История Луганщины: О том, как отец Потапий окатоличивал Луганщину.
На Луганщине мало кому известно о том, что в 1917 году ученик Митрополита Антония (Храповицкого) иеромонах Потапий (Емельянов) сделал попытку окатоличить жителей села Нижняя Богдановка под Луганском. Ему удалось перевести в католичество почти 50 000 человек.
Пётр Андреевич Емельянов родился в деревне Начапкино Дмитриевской волости Уфимского уезда Уфимской губернии в 1884 году в семье крестьян старообрядцев-беспоповцев. Впоследствии, под влиянием Антония (Храповицкого), в то время епископа Уфимского и Мензелинского, вместе с семьёй перешёл в православие. В 1902 году, после назначения на Волынскую и Житомирскую кафедру, епископ Антоний взял его собой и определил послушником в Свято-Успенскую Почаевскую лавру.
В 1908 году Пётр Андреевич Емельянов был призван на военную службу, но вскоре по состоянию здоровья демобилизован и вернулся в лавру, где был пострижен в монашество с именем Потапий. В 1911 году по завершению обучения в Житомирском пастырском училище его рукоположили в иеромонахи. В 1914 году Антоний, уже архиепископ Волынский и Житомирский, став митрополитом Харьковским, перевёл его в Свято-Покровский монастырь.
В марте 1917 года он был назначен временным священником, а после, по просьбе прихожан, настоятелем церкви Казанской иконы Божьей Матери, единоверческого прихода в селе Нижняя Богдановка под Луганском.
Ещё во время обучения в Житомирском пастырском училище, читая святоотеческие сочинения и изучая историю Вселенских соборов, самостоятельно пришёл к убеждению в правоте католичества. Остается загадкой, неужели столь проницательный архиерей, как Митрополит Антоний, не видел заблуждение своего любимца? Или может уже тогда в Русской Православной Церкви начал внедрятся католический дух в церковные круги? Понять это сложно, как и то, почему Митрополит Антоний неоднократно участвовал в клевете на подвижников благочестия, таких как монах Стефан (Подгорный), духовные чада праведного Иоанна Кронштадского. Более того, открыто призвал к физической расправе с афонскими монахами-имяславцами, что и было исполнено - депортируя афонских монахов из Афона, некоторых убили, многих изранили. Подобное поведение несовместимо с Правослаием.
Став настоятелем единоверческого прихода, о. Потапий начал проповедовать единство со Святым Престолом. О принятом прихожанами на общем собрании решении перейти в католичество отец Потапий лично сообщил митрополиту Антонию (Храповицкому), за что был им анафематствован. В 1918 году вместе с приходом был принят в общение с Римско-католической церковью в Петрограде блаженным Леонидом Фёдоровым, экзархом Российской грекокатолической церкви.
После перехода для отца Потапия и прихожан наступили годы исповедничества. Члены православной общины села, находившиеся в меньшинстве, неоднократно писали на него доносы различным властям, сменявшим друг друга на Украине во время гражданской войны. В 1918 году, по подозрению в большевизме, он и прихожане были дважды жестоко избиты карательным отрядом оккупационной армии Германской империи. В последний раз побои были такими сильными, что его пришлось положить в больницу в Луганске. Навестивший отца Потапия католический священник, объяснил оккупационным властям, что их ввели в заблуждение, и они перестали его преследовать.
Визит в Нижнию Богдановку Неофита (Следникова), епископа Старобельского, викария митрополита Антония (Храповицкого) ситуации не изменил. Прихожане заявили о своей приверженности католичеству. Вскоре, пришедшие к власти белогвардейцы арестовали отца Потапия. Два месяца провёл он в тюрьме, откуда его, вместе со всеми заключёнными, освободили красноармейцы. Но через некоторое время белогвардейцы вернули контроль над территорией, и отца Потапия снова посадили в тюрьму в Старобельске, откуда перевели в каторжную тюрьму в Луганске. От него требовали отказаться от католичества. Спустя три месяца, в декабре 1919 года, вместе со всеми заключёнными, отца Потапия снова освободили красноармейцы.
Приход Российской грекокатолической церкви дониконовского обряда в селе Нижняя Богдановка был зарегистрирован советской властью в 1918 году. Первоначально службы проходили в храме, однако из-за конфликта с местной православной общиной, грекокатолическая община, несмотря на выигранный ею в 1922 году суд, оставила его. Прихожане стали собираться на богослужения в частном доме. Всё время до своего ареста отец Потапий вёл активную пастырскую деятельность: проповедовал, исповедовал, помогал прихожанам и бедным людям вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. В 1924 году он познакомился и подружился с отцом Пием Эженом Невё, священником-ассумпционистом из Франции, который впоследствии был хиротонисан в епископы и назначен апостольским администратором Москвы.
27 января 1927 года отец Потапий был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Основанием для обвинений послужила его переписка с епископом Пием-Эженом Невё, от которого он неоднократно получал продукты и средства для помощи голодавшим крестьянам. Эта помощь была квалифицирована властями как подкуп местного православного населения с целью обращения его в католицизм. Необходимые показания были даны несколькими «свидетелями». 20 августа 1927 года ему предъявили официальное обвинение в пропаганде католицизма и антисоветской агитации. 12 сентября 1927 года отец Потапий был приговорён к десяти годам заключения и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. 24 марта 1928 года приговор ужесточили дополнением о не применении к нему амнистии.
В Соловецком лагере отца Потапия встретил блаженный Леонид Фёдоров и российские грекокатолики. Здесь он познакомился и подружился с польским католическим духовенством. В лагере по разрешению комендатуры, чаще тайно, совершались богослужения, для которых отец Потапий сшил церковное облачение. Физически сильный, он помогал и ухаживал за более слабыми собратьями, чем заслужил всеобщее уважение. Сохранились воспоминания одного из заключённых о том, как самоотверженно отец Потапий ухаживал за смертельно больным польским священником Феликсом Любчинским, облегчая ему страдания в последние дни жизни. Он исповедал его пред смертью, а после смерти отпел и похоронил.
После Пасхи 1929 года все католические священники, в их числе и отец Потапий, были направлены в штрафную командировку на остров Анзер и изолированы от других заключённых. Таким образом, на острове появилась уникальная община католических священнослужителей латинского и трёх восточных обрядов: греко-российского (включая старый обряд, к которому принадлежал отец Потапий), армянского и грузинского. Здесь не работали по воскресеньям и тайно совершали богослужения. Летом 1932 года отец Потапий подписал письмо в Польский Красный Крест с описанием условий, в которых содержались заключённые католические священники. О своём пребывании в лагере, на следствии по этому делу, отец Потапий сказал, что здесь он стал ещё более стойким католиком. За это его подвергли особому наказанию — изолировали от других католических священнослужителей до конца заключения. По окончании следствия в ноябре 1933 года его перевели в Белбалтлаг, где он содержался сначала на станции Надвоицы, затем на станции Медвежья Гора Кировской железной дороги.
4 августа 1936 года отец Потапий был освобождён из лагеря досрочно из-за тяжёлой болезни в ответ на просьбу Польского Красного Креста и отправлен в ссылку. На свободе он провёл всего несколько дней и умер 14 августа того же года на станции Надвоицы в Карельской ССР.
В 2003 году был открыт официальный процесс Католической церковью по беатификации священника Петра Андреевича Емельянова (в монашестве Потапия), после чего ему был присвоен официальный титул слуги Божьего. В настоящее время процесс продолжается.