Луганская казенная женская гимназия
Материалы по этой теме практически не печатались, за исключением нескольких строк, кочующих из одного исторического очерка в другой: «В 30-x годах XIX века в Луганске работали две начальные школы: при заводе на 200 человек и в Каменном Броде на 100», Помогли Луганский областной и Одесский архивы (учебные заведения Сланосербского уезда и города подчинились в свое время Одесскому учебному округу). Сведения из них и займут место в готовящейся музейной экспозиции «Народное образование».
РУКОВОДСТВО УЕЗДА серьезно занималось народным образованием и в 1910 году на Южно-Русской областной выставке в Екатеринославе Славяносербское земство было награждено золотой медалью.
По данным архивов, к 1912 году в Луганске действовали: три церковно-приходские школы при Успенской, Соборно-Николаевской и Петропавловской церквах, шесть начальных училищ, техническое железнодорожное училище, трехклассная торговая школа. семиклассное женское коммерческое училище, пять гимназий (из них три женские). Кроме того, начальные училища римско-католического, лютеранского и еврейского обществ. В разные годы Дума поднимала вопрос об открытии в городе реального училища и учительской семинарии. Первое было создано в 1914 году, а вот семинарию так и не открыли.Но учителей в Луганске тогда готовили. И об этом стоит рассказать подробнее.
(фото 1913. На первом плане - дом Вендеровича и извозчики (?) На заднем плане, справа - в кадр попало здание Казенной женской гимназии)
На сегодняшней Почтовой улице есть небольшое 2-этажное здание (в нем сейчас детско-юношеская спортшкола), до 1919 года здесь находилось одно из лучших учебных заведений — казенная женская гимназия. Учебное здание строилось специально: уютные небольшие классы, спортивный зал, библиотека.
Это была классическая гимназия с годичным обучением семи основных классов, приготовительным и дополнительным восьмым классами.
В приготовительный класс принимались дети не младше восьми и не старше десяти лет, в первый класс — с девяти и не старше двенадцати и так далее при поступлении в высшие классы. Родители, выбравшие местом обучения и воспитания своих дочерей казенную гимназию, писали на имя начальницы гимназии прошение, начинавшееся так: «Желаю определить во вверенную Вам гимназию дочь мою...» и далее — фамилия и имя девочки, сведения о ней и о родителях. При поступлении сдавались экзамены: Закон Божий, русский язык (устно и письменно), арифметика и... рукоделие!
После окончания каждого класса сдавались. экзамены и выдавались свидетелыства с личными фотографиями воспитанниц и сургучной печатью.
Такие свидетельства, сохранившиеся в архиве, подсказал и нам, что в казенную гимназию поступали девочки из семей различных сословий и вероисповедания. С дочерьми дворян Миоковича, Шимковича, Черепова, надворного советника Хицунова учились дочери купца Ольхова, мещанина Отарова, казака Шинкарева, дети крестьян, солдат. На равных правах учились православные, а также иудеи, представители римско-католического, армяно-григорианского, евангелическо-лютеранского вероисповедания. Они Закон Божий не учили, и в свидетельствах ставился прочерк.
Занимались в казенной гимназии и дети подданных других стран, среди них Маргарита Торосьян из Турции и Мария Патер из Австрии.
При отличном окончании учебы выпускницы на основании «Положения о женских гимназиях» и по определению педагогического совета удостаивались золотой или серебряной медали. Так, в прекрасном состоянии сохранились свидетельства Сахновской Марии — дочери священника, которая в 1914 году закончила седьмой класс с золотой медалью, Эзерман Марии — дочери мещанина, в 1916 году закончившей седьмой класс с серебряной медалью. Мария Сахновская к тому же продолжила учебу в 8-м дополнительном классе и получила свидетельство домашней учительницы по русскому языку,
8-й дополнительный класс с годичным сроком обучения и предназначался для нодготовки выпускников к педагогической деятельности.
Здесь девочки изучали общий курс наук и специальные предметы, получали теоретические и практические знания но начальному преподаванию русского языка и арифметики, давали пробные уроки.
Гимназистки после 8-го класса получали свидетельства со званием домашней наставницы или учительницы и имели право поступить на работу в частный дом или учебное заведение.
Очень строгие требования предъявлялись к домашним наставницам и учительницам. Ежегодно они обязаны были давать отчет о своих занятиях директору училища, кроме того, от лиц, у которых они исполняли обязанности своего звания, и от уездного пред водителя дворянства должны были иметь одобрительные о себе сведетельства. По выслуге в звании не менее 20 лет домашняя наставница или учительница имела право воспользоваться пенсией или вступить в дом призрения бедных девиц благородного звания на казенное содержание.
Последний выпуск гимназисток состоялся в 1919 году, Положением "Об единой трудовой школе" упразднялись все типы школ дореволюционного времени.
В здании бывшей казенной женской гимназии в разные годы находились техникум, школа, городские учреждения.
Скворцова Л. Казенная женская гимназия // Жизнь Луганска. - 1992. - №18(70). - С. 5
Казенная женская гимназия в Луганске
Судьбы гимназистов и гимназисток
По ул. Почтовой рядом с художественным музеем стоит двухэтажное здание старинной постройки. Ныне здесь находится учебное учреждение дополнительного образования. (В нулевых была СШ 19, ее закрыли еще во время мэрствования С. Кравченко). А в начале 20 века это была Казенная женская гимназия (КЖГ).
Что известно краеведам об этой гимназии? В Музее истории города Луганска хранятся документы и фотографии из семейного архива луганчанина, старожила В. Седашова. Владимир Седашов - сын Павла Седашова, учителя по профессии и по призванию. Он преподавал в заводской школе.
Сам Владимир учился до революции 1917 года в луганской частной начальной школе Цук, позже - в мужской гимназии. А родная сестра Владимира Седашова, Зина, обучалась как раз в казенной женской гимназии. Девочки этой гимназии носила форму зеленого цвета и шляпки с аббревиатурой "КЖГ".
Читаешь дневники Володи, и на глазах оживает дореволюционный город, тогдашние гимназисты и гимназистки: родной сын барона Унгерн- Штернберга* (да, это дальние родственники того самого знаменитого Романа Унгерна, деятеля Белого движения, "кровавого барона" - родные братья и сестры самого Седашова, другие люди ...
"Юный барон в то время выступал на сцене в городском любительском драматическом театре, ставившем спектакли в здании горно - коммерческого клуба по ул. Пушкина. Гимназист Унгерн был словоохотлив, любил и часто рассказывал нам, кто у них был из высокопоставленных лиц, кто выезжал на охоту, результаты охоты".
В экспозиции Музея города представлены личные вещи В. Седашова, его школьные и гимназические учебники, тетради, чернильница. Интересно, что большинство этих книг имеют штампы луганских магазинов: книжных Дворкинда и Годенко, музыкального магазина Бр. Геккер (потому что там они, собственно говоря, и были куплены).
Основные документы о КЖГ хранятся в Гос архиве Луганской области. Что можно из них узнать? Зина Седашова родилась 2 октября 1901 года, а 10 сентября 1910 года поступила в подготовительный класс КЖГ. Летом 1918 года, несмотря на политическую ситуацию, она окончила седьмой класс гимназии и начала обучаться в восьмом.
В архиве хранится свидетельство Зинаиды Седашовой об окончании в 1919 году восьмого класса. Самой гимназистке, видимо, из - за бурных событий того времени был выдан дубликат. Она продолжила образование, училась в Харьковском сельхозинституте и в дальнешнем стала агрономом. Брат ее Владимир стал архитектором. А их знакомый, барон Унгерн- Штернберг по имени Георгий (Юрий), рожденный в 1902 году, эмигрировал в Болгарию. Вместе со своим братом Владимиром. Позже переехал в Бельгию, а в дальнейшем - во Францию, где работал инженером - химиком. У них с супругой родилось 4 детей.
Еще одна гимназистка - Варенька Воронкова ( позже - Варвара Дубинина) учившаяся в частной гимназии Чвалинской, жила до преклонных лет именно в родном Луганске. Уже в 1990 - в беседах она вспоминала, что долго хранила свои гимназические тетради и учебники, пока в годы войны (1941-1945) в их дом не попала бомба, и все сгорело.
Собственно, о казенной гимназии, где учились и дочери турецкоподданых
Учреждена она была 1 июля 1902 года в составе четырех основных классов и приготовительного. Первой начальницей была назначена Елизавета Николаевна Желтухина — дочь дворянина, домашняя учи¬тельница, преподававшая арифметику в 1-2-3-х классах и получавшая 900 рублей жалованья в год.
Председателем педагогического совета был статский советник Иннокентий Леонтьевич Бутов, который помимо этого был директором Луганской мужской гимназии.
По воспоминаниям Седашева здание гимназии «было уютным, классные комнаты не очень большие, здесь был спортивный зал, библиотека». Содержание его происходило на следующие средства: от казны - 2500 рублей, от городского общества — 1000 рублей, от сборов за учение — 25117 рублей.
К 1908-1909 учебному году это была уже полная гимназия с годичным обучением семи основных классов, приготовительным и дополнительным восьмым классом.
Родители, которые решили, что их дочери должны учится в КЖГ, писали прошение на имя начальницы: «Желаю определить во вверенную Вам гимназию дочь мою...», — и далее указывалась фамилия и имя девочки, сведения о ней и родителях. Обязательно было и наличие таких документов: 1. Метрическое свидетельство о рождении и крещении (непременно указывалось из какой церкви, имена и фамилии восприемников, священников, совершавших обряд крещения, и дата). 2. Свидетельство о звании (если оно было). 3. Справка врача, прививавшего от оспы.
В приготовительный класс принимались дети не младше 8 и не старше 10 лет, в первый класс — не младше 9 и не старше 12 и так далее при поступлении в высшие классы. При поступлении девочки сдавали экзамен, который включал вопросы о Законе Божием, по русскому языку (устно и письменно), по арифметике, а также от них требовались некоторые навыки в рукоделии.
В дальнейшем, переходя из класса в класс, ученицы снова сдавали экзамены, после чего им выдавались свидетельства. Оно обязательно было с личной фотографией гимназистки и сургучной печатью учебного заведения.
В Государственном архиве Луганской области со¬хранились документы дочери директора завода Гартмана Марии Хржановской с фотографией (1905 г.) за первый класс.
Вообще интересные сведения дают эти свидетельства! Оказывается, в этой гимназии вместе с дочерьми дворян Миоковича, Шимковича, Черепова, дочерью надворного советника Хицунова, почетных граждан города Холодилина, Уманского, Попова учились две дочери купца Ольхова, мещанина Отарова, казака Шинкарева, а также дети, родители которых были крестьянами. сельскими обывателями, солдатами. Учились и девочки, чьи отцы были подданными других стран: Маргарита Таросьян - дочь турецкоподданного и Мария Патер - дочь австрийскоподданного.
Окончив 7-й класс, гимназистки сдавали экзамены по предметам: Закон Божий, русский язык с церковно-славянским и словесностью, математика, география, всеобщая и русская история, физика и космография. В аттестате выставлялись также отметки по чистописанию, рукоделию и по необязательным предметам: педагогике, французскому (или другому) языку, домоводству, рисованию, гимнастике с танцами. При успешном окончании учебы девочки па основании Положения о женских гимназиях и по определению педагогического совета удостаивались золотой или серебряной меда¬ли. Так, в прекрасном состоянии сохранились свидетельства Марии Сахновской, дочери священника, которая в 1914 году окончила 7-й класс с серебряной медалью.
8-й дополнительный класс с годичным сроком обучения предназначался для подготовки выпускниц к педагогической деятельности. Здесь девочки изучали общий курс наук и специальные предметы, проходил и теоретические и практические занятия в начальном преподавании русского языка и арифметики, давали пробные уроки. На основании годичных отметок им выставлялись отметки по следующим предметам: Закон Божий, педагогика с дидактикой, латинский язык, начальное преподавание, а также по специальным предметам, которые девочки изучали по личному выбору.
После этого выпускницам выдавались свидетельства на звание домашней наставницы или учительницы по избранному предмету. С ним девушки имели право поступить на работу в частный дом для воспитания детей. Ежегодно они обязаны были давать отчеты о своих занятиях, а от лиц, у коих исполняли обязанности свое¬го звания, и от уездного предводителя дворянства — одобрительные о себе свидетельства директору училищ. По выслуге в звании не менее 20 лет домашняя наставница или учительница имела право воспользоваться пенсией или же вступить в дом призрения бедных девиц благородного звания на казенное содержание.
Такие правила 8-го дополнительного класса сохранялись вплоть до 1917 года. С 1918 года появились изменения. 8-й класс стал называться общеобразовательным. Кроме того, свидетельство уже не давало звание домашней наставницы, а представляло все права, приобретаемые окончанием мужской гимназии, в частности — право поступления без дополнительных испытаний в высшие учебные заведения.
Последний выпуск гимназисток был в 1919 году. Положением «Об единой трудовой школе» упразднялись все типы школ дореволюционного времени. В здании бывшей казенной женской гимназии в различные годы находились школы, техникумы и другие городские учреждения.
=====
* Более подробно о луганской ветви фамилии, на основании разных источников: 1901 г. Анна (в других источниках - Нина) Розалион-Сошальская вышла замуж за дворянина, барон Унгерн-Штернберга, Михаила Адольфовича. Ей было 16 лет, ему – 29. В следующем году у них родился сын Георгий, потом еще два сына.
Правда, спустя несколько лет А.Ф. Розалион-Сошальская потеряет мужа. Предоставим слов священнику с. Софиевка, который вел церковно-приходские записи: «Несчастный год для России (от автора – год 1914, в августе началась Первая мировая), несчастный и для моего прихода. В августе сего года 13 числа в припадке меланхолии застрелился в Луганске земский начальник, прихожанин наш владелец барон Михаил Унгерн. Знал его более 15 лет. Обещал в жизни много. Устроил в деревне Софиевка для сирот приют. Там же устроил школу при ней, думал устроить и храм. Предполагали осенью освятить.» (цит. По «Исследования и материалы по истории г. Луганска и Луганской области, выпуск II», Луганск, «Янтарь», 2003 г., с. 37).
По одной из версий, причиной «меланхолии» Унгерна стал серьезный проигрыш в карточной игре, когда за одну ночь Михаил Адольфович проиграл пол-состояния. Как бы то ни было, баронесса А.Ф. Унгерн-Штернберг осталась вдовой.
А.Унгерн-Штернберг упоминается в сборнике "Весь Луганск в кармане. Адрес-календарь и справочная книга города и окрестностей на 1912 год" как владелица 200 десятин земли при деревне Петрово-Красное (с.129).
Имя родного брата Михаила Унгерн-Штернберга встречается на страницах «Журнала Славяносербского уездного земского собрания» 15 марта 1897 г.: Александр Унгерн-Штернберг был тогда гласным (т.е. «депутатом») Славяносербского уездного земского собрания. Таким образом, братья были представлены в местных органах власти. Спустя всего лишь несколько лет дальний родственник луганских Унгернов знаменитый барон Унгерн будет воевать в Монголии и дружить с Далай-ламой.
Сама Анна Нина Федоровна Унгерн-Штернберг ур. Розалион-Сошальская умерла в Париже 2 декабря 1967 г.
=======
( 1. по материалам исследований сотрудников музея "Луганск и луганчане", 2008. Из - во Шико. прикоснуться к одному из первоисточников данного материала - https://shusek.livejournal.com/7534.html
При этом на с. 21 - 24 сборника была допущена досадная опечатка - ошибка: гимназия Ивашенской следует читать как "гимназия Чвалинской.
2.Погорелова, Р. Воспоминания гимназистки Вареньки... : К годовщине со дня основания Луганской частной женской гимназии, учрежденной Е. П. Чвалинской / Р. Погорелова // ЖИЗНЬ ЛУГАНСКА : общественно-политич. газ. еженед. издается с 1990 г. 2007. № 4. ─ С. 20-21)