Опубликовано Общество - сб, 01/01/2022 - 06:22

ЗАМѢТКА: ВЪ КАКИХЪ СЛУЧАЯХЪ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ МОГУТЪ ВѢНЧАТЬ БРАКИ, НЕ ОБРАЩАЯСЬ ЗА РАЗРѢШЕНІЕМЪ КЪ ЕПАРХІАЛЬНОМУ ПРЕОСВЯЩЕННОМУ.

Обыкновенно за разрѣшеніемъ повѣнчать браки священнослужители или, по ихъ указанію, сами брачущіеся, или же ихъ родственники обращаются къ Преосвященному въ тѣхъ случаяхъ, когда препятствія къ повѣнчанію встрѣчаются 1) въ родствѣ плотскомъ или духовномъ, которое существуетъ между лицами. желающими вступитъ въ брачный союзъ; 2) со стороны возраста жениха и невѣсты. Само собою разумѣется, что эти просьбы о разрѣшеніи повѣнчанія браковъ могутъ имѣть смыслъ только тогда, когда препятствія къ повѣнчанію брака такого рода, что не превышаютъ предѣловъ власти, предоставленной Преосвященному, – съ одной стороны, а съ другой. – когда дѣйствительно для повѣнчанія брака разрѣшеніе Преосвященнаго необходимо. Въ противномъ же случаѣ эти ходатайства о разрѣшеніи повѣнчанія браковъ являются или совершенно безполезными, или же совершенно излишними. Безполезно было бы напр. просить разрѣшенія у Преосвященнаго повѣнчать родныхъ брата и сестру, двухъ родныхъ братьевъ на двухъ родныхъ сестрахъ и т. д.. а равно совершенно излишне было бы просить разрѣшенія повѣнчать 20 лѣтняго и 18 лѣтнюю, если между ними нѣтъ никакихъ законныхъ препятствій къ повѣнчанію; подобнаго рода ходатайства о разрѣшеніи повѣнчать браки только причиняютъ напрасное безпокойство Преосвященному и вводятъ въ безполезныя издержки просителей: на поѣздку въ епархіальный городъ, на уплату гербоваго сбора и т. п.

А такъ какъ подобнаго рода безполезныя и излишнія ходатайства о разрѣшеніи повѣнчанія браковъ не рѣдко поступали и продолжаютъ поступать кч. Преосвященному (были прошенія о разрѣшеніи повѣнчать лицъ, состоящихъ въ 8-й от. трехкровнаго родства, жениха имѣющаго 18½ лѣтъ и т. п.), то находимъ необходимымъ помѣстить выдержки изъ разнаго рода руководствъ, съ указаніемъ законовъ, изъ коихъ ясно бы было, когда возможно и необходимо для повѣнчанія брака разрѣшеніе Преосвященнаго и когда просить подобнаго разрѣшенія безполезно и излишне: дабы священнослужители, руководствуясь этой замѣткой и указаніемъ, и сами бы не обращались, и своимъ прихожанамъ внушали не обращаться за невозможными или совершенно излишними разрѣшеніями къ Преосвященному. Вотъ эти выдержки.

1) Въ родствѣ однородномъ или кровномъ по прямымъ линіямъ (восходящей и нисходящей) бракъ воспрещается неограниченно; ибо ни физически ни нравственно невозможно, чтобы восходящіе родственники вступали въ бракъ съ нисходящими, напр. отецъ съ дочерью, дѣдъ съ внукою, прадѣдъ съ правнукою и т. п. Церковь совершенно соглашалась съ этимъ, и потому о прямолинейномъ родствѣ не было сомнѣній, ни даже особенныхъ правилъ. Въ боковыхъ же линіяхъ браки безусловно воспрещаются до четырехъ степеней включительно (VI вселен. соб. прав. 54-е, Ук. Св. Сѵнода 1810 года 19 Янв. Собр. зак. № 24091). Въ пятой и шестой степеняхъ кровнаго родства браки могутъ быть вѣнчаны не иначе, какъ съ разрѣшенія епархіальнаго Преосвященнаго. Въ седьмой и дальнѣйшихъ степеняхъ помянутаго родства священники могутъ вѣнчать браки, не испрашивая таковаго разрѣшенія (О степей, и видахъ родства. Смирновъ Изд. 1875 г. стр. 10-11.)

2) Въ двухродномъ родствѣ или свойствѣ, точно также, какъ и въ однородномъ, браки безусловно воспрещаются до четырехъ степеней включительно; въ пятой степени могутъ быть разрѣшаемы епархіальнымъ архіереемъ. Но и въ шестой степени двухроднаго свойства священники не всегда могутъ приступать къ повѣнчанію браковъ безъ разрѣшенія мѣстнаго Преосвященнаго, Таковое разрѣшеніе требуется именно въ тѣхъ случаяхъ, когда чрезъ брачныя сопряженія данныхъ лицъ произойдетъ смѣшеніе родственныхъ именъ и отношеній. Именно священникамъ возбраняется непосредственно вѣнчать слѣдующихъ лицъ въ шести степеняхъ двухроднаго свойства:

1) Дѣда и внука на двоюродныхъ сестрахъ.

2) Двухъ братьевъ на двоюродныхъ сестрахъ.

3) Двухъ братьевъ на бабкѣ и внукѣ отъ сестры ея.

4) Дядю и племянника – перваго на племянницѣ, втораго на теткѣ.

5) Двоюродныхъ дядю и племянника – перваго на дочери, втораго на матери. И на оборотъ – съ женской стороны въ тѣхъ же самыхъ степеняхъ, то есть:

1) Бабку и внуку съ двоюродными братьями.

2) Двухъ сестеръ съ двоюродными братьями.

3) Двухъ сестеръ съ дѣдомъ и внукомъ роднаго брата или сестры его.

4) Тетку и племянницу – первую съ племянникомъ, вторую съ дядею.

5) Двоюродныхъ тетку и племянницу – первую съ сыномъ вторую съ отцемъ. Гдѣ же смѣшенія родственныхъ именъ и отношеній не произойдетъ, тамъ браки священникъ долженъ вѣнчать, не утруждая епархіальную власть прошеніями о разрѣшеніи таковыхъ браковъ (тамъ же стр. 12-14).

3) Двумя указами Св. Сѵнода (отъ 25 Апр. 1841 г. и отъ 28 Марта 1859 г.), относительно трехроднаго родства предписано руководиться правиломъ, напечатаннымъ въ «Кормчей книгѣ», II части, въ главѣ 50-й. гдѣ сказано: «еже отъ троеродныхъ, сіе. точію въ первомъ степени запрещается по закону, обычай убо запрещаетъ и проч.». На основаніи этого правила, лицамъ, состоящимъ между собою въ первой степени сего родства, браки ни въ какомъ случаѣ не могутъ быть дозволяемы. Но безъ точнаго разрѣшенія Епархіальнаго Начальства священнослужители не должны приступать къ повѣнчанію и лицъ состоящихъ между собою во второй, третьей и четвертой степеняхъ трехроднаго родства. А Преосвященнымъ Епархіальнымъ Архіереямъ предоставлено право всегда разрѣшить повѣнчаніе лицъ состоящихъ между собою въ четвертой степени трохроднаго родства и дозволять, по усмотрѣнію нужды, сочетаніе бракомъ тѣхъ лицъ, которыя находятся между собою въ третьей и даже во второй степеняхъ трехродного родства (тамъ же стр. 22).

4) Лица, вступающія въ бракъ, должны имѣть церковное совершеннолѣтіе. Въ 1830 году 19 Іюля именнымъ Высочайшимъ новолѣніемъ опредѣлено: вѣнчать жениха не менѣе 18 лѣтъ, а невѣсту 16 лѣтъ. Постановленіе это дѣйствуетъ у насъ и теперь. Въ необходимыхъ случаяхъ, законъ предоставляетъ епархіальнымъ архіереямъ право разрѣшать браки, по личному своему усмотрѣнію, и въ томъ случаѣ, если жениху или невѣстѣ не достанетъ не болѣе полугола до узаконеннаго совершеннолѣтія. Ук. Св. Сѵнода 31 Мая 1857 года. (Нечаев. стр. 199-200).

5) Въ родствѣ духовномъ, происходящемъ отъ воспріятія при св. крещеніи, сначала указомъ Св. Сѵнода 1810 года 19 Янв. повелѣно руководствоваться буквальнымъ смысломъ 53-го правила VІ-го вселенскаго собора, запрещающимъ браки только между воспріемниками, воспринятыми и родителями сихъ послѣднихъ. Потомъ, родство между кумомъ и кумою, указомъ Св. Сѵнода 1837 г. 31 Декабря, согласно Высочайшему повелѣнію, признано не существующимъ, потому что по древнимъ церковнымъ правиламъ, при совершеніи таинства крещенія считается необходимымъ только одно лице воспріемника (или воспріемницы – смотря по полу крещаемаго). По смыслу этого закона, второе лице воспріемника есть только требованіе обычая, а не необходимости, и въ родство духовное какъ съ воспринятымъ, такъ и съ другимъ воспріемникомъ дѣйствительнымъ не входитъ. Наконецъ въ послѣднее время, въ силу того же взгляда русской церковной власти на отношенія воспріемниковъ къ воспринятымъ, дозволяется вступать въ бракъ и воспріемникамъ съ ихъ духовными, но только разнопольными съ ними дѣтьми (Ук. Св Сѵнода 1873 г. на имя Подольск. преосвящ. Ук. Св. Сѵнода 31 Дек. 1875 г. на имя Ярославок. преосвящ.) (тамъ же стр. 214-215.) Браки, по родству духовному, на основаніи вышеизложенныхъ постановленій Св. Сѵнода, не иначе впрочемъ, какъ съ разрѣшенія епархіальнаго архіерея, могутъ быть дозволены всѣмъ лицамъ.

 

Священникъ Григорій Младовъ.

 

«Екатеринбургскія Епархіальныя Вѣдомости». 1889. № 50. Отд. Неофф. С. 1173-1176.

https://afanasiy.net/zametka-v-kakyh-sluchaiah-mogno-venchat-brak-bez-zaprosa-u-episkopa

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах