ЗАМѢТКА: ИСТОРІЯ ПОМИНАНІЙ.
Поминаніе умершпхъ совершается по особымъ небольшимъ книжечкамъ – поминаніямъ, – происхожденіе которыхъ относится къ глубокой древности и имѣетъ своимъ первообразомъ диптихъ. Поминовеніе по диптихахъ ведетъ свое начало со временъ апостольскихъ (Евр. XIII. 7), когда диптихъ представлялъ изъ себя книжечку, состоящую изъ двухъ листиковъ, или дощечекъ (διζ – дважды и πτíσσω – складываю), изъ которыхъ на одной писались имена живыхъ, а на другой–умершихъ. Имена эти по диптихамъ прочитывались діакономъ за литургіей, о чемъ имѣются свидѣтельства у Тертулліана, св. Кипріана, св. Діонисія Ареопагита и др.
Отъ обыкновенныхъ диптиховъ отдѣлился особый разрядъ ихъ, куда вносились имена святыхъ мучениковъ, исповѣдниковъ и др. Изъ этихь диптпховъ получались календари и мѣсяцесловы, – по своему типу отдалившіеся отъ поминаній.
Со временемъ и обыкновенный диптихъ подвергся измѣненію: онъ получилъ форму синодика съ элементомъ повѣствовательнымъ. Въ синодикѣ помѣщались большею частію заимствованныя изъ прологовъ и патериковъ благочестивыя размышленія о возмездіи въ будущей жизни, правила о поминовеніи усопшихъ и поминальныя молитвы. Но синодики не получили всеобщаго распространенія. Условіемъ записи въ нихъ служили или особыя заслуги для церкви или денежная плата. Почему они и были въ употребленіи преимущественно въ монастыряхъ, соборахъ и рѣдко въ церквахъ сельскихъ.
Между тѣмъ потребность въ поминовеніи усопшихъ не ослабѣвала: каждому хотѣлось помянуть своихъ близкихъ умершихъ за литургіей, при принесеніи безкровной жертвы, ибо, по вѣрованію церкви, сія молитва особенно дѣйственна и многоплодна для умершихъ. Посему синодики получили форму нынѣшнихъ поминаній съ простымъ перечнемъ именъ – живыхъ и умершихъ, которыя и прочитываются за богослуженіемъ. Современная форма этихъ поминаній болѣе подходитъ къ своему первоначальному прототипу – диптиху, отъ котораго послѣдовательно произошла.
«Извѣстія по Казанской епархіи». 1899. № 12. С. 571-572.