Опубликовано Общество - вс, 07/17/2022 - 17:22

Поэт-священник Филипп Пестряков.

На расстоянии чуть более 100 км от Харькова на территории нынешней Сумской области расположено небольшое село Тарасовка.
От храма св. Дмитрия, построенного за средства прихожан в 1869 году, там давно уж не осталось и следа. Как не осталось памяти о прекрасном поэте-священнике, писавшем стихи и замечательные детские книги. К превеликому моему сожалению, имя Филиппа Мелентьевича Пестрякова, настоятеля местного храма, увы, сейчас совершенно незаслуженно забыто. Именно поэтому сегодня мне хотелось бы немного рассказать о нем.
Родился Филипп Мелентьевич 14 ноября 1862 года в слободе Ново-Осиновой Купянского уезда, где отец его служил в местном храме.

Среди духовенства Харьковской губернии родитель Филиппа считался образованным человеком ― несмотря на большую семью и небольшие доходы, постоянно выписывал много журналов и книг, собрал (по уездным меркам) весьма приличную библиотеку.
После тяжкой болезни около 1876—1877 года Мелентий Пестряков умирает. Его молодая вдова и пятеро детей остаются без средств к существованию. Старший из детей, Филипп, в это время только оканчивает местное духовное училище, где обязаны были обучаться все дети духовенства в возрасте от 9 до 15 лет. Испытывая страшную нужду, семейство Пестряковых продает все вещи,  имеющие хоть какую-нибудь ценность, а собранная отцом библиотека идет на растопку. Ведь покупателей на книги в селах не нашлось, а печь нужно было чем-то топить. Пенсии по причине непродолжительной службы отца Филиппа Мелентьевича не полагалось, и единственным доходом осиротелой семьи было пособие на 30 рублей в год из епархиального попечительства о бедных духовного звания. Естественно, этих средств не хватало, и юный Филипп не мог приезжать к родным даже в период каникул. Однако, помимо проживания и питания, учеба в духовном училище давало осиротевшим детям священников еще одно важное преимущество. А именно ― бесплатное содержание и образование. Так что по окончании училища Филиппа Мелентьевич учится дальше в Харьковской духовной семинарии, которая в то время славилась своими прекрасными преподавателями, а также высокими требованиями к учащимся. Немалое оживление в семинарскую жизнь вносили также организованные в ней хор, оркестр и литературно-вокальные вечера, собиравшие лучшее общество и массу молодежи. Однако, по чудом сохранившимся до нашего времени воспоминаниям современников, «...живой, увлекающийся, с наклонностями светского характера Филипп  Мелентьевич не находил удовлетворения своим духовным запросам в семинарии. Ученьем интересовался мало и учился кое-как, лишь бы переходить из класса в класс, отдавая большую часть времени чтению светских писателей».

Также во время обучения в семинарии Филипп Мелентьевич мечтал о поступлении в Харьковский императорский университет. Однако это были только мечты. Ведь главной его обязанностью в то время было всеми силами помогать матери и братьям, живших в крайней нужде. К сожалению, духовную семинарию Пестряков так и не окончил, покинув ее по болезни за полтора года до окончания. Но в этот раз судьба была к нему благосклонна, так как в скором времени молодой и неопытный семинарист становится репетитором детей известного скульптора, живущего с семьей в усадьбе в Курской губернии. Там  Филипп Мелентьевич, помимо достойной заработной платы, имел возможность общаться с высокообразованными людьми своего времени, а также имел доступ к богатой библиотеке. Живя там, он познакомился с прекрасной девушкой, гувернанткой детей скульптора, и через некоторое время женился на ней. При этом он прекрасно знал, что его невеста неизлечимо больна. С учетом того, что лечение жены требовало значительных расходов, перед Пестряковым стал весьма остро вопрос о новом трудоустройстве. Однако, как выбывший до окончания курса семинарии по собственному желанию, получить место священника он не мог. В силу чего Филиппу Мелентьевичу оставалось довольствоваться скромной должностью дьякона в храме села Скрыпаево, куда он был рукоположен 8 февраля 1887 года архиепископом Харьковским Амвросием. Будучи к тому времени уже известным церковным писателем и проповедником, владыка Амвросий по мере своих сил всячески оказывал Пестрякову поддержку в литературной  деятельности.

