Опубликовано Общество - сб, 02/06/2021 - 15:35

Протоиерей Иоаким Олексюк.

 После того, как державные рычаги оказались в руках советской власти, она потребовала не просто законопослушания: борьба велась за души людей. Сам факт существования Церкви в СССР был для богоборческой власти сильнейшим вызовом. Секретарь ЦК ВКП(б) Каганович в секретном обращении к местным партийным комитетам в феврале 1929 года писал, что религиозные организации «являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы». В служителях Церкви большевизм видел, прежде всего, своих духовных врагов, подлежащих в конечном итоге полному уничтожению.  Одним из священников, на которых обрушился гнев дорвавшихся до власти атеистов, был священник Иоаким Трофимович Олексюк, уроженец с. Засельцы Тернопольской области. Родился он в 1886 году в семье крестьян-середняков. Был старшим из трех братьев. Когда Иоакиму исполнилось   семь лет, умер его отец. Мама Ефросинья Михайловна осталась вдовой с тремя малолетними сыновьями. Несмотря на материальные трудности, сыновья закончили начальную школу.

            Спустя  много лет Иоаким Трофимович, вспоминая юношеские годы, написал в автобиографии: «…12 лет от роду, поступил в Почаевскую Лавру, обучался во второклассной школе и пел в Архиерейском хоре. В 1902 году поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1906 году. До 1910 года работал сельским учителем. В 1910 году выдержал экзамен на получения священного сана при Волынской Духовной Семинарии». В том же году архиепископом Антонием (Храповицким) Иоаким Трофимович был рукоположен в сан священника и определен настоятелем церкви в село Менчицы, что в Волынской епархии. До 1915 года Олексюк был священником в сельском приходе.

 А затем судьба сделала  неожиданный виток. В 1915 году Иоакима Трофимовича назначают священником 320 пехотного Чембарского полка в действующую армию для «поучения и совершения духовных треб».

       В военное время священник мог глубоко заглянуть в душу солдата, избрав для этого удобный, подходящий случай, и образумить,  и наставить заблуждающегося. Поэтому и были введены в русской армии штаты православного духовенства.

            В бою место нахождения отца Иоакима всегда было на передовом перевязочном пункте, где скапливались раненые, нуждающиеся в моральной поддержке и медицинской помощи. Олексюк участвовал в легендарном Брусиловском наступлении. Довелось отцу Иоакиму возглавить штыковую атаку. В ходе наступления,  один из батальонов полка потерял своего командира, солдаты пришли в замешательство… Это увидел полковой священник Олексюк. Высоко подняв крест и обещая солдатам верную победу, отец Иоаким пошел на австрийцев.

            В ходе Брусиловского наступления Олексюк не единожды демонстрировал исключительный героизм и храбрость, за что и был «…удостоен наперсным крестом от Святейшего Синода» и награжден боевыми орденами святой Анны 3-й и 2-й степени с мечами. Было в ту пору отцу Иоакиму 30 лет.

                        В 1917 году, в связи с революционным переворотом, должность полкового священника была упразднена. Иоаким Трофимович возвращается с фронта домой. К этому времени, в связи с приближением линии фронта, его родные были эвакуированы из Волынской губернии и переехали в Лисичанск на постоянное место жительства. Олексюк, приехав в город, устраивается учителем в лисичанскую рудничную школу. А через два года вышел декрет правительства о запрещении учительствовать лицам, имеющим духовный сан. Несколько месяцев, пока Олексюк не имел работы, семье было очень тяжело. Но родные не роптали, смиренно ожидая лучших времен.

            В начале 1920 года Иоакима Трофимовича пригласили третьим священником в церковь г. Верхнего, что в трех километрах от Лисичанска,  а спустя три года он перешел священником в Благовещенскую церковь г. Бахмут. В 1924 года Иоаким Трофимович оставил духовную службу «… в связи с церковной разрухой» (как в последствии указывал он сам в автобиографии).

            В период наибольшего накала гонений (годы так называемого «Большого террора» 1937-1938 гг.) гарантию личной безопасности для «церковников» мог дать только полный разрыв с религией и открытый переход на службу воинствующему безбожию. В те года требовалось и другое – помочь выявить «контрреволюционных»  мирян, та же роль «осведомителей» предлагалась и мирянам. В конечном итоге все сводилось к тому, что для того, чтобы не сесть самому, надо было сажать других. Тогда внешне от Бога можно было и не отрекаться. Однако для подавляющего большинства церковных служителей путь скрытого предательства оказался столько же неприемлем, как и путь открытого отречения.

            Оставив свой приход, Олексюк в последующие годы работал в различных советских учреждениях «на счетной работе».

            Возобновил духовную службу Иоаким Трофимович в 1942 году в период оккупации Ворошиловградской области немцами. Впоследствии, уже будучи арестованным, на одном из допросов он показал: «Первое время после прихода немцев в Ворошиловград я нигде не работал, жил за счет тех запасов продуктов, которые у меня были к моменту оккупации города. В начале сентября 1942 года, когда средства к существованию иссякли, я решил … возобновить службу в церкви…».

 Заручившись письменными свидетельствами двух священников, с подтверждением его принадлежности к духовенству, Олексюк пошел в Николаевский собор к благочинному с просьбой дать ему приход.

            Олексюк был назначен настоятелем церкви в поселке Большая Вергунка. К этому моменту почти закончили ремонт здания бывшей школы, в которой устраивалась церковь.

            Освящение церкви произошло 29 ноября 1942 года и сопровождалось торжественным богослужением и крестным ходом. После освящения церкви в Большой Вергунке на квартире у Олексюка был торжественный обед, на котором, помимо духовенства, присутствовали члены Церковного совета, староста управы и несколько немецких офицеров из местной комендатуры.

            В ходе обеда Олексюк поблагодарил собравшихся за посещение церковного торжества, за помощь прихожанам в открытии церкви. Это короткая речь на обеде стала впоследствии краеугольным камнем в обвинительном заключении по делу «арестованного священника Олексюка А.Т.».

                        …Осенью 1944 судьба в который раз сделала крутой поворот…

            Олексюк Иоаким Трофимович был арестован 16 сентября 1944 года.

            Обвинение ему предъявили 26 сентября 1944 года.

            Весь компромат на арестованного собирали в Б. Вергунке и в Ворошиловграде, используя свидетельские показания местных жителей, направленные на создание версии о деятельности Олексюка как агента немецкой разведки. Примечательно, что в деле Иоакима Трофимовича фигурируют свидетельские показания 14 человек, жителей Б. Вергунки. 12 из них засвидетельствовали, что «антисоветских высказываний Олексюка не слышали». Один свидетель вспомнил, как священник в конце проповеди сказал: «Помолимся православные, за победу над врагом». Сам, будучи уже под следствием, мужчина истолковал этот призыв как «антисоветский».

            На очной ставке Олексюк подтвердил: «Да, я делал  объявления о службе за воинство и проводил такую службу, но я имел в виду всех погибших в войну. Это была панихида…».

            Отец Иоаким молился и за своего сына, танкиста, майора Дмитрия Олексюка, погибшего в бою на Курской дуге в июле 1943 года и похороненного в братской могиле, вдали от родного дома на станции Поныри Курской области. Командование части прислало Иоакиму Трофимовичу благодарственное письмо и орден Отечественной войны 1-й степени, которым был посмертно награжден майор Д. Олексюк. Друзья и товарищи по оружию писали: «Пусть этот орден придаст Вам силы увидеть день нашей победы над ненавистным, проклятым врагом…». Это письмо и сейчас бережно хранится у наследников Олексюка.

            … А следователю не было дела до душевных мук отца, потерявшего сына. Следователь пытался уличить Олексюка в визитах в управу.    Во время следствия обвиняемый Олексюк содержался под стражей во внутренней тюрьме УН КГБ по Ворошиловградской области. Всего его допрашивали 16 раз, было проведено 4 очные ставки.

Ни разу Олексюк не признал себя виновным, неоднократно подчеркивал: «… молиться за «освободителя» и его воинство я не призывал».

            Да и как мог Человек духовный, участвовавший в Брусиловском наступлении в Первую мировую; Священник, имеющий боевые ордена и награжденный наперстным крестом; Отец, потерявший сына на Курской дуге, предать свой народ и служить врагу?!

            Но у следователя было иное мнение…

            Особое Совещание при Народном Комиссариате Внутренних дел СССР постановило: «Олексюка А.Т. за изменческое поведение во время пребывания на оккупированной территории сослать в Джамбульскую область Казахской ССР сроком на пять лет».

О пяти годах ссылки отец Иоаким вспоминать не любил. В автобиографии он указал: «С сентября 1944 года по 1949 год вынужденный перерыв». И больше ни слова о лагерных буднях, о трудностях, неполадках со здоровьем, тяжелых условиях труда.

            После освобождения Олексюк вновь возвращается к церковной службе. В 1958 году к празднику Святой Пасхи протоиерей Иоаким Олексюк был награжден Палицей, а в 1960 году – крестом с украшениями.

            Будучи посредником между Богом и людьми, Олексюк прожил долгую, полную трудностей и лишений жизнь. Прожил достойно и самоотверженно!

            Похоронен отец Иоаким на городском кладбище на Острой могиле. 21 октября 1991 года Олексюк Иоаким Трофимович был реабилитирован… Посмертно…

Татьяна Третьяченко

http://pravlug.ru/tragediya-odnoj-sudby-sledstvennoe-delo-№-13564/

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)