Опубликовано Общество - вт, 01/19/2021 - 23:18

Луганская казенная женская гимназия

Материалы по этой теме практически не печатались, за исключением нескольких строк, кочующих из одного исторического очерка в другой: «В 30-x годах XIX века в Луганске работали две начальные школы: при заводе на 200 человек и в Каменном Броде на 100», Помогли Луганский областной и Одесский архивы (учебные заведения Сланосербского уезда и города подчинились в свое время Одесскому учебному округу). Сведения из них и займут место в готовящейся музейной экспозиции «Народное образование».

РУКОВОДСТВО УЕЗДА серьезно занималось народным образованием и в 1910 году на Южно-Русской областной выставке в Екатеринославе Славяносербское земство было награждено золотой медалью.

По данным архивов, к 1912 году в Луганске действовали: три церковно-приходские школы при Успенской, Соборно-Николаевской и Петропавловской церквах, шесть начальных училищ, техническое железнодорожное училище, трехклассная торговая школа. семиклассное женское коммерческое училище, пять гимназий (из них три женские). Кроме того, начальные училища римско-католического, лютеранского и еврейского обществ. В разные годы Дума поднимала вопрос об открытии в городе реального училища и учительской семинарии. Первое было создано в 1914 году, а вот семинарию так и не открыли.Но учителей в Луганске тогда готовили. И об этом стоит рассказать подробнее.

Ф

(фото 1913. На первом плане - дом Вендеровича и извозчики (?) На заднем плане, справа - в кадр попало здание Казенной женской гимназии)

На сегодняшней Почтовой улице есть небольшое 2-этажное здание (в нем сейчас детско-юношеская спортшкола), до 1919 года здесь находилось одно из лучших учебных заведений — казенная женская гимназия. Учебное здание строилось специально: уютные небольшие классы, спортивный зал, библиотека.

Это была классическая гимназия с годичным обучением семи основных классов, приготовительным и дополнительным восьмым классами.

В приготовительный класс принимались дети не младше восьми и не старше десяти лет, в первый класс — с девяти и не старше двенадцати и так далее при поступлении в высшие классы. Родители, выбравшие местом обучения и воспитания своих дочерей казенную гимназию, писали на имя начальницы гимназии прошение, начинавшееся так: «Желаю определить во вверенную Вам гимназию дочь мою...» и далее — фамилия и имя девочки, сведения о ней и о родителях. При поступлении сдавались экзамены: Закон Божий, русский язык (устно и письменно), арифметика и... рукоделие!

После окончания каждого класса сдавались. экзамены и выдавались свидетелыства с личными фотографиями воспитанниц и сургучной печатью.

Ф

Такие свидетельства, сохранившиеся в архиве, подсказал и нам, что в казенную гимназию поступали девочки из семей различных сословий и вероисповедания. С дочерьми дворян Миоковича, Шимковича, Черепова, надворного советника Хицунова учились дочери купца Ольхова, мещанина Отарова, казака Шинкарева, дети крестьян, солдат. На равных правах учились православные, а также иудеи, представители римско-католического, армяно-григорианского, евангелическо-лютеранского вероисповедания. Они Закон Божий не учили, и в свидетельствах ставился прочерк.

Занимались в казенной гимназии и дети подданных других стран, среди них Маргарита Торосьян из Турции и Мария Патер из Австрии.

При отличном окончании учебы выпускницы на основании «Положения о женских гимназиях» и по определению педагогического совета удостаивались золотой или серебряной медали. Так, в прекрасном состоянии сохранились свидетельства Сахновской Марии — дочери священника, которая в 1914 году закончила седьмой класс с золотой медалью, Эзерман Марии — дочери мещанина, в 1916 году закончившей седьмой класс с серебряной медалью. Мария Сахновская к тому же продолжила учебу в 8-м дополнительном классе и получила свидетельство домашней учительницы по русскому языку,

8-й дополнительный класс с годичным сроком обучения и предназначался для нодготовки выпускников к педагогической деятельности.

Здесь девочки изучали общий курс наук и специальные предметы, получали теоретические и практические знания но начальному преподаванию русского языка и арифметики, давали пробные уроки.

Гимназистки после 8-го класса получали свидетельства со званием домашней наставницы или учительницы и имели право поступить на работу в частный дом или учебное заведение.

Очень строгие требования предъявлялись к домашним наставницам и учительницам. Еже­годно они обязаны были давать от­чет о своих занятиях директору училища, кроме того, от лиц, у ко­торых они исполняли обязанности своего звания, и от уездного пред­ водителя дворянства должны бы­ли иметь одобрительные о себе сведетельства. По выслуге в звании не менее 20 лет домашняя на­ставница или учительница имела право воспользоваться пенсией или вступить в дом призрения бедных девиц благородного звания на казенное содержание.

Последний выпуск гимнази­сток состоялся в 1919 году, Поло­жением "Об единой трудовой школе" упразднялись все типы школ дореволюционного време­ни.

В здании бывшей казенной женской гимназии в разные годы находились техникум, школа, го­родские учреждения.

Скворцова Л. Казенная женская гимназия // Жизнь Луганска. - 1992. - №18(70). - С. 5

Казенная женская гимназия в Луганске 

Судьбы гимназистов и гимназисток

По ул. Почтовой рядом с художественным музеем стоит двухэтажное здание старинной постройки. Ныне здесь находится учебное учреждение дополнительного образования. (В нулевых была СШ 19, ее закрыли еще во время мэрствования С. Кравченко). А в начале 20 века это была Казенная женская гимназия (КЖГ).
Что известно краеведам об этой гимназии? В Музее истории города Луганска хранятся документы и фотографии из семейного архива луганчанина, старожила В. Седашова. Владимир Седашов - сын Павла Седашова, учителя по профессии и по призванию. Он преподавал в заводской школе.
Сам Владимир учился до революции 1917 года в луганской частной начальной школе Цук, позже - в мужской гимназии. А родная сестра Владимира Седашова, Зина, обучалась как раз в казенной женской гимназии. Девочки этой гимназии носила форму зеленого цвета и шляпки с аббревиатурой "КЖГ".
Читаешь дневники Володи, и на глазах оживает дореволюционный город, тогдашние гимназисты и гимназистки: родной сын барона Унгерн- Штернберга* (да, это дальние родственники того самого знаменитого Романа Унгерна, деятеля Белого движения, "кровавого барона" - родные братья и сестры самого Седашова, другие люди ...
"Юный барон в то время выступал на сцене в городском любительском драматическом театре, ставившем спектакли в здании горно - коммерческого клуба по ул. Пушкина. Гимназист Унгерн был словоохотлив, любил и часто рассказывал нам, кто у них был из высокопоставленных лиц, кто выезжал на охоту, результаты охоты".
В экспозиции Музея города представлены личные вещи В. Седашова, его школьные и гимназические учебники, тетради, чернильница. Интересно, что большинство этих книг имеют штампы луганских магазинов: книжных Дворкинда и Годенко, музыкального магазина Бр. Геккер (потому что там они, собственно говоря, и были куплены).

Основные документы о КЖГ хранятся в Гос архиве Луганской области. Что можно из них узнать? Зина Седашова родилась 2 октября 1901 года, а 10 сентября 1910 года поступила в подготовительный класс КЖГ. Летом 1918 года, несмотря на политическую ситуацию, она окончила седьмой класс гимназии и начала обучаться в восьмом.
В архиве хранится свидетельство Зинаиды Седашовой об окончании в 1919 году восьмого класса. Самой гимназистке, видимо, из - за бурных событий того времени был выдан дубликат. Она продолжила образование, училась в Харьковском сельхозинституте и в дальнешнем стала агрономом. Брат ее Владимир стал архитектором. А их знакомый, барон Унгерн- Штернберг по имени Георгий (Юрий), рожденный в 1902 году, эмигрировал в Болгарию. Вместе со своим братом Владимиром. Позже переехал в Бельгию, а в дальнейшем - во Францию, где работал инженером - химиком. У них с супругой родилось 4 детей.
Еще одна гимназистка - Варенька Воронкова ( позже - Варвара Дубинина) учившаяся в частной гимназии Чвалинской, жила до преклонных лет именно в родном Луганске. Уже в 1990 - в беседах она вспоминала, что долго хранила свои гимназические тетради и учебники, пока в годы войны (1941-1945) в их дом не попала бомба, и все сгорело.

Собственно, о казенной гимназии, где учились и дочери турецкоподданых

Учреждена она была 1 июля 1902 года в составе четырех основных классов и приготовительного. Первой начальницей была назначена Елизавета Николаевна Желтухина — дочь дворянина, домашняя учи¬тельница, преподававшая арифметику в 1-2-3-х классах и получавшая 900 рублