Опубликовано Общество - пн, 08/19/2019 - 13:45

Схиигуменья Магдалина (Досманова)

Монахиня с детства
До революции в благочестивых семьях считалось особым благословением Божиим, если кто-то из детей избирал монашеский путь. Так считали и в семье Пелагии Досмановой, будущей матушки Магдалины. Когда Пелагии шел двенадцатый год, ее отец Стефан Досманов, приметив особую любовь девочки к молитве и житиям святых, спросил ее: «Пойдешь, дочка, в монастырь?» «Пойду», – охотно ответила девочка, и Стефан отвез ее в Ново-Тихвинскую обитель.

В монастыре юная послушница помогала сначала на свечном заводе, потом при настоятельских кельях. С годами ей поручали все более сложные и ответственные послушания, и сестра Пелагия любое дело исполняла с ревностью. Все сестры любили ее, чувствуя в ней особую духовную силу, которая сочеталась с мягким, любвеобильным отношением к каждому человеку.

В 1893-м году Пелагия Досманова приняла постриг и стала монахиней Магдалиной, а всего через два года сестры единодушно избрали ее настоятельницей «в том убеждении, что она жития благочестивого, нрава кроткого», как написали они в акте избрания.

«Я принимаю тех, кто не может жить без Бога»

Главное, чего она желала, – чтобы рай был в сердцах сестер

Став игуменией, матушка Магдалина неустанно трудилась: благоукрашала храмы, обустраивала келлии сестер, следила, чтобы всюду в обители был идеальный порядок – она хотела, чтобы монастырь был похож на рай. Но главное, чего она желала, – чтобы рай был в сердцах сестер.

Матушка учила их молитве, приобщала к чтению книг, на которых издревле воспитывались многие поколения монашествующих: Добротолюбия, Лествицы, поучений аввы Дорофея, преподобных Ефрема Сирина, Исаака Сирина, бесед святителей Василия Великого, Амвросия Медиоланского, Димитрия Ростовского и других. Подобно игуменам древности, святым Феодосию Печерскому и Сергию Радонежскому, матушка Магдалина часто обходила келлии сестер, чтобы убедиться, что у них все благополучно, что они не оставляют молитвы и чтения.
Особенно матушка заботилась о том, чтобы в обители царил дух любви и почитания ближних. Об этом свидетельствует такой случай. К одной послушнице приехали родители, и им, по обычаю, стали показывать монастырь. Когда они зашли в иконописную мастерскую, вдруг, неожиданно для родителей, все сестры, бывшие там, как одна, встали и низко, с глубоким почтением поклонились им. Родители были тронуты до слез и на всю жизнь запомнили этот маленький случай.

В обитель приходили многие девушки, чтобы под мудрым руководством матушки Магдалины вести монашескую жизнь. Число сестер возросло, как в древних лаврах, почти до тысячи. Однажды пришла и дальняя родственница матушки, пожаловалась, что ей тяжело жить с родными, и тоже попросилась в обитель. Матушка утешила ее, как могла, но с мудростью и любовью ответила: «Я принимаю в монастырь не тех, кто не может жить с людьми, а тех, кто не может жить без Бога».

«Я был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне»

В тяжелые для России времена матушка Магдалина, по заповеди Господней, старалась облегчить скорби ближних. Во время Первой мировой войны монастырь жертвовал деньги и ценности для нужд фронта; при обители был устроен лазарет для раненых воинов.

В 1918-м году Екатеринбург стал местом ссылки для многих неугодных новой власти людей: членов Царской фамилии, архиереев и священников. У матушки Магдалины болело сердце о каждом невинно заключенном. Она благословила сестрам носить продукты в Ипатьевский дом для заключенного там Императора и его семьи: молоко для Царевича Алексея, сливки, яйца, сливочное масло, хлеб, выпечку, овощи, мясо. Сестры носили продукты каждый день, вплоть до того последнего дня, когда Царская семья была расстреляна.
Когда в Екатеринбург прибыла в ссылку Великая княгиня Елизавета Феодоровна, сестры подали большевикам ходатайство о том, чтобы Великой княгине позволили жить в обители. Однако это прошение было отклонено. Сестры не оставили без помощи и Тобольского епископа Гермогена (Долганева), заключенного в арестном доме: владыке доставляли обед из монастыря, матушка Магдалина навещала его, и однажды по ее прошению владыке разрешили послужить в тюрьме обедницу, за которой причастились многие узники.

Открыто помогая Царской семье и другим заключенным, матушка с сестрами совершили исповеднический подвиг. Ведь в то время люди боялись не только помогать политзаключенным, но даже и просто выказывать сочувствие к ним, зная, что за это можно лишиться свободы и жизни.

«Монастырь» на Третьей Загородной
Ново-Тихвинский монастырь не избежал участи большинства русских храмов и монастырей. В 1920-м году обитель была закрыта, все сестры выселены. Над вратами монастыря большевики повесили большой плакат: «Да здравствует Мировая Коммунистическая Революция!» С сердечной болью смотрели матушка Магдалина и сестры на этот лозунг, приходя иногда помолиться к стенам родного монастыря. Обитель, которую они благоустраивали в течение многих лет, теперь являла жалкое зрелище, будучи разорена и обезображена коммунистической надписью.

Матушка Магдалина поселилась недалеко от монастыря, в частном доме на Третьей Загородной улице (ныне улица Шмидта). Вместе с ней жили 18 сестер, остальные часто приходили к ней для молитвы, совета и духовного назидания. Так возникла монашеская община, которая продолжала жить по святоотеческим правилам. В этот скорбный период во всей полноте проявились добродетели матушки Магдалины и ее духовный опыт, приобретенные в течение многих лет. Лишившись настоятельской должности и родной обители, она не пала духом. Главным для нее оставалось одно – молитва и совершенствование в христианских добродетелях. Такой была матушка и среди многих забот, связанных с управлением огромным монастырем, и среди лишений и гонений при советской власти.
В домике на Третьей Загородной сестры жили как в монастыре – каждую ночь вставали на монашеское правило, читали акафист Тихвинской иконе Божией Матери; днем трудились, читали святых отцов, иногда вместе ходили на службы в храмах; на всякое дело испрашивали благословения у матушки. В своем старческом служении матушка Магдалина сочетала рассудительное снисхождение с умеренной строгостью. Все духовные силы своих чад она направляла на искание чистоты сердца, учила сохранять мир и любовь с ближними, говоря: «На телесные подвиги мы не способны, только одним можем закон исполнить – тяготы друг друга носить». Но, снисходя к немощам телесным, она строго следила за духовным здоровьем своих чад: не позволяла празднословить, смеяться попусту. Наставляла, чтобы нигде не задавали лишних вопросов, говорила, что любопытство – мать пороков. Матушка Магдалина учила начинать и заканчивать день Иисусовой молитвой, заполнять ею свободное время. Сама она с четками не расставалась, много молилась.

Благодатная старица
Монастыря уже давно не было, а к матушке Магдалине по-прежнему приходили новые сестры, желавшие посвятить себя Богу. В 1930-м году пришла Галина Засыпкина – будущая схимонахиня Николая. Именно из ее рассказов нам теперь известны подробности о последних годах жизни и старческом служении матушки Магдалины.

Родная мать Галины вначале была против её выбора монашеской жизни, она говорила ей, что монашествовать сейчас невозможно: идут гонения, наставников нет… Но Галина ответила на это: «А нам хватит одной матушки-игумении». Игумения Магдалина сказала по поводу этих разногласий, что мама со временем смирится с выбором дочери, даже рада будет, а потом и сама станет монахиней. Так и произошло.

Галина Засыпкина полностью доверилась матушке Магдалине. Все ее благословения она исполняла с радостью: на работу ходила в платке, пряча свои пышные красивые волосы, никогда не снимала нательный крестик. Однажды на Страстной седмице матушка всем, кто входил в ее келлию, предлагала съесть яйцо. Девушки смеялись, отказывались, а Галина не раздумывая съела. Вечером матушка сказала про нее: «Одна у меня настоящая послушница».

«Только не отрекайся и не отступай от веры»

Матушка Магдалина благословляла своим чадам носить передачи в тюрьмы арестованным священнослужителям и монашествующим. Галина Засыпкина безбоязненно исполняла это благословение. На одном из допросов следователи спросили ее:

– Будешь в церковь ходить?

– Буду.

– И в тюрьмы передачи своим будешь передавать?

– Буду передавать. А если вас посадят, то и к вам приду.
Галину, несмотря на ее дерзкие ответы, не арестовывали. То, что ее не арестуют, тоже предсказала ей игумения Магдалина. Впоследствии Галина часто вспоминала ее пророческие слова: «Я бы десять лет просидела, чтоб только тебя не взяли, но тебя не возьмут. Только не отрекайся и не отступай от веры, не бойся».

По рассказам Галины, саму матушку Магдалину арестовывали несколько раз. На допросах она юродствовала, и это помогало ей избежать ссылки или долгого заключения. О чем бы ни спрашивали ее следователи, в ответ она повторяла: «Да, были у нас в монастыре платочки, тряпочки, мы их складывали, раскладывали, разглаживали», – и расправляла на коленях платок. В тюрьме матушку Магдалину держали по два-три месяца. Однажды подвергли изощренной пытке – пребыванию в так называемом «трамвае», то есть камере, битком набитой людьми, где можно было только стоять. Люди, сочувствуя престарелой женщине, сумели как-то раздвинуться, чтобы она могла сесть на пол. На холодном цементе она простудила ноги и страдала этой болезнью до смерти.

Матушка Магдалина предсказала с точностью время своей кончины. Тяжело заболев, она утешила плакавшую послушницу обещанием прожить еще год. После этого матушка прожила ровно год.

За три дня до смерти она послала сказать архиепископу Макарию (Звездову), что через три дня умрет. Владыка пришел в тот же день и совершил над матушкой постриг в схиму. В оставшиеся три дня своей жизни она ежедневно причащалась Святых Христовых Таин. Узнав, что матушка лежит на смертном одре, к ней приходило прощаться много верующих. Почти всех она благословляла иконой «Избавительница от бед», а Галину Засыпкину, к ее удивлению, – образом святителя Николая Чудотворца. Это благословение ее послушница вспомнила, когда принимала монашеский постриг и услышала свое новое имя – Николая.
фото
29 июля 1934 года, в окружении своих чад, схиигумения Магдалина спокойно предала дух свой Господу. Перед самой кончиной она осенила всех Тихвинской иконой и сказала: «Передаю вас Матери Божией...».

Похоронили схиигумению Магдалину на Ивановском кладбище. На похороны пришло очень много народа; гроб несли по городу на руках. На могиле поставили деревянный крест, а на табличке духовные дочери с благоговением и любовью написали: «Моли Бога о нас, дорогая матушка!»

30 июля 2019 г.

источник материала

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.

Архиепископ Сильвестр (Лебединский)