Опубликовано Общество - ср, 11/27/2019 - 01:44

Схимонахиня Серафима (Бирюлевская)

19 июля 1875 года в Кашине в благочестивой семье Илии и Марии Ушаковых, родилась дочь. Девочку во святом Крещении нарекли Софьей в честь святой мученицы Софии. Девушка была хороша собой, высокая и стройная, знатного рода. Родители прочили дочери блестящее будущее, хорошее образование и выгодное замужество. Незадолго до свадьбы, обращаясь к родителям с просьбой об отсрочке решения на одну ночь, она сказала:
– Я из послушания родительского не пойду, но дайте мне одну ночь на раздумье. Хочу положить жребий, и что мне выпадет – замужество или монастырь, так тому и быть.
По промыслу Божьему, девушке суждено было стать невестой Христовой. Родители смирились с Божией волей. Стали собираться в дорогу, и рано утром Софья Ильинична (будущая схимонахиня Серафима) в сопровождении родительницы покинула отчий дом, направившись в Филимоновский Княже-Владимирский женский монастырь.
Монастырь был основан в честь чудесного избавления от гибели императора Александра III и его семьи, при крушении царского поезда 17 октября 1888 года. Он был построен по образцу Черниговско-Гефсиманского скита с подземной усыпальницей, верхним и нижним храмами (Троицким и преп. Сергия Радонежского). Его первой игуменьей стала княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская.
По скорой блаженной кончине Веры Борисовны, указом от 18 июня 1893 года, была назначена новая игуменья Анастасия – монахиня Казанской Головинской обители. К ней, по всей видимости, и попала для беседы юная просительница. Глядя на знатную красавицу, игуменья поначалу высказала сомнение: «Сможешь ли в послушании – у нас трудно…», но она была тверда в своем намерении посвятить жизнь Богу и, благословив дочь на монашескую жизнь, мать вернулась домой. В обители девушку приняли с любовью, дали послушание – приносить воду из колодца, расположенного в низине, к кельям. Пять лет София носила на коромысле в гору тяжёлые ведра с водой, и когда уже не смогла справляться с тяжестью по причине нездоровья (ноги ослабели и почти не слушались ее), ей поручили сбор и заготовку на зиму грибов. В течение пяти лет она со смирением несла это и другие послушания. Есть так же сведения о том, что матушка была регентом монастырского хора… Первое время «кандидатке в послушницы» полагалось не только выстаивать многочасовые монастырские службы, вычитывать келейно молитвенное правило, но и со смирением нести бремя тяжелых послушаний. Если по истечении испытательного срока желание отречься от мира и всем сердцем служить единому Господу было по-прежнему неизменно, то, как правило, после многолетнего искуса, её постригали в рясофор, а затем в мантию.
София же по своему глубочайшему христианскому смирению и кротости переносила все с любовью и великим терпением, памятуя о том, что цель истиной христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божиего, а смирение есть основа всех добродетелей, без которого невозможно спасение, тем более в монастыре. По прошествии многих лет тяжелого труда на послушаниях, она заболела и слегла в постель, с которой уже более не встала… К сожалению, нам неизвестно, когда и с каким именем София приняла постриг, когда Господь сподобил её дать монашеские обеты… Однажды зимой её, тяжело больную, без сознания, сестры повезли на санях к врачу. По дороге разыгралась сильная метель. Сани встряхнуло и больная выпала из них... Сестры спохватились ее не сразу…, и только после долгих поисков, матушку нашли занесенную снегом и сильно обмороженную. (С тех пор ноги и руки страдалицы сделались скрюченными, а тело покрылось язвами). Божия избранница только чудом тогда осталась жива. Вероятно, именно после этого случая и состоялся постриг в схиму, а небесным покровителем подвижницы стал преподобный Серафим Саровский.
В ноябре 1928 года монастырь закрыли, пришли красноармейцы…, монахинь и послушниц выгнали из Святой обители. Сестры разбрелись кто куда, некоторые нашли приют в близлежащих селах. В монастыре осталась только схимонахиня Серафима… В холодный ноябрьский день бедную страдалицу, лежащую недвижимо на железной кровати, представители власти вынесли за ограду монастыря в березовую рощу. Схимонахиня Серафима пролежала под открытым небом всю ночь, пока сердобольная отроковица Мария (будущая келейница старицы) не нашла её. Девочка упросила свою родную тетю Аполлинарию, которая жила в деревне Филимонки, неподалеку от монастыря, взять матушку к себе. Мария всей душой привязалась к схимонахине, с любовью ухаживала за нею, решив для себя, что никогда не оставит страдалицу. Схимонахиня успокаивала девочку, говорила: «Не волнуйся Мария, все будет хорошо...»
Чтобы как-то заработать на жизнь, время тогда было тяжелое, она нянчилась с чужими детьми… По прошествии нескольких лет схимонахиня Серафима призвала ее и сказала, что пора ей подумать о замужестве. Из воспоминаний келейницы Марии (Кузнецовой): «Пришло время, матушка говорит: – Нужно замуж выходить... – Не хочу! – Надо, девонька». Вскоре по молитвам прозорливой старицы посватался к девушке Кузьма Кузнецов. Мария ответила жениху согласием, но при условии, что они не оставят матушку Серафиму. Юноша был не против, и после свадьбы они все вместе стали жить в доме Кузьмы в поселке совхоза Коммунарка. В 1940 году у Марии и Кузьмы родился сын, а в 1947 году – дочь. Мальчика назвали Юрой, а девочку в честь схимонахини – Серафимой. Старица помогала им, чем могла... Маруся с мужем оба работают, а она лежит, читает, а сама люльку с девочкой качает, качает…
Двадцать два года, до самой кончины схимонахини, Мария была ее келейницей. (Помогала ей также монахиня Татиана, а в последние годы Господь послал помощницу, Екатерину из Елоховского собора). Ухаживая за полупарализованной старицей, протирая скрюченные руки и ноги, обрабатывая гноящиеся язвы на теле подвижницы, Мария каждый раз удивлялась ее мужеству и безмерному терпению, из уст которой вырывался не стон, а благодарение Господу за всё.
Из жизнеописания о схимонахине Серафимы Ушаковой «Православные подвижницы двадцатого столетия»: «За свою непоколебимую веру, неугасающую любовь к Господу и великое смирение страдалица удостоилась Даров Святого Духа: прозорливости и исцеления. Схимонахине Серафиме, столько лет страдающей от незаживающих язв, было дано свыше врачевать телесные болезни и раны духовные.
По свидетельству современников, любвеобильная старица всегда была приветлива со всеми. Страдалица умела утешить, отогреть душу: «Смиренный дух её, покой душевный были удивительны! Сама всегда приветливая, в руках крест, на руке четки... Она – кому слово, кому водички со креста, кому маслица – врачуя духовные и телесные недуги».
К прозорливой старице за духовным советом и молитвенной помощью приезжали страждущие не только из окрестных сёл, но и из Москвы. Тайно приезжали монашествующие и священники. От схимонахини Серафимы верующие люди уходили обновлёнными, забывая о своих переживаниях и недугах. По ее молитвам неразрешимые житейские проблемы решались как бы сами собой. Молитва прозорливой старицы выводила людей на путь истинный».
Поселок Коммунарка, где жила семья Кузнецовых и несла свой молитвенный подвиг схимонахиня Серафима, многострадальная земля…. В годы безверья буквально насквозь пропитана кровью расстрелянных, замученных жертв политических репрессий. Сколько вокруг расстрельных мест было, и не сосчитать. Здесь находится одно из самых крупных массовых захоронений жертв политических репрессий в Москве (спецобъект НКВД). В этой земле лежат тысячи жертв политического террора 1930 – 1950-х годов. Вечная им память! Спустя годы правительством России было принято решение о передаче спецобъекта в ведение Московской патриархии. В 1999 году премьер Евгений Примаков подписал соответствующее распоряжение. Патриархия же передала бывший спецобъект Свято-Екатерининскому монастырю. «Коммунарка» стала его подворьем… В посёлке никогда раньше не было церкви. По милости Божией и по молитвенному ходатайству схимонахини Серафимы 7 июля 2006 г. состоялся чин закладки памятного камня в фундамент строящегося храма Преображения Господня.
Времена тогда были страшные… Всевозрастающее почитание схимонахини было настолько явным, что это тревожило местные власти. Люди к ней тянулись всей душою, спешили за мудрым советом… «Бывало до сорока человек помещалось в ее небольшой комнатке. Молились и трапезничали сообща. С матушкою невозможно было расстаться. Дорого было каждое мгновение, проведенное с нею…». Несколько раз Кузнецовых предупреждали, чтобы они не пускали посетителей к старице, впоследствии, дело дошло не только до угроз. Схимонахиня Серафима скорбела о семье келейницы Марии, хорошо понимала, что так долго продолжаться не может, что их, в конце концов, могут выгнать на улицу вместе с малыми детишками… По промыслу Божиему с помощью схимонахини Гавриилы (в монашестве Татианы) старицу Серафиму перевезли в деревню Жабкино.
Келейница Мария поехала с матушкой, не оставила ее. Было это приблизительно в октябре-ноябре 1949 года, за четыре месяца до блаженной кончины матушки Серафимы. В деревне Жабкино, расположенной недалеко от Бирюлёво, прозорливую старицу часто посещали священники и верующие из Бирюлёвского Никольского храма. Перед кончиной матушка завещала похоронить её возле церкви. Она открыла настоятелю храма отцу Николаю (Перехвальскому), что после её смерти молитва у ее могилы будет помогать больным и страждущим.
Приведём цитату из жития схимонахини Серафимы: «Господь даровал матушке таинственные откровения, по которым она знала имена людей, которые ещё только собираются к ней, их намерения, тайные пожелания и истинные нужды. Многое ведомо было ей о судьбах людских. Так ещё, за несколько лет до пожара, матушка сказала отцу Василию Моисееву (зная о тайном его намерении перейти в другой храм): «Не уходи, тебе еще храм строить». Так и случилось – именно он построил нынешний храм...»
17 февраля 1950 года (в Прощеное Воскресенье) схимонахиня Серафима мирно отошла ко Господу. По свидетельству очевидцев: «По смерти расправились у матушки ручки и ножки. И лежала она покойно, строгая и светлая. Когда выносили из дома гроб, все увидели на небе огромный огненный крест». Отец Николай и отец Василий (бирюлевские батюшки), перевезли тело схимонахини Серафимы в храм.
«Мы всю ночь читали над гробом новопреставленной Псалтирь, – рассказывает Анна Петровна Виноградова. Утром приехали монашествующие, священнослужители, духовные чада старицы, все те, кто почитал великую подвижницу. Отпели её по монашескому чину. Гроб с телом схимонахини Серафимы обнесли вокруг храма и захоронили за алтарной частью. На могиле поставили её келейный крест, пред которым она возносила свои молитвы ко Господу... (На 40-й день по блаженной кончине старицы, келейнице Марии приснился сон, что стоит схимонахиня Серафима «в свете на амвоне бирюлёвского храма», а рядом с ней она – Мария. Схимонахине Серафиме говорят: «Это самое Ваше место – понятно, но что тут делает Мария?» Старица отвечает: «Она служила со мною Богу 22 года»).
В 1977 году по проекту застройки микрорайона Бирюлёво – Западное, Бирюлёвское кладбище должны были уничтожить. С изменением границ церковной территории несколько дорогих могил оказались за оградой на проходном месте. Настоятель Никольского храма, отец Василий (Моисеев) добился разрешения на перезахоронение останков старицы Серафимы и ещё нескольких человек на территории церкви, возле нового храма. Перезахоронить старицу было поручено отцу Алексию (Байкову).
В июле 1979 года, после почти тридцатилетнего пребывания в земле, тело схимонахини подняли из могилы и переложили в новый гроб. По свидетельству очевидцев: «Одежда схимонахини Серафимы была цела, мощи нетленны. Лишь кипарисовый крест выпал из её рук». Отец Алексий (Байков) вложил этот крест в руки угодницы Божией. А. П. Виноградова взяв несколько щепочек от гроба матушки, бережно хранила их все эти годы и теперь с радостью передает эту святыню в Никольский храм. Больше полувека прошло со дня блаженной кончины схимонахини Серафимы, но и по сей день, совершаются чудеса по ее молитвам за всех притекающих к ней:
«Матушка Серафима является покровительницей нашего храма, – свидетельствует священник Константин (Кобелев), помогающей нам и в большом и в малом. Когда понадеешься на свои силы, даже простые дела не получаются. И наоборот, когда обратишься к ней на могилке, то по её молитвам решаются самые сложные вопросы».
По молитвам старицы оставляют душевное уныние, печаль и скорби… о. Николай (Мартинкевич), будучи студентом института, однажды пришел к ней на могилку, помолился и попросил матушку:
– Помоги мне исцелиться, матушка Серафима! Если поможешь, я стану священником.
У него была очень страшная болезнь позвоночника. Он лежал пластом, мучили сильные боли. Господь исцелил Николая, по молитвам старицы Серафимы. По промыслу Божиему ему предстояло принять священство и восстановить в селе Сосенки разрушенный храм, который был закрыт в начале 30-х годов. Местные власти устроили в нем машинно-тракторную станцию. В годы войны в храме располагалась хлебопекарня, а с 50-х годов – завод фруктовых вод. По просьбе верующих, летом 1993 года храм был возвращен Русской Православной Церкви.
По молитвам матушки получила чудесное утешение р. Б. Ксения В.: «…слезы сами покатились по моим щекам, словно внутри возник, открылся источник слез…, и я стала плакать от всего сердца… Все то, невыплаканное горе накопившиеся за все эти долгие годы, выплеснулось через край…. Так я сидела в полном одиночестве и плакала…, плакала… И в какой-то момент мне стало на сердце легче от этих слез, словно выплакала я всё…, отпустила меня печаль. Такого со мною никогда не было. Спокойствие, мир, утешение, радость коснулись моего сердца…, и мне стало легче».
О чудесном возжжении свечей на праздник Святой Троицы свидетельствует р. Б. Ольга: «…на душе стало радостно и светло от сознания того, что и по смерти схимонахиня Серафима нас слышит и молится о нас у Престола Божия…»
В издании книги о подвижнице, несомненно, виден промысел Божий, прославляющий Святых Своих! Схимонахиня Серафима Ушакова (Бирюлёвская), чье имя неразрывно связано с историей храма Святителя Николая Чудотворца Мирликийского, как во время земной жизни, так и после своей блаженной кончины не оставляет всех чтущих её, прибегающих за помощью и утешением.
источник материала

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.

Архиепископ Сильвестр (Лебединский)