Опубликовано Общество - пн, 12/02/2019 - 00:24

Книжная диверсия врагов Православия: О модернистском наследии о. Александра Меня

 

ВРЕМЯ ПОДМЕН

Именно так можно охарактеризовать современность. И это утверждение касается, к сожалению, даже церковной жизни. Черное тут представляется белым, а белое – черным; зло именуется добром, добро – злом; еретики чествуются как великие богословы, а подлинные сосуды Духа Святаго порицаются за «узость» мировоззрения. Нет, к несчастью, и недостатка в лицах, облеченных священным саном и занимающих высокое положение в Церкви, которые эту ложь поддерживают, подпитывают, поощряют и лично распространяют.

Такие рассуждения родились в связи соследующим событием: 2 сентября с. г. на 28-й Московской международной книжной ярмарке состоялась презентация первого тома собрания сочинений протоиерея Александра Меня. Участники мероприятия – священники, ученые и журналисты – поделились своими размышлениями об отце Александре как проповеднике, библеисте и апологете, а также о его самой известной книге – «Сын Человеческий», опубликованной в первом томе.

Однако и само решение Издательства Московской Патриархии выпустить 15 томное собрание трудов клирика-модерниста, и прозвучавшие на презентации оценки его личности и литературной деятельности при ознакомлении с биографией и мировоззрением этого автора, мягко говоря, смущают.

КТО ТАКОЙ ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР МЕНЬ?

Приведем для наших читателей основные вехи жизненного пути отца Александра. Родился он в семье супругов Меней – инженера текстильной фабрики Вольфа Гершлейбовича и чертежницы Елены Соломоновны (в девичестве Цуперфейн) – в 1935 году. Выкрест из иудаизма. Закончив школу, поступил на заочное отделение охотоведческого факультета Московского пушно-мехового института, после расформирования которого учился в Иркутском сельхозинституте; был отчислен с последнего курса. Увлекшись, как и многие молодые люди, запрещенной в те годы религией, Александр выделялся среди прочих своими «необычными», модернистскими взглядами на Православие. Вероятно, именно благодаря этой уже тогда заметной его склонности к обновленческим идеям, в 1958 году по протекции разделявшего экуменические заблуждения инспектора Московской духовной академии А.В. Ведерникова он поступил на заочное отделение Ленинградской духовной семинарии, которую окончил в 1960 году.

В 1958 году Ведерниковым А. Мень был представлен митрополиту Николаю (Ярушевичу) и вскоре, получив рукоположение в диаконы, начал служить на приходе села Акулова (Одинцовский р-н Московской обл.). Затем, став священником, он проходил служение в подмосковных храмах сел Алабино, Тарасовка и Новая Деревня. К середине 80-х годов отец Александр приобрел необычайную популярность в среде советской интеллигенции, видевшей в нем посредника между безрелигиозной светской культурой и «модным» в тогдашней либеральной среде Православием. В 1990 году священник А. Мень был зарублен топором неизвестным убийцей и почти сразу же объявлен своими почитателями к мучеником.

ДРЕВНИЕ И НОВЫЕ ЕРЕСИ В СОЧИНЕНИЯХ А. МЕНЯ

Рассмотрим теперь мировоззрение и литературное творчество протоиерея Александра. Уже со студенческой скамьи они определялись экуменическими мотивами, на почве чего он сблизился с историком Церкви и «богословом» модернисткого направления Н.Е. Пестовым, познакомившим его с западным «христианством». По личному признанию А. Меня, большое влияние на него оказал писатель В.С. Соловьев – еретик, изобретший осужденное впоследствии Церковью лжеучение о некой Софии, Премудрости Божией. Во многом «богословские» взгляды отца Александра сформировались на основании трудов и таких авторов, как «пророк» оккультного движения «Нью-Эйдж» Н.А. Бердяев, а также развивший лжеучение Соловьева о Софии до ереси о существовании четвертой ипостаси Святой Троицы протоиерей С. Булгаков. Кроме того, Мень увлекался сочинениями западных «богословов» – протестанта Гарнака, папистов Честертона, Любака и советника по литургической реформе второго Ватиканского собора Л. Буйе. «Очень дорожу духом второго Ватиканского собора»,– признался он в одном из своих последних интервью.

С подачи ответственного секретаря редакции «Журнала Московской Патриархии» вышеупомянутого Ведерникова с 1959 года в этом издании начали публиковаться статьи протоиерея Александра. Помимо них он писал и книги, наиболее известные из которых – «Сын Человеческий» (Брюссель, 1969), «Как читать Библию» (Брюссель, 1981), «Магизм и единобожие» (Брюссель, 1971), «Вестники Царства Божия. Библейские пророки (VIII–IV вв. до Р.Х.)» (Брюссель, 1972).

Анализируя литературные труды священника Меня, необходимо отметить, что его взглядам была присуща еретическая эклектика. Так, в своих сочинениях он проповедовал идеи арианства. В частности, в книге «Магизм и единобожие» Мень пишет о некоем тварном боге-посреднике в создании мира, являвшемся в Ветхом Завете (с. 335). В том же издании (с. 594), а также в книге «Как читать Библию» (с. 30–31) он говорит, что мир был сотворен в результате борьбы добра и зла, что по сути есть манихейская ересь. Разделял отец Александр и высказанные в труде «Магизм и единобожие» (с. 548–549) воззрения пелагиан, состоящие в том, что грехопадение якобы не изменило природы человека. Наконец, в «Сыне Человеческом» он соглашается с несторианской хулой, утверждая, что Христос был подвержен греху (с. 70) и страдал на Кресте как простой человек (с. 294).

О КНИГЕ «СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ»

Остановимся подробнее на отдельных местах указанной работы, презентованной на книжной ярмарке.

В этом сочинении достаточно образно и детально изображены исторические события, на фоне которых проходила земная жизнь Спасителя, а также личности современников того периода. Между тем речь о Господе отличается не просто вялостью или сухостью, но какой-то непробиваемой схематичностью, формализмом. Описание Его земного пути и деяний лишено дорогих нам деталей, все важные моменты смазаны, повествование плоско. Силы автора были затрачены не на создание образа, а на то, чтобы загнать ум читателя в искусственные конструкции и абстракции. Он использовал прием средневековой европейской литературы, подменяющей конкретные понятия туманом всяческих «сверхидей» и «общечеловечностей». Или, проще говоря, последовал принципу: хочешь обойти трудный (для тебя) вопрос – либо лиши его четких границ, раствори в абстракциях, либо приземли его, сделай банальным и вульгарным. Так, будучи не в силах поверить в буквальное сотворение людей из праха земного, протоиерей Мень заявляет, что праотец Адам – это не конкретная историческая личность, а некий собирательный образ, символ «всечеловечества». И, напротив, Боговоплощение, столь же невместимое для автора, представляется в книге чем-то весьма обыденным, не выходящим за рамки будничных реалий. Соответственно, и евангельским чудесам дается максимально упрощенное, приземленное объяснение.

Например, о тьме, объявшей землю во время распятия Господня, святитель Иоанн Златоуст писал: «Дивно то, что знамение, которого они [иудеи] искали, было и с неба, и явилось по всей вселенной, чего прежде никогда не случалось, разве только в Египте, когда надлежало совершать пасху . Заметь и то, когда это происходит: в полдень . Этого достаточно было, чтобы обратить их [иудеев] к истине, не только ввиду величия чуда, но и в силу его благовременности». А вот как «просто» причину этого мрака объясняет отец А. Мень: «Подул ветер, и хмурые тучи заволокли небо»(с. 286). В примечаниях, ссылаясь на Златоуста, он указывает, что«тьма, описанная в Евангелии, не могла быть солнечным затмением»,хотя сам Вселенский Учитель не отрицал чудесного ее происхождения. В итоге автор приходит к следующему рационалистическому выводу: «По-видимому, над Иерусалимом скопились тучи или воздух потемнел, как бывает, когда поднимается ветер хасмин» (с. 435). Это характерный пример его искаженного понимания и толкования Священного Писания и творений святых мужей.

