Опубликовано Общество - вс, 05/29/2022 - 18:11

Бандитский Луганск

Некоторые читатели могут подумать, что речь в материале пойдет о 1990-х годах. Но 90-е годы – это еще не история, это время слишком близкое к нам. Впрочем, бандитов в Луганске хватало и в XIX и в начале XX вв.

В дореволюционные годы на Донбассе было много банд. В Юзовке (сейчас Донецк) соперничали между собой банды Малахова и Сибирякова. Профессиональных преступников здесь всегда было много. В то же время сами рабочие, шахтеры, а тем более их дети и жены, крали редко. Существовал своеобразный «кодекс чести», не позволявший воровать у «своих». С другой стороны, народ поэтизировал бандитскую жизнь. Так, в 1920-е годы среди молодых шахтеров были популярны «чисто хулиганские песни», наполненные преступным жаргоном.

Чаще всего в нашем городе случались: кражи, грабежи, пьяные драки, просто хулиганство. Изнасилования и убийства были делом редким. Интересно, что сто лет назад женщины гораздо реже совершали преступления, чем теперь. (Этот вывод можно сделать, просматривая статистические отчеты). Но и здесь были свои исключения.

Когда изучаешь документы и источники о преступной жизни Луганска, первым делом бросаются в глаза два обстоятельства. Во-первых, очень много преступлений совершали эсеры, большевики, анархисты. Так в начале XX века происходило по всей империи. Свои грабежи и разбои эти бандиты от политики называли экспроприациями. Они создавали «бригады» (называвшиеся «рабочие дружины»), активно вооружались, совершали покушения на жизнь чиновников, не гнушались уголовщиной. Боролась с самозваными Робин Гудами «охранка» (жандармы). О том, насколько успешно, чуть позже, а пока о второй особенности.

О профессиональных луганских преступниках сохранилось крайне мало документов. В годы революции часть архивов была утеряна, а городские легенды о таких темных личностях умалчивают. Складывается впечатление, что в Луганске такой персонаж, как Беня Крик, вообще не мог появиться.

Воры, тюремный замок и арго

Когда в 1797 году начал работать Луганский литейный завод, при нем построили много зданий. На территории завода были магазины, колодцы, бани, склады и «арестный дом».

3 сентября 1882 года поселок Луганский Завод совместно с прилегающим к нему селением Каменный Брод был возведен в статус уездного города Екатеринославской губернии и получил название Луганск.
В связи с этим из города Славяносербска, бывшего ранее центром уезда, в Луганск стали переводится различные государственные уездные учреждения. Под «тюремный замок» приспособили дом купчихи Горюновой. Инженер Дедулов определил, что капитальные стены, балки и стропила как самого дома, так и пристроек, прочны и никаких исправлений не требуют.

Из города Славяносербска в Луганск были переведены заключенные. 27 марта 1883 года в городе Луганске состоялось официальное открытие тюремного замка, которое сопровождалось торжественным молебном при большом стечении народа.

На 1 августа 1906 года в Луганской тюрьме содержалось 182 заключенных, в том числе:

- общеуголовных – 155;

- за судебными установлениями – 19;

- подследственных в ведении Отдельного корпуса жандармов – 6;

- задержанных чинами жандармерии и полиции в порядке охраны общественного порядка, но не привлеченных к следствию – 1;

- срочных: за нарушение обязательных постановлений – 1.

Большевистская газета «Донецкий колокол» писала в 1906 году: «Группа политических заключенных луганской тюрьмы просит нас обратить внимание на тяжелый режим, введенный в тюрьме.

Тюрьма переполнена. В крохотных камерах-одиночках сидит по 2-3 человека. Во многих камерах нет тюфяков, приходится спать на голом асфальтовом полу. Вместо полагающихся закрытых «параш» стоят обыкновенные ведра, остающиеся и днем, и отравляют воздух непристойным зловонием. Пища отвратительная, обращение со стороны дежурных надзирателей чрезвычайно грубое».

В период революции и Гражданской войн тюрьма работала с перерывами, и в зависимости от установленной в Луганске власти, в ней содержались заключенные противоборствующих группировок: большевики, белогвардейцы, члены многочисленных вооруженных формирований.

В 1920-е годы тюрьма стала официально называться Луганским Домом Общественно-Принудительных Работ (ДОПРом).

В охранники Луганского тюремного замка набирали отставных солдат и унтер-офицеров, обязательно физически сильных мужчин. Им определялось неплохое жалование. Советская власть в первые годы своего существования также пользовалась их услугами, а параллельно готовила свои, молодые, идеологически подкованные кадры. К началу 1930-х годов личный состав Луганского ДОПРа состоял из местных жителей, комсомольцев, выходцев из рабоче-крестьянской среды.

Из-за отсутствия материальных средств здание тюрьмы ни разу капитально не ремонтировалось, и это отрицательно сказывалось на состоянии охраняемого объекта. Нередко бывали случаи, когда заключенные выломав оконные решетки или дверные коробки, выходили из камер и нападали на надзирателей, рыли подкопы и совершали побеги.

Наверняка, как и по всей бескрайней империи, в Луганском «тюремном замке» заключенные пользовались своим собственным языком. Его принято называть арго. Арго строился на русском материале, но из-за многонациональности преступного мира многочисленны заимствования из идиша и немецкого: фраер "не имеющий отношения к преступному миру", вассер "опасность", вара "контрабанда", фарт "удача", блат "преступный мир". Через идиш проникает древнееврейская лексика: ксива "документ", хевра "шайка», малина «место сбора воров» (от «малон»— гостиница, приют, место ночлега). Ну, и так далее.

Луганская «Сонька»

В 1906 году из-за политической стачки правительство было вынуждено объявить в Екатеринославской губернии военное положение. В Луганскую тюрьму, рассчитанную на 300 заключенных, было брошено более полутора тысяч недовольных. Вскоре начался новый всплеск революционной активности.

В марте 1908 года боевики Луганской организации эсеров убили члена «Союза русского народа» Можаева, в 1909 — "сборщика казенных винных лавок" Миоковича и начальника мастерских Борщева.

Весной 1908 года боевая группа эсеров приняла решение убить начальника Луганской тюрьмы Поповенко, который, по слухам, сильно притеснял политзаключенных. Один партиец предложил застрелить начальника тюрьмы, когда тот будет гостить у родственников, назвал адрес и дату. Но преступление сорвалось. По ошибке убили не начальника тюрьмы, а какую-то женщину.

В 1908 году охранка разоблачила в Луганске группу молодых эсеров, которые готовили покушение на жандармского ротмистра Штольдера. Среди заговорщиков была юная Сара Борохович («по-русски – «Соня», как говорила она сама). Полгода она провела в луганской тюрьме. Сара согласилась сотрудничать с охранкой. Ее освободили под гласный надзор полиции.

Девушка внедряется в организации эсеров и социал-демократов. Качество добываемых ею сведений удивительно высоко. «Соня» была двойным агентом. Она успевала выполнять задания и охранки, и партии РСДРП. В 1909 г. по ее информации жандармы изъяли арсенал оружия и бомб, хранившийся у служащего завода Гартмана. Среди результатов деятельности Борохович - разгром подпольного кружка РСДРП и провал нелегальной типографии, которая размещалась в Луганске в подвальном помещении по ул. Казанской.

Сара Борохович со временем становится самым высокооплачиваемым агентом луганской жандармерии. Но когда приходит 1917 год, «Соня» исчезает из города навсегда .

«Ой яблочко, /Что за нация. /Кругом грабежи,/Спекуляция…»

После февральской революции полиция была распущена. На свободу вместе с политзаключенными вышло много уголовников. Каждую ночь совершались кражи. В июне 1917 года одна из луганских газет писала, что «город воюет с ворами и убийцами». Часто совершались самосуды. Социал-революционеры (эсеры) организовали свои дружины и также иногда убивали грабителей на месте преступления.

По ночам, как во все смутные времена, в городе хозяйничали блатняцкие банды и каменнобродская шпана под предводительством Саньки Гарькавого по кличке Лимончик. Они терроризировали почти все кварталы, грабили купеческие лавки, кутили ночи напролет в притонах и подпольных малинах, раздевали прохожих, насиловали девушек.

В то время бытовала популярная частушка:

«Ой яблочко,

Что за нация.

Кругом грабежи,

Спекуляция…»

В 1919 году город ненадолго заняли белые. Начальник Луганского гарнизона полковник Радкевич был вынужден, распустив арестованных гражданских лиц, реквизировать 14 июля городскую тюрьму под гауптвахту. Еще сложнее, чем военных, было держать в «ежовых рукавицах» штатских лиц.

Рабочие тащили с заводов все, что только можно было столкнуть с рук на базаре. Славяносербский уездный начальник граф А.Коновницын учреждает приказом от 21 июля промышленную стражу, обслуживающую предприятия в отношении охраны, порядка и общественной безопасности. Стража содержалась за счет предприятия.

Организовали белые и уголовный розыск. Его сотрудникам приходилось заниматься разными делами. 26 июня в отделение явился луганский мещанин Исаак Наумович Осовец и заявил, что к ним в квартиру часов в 11 или 12 ночи по Пушкинской улице в доме Сафаровой ворвался какой-то неизвестный и под угрозой револьвера начал требовать две бутылки водки. Исаак Осовец вырвался и прибежал в участок. Неизвестный же скрылся. Было установлено, что попытку ограбления Исаака Осовца совершил … агент угрозыска Иван Морозов. Морозов был задержан, обезоружен и в сопровождении агентов Сорокина, Васильева и Мазура отправлен в час ночи в кардегардию уездной стражи по Садовой улице. Недалеко от монастыря Морозов, ударив по лицу агента Мазура, бросился бежать. По нему произвели несколько выстрелов. Морозов был убит.

«Щипачи за работой»
После того, как в Луганске надолго установилась советская власть, преступность никуда не исчезла. Не помогло и то, что в феврале- марте 1923 года производилась «чистка» милиции по городу Луганску. Из рядов милиции были изгнаны те, кто служил у белых, дезертиры. Да это и не могло помочь.

В начале 1920-х годов жители города жили очень бедно. Не хватало продовольствия. 3-4 января 1921 года прошли забастовки рабочих завода Гартмана, Патронного завода, суконной фабрики с требованием «Дайте хлеба». У многих не было даже одежды, чтобы ходить на работу. Впрочем, работы тоже часто не было. Луганчане болели туберкулезом, малярией, другими заболеваниями. Воровали все и все. По- прежнему было много драк и хулиганских выходок. Обстановка осложнилась после того, как в строй вновь был пущен Луганский ликеро-водочный завод(1925 год). Повсюду организовывались коммуны, дома инвалидов, детские приюты… Но помогало это мало. Несовершеннолетних преступников и беспризорников было огромное количество. Они тоже были вооружены – ножами. Раздевали даже красноармейцев, если те ходили вечером по-одиночке. Подростки устраивали поджоги, ради самого удовольствия посмотреть на пожар.

Газета «Луганская правда» в 1923 году сообщала читателям, что: « Когда идешь в театр им. Ленина (завода «ОР») подвергаешься от моста до самого входа в театр преследованию целых толп подростков, торгующих папиросами и конфетами и просто идущих туда похулиганить. Подростки ругаются и творят различные безобразия. Особенно настойчивым приставаниям подвергаются женщины, такое безобразие нужно прекращать, это может сделать заводская охрана».

Положение не меняется и к концу 1920-х годов. «Гопники» устраивали драки в Центральном Клубе Металлистов. Особенно они буянили, когда «крутили» кино.

Случались изнасилования. Рецидивист Захаров за изнасилование гражданки Тарасенко получил 5 лет тюрьмы с высылкой за пределы Украины на 3 года после отбывания наказания. Впрочем, он мог бы и не совершать такого преступления. В 1928 году в Луганске наблюдался рост проституции. По вечерам Ленинградская и Пушкинская улицы были наводнены проститутками. В город «на гастроли» приезжали проститутки из других городов – Ростова, Сталино, Харькова и т. д.

Крали везде, кроме трамваев. Тогда их просто еще не было в городе. Однажды вечером при обходе города патрули заметили неизвестного с грузом на плече. Им оказался старый знакомый, вор-рецидивист Алексей Шелихов. В мешке обнаружена шуба на хорьковом меху, украденная из дома гражданина Руденко (ул. Интернациональная).1 января 1928 года у Моисея Гербера в фойе Нардома из кармана похищены 5 рублей. На базаре у Ольги Запорожской был похищен ридикюль со 150 руб. и золотым кольцом. На Конном базаре цыгана Семена камнями и палками чуть не забили до смерти крестьяне-торговцы. Думаю, не нужно объяснять, что мог украсть цыган на Конном базаре. Пока дождались участкового, свидетелей самосуда и след простыл.
Крали даже и у самих милиционеров. Случай в кинотеатре «Красный Маяк» получил известность как «Щипачи за работой». Милиционер Матвей Голышев пошел в синематограф посмотреть фильм «Приключения подкидыша». Там у него украли наган. Оружие неожиданным образам всплыло 4 февраля 1928 года. При обыске на квартире, проходящей по делу о шайке грабителей, было изъято 3 нагана, обрез и много патронов.

Хватало и аферистов. Словно дети лейтенанта Шмидта рыскали по УССР Моисей Авербух, Федор Латинский и Леонтий Зарубинский. Выдавая себя за инвалидов Красной армии, они выманивали у наивных крестьян (в т.ч. и в Луганском уезде) хлеб и деньги. На собранные деньги они приобрели 3 лошади и 2 повозки. Райотделение Краснолучского р-на выдало им удостоверения, в которых между прочим было написано: «Принимая во внимание, что указанные товарищи страдают психонервностью в самой широкой форме, просьба не задавать всевозможные вопросы, ввиду имеющихся случаев припадков». Мошенники пытались улизнуть из Луганска, но были задержаны и в настоящее время находятся в ДОПРе. Угрозыском по этому делу проводится самое тщательное расследование». («Луганская правда», 31 октября 1928 г.)

впервые опубликовано в газете "Реальная газета "ИЖИЦА" 11 августа 2010 года
Анна Маркевич

https://kraeved18.livejournal.com/517.html

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки