но тем легче иско-ренить в себе грех, чем раньше увидишь и осознаешь ложь сла-дости греха.

Вот почему так необходимо русскому церковному народу покаяние в грехе сергианства. Но нужно ясно понимать – что такое сергианство. Сергианство – это внутренняя готовность православного христианина на компромисс с богоборчеством, а в более широком понимании – на компромисс с любым злом, со стихиями міра сего. Готовность эта неосознанная, она происте-кает из сердца, из духовного состояния самого человека. Ее не-льзя контролировать, она является невидимым духовным стержнем в сердце человека. При этом причины и мотивы тако-го компромисса могут быть разными, как и формы самого бого-борчества.

Сергианство изначала есть трусость, отвержение креста Господня и отвержение упования на Господа,а в конечном итоге духовная ложь и прелесть. А во всякой лжи реально при-сутствует и отец лжи, диавол: «ибо он лжец и отец лжи… и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан. VIII, 44). Как че-ловек, исповедующий Истину, принимает Духа Истины, так и исповедующий ложь усваивает дух лжи. Это непреходящий за-кон духовной борьбы: невозможно сотворить добро, совершая зло или хотя бы оправдывая зло. Невозможно сохранить Прав-ду, защищая или соглашаясь с неправдой. Поэтому каждый день пребывания в сергианстве грозит невосполнимыми духов-ными потерями: и для христианина, и для всей Церкви, как соб-рания верных, в целом. Каждый день, каждый час компромисса с неправдой и беззаконием, оправдания сергианства и его не-правды и беззакония, опутывает христианина невидимой сетью духовной слепоты и прелести, из которой с годами ему уже не выбраться никогда. О таковых, не пожелавших принять правду, Господь изрек: «и тогда откроется беззаконник…», тот, чье «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою… и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие (то есть за отвержение истины – авт.) пошлет им Бог действие заб-луждения, так что они будут верить лжи.  Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду»
(2 Солун. II, 8-12).

По словам Преподобного Нила Мvроточивого, подлинная печать Антихриста – это духовное состояние человека. Дело не столько во внешнем виде печати, сколько в ее духовном содер-жании: она знаменует состояние и расположение души челове-ка, приводящие его к отступлению. Она знаменует уже состо-явшееся отступление в сердце человека, в его міровоззрении, помыслах и поступках: человек будет готов к ее принятию за-долго до пришествия Антихриста. А по объяснениям Святого Ипполита Римского, ее поставление должно происходить уже после признания Антихриста, абсолютно добровольно и без применения насилия. То есть он станет ставить начертание сво-им приверженцам лишь во второй половине своего царствова-ния.

Очень важно понимать и помнить, что Антихрист внешне будет вполне приличным человеком. Он не придет и не скажет: вот, я Антихрист, приимите меня и поклонитесь мне. Напротив, он будет иметь обычное человеческое имя и ничем не будет от-личаться от обычных людей. Внешне он будет благочестив и сотворит множество добрых дел в первую половину своего правления. Поэтому не следует тешить себя нелепыми мечтами, что, мол, сейчас я буду идти на любые компромиссы в вопросах веры, буду совершенно покорен советской церкви, но когда явится истинный, окончательный Антихрист, я проявлю чудеса православной стойкости. Да не обольстимся, потому что тогда уже никто из таких православных, по словам Святителя Игна-тия (Брянчанинова), не способен будет распознать лже-мессию. «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неве-рен и во многом» (Лук. XVI, 10). К тому же, по единодушному учению Святых отцов, гонения начнутся только во второй по-ловине его царствования, да и то лишь в отношении горсточки православных христиан, не пожелавших покориться лояльной к власти Антихриста официальной церкви, храмы которой «будут в величайшем благолепии, как никогда», по словам старца Лав-рентия,2 и отказавшихся признавать власть Антихриста за-конной.

Из сказанного следует, что без смиренного осознания серги-анского падения и покаяния, истинное Православие в России не возродить. А значит и не спастись. Возводя сергианство (комп-ромисс с богоборчеством) в норму церковной жизни, его за-щитники, сознательно или неосознанно, уже подготовили свою паству к признанию власти Антихриста и принятию «начерта-ния на правую руку их» (Откр. XIII, 16).

Наивно надеяться, что в роковой час испытания у сергиан, привыкших к оправданию неправды и к компромиссам со злом, вдруг откроются духовные очи. Так рассуждать – значит прене-брегать своим спасением, что уже само по себе духовное прес-тупление. Вне Истинной Православной Церкви нет и не окажет-ся ни средств для верного распознания Антихриста, ни, глав-ное, Благодатных сил для стойкого противостояния ему и всем его искушениям. Церковь лукавнующих не сможет преподать чадам своим то, чего у нее не будет: ибо «бысть пуста весьма» (Иезек. XXXVIII, 8), по разъяснению Святителя Игнатия (Брян-чанинова).

