Опубликовано Общество - сб, 02/06/2021 - 16:06

Преосвященный Александр (Раевский), епископ Могилёвский.

 

Епископ Александ (в миру Александр Семенович Раевский) родился 13 (25) февраля 1868 года в слободе Ивановка, Павлоградского уезда, Екатеринославской губернии, в семье священника. В 1882 году окончил Екатеринославское духовное училище. В 1888 году окончил курс (VI-ть классов) Екатеринославской Духовной Семинарии по II-му разряду. Впоследствии окончил 3 курса Киевской Духовной Академии.

Был женат.

***

По окончании семинарии, 4 (17) октября 1888 года, согласно прошению, Александр Раевский назначен псаломщиком к Вознесенской церкви с. Вольнохуторского, Верхнеднепровского уезда.

6 (19) декабря 1890 года псаломщик Александр Раевский рукоположен во священники к Георгиевской церкви с. Кулишовки, Ростовского уезда. 

В 1891 году священник Александр Раевский отмечен в Екатеринославских Епархиальных Ведомостях (01.07.1892) за усердное отношение к проповеданию слова Божия во все воскресные и праздничные дни «из читавших проповеди по печатным руководствам».  За этот год им прочитано 45 проповедей.

31 января (13 февраля) 1892 года священник Георгиевской церкви с. Кулишовки, Ростовского округа, Александр Раевский, согласно его прошению, назначен к Игнатьевской церкви с. Хорошего, Славяносербского уезда.

15 (28) сентября 1895 года – переведен в с. Почино-Софиевку, Новомосковского уезда. 

Уже в 1899 году (по 1901 год включительно) священник Александр совершает свое пастырское служение во временном молитвенном доме деревни Николаевки, Славяносербского уезда (ныне приход Свято-Николаевского собора г. Стаханова).

Здесь и впоследствии его священническое служение сопряжено с активной социальной деятельностью в целях оказания благотворительной помощи нуждающимся.

Так, 21 июня 1899 года в Екатеринославских Епархиальных Ведомостях, в заметке «ПРЕПОДАНО АРХИПАСТЫРСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ», отмечено следующее: «На рапорте священника временного молитвенного дома деревни Николаевки, Славяносербского уезда, Александра Раевского о собранных им по подписному листу пожертвованиях в пользу населения пострадавших от неурожая губерний резолюция Его Преосвященства от 11-го июня 1899 г. последовала такая: «Жертвователям преподать мое архипастырское благословение и выразить признательность, о чем напечатать в Епархиальных Ведомостях»»16 октября 1900 года Епархиальное Попечительство о бедных духовного звания выразило искреннюю благодарность и признательность (определение Попечительства утверждено Его Преосвященством ноября 2-го того же года) священнику Николаевской церкви-школы при д. Николаевке, Славяносербского уезда, Александру Раевскому за личное его пожертвование в размере 1000 р. (Свидетельство Государственной 4% ренты с 18 купонами) на устройство проектируемого в епархии приюта для престарелых и калек епархиального духовенства.

16 (29) января 1901 года, будучи священником д. Николаевки, Славяносербского уезда, переведен в с.Почино-Софиевку, Новомосковского уезда и 27 октября (9 ноября) т.г. – назначен преподавателем Полексино-Григорьевского сельского училища того же уезда.31 декабря 1903 года (13 января 1904 года) священник Почино-Софиевки Александр Раевский назначен на должность духовника при Екатеринославской Духовной Семинарии, и в этом же году определен священником домовой церкви при Екатеринославской Духовной Семинарии во имя Архангела Михаила. По данным Екатеринославского Адрес-Календаря 1917 года, отец Александр Раевский является священнослужителем данной церкви, вероятно, оставался в ней до самого закрытия Екатеринославской Духовной Семинарии в 1918 году.Будучи духовником семинарии, 16 (29) января 1904 года священник Александр назначен на должность законоучителя образцовой школы для мальчиков при духовной семинарии, а в 1905 году – допущен к преподаванию Закона Божия в частном женском училище г. Екатеринослава 2-го разряда г. Вильгальм.  

По данным на 1917 год, священник Александр Раевский числится учителем Екатеринославского Епархиального женского училища.

Помимо преподавательской деятельности, отец Александр состоял в членстве Екатеринославского Епархиального Попечительства о бедных духовного звания, одновременно находясь на должности казначея. Должность казначея он занимал в редакции «Екатеринославских Епархиальных Ведомостей», а также являлся членом правления Епархиального свечного завода.

Так, 11 мая 1910 года в неофициальном отделе Екатеринославских Епархиальных Ведомостей (№ 14), резолюцией Преосвященнейшего Симеона, Епископа Екатеринославского и Таганрогского, выражена благодарность казначею редакции Екатеринославских Епархиальных Ведомостей священнику А. Раевскому, <…> – «за труд и то участие, которое они приняли в сиротах Павле и Валентине умершаго, только что посвященнаго, Полтавской епархии священника В. Дарагана и его жены, заброшенной судьбою жить в городе Екатеринославе, также умершей, а равно тем пастырям церкви, их женам и детям за любовь и ласку, материальную и душевную поддержку этих сирот, лишившихся отца и матери в раннем детстве».

Богослужебные священнические награды:

По имеющимся данным, в 1901 году священник Александр Раевский за отлично-усердную службу награжден фиолетового бархата скуфьейВ 1906 году камилавкою за заслуги по духовному ведомству.

***

13 (26) января 1923 года в Москве хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии (православной или обновленческой). 14 февраля того же года избран епископом Таврическим и Симферопольским, председателем Таврического обновленческого епархиального управления. Т.о. владыка Александр недолгое время состоял в обновленческом расколе.Принёс покаяние Святейшему Патриарху Тихону и 26 июня 1924 года принят в сане епископа и назначен епископом Керченским с поручением временного управления Таврической епархией, которой управлял до 06 (19) марта 1928 года.

12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
В 1925 – 1926 годах владыка Александр проживал в Одессе.

С октября 1926 года временно управлял Рыльским викариатством Курской епархии, будучи епископом Керченским.

С 25.06(08.07).1930 по 17(30).09.1930 года – епископ Кустанайский (Казахстан).

С 24.12(06.01).1930 по 12(25).09.1931 года – епископ Сухиничский, викарий Калужской епархии.

С 12(25).09.1931 по 10(23).10.1932 года – епископ Златоустовский, викарий Свердловской епархии.

С 10(23).10.1932 по 03(16).02.1933 года – епископ Каменский, викарий Донской епархии и временно управляющий Донской епархией.

С 03(16).02.1933 по 29.07(11.08).1933 года – временно управлял Бакинской епархией (Азербайджан).

С 29.07(11.08).1933 по 02(15).03.1934 года – епископ Елабужский, викарий Казанской епархии.

С 02(15).03.1934 по 17(30).10.1935 года – вторично епископ Кустанайский.

С 17(30).10.1935 по 09.1936 года – епископ Актюбинский и Кустанайский.

С сентября 1936 года по 03(16).10.1936 года – епископ Петропавловский, викарий Омской епархии.

С 16 октября 1936 года – епископ Могилёвский. Стал последним архиереем занимавший Могилевскую кафедру в довоенный период.
Столь частые смены кафедр происходили от того, что владыка Александр был гонимый властями. Как видно из следственного дела, которое на него завели, арестовав в Могилеве, он имел независимый и сильный характер. 3 сентября 1937 года владыка был арестован.  Следователь требовал от епископа Александра признаний в том, что «приехав в Могилев, Вы по поручению Московской Патриархии связались с членами контрреволюционной организации, остававшимися на свободе после ареста бывшего епископа Крошечкина, и совместно с ним проводили организационную деятельность против Советской власти». Все обвинения категорически отверг. На допросах держался с исключительным мужеством. Несмотря на все истязания, никого не оговорил. 31 октября приговорён к высшей мере наказания по обвинению в «участии в контрреволюционной повстанческой организации».

 Из протокола допроса от 6 октября 1937 года:

– Признаете ли Вы себя виновным в предъявленном Вам обвинении в контрреволюционной деятельности?

– В предъявленном мне обвинении я себя виновным не признаю, так как я никогда в контрреволюционной организации не состоял и никакой контрреволюционной деятельностью не занимался.

– Вы показываете неправду. Следствию известно, что приехав в Могилев, Вы по поручению Московской Патриархии связались с членами контрреволюционной организации, остававшимися на свободе после ареста бывшего епископа Крошечкина, и совместно с ним проводили организационную деятельность против Советской власти. Дайте показания по существу.

– Никаких членов контрреволюционной организации из духовенства я не знаю и никакой контрреволюционной деятельности я не организовывал.

– Вы опять говорите неправду. Вы не только связывались с оставшимися на свободе членами к/р организации, но сразу же после своего приезда в Могилев занялись вербовкой новых членов к/р организации. Настаиваем на даче правдивых показаний.

– Категорически отрицаю. Никакой вербовкой членов к/р организации я не занимался и вообще о существовании какой бы то ни было к/р организации в Могилеве мне не известно.

В подобном духе допрос продолжался несколько часов, но владыка так и не признал себя виновным в том, что ему старались инкриминировать. 31 октября 1937 года обвинен в «участии в контрреволюционной повстанческой организации» особой Тройкой НКВД Белорусской ССР. 3 декабря 1937 года был расстрелян в Могилёве.

https://stahanov.church.ua/svyashhennosluzhiteli/#Епископ%20Александр%20(Раевский)

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.