История Луганщины: Архиепископ Алексий (Дородницын).
Архиепископ Алексий (в миру Анемподист Яковлевич Дородницын; 2 (14) ноября 1859, село Успенское, Славяносербский уезд, Екатеринославская губерния — декабрь 1919, Новороссийск) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Владимирский и Шуйский. Духовный писатель и богослов.
Родился в семье дьячка Екатеринославской епархии. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию.
В 1885 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания.
В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское Духовное училище и вместе с тем с июня 1890 года состоял противоштундистским миссионером Херсона.
В 1890 году представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого».
В 1891 году был утверждён Святейшим Синодом в учёной степени магистра богословия.
В марте 1902 года был пострижен в монашество с именем Алексий и в том же году рукоположён во иеромонаха; в августе назначен инспектором Ставропольской Духовной семинарии.
В сентябре 1903 года получил назначение на должность ректора Литовской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
30 мая 1904 года в Харьковском кафедральном соборе был хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию совершали архиепископ Харьковский Арсений (Брянцев), епископ Таврический Николай (Зиоров), епископ Екатеринославский Симеон (Покровский) и другие. На хиротонии присутствовало множество народа, желавшего видеть впервые для Харькова совершавшееся торжество.
С 18 июля 1905 года епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии.
С 27 августе того же года — епископ Чистопольский, первый викарий Казанской епархии; 5 сентября был назначен ректором Казанской Духовной Академии.
С 17 января 1912 года — епископ Саратовский и Царицынский.
Состоял почётным членом «Казанского Общества Трезвости» и избирался членом Совета Казанского отдела Русского собрания.[2]
20 июля 1914 года — архиепископ Владимирский и Суздальский (с 24 марта 1916 — Владимирский и Шуйский).
Весною 1917 года съезд духовенства и мирян епархии потребовал удаления архиерея за «деспотическое» управление и грубое обращение с духовенством, а также в связи с обвинениями в близости к Г. Е. Распутину. Святейший Синод был вынужден уволить его на покой и назначить выборы епископа, по результатам которых Владимирскую кафедру занял архиепископ Сергий (Страгородский).
Осенью 1917 года самовольно поселился в Киево-Печерской лавре, пытался захватить церковную власть в Киеве и объявить автокефалию на Украине (Украинская автокефальная православная церковь), возглавив в конце 1917 года Всеукраинскую церковную раду, почётным председателем которой он был избран.[3]. Святейший Синод поручил митрополиту Платону (Рождественскому) вызвать в Москву «самочинно принявшего на себя руководство церковным украинским движением архиепископа бывшего Владимирского Алексия»[4]. Алексий от вызова уклонился, сообщив, что все железнодорожные билеты проданы до 30 января. Митрополит Платон вызвался достать билет на 25 декабря, но тогда Алексий прислал медицинский документ о «сильнейшем нервном расстройстве»[5]. 7 января 1918 года за непослушание священноначалию и нарушение канонов был извержен из сана Всеукраинским церковным собором,[6] проходившим под председательством митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) († 25 января 1918). Выступал против последнего; однако новым митрополитом Киевским и Галицким после гибели митрополита Владимира был избран не он, а митрополит Харьковский Антоний (Храповицкий).
Скончался в 1919 году в Новороссийске; был отпет архиепископом Евлогием (Георгиевским). Согласно его воспоминаниям: «Епископ Сергий [Лавров] человек мало распорядительный, относительно погребения никаких приказаний не дал, и труп в одном белье пролежал дня три в сарае. Я сказал об этом владыке Сергию и предложил поручить мне отпевание. Он с радостью согласился. Жду-жду… покойника всё не привозят. Наконец, показались дроги в одну лошадь, на них огромный гроб, на гробе сидит возница; за дрогами идут два-три монаха. Я вышел встретить жалкую процессию. Огромный гроб был так тяжёл, что его едва-едва смогли поднять. В церкви открыли крышку… — архиепископ Алексий лежал неубранный, в старом подряснике, в епитрахили. Благодаря морозу разложение ещё не наступило… После отпевания спрашиваю: „Где могила?“ Оказывается — на краю кладбища в заросли кустов. Мы долго пробирались по сугробам, увязая в снегу… Погребение архиепископа Алексия… показало мне всю тщету честолюбия, властолюбия».
Труды
- Церковно-законодательная деятельность Карла Великого. — М., 1891 (магистерская диссертация).
- Опыт противоштундистского катехизиса. — Екатеринослав, 1889.
- Шалопутская община. — М., 1891; Казань, 1906.
- Меры борьбы со штундой // Прибавление к «Церковным ведомостям». — № 49. — 1895. — С. 1763—1769.
- Южно-русский необаптизм, известный под именем «штунды». — Ставрополь-Кавказский: Типо-литография Т. М. Тимофеева, 1903.
- Прп. Максим Исповедник, как представитель древне-христианской мистики. — 1905.
- Византийские церковные мистики XIV века. Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и преп. Григорий Синаит. — Казань: Православный собеседник, 1906.
- Материалы для истории религиозно-реалистического движения на юге России во второй половине XIX-го столетия. — Казань: Центр. тип., 1908.
- Религиозно-рационалистическое движение на Юге России во второй половине XIX-го столетия / Исслед. еп. Алексия, ректора Казан. духов. акад. - Казань : Центр. тип., 1909.
- Слово пред панихидой по П. А. Столыпине. — 1911.
- Самовоспитание и его средства. — Саратов, 1913.
- Мораль Талмуда. // Голос Церкви. — 1913, декабрь. — С. 48—57.
- О возрождении крещением. — Владимир, 1916.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Алексий_%28Дородницын%29