В качестве иллюстрации приведем выписки из статьи “Бого-данный вождь” одного очень известного патриархийного писа-теля: «Настало время реабилитировать Сталина. /…/ Наши пат-риархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина бого-данным вождем. /…/ Да, Сталин дан нам Богом, он создал та-кую державу, которую сколько не разваливают, а не могут до конца развалить. /…/ Если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле был особый человек, Богом дан-ный, Богом хранимый. /…/ Поэтому я, как православный хрис-тианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину. /…/ Но са-мое главное все-таки, что Сталин по-отечески заботился о Рос-сии…»

Весь этот ужас написан не в 1949, а в 1999 году, и не выжив-шим из ума  коммунистом или кем-то из современных обнов-ленцев, а священником, к слову которого прислушиваются ты-сячи православных христиан (так как считают его старцем), внешне вполне “православным” – отцом Дмитрием Дудко. Что это, как не ярчайший пример слепоты, духовной деградации че-ловека достойного, в прошлом претерпевшего от богоборчес-кой власти за исповедание Православия, но, не имея Благодат-ных сил для стойкого противостояния всем ее искушениям, публично пред нею покаявшегося? Как мог он забыть о жесто-чайших преступлениях против Церкви Христовой, совершен-ных “богоданным вождем”? Лишенный помощи Божией, иск-ренний благочестивый батюшка уже в наши годы, совершенно добровольно и осознанно превратился, по его собственным сло-вам, в “православного сталиниста”.

«И дал зверю дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. XIII, 2). Совершенно очевидно, что как зверю-Антихристу власть даст дракон-диавол, так и Сталину, как “предтече” Антихриста, власть дана была не Богом, а дьяволом.

(Комментарий:  Автор статьи, явно, сгущает краски. Сталин пришёл к власти благодаря тому, что масоны Временного Правительства захватили власть в стране, в чём им активно помогали архиереи. А был бы Царь, большевики к власти никогда бы не пришли в то время.)

Сумеют ли такие “старцы” оградить свою паству от Антих-риста? «Оставьте их: они – слепые вожди слепых: а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф. XV, 14).

Духовный сподвижник Святителя Иоанна Шанхайского Ар-хиепископ Аверкий еще в 1975 г. писал, что в последнее время для спасения христианину будет недостаточно принадлежать к “православной церкви вообще”. Очень важно принадлежать к Истинной Церкви. А она, как мы знаем, будет слишком мала, чтобы ее можно было легко распознать. И чем дальше шествует по пути отступления мір и прелюбодействующая с ним, разрас-тающаяся официальная “православная церковь”, тем труднее и труднее будет христианину отыскать и войти в благодатную ог-раду «малого стада» – Церкви Христовой.

(Комментарий: Не для того ли, чтобы верующие не смогли отыскать Истинную Церковь и происходят загадочные события в Церкви. Сначала всё было сделано, чтобы не было канонического епископата РИПЦ, далее, покойный Епископ Стефан (Сабельник), вместо обещанного восстановления канонического епископата РИПЦ, соединился с архиереями РПЦЗ(АСА), потом СИПЦ, взявшая под свой омофор приходы РИПЦ, тоже смешалась с РПЦЗ(АСА), чем и признался раскол РПЦЗ(А) законной церковной структурой. Благодаря этому, у катакомбников пока один выход – отойти от ревнителей церковных расколов.)

Что для этого нужно – не знаем. Никакие личные “заслуги”-индульгенции здесь, оче-видно, не помогут. Только неизреченное милосердие Божие…

«Народ Мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» (Ис. III, 12), – не к современному ли церковному народу возвысил Господь голос Свой? И не при-шло ли время православным христианам прислушаться к при-зыву Господа, о котором вопрошал Священномученик Иларион семьдесят пять лет тому назад: «Выйди от нее народ Мой, что-бы не учавствовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. XVIII, 4)?

Будем же помнить слова замечательного духовного писателя ХХ столетия, проповедника покаяния, Архиепископа Русской Православной Церкви Заграницей Аверкия (Таушева): «Врата адовы не одолеют Церкви, но как показала Ее история, опреде-ленно, они могут одолеть и одолеют многих, кто считает себя столпами Церкви».

Будем бдительны во всем (2 Тим. IV, 5).3

"Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою" (Откр. XXI, 8). Священномученик Дамаскин обращает внимание на то, что не случайно боязливые стоят впереди всех прочих страшных грешников. Боязливость - это неверие во всемогущество Божие и Его попечение о нас, она даже хуже откровенного вероотступничества (неверных), п.ч. рождает внутренних врагов Церкви, наносящих ей самые болезненные удары. Именно поэтому сергианство более опасно, чем экуменизм. Экуменизм - слишком явное зло и для православного сознания неприемлемое. Сергианство - зло более тонкое, едва уловимое, а потому страшнее по своим духовным последствиям. 

(Комментарий: Автор статьи немного ошибается. За экуменизмом стоит полное единение с ересью Ватикана. А ересь является полным отторжением человека от Бога и ведёт к погибели. Сергианство же по канонам Церкви, 1 правилу святителя Василия Великого, не является ересью.)

2 Сопоставим это с ересью Херувима и иже с ним: "В России будет процветание веры и прежнее ликование". Ликование какой веры?

3 Труды Священномучеников Архиепископа Илариона и Епископа Дамаскина мы рассматриваем как Cвятоотеческие, т.к. они прославлены во Святых Русской Православной Церковью (Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 г. и Московской патриархией в 2000 г.). Поэтому каждое их слово для нас особенно дорого. Пусть их труды и сама жизнь послужат нам, современным христианам, благодатным, утешительным и укрепляющим уроком...Как видим, есть над чем задуматься.

(Комментарий: Да, есть над чем задуматься. Мы выделили слова автора, над которыми надо задуматься. Канонизация в МП, как видим, играет особую роль и, оказывается, равна канонизации в РПЦЗ во времена святителя Филарета (Вознесенкого). Парадокс, наше Общество даже не догадывалось о таком положении вещей в церковных кругах.Эта статья была написана в 2001 году, а в 2008 году напечатана автором в журнале «Вера и жизнь» без всяких изменений.

 И в конце хочется вспомнить отрывок из статьи Виталия Викторовича Шумило «Апостасия в Русской Зарубежной Церкви»: «Но с формально-юридической стороны Собор РПЦЗ 2001 г. (как и синод митр. Сергия в 1927 г.) и выборы нового первоиерарха (Митр.Лавра (Шкурло) – Общ.) выглядят законными.». Давайте задумаемся над смыслом этой статьи. Кто не понял смысл написанного, прочтите 2 – 3 раза. Получается, что каяться в сергианстве то и не надо. Ведь сам же Виталий Викторович Шумило признаёт, что «с формально-юридической стороны» синод митр. Сергия в 1927 году  выглядит законным. Как видим, есть над чем задуматься верующим……)

Литература:

1.     Аверкий (Таушев), Архиепископ. Выражают ли в наше время названия “христианский” и “православный” существо дела? // Православная Русь. – 1975. – № 5 (1054), 1/14 марта.

2.     Аверкий (Таушев), Архиепископ. Истинное Православие и современный мір. – Джорданвилл, США: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1971.

3.     Андреев И.М., проф. Святые Русских Катакомб. – Платина, Калифорния, США, 1982. – С. 222-223. На англ. яз.

4.     Беляев А.Д., проф. О безбожии и антихристе: В 2-х тт. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1898.

5.     Борис Молчанов, протоиерей. Эпоха Апостасии. Джорданвилл, США: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1976. Или: Борис Молчанов, протоие-рей. Эпоха Апостасии // Вера и жизнь: православный журнал. – Чернигов, 1992. – № 1.

6.     Дмитрий Дудко, священник. Богоданный вождь // Русский православный патриот. – 1999. – № 3, декабрь.

7.     Жизнеописания, поучения и пророчества Лаврентия Черниговского // На-дежда: православный сборник. – Мюнхен, 1988. – № 14. Или: Жизнеописа-ния, поучения и пророчества Лаврентия Черниговского – К.: Изд. «Свет Печерский», 1991. – С. 116-118.

8.     Клеман Оливье. Беседы с патриархом Афинагором. – Брюссель: Изд. «Жизнь с Богом», 1993. – С. 209.

9.     Лев Лебедев, протоиерей. Почему я перешел в зарубежную часть Русской Православной Церкви. – Монреаль, Канада: Изд. Братства преп. Иова По-чаевского, 1991.

10.  Мелетий Никопольский, митрополит. Печать антихриста в Православном Предании. – М.: Изд. Сестричества во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, 2001.

11.  О последних событиях, имеющих совершиться в конце міра. Третье изда-ние Козельской Введенской Оптиной Пустыни. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. – С. 40-46.

12.  Поучения пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеопи-сание / Сост. схиигумен Херувим (Дегтярь). – М.: Русский Духовный Центр, 1994. – С. 157-158 (работа неоднократно переиздавалась много-тысячным тиражом, ссылки на нее делаются во многих изданиях, посвя-щенных Схиархимандриту Лаврентию).

13.  Русская Православная Церковь и коммунистическое государство.
1917-1941. Документы и фотоматериалы. – М.: Изд. Библейско-Богословс-кого Института св. апостола Андрея, 1996. – С. 236-242.

14.  Серафим (Роуз), иеромонах. Будущее России и конец міра // Святое Пра-вославие. ХХ век. – М.: Донской монастырь, 1992.

15.  Тихомиров Л.А. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мiра // Хрис-тианин. – 1907. –№ 9. Или: Тихомиров Л.А. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мiра // О последних судьбах нашего міра. Три взгляда из разных эпох. – М.: Изд. Отчий дом, 1997. – С. 60-69.

 

 

Июль 2001 г.

 

Вера и Жизнь. Православный журнал. - № 1 (12), 2008. - Чернигов. - С. 44-60.

 

 

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)