А. Мень отвергает и неизбежность разделения на Страшном Суде Божием праведников и грешников и реальность геенны огненной для последних (с. 128, 419). По его мнению, повествование об этом в Евангелии – всего лишь притча, которую нельзя понимать буквально (с. 129). «Может ли Бог любви, возвещенный Христом, безконечно карать за грехи временной жизни? Неужели могущество зла столь велико, что оно будет существовать всегда, даже тогда, когда „во всем" воцарится Господь?»,– недоумевает автор (с. 128). Но сложно представить, что священник-модернист имел больше любви, чем Господь наш Иисус Христос, возвестивший людям о Страшном Суде и о вечных мучениях. Нельзя допустить и то, что отец Александр был милостивее святых, разумевших слова Господни о наказании грешников в прямом смысле, без каких-либо аллегорий. Например, блаженный Феофилакт Болгарский так комментирует этот евангельский текст: «И пойдут такие люди в муку вечную и никогда нескончаемую, а праведники – в Жизнь Вечную. Как святые имеют непрестающую радость, так грешники – непрестающее мучение; хотя Ориген (еретик, осужденный Пятым Вселенским Собором, –примеч. ред.) и пустословит, говоря, что будто бы есть конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что наступит время, когда, очистившись через мучение, они перейдут в то место, где находятся праведные, но эта басня ясно обличается здесь, в словах Господа».Вопреки сказанному, отец А. Мень превзошел даже анафематствованного Святыми Отцами Оригена: он не просто перенял его лжеучение, но и настаивал на нереальности Страшного Суда в принципе!

Поражает и небрежное, неблагоговейное отношение автора к словам Священного Писания.

В житии святителя Спиридона Тримифунтского приводится следующий случай. Однажды ученик святого, святитель Трифиллий, говоря в церкви поучение к народу, допустил небольшую неточность. Повеление Господне, обращенное к расслабленному :Восстани и возьми одр твой (Лк. 5, 24), он пересказал как: «Восстани и возьми ложе твое».«Услышав это,– сообщается в житии, –святой Спиридон встал с места и, не вынося изменения слов Христовых, сказал Трифиллию: „Неужели ты лучше сказавшего ‘одр’, что стыдишься употребленного Им слова?!" Сказав это, он при всех вышел из церкви».

Но протоиерей А. Мень свободно и достаточно часто переиначивает на свой лад изреченные Духом Святым священные глаголы. Так, 109-й псалом:Сказал Господь Господу моему (см.: Мф. 22, 44; Мк. 12, 36; Лк. 20, 42), он интерпретирует как: «Сказал Господь Владыке моему»(с. 230). Покаянные словеса разбойника на кресте: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!(Лк. 23, 42), изменяет на:«Вспомни меня, когда придешь как Царь» (с. 288) (отсюда следует, что распятый Христос якобы не был Царем). Искажена им и речь святого Лонгина сотника: Воистину Он был Сын Божий (Мф. 27, 54). Вместо этого в «Сыне Человеческом» Лонгин восклицает: «Воистину Он был сын богов!» (с. 284). Но ведь указанный эпизод был моментом обращения святого от языческих кумиров к истинному Господу. Однако для священника-модерниста такие «мелочи», видимо, несущественны.

В своих толкованиях он доходит порой до открытого кощунства. Так, об искупительной крестной смерти Господа Иисуса Христа Мень пишет: «Он мучился, как миллионы людей, как каждый ребенок или раненая птица, как любое живое существо» (с. 294). Т. е. Господь сравнивается здесь не только с грешными людьми, но даже с животными, хотя в действительности страдания Спасителя безпримерны, ибо Он терпел их, «ни единаго зла сотвори» (Лк. 23, 41). Святые Отцы пишут, что безгрешный Христос не должен был страдать и умирать, поскольку все это – возмездие за грех (см.: Рим. 6, 23). Однако безмерная любовь Творца, возведшая Сына Божия на Крест, не вместилась в сознание протоиерея Александра.

НА СЛУЖБЕ ВРАГОВ ПРАВОСЛАВИЯ

Русская религиозно-философская мысль чрезвычайно богата талантами – малыми и великими, ныне здравствующими и почившими, глубина мысли у которых сочетается с высоким литературно-художественным искусством. Отдавая должное работоспособности и плодотворности отца Александра, стоит все же заметить, что его произведения нельзя отнести к необычайно интересным и особо ценным с художественной точки зрения. В чем же тогда причина успеха этого автора и почему сегодня его труды в очередной раз переиздаются – теперь уже на высшем церковном уровне?

Ключом к разгадке этого феномена служит тот ранний студенческий успех А. Меня, связанный с его «оригинальной» трактовкой христианского учения. Христианство – путь узкий и тернистый; исполнение заповедей Христовых для нас, грешных, подчас бывает крайне тяжело, и без помощи Божией оно никак невозможно. Об этом свидетельствуют в своих писаниях все Святые Отцы и подвижники Церкви. Идеи же священника А. Меня обрели популярность в среде либеральной интеллигенции, считающей себя верующей, именно потому, что он предлагает своеобразное освобождение от «ига Христова» (ср.: Мф. 11, 30), проповедует «облегченное», комфортное, очень уютное и удобное «христианство», где добро можно примирить со злом, где не нужно нести ответственность за свои дела, слова и помыслы, а если человек согрешил – то Господь в конце времен его непременно простит и помилует, ведь вечные муки – это всего лишь страшная сказка. Философия протоиерея-модерниста до сих пор весьма удовлетворяет и людей науки, поскольку этот «авторский взгляд» на сотворение мира и человека полностью адаптирован под утвержденную ныне в секулярном научном сообществе теорию эволюции. Всеми правдами и неправдами, пользуясь различными эвфемизмами и недомолвками, отец Александр «объясняет», что в Библии якобы описано буквальное рождение первого человека Адама «последней обезьяной». И т. н. образованные круги рукоплещут ему за это весьма ценное для них открытие, примиряющее христианскую совесть с атеистической псевдонаучной ересью.

Имея такие сведения, уже не приходится удивляться, что труды А. Меня охотно выпускали еретики-паписты, в частности – католическое издательство «Жизнь с Богом», которое и сейчас продолжает использовать их в качестве орудия своего прозелитизма в России. Поэтому духовная неразборчивость сотрудников Издательства Московской Патриархии пугает; на презентации один из них рассказал следующее: «Я с детства читал Евангелие, и это было издание с иллюстрациями Доре. Но когда в 8–9 классе я впервые прочел „Сын Человеческий", то был поражен. Мне открылся совсем другой мир Евангелия». Но Святые Отцы предостерегают верующих от подобного опыта: «Храни ум и сердце от учения лжи,– пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями. Истине соприсутствует Дух Святый: Он – Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух диавола, который – ложь и отец лжи. Читающий книги лжеучителей приобщается непременно лукавому, темному духу лжи».

ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ

Найти ответ на вопрос, почему, несмотря на все сказанное выше, сегодня издается собрание сочинений еретичествовавшего писателя, помогает один любопытный документ. Речь идет об «Открытом письме священнику Александру Меню» митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) (1924–1986). Приведем некоторые выдержки из этого ценного материала.

В начале письма Владыка предупредительно затрагивает тему антисемитизма и замечает, что это явление в принципе не может иметь места в Православии. Мы также хотим подчеркнуть, что и данная публикация в «Православном Кресте» продиктована отнюдь не национальной нетерпимостью, но единственно заботой о спасении ближних. Этого наивысшего блага мы желаем и еврейскому народу, которому, как и прочим, в действительности должна быть глубоко враждебна вся деятельность А. Меня как представителя радикальных деструктивных псевдорелигиозных сил, условно-собирательное название которым – сионизм.

Сион – гора святая, но ее имя как нарицательное присвоили себе богопротивники. Прикрываясь священными понятиями, сионисты пытаются обмануть всех – и неевреев, и евреев. «Сионизм,– пишет митрополит Антоний, –есть не что иное, как практическое осуществление тайных стремлений религии талмудического иудаизма. <...> Духовная сущность иудаизма достаточно определенно раскрыта в Евангелии. Иудеям, которые упорно не пожелали уверовать во Христа, распятого и воскресшего, как обетованного Мессию, Сам Господь Иисус сказал: „Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы . Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Ин. 8, 39, 44)».

Далее Владыка объясняет, что слова Спасителя:Се, оставляется дом ваш пуст (Мф. 23, 38) означают полную утрату иудеями благодати Божией и их обращение к диаволопоклонничеству. «Известно, как на протяжении истории в определенных кругах Израиля еще до прихода Христа Спасителя начиналось сперва духовное поклонение диаволу, а затем это поклонение князю тьмы стало вполне определенным и осознанным,– говорится в письме. – Правда, такое сознательное диаволопоклонение было и остается уделом весьма немногих, особо посвященных духовных вождей и учителей Израиля. Для остального еврейского народа считается достаточным то, чтобы этот народ не верил Христу, распятому и воскресшему. А во всем прочем пусть себе думает, что он поклоняется Богу Авраама и Иакова и чтит закон Моисеев, который, впрочем, в корне извращен в толковании талмудического иудаизма. Так под видом религии Ветхого Завета, под видом религии поклонения Единому истинному Богу удалось создать скрытое поклонение диаволу, сатане или Люцеферу».

Митрополит Антоний отмечает, что иудейские вожди веками скрывали правду от простого народа. И для их наставника, отца лжи диавола, важно отвратить все прочие нации от почитания Творца именно через евреев, некогда бывших богоизбранными, – т. е. утвердить на святом месте мерзость запустения (см.: Мф. 24, 15). «Поэтому современный иудаизм и возникший на его основе сионизм – злейшие враги в особенности еврейского народа, а затем, через него, и всех народов мира»,– подытоживает иерарх. По его словам,«для сионизма интересы еврейского народа, которые он якобы выражает и защищает, – только демагогическая ширма для прикрытия своих истинных целей – привести Израиль, да и другие народы к полной духовной, да и физической погибели. В плане этих целей важнейшей задачей сионизма, а также различных организаций, вроде масонства и других тайных и явных обществ, является приведение еврейского народа и по возможности всего человечества под власть антихриста, который воцарится в Израиле как мессия».

«Для подготовки его пришествия и для того, чтобы человечество поклонилось ему, как достойнейшему политическому вождю и руководителю, сионизм использует различные средства,– сказано далее в письме. – Важнейшей задачей сионизма является борьба с христианством и, прежде всего, с Православием как наиболее верным хранителем евангельской истины. Поэтому сионизм особенно заинтересован иметь в Православной Церкви своих „постовых", которые бы встречали людей, искренне идущих к истине, и провожали далеко от нее, стараясь, однако, уверить, что ведут их верно, именно к Православию. Задача таких „постовых" – под видом правды проповедовать ложь, под православной оболочкой наполнять души людей угодными сионизму взглядами и настроениями. Если под маской ветхозаветной веры в Единого истинного Бога оказалось возможным скрытое поклонение сатане, то почему бы не попробовать устроить то же в Христианстве?!»

Митрополит Антоний открыто обращается к протоиерею Александру Меню: «Таким „постовым сионизма" в Православии и являетесь Вы, отец Александр. Это Ваше конкретное место в многосложной и многообразной системе сионизма. Это Ваша давняя, продуманная и добровольно взятая на себя миссия. И мне известно, что Вы сами это хорошо знаете...»

Итак, перед нами – четкая и правдивая оценка деятельности священника-модерниста отца Александра Меня, прозвучавшая из уст одного из образованнейших иерархов Русской Православной Церкви. (Владыка Антоний (Мельников) занимал Ленинградскую, вторую по значению, кафедру РПЦ с 1978 по 1986 годы, был постоянным членом Священного Синода и более 15 лет возглавлял редакционную коллегию сборника «Богословские труды»). Письмо митрополита Антония дает исчерпывающий ответ на вопрос, кем, по какой причине и с какой целью ныне предпринято переиздание трудов Александра Меня.

Блюдите убо, како опасно ходите(Еф. 5, 15), – устами Своего апостола заповедовал нам Господь, обетовавший, что, несмотря на все усилия Его врагов, врата ада никогда не одолеют Церковь –столп и утверждение истины(1 Тим. 3, 15).

Источник: Газета "Православный Крест" №139 от 1 октября 2015 г.
источник материала

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.