Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор
О времени основания первой деревянной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сохранилось мало достоверных сведений, да и сохранившиеся отличаются случайным характером и дают мало исторического материала. [Главнейшими источниками этого периода Благовещенской церкви могут служить "Куряжские записи" (от 1701 - 1720 гг.), "Метрические книги" (начинающиеся с 1727 года) и "Опись церкви", составленная в 1775 г.] Возникновение первой Благовещенской церкви относят ко времени основания Харькова. Сложно назвать точную дату основания храма, однако с уверенностью можно сказать, что он построен не позже 1655 г., одновременно с церквями Николаевской, Рождественской, Вознесенской. Эту дату называют большинство историков и исследователей (например Багалей, Миллер, архиеп. Филарет (Гумилевский), свящ. Иван Филевский). Церковь эта находилась в поселении, которое впоследствии стало Залопанью или т.н. залопанской частью города. Тогда это было селение в несколько улиц с хатами-мазанками в низкой болотистой местности, окруженное многочисленными левадами (низинными затопляемыми лугами). Люди, составляющие приход Благовещенского храма, были не очень богатыми в материальном отношении, что сказалось и на устроении самой церкви. Она была деревянной, однопрестольной. При храме был один священник во главе небольшого прихода. Но бурно развивавшаяся приходская жизнь дала толчок к возможности расширения прихода. И по "Куряжской записи" от 1720 г., мы видим уже "за рекою Лопанью парафию Благовещенскую", т.е. большой приход и уже с двумя священниками. Архитектура первой Благовещенской церкви была простой, по своему художественному типу сходной с другими церквями Слобожанской Украины. Эта церковь сгорела от крупного пожара в 1738 г.
Вместо нее была сооружена другая, тоже деревянная церковь. Она была копией предыдущей. По "описи" 1775 г. о ней говорится как о деревянном 3-х-главом храме, с рубленной деревянной колокольней. Вместо ограды она была обнесена тыном. Из церковного убранства этого храма можно особо выделить икону Божией Матери "Казанская" в прекрасной серебряной позолоченной ризе, написанную в 1776 г. Достоверно не известно по какой причине (так, по крайней мере, об этом пишут Багалей и Миллер) эта деревянная церковь была заменена на каменную, которая была заложена 10 июля 1789 г., а освящена 8 сентября 1794 г. Она была построена по проекту архитектора П.А. Ярославского - известного харьковского зодчего, ученика В.И. Батепова. [В числе создателей и благодетелей этого храма в первом ряду стоят подполковник Михаил Иванович Батезатул, вызолотивший иконостас и купола; надворная советница Анастасия Петровна Дупина (владелица благовещенского базара), устроившая в 1831 г. на местные иконы Спасителя и Божией Матери "серебряные шаты" и церковный староста Купец Михаил Нечаев, устроивший подобные шаты на храмовую икону Благовещения и св. Николая]. В 1836 г. при святителе Мелетии (Леонтовиче) началась перестройка придельных храмов во имя св. великомученицы Варвары и св. великомученика Иоанна Воина, т.к. храм не мог уже вместить всех прихожан. Постройка их окончательно была завершена в 1839 г. Главным устроителем и украсителем этих приделов был купец Александр Дмитриевич Скрыпник, бывший 13 лет церковным старостой. В ведомости по харьковскому градскому благочинию за 1858 г. об этом храме говорится так: "Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы зданием каменная, с каменной крепкой колокольнею. Имеет три престола: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (холодный), а последние два теплые. Утварью достаточна. Причта положено по штату: протоиерей, священник, диакон, дьячков - 2 и пономарей - 2. Земли при сей церкви никакой нет. На содержание священнослужителей жалованья не получается, а получают они доброхотные даяния прихожан. Приписаний к сей церкви нет. Домовая в сем приходе церковь во 2-й Харьковской мужской гимназии во имя преп. Сергия Радонежского (основана она в 1851 г., зданием тоже каменная). Настоятель - протоиерей Стефан Яковлевич сын Стефаневский. Число прихожан: мужчин - 484 чел., женщин 568".
По своему архитектурному решению этот храм представлял собой типичный пример раннего классицизма.
Эта каменная Благовещенская церковь по сравнению с другими древними церквами г. Харькова особенно отличалась по своему благоустройству, украшению, богатству, и вместимости и даже с 1846 г. она некоторое время называлась собором". Статус "собора" Благовещенская церковь имела вплоть до 1863 г. В дальнейшем упоминание об этом статусе теряется, и лишь 3 июля 1914 г. уже последняя Благовещенская церковь официально возводится на степень "градскаго собора". Бурный рост Харькова в конце XIX в. обусловил необходимость построения совершенно нового по своему архитектурному решению храма. Впервые вопрос об этом был поднят в 1858 г., однако он остался открытым, и прежняя церковь была только несколько расширена. По инициативе небольшого кружка именитых и зажиточных прихожан и с разрешения Высокопреосвященнейшего Амвросия (Ключарева) 22 ноября 1887 г. состоялось расширенное собрание прихожан, на котором единодушно решено было соорудить новый храм. Для заведования всеми делами по постройке был организован особый "строительный комитет" и сразу было собрано 34 000 рублей, добровольно пожертвованных. 16 февраля 1888 г. Строительный комитет исходатайствовал у Харьковской городской Думы новый большой участок земли под постройку храма. Зодчим будущего харьковского кафедрального собора Строительный комитет избрал своего прихожанина, опытного строителя, профессора архитектуры Михаила Ивановича Ловцова, принесшего беззаветный труд своей любви и своего дарования к подножию алтаря Божия и тем прославившего зодчее искусство, которому служил всю свою жизнь. 2 октября 1888 г. была совершена торжественная закладка новой церкви Высокопреосвященнейшим Амвросием, архиепископом Харьковским. На строительство храма, которое продолжалось около 20 лет, были затрачены огромные суммы и привлечены лучшие мастера своего дела. Обильной рекой стекались добровольные пожертвования христолюбивых благодетелей не только из Харькова, ни и из других городов (особенно из Москвы). "Достопримечательно, - пишет свящ. И.Филевский, - что самыми ревностными благодетелями св. храма сего были лица преимущественно из купеческого и торгового сословия. Это искони - русская, культурно-историческая черта". Во все время строительства нового храма богослужение проходило в старой церкви, которая после окончания строительства была снесена. Окончательно храм был завершен в 1901 г., в этом же году он был торжественно освящен. Все расходы по сооружению церкви и внутреннему убранству обошлись в 400 000 рублей, одного кирпича положено около 7 миллионов. Размеры нововозведенной церкви поражали своим величием: лицевой фасад - 34 м., высота до основания креста главного купола - 59 м., длина церкви 71 м., высота колокольни с крестом - 80 м. Вместимость - около 4000 чел. По поводу архитектурного убранства храма тот же И. Филевский писал: "Церковь выполнена в ново-византийском стиле. Со стороны внешнего вида она производит прекрасное впечатление своею грандиозностью и художественностью всего здания". Что касается внутреннего убранства нового храма, то тут следует особо отметить иконостас, выполненный из белого нежного наррского мрамора, работы московского мастера Василия Ивановича Орлова. Над живописью храма потрудилась целая группа талантливых живописцев. Иконы главного иконостаса выполнены классным художником С.-Петербургской Императорской Академии художеств Андреем Ивановичем Данилевским, а иконы боковых иконостасов - московским классным художником Михаилом Дмитриевичем Михайловым. Вся стенная живопись исполнена талантливым харьковским художником И.Н. Святенком и отчасти художником Марченко. Основные иконографические мотивы взяты из киевского Владимирского собора и отчасти из храма Христа Спасителя в Москве. В общем, весь архитектурно-художественный ансамбль новосооруженного храма поражал зрителя как своими внушающими размерами, так внешним благолепием и небывалой красотой.
После революции 1917 г. история Свято-Благовещенского собора, как и история многих других храмов нашего отечества, приобрела трагическую окраску. По архивным данным известно, что 16 ноября 1919 г. с правой стороны собора была освящена церковь во имя преп. Антония Римлянина, а с северной стороны, у колокольни, с выходом на запад, имелась часовня во имя св. Архистратига Михаила и пророка Моисея. В часовне, осенью 1921 г. была устроена церковь во имя преп. Сергия Радонежского, которая перебралась сюда из вышеупомянутой 2-й мужской гимназии. С 1922 по 1924 годы за собор шла усиленная борьба разноконфессиональных церковных групп и были даже попытки закрытия храма (например 22 марта 1923 г.). Но к 1925 г. ситуация несколько стабилизировалась и с 1925 по 1926 гг. в здании собора, с разрешения советской власти, проводились даже концерты духовной музыки. Однако в последующие годы положение верующих и принадлежащих им храмов в советском государстве становилось все сложнее и сложнее и 14 февраля 1930 г. постановлением секретариата ВУЦИК Свято-Благовещенский собор г. Харькова был закрыт, а его помещение должно было быть использовано для культурных целей. Однако из воспоминаний очевидцев известно, что на территории собора расположилась конюшня, а в подвальных помещениях - склад нефтепродуктов.
Собор был вновь открыт лишь в 1943 г. и уже не закрывался до наших дней. По инициативе архиепископа Стефана (Проценко), управляющего Харьковской епархией с 1945 г., в собор в 1948 г. из Покровского монастыря были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи свт. Афанасия (Петелария), Патриарха Константинопольского. Этим действием Владыка Стефан подчеркнул общую значимость Благовещенского собора для Харьковской епархии и с 1946 г. ему присваивается звание "кафедрального", которое сохраняется и поныне.
В 1993 г. к этим двум величайшим святыням Слобожанщины, находящихся в соборе, прибавилась еще одна - мощи священномученика Александра (Петровского), принявшего мученическую кончину в 1937 г.