Например, архиепископ сам корректировал его стихотворения, помог перевестись из Скрыпаево в Харьков на место дьякона при 2-й гимназии, а в 1891 году в селе Ясенок рукоположил в сан священника. Ясное дело, что такое высокое покровительство значительно улучшило правовое и материальное состояние Филиппа Мелентьевича. Однако счастье настоятеля храма села Ясенок  длилось недолго. Через некоторое время от болезни умирает его горячо любимая жена. Безутешный и сломленный Пестряков несколько раз меняет церковные приходы, но нигде не находит душевного покоя и оседлости. Да и для жизни простого сельского священника он совершенно не годился. Перед вышестоящим духовенством не трепетал, а наоборот, конфликтовал. Выжимать деньги из бедных крестьян за совершение церковных богослужений тоже принципиально отказывался. А вести хозяйство на огороде, чтобы прокормиться, не умел. Поэтому в 1900 году Пестряков отказывается от епархиальной службы и переселяется в Харьков, где на кусок хлеба зарабатывает законоучительством в городских начальных училищах, приходской работой по вольному найму и писательством. В нашем городе Филипп Мелентьевич прожил 10 лет, и именно этот харьковский период считается наиболее плодотворным в его литературном творчестве. В 1910 году больной и совершенно нищий Пестряков снова просит у руководства епархии место приходского священника в деревне и получает его. Уезжая из города, на прощание он говорит своим знакомым: «Еду в деревню умирать». Это пророчество оказалось правдивым. Не прослужив на новом месте и года, 22 сентября 1911 года в возрасте 49 лет Филипп Мелентьевич умирает  в полном одиночестве в малознакомом ему Тарасовском приходе.

Литературное наследие Пестрякова не менее интересно, чем его непростая судьба. Первое его стихотворение было напечатано в 1887 году в популярном иллюстрированном религиозном журнале, где с того времени он состоял постоянным сотрудником:

Помещенные в этом журнале стихотворения в 1906 году были приобретены московской синодальной типографией и затем изданы отдельной книгой «Религиозно-нравственные стихотворения священника Ф. М. Пестрякова».

Под кровлею храма

Под кровлею сельского храма
В сиянье мерцавших свечей
Я видел в волнах фимиама
Малюток, крестьянских детей.
Ручонки сложив в умиленье,
И взор устремив к образам,
Они пред началом ученья
Усердно молилися там.

И эта картинка простая
Оттиснулась в сердце моем,
И, слезы невольно роняя,
Я вспомнил о детстве былом.

Я вспомнил ученья начало,
Молитвы младенческих лет;
И много, — что прежде бывало,
Что в сердце оставило след…

Стихотворения Пестрякова светского характера публиковались, например, в журналах «Задушевное слово», «Звезда», « Новь», «Литературные вечера», « Мирный труд», «Светоч»  и т. д.
Их было так много, что уже в 1913 году исследователи, пытавшиеся заниматься наследием Филиппа Мелентьевича, сетовали на сложность их собирания воедино.

Немалый вклад внес рано овдовевший Пестряков и в детскую литературу.

«Если в сердце не имеешь состраданья и любви
Без  сокровищ этих в мире лучше вовсе не живи...»

А в 1898 году в Петербурге вышла его прекрасная стихотворная книга для детей с «подвижными картинками» — «Волшебный фонарь Стеньки-Растеньки».

Несмотря на то, что большинство произведений  Пестрякова написаны в жанре религиозно-нравственной лирики и изданы в виде небольших книг, среди простого народа нашего края они пользовались популярностью. Так что некое значение, пускай и не глобальное, жизнь и творчество Филиппа Мелентьевича для Слободской Украины все-таки имеет.

И напоследок, как я писал выше, наш поэт-священник, будучи самым старшим в семье, помогал своим братьям. Благодаря этому как минимум двое из них стали священниками. В документах за 1897 год настоятелем Вознесенского храма в слободе Осинова (Старобельский уезд) указан Пестряков Поликарп Мелентьевич. А среди духовенства города Киева на 1914 год настоятелем одного из храмов был Пестряков Василий Мелентьевич.

https://nakipelo.ua/uk/poet-svyashhennik-2/

 

 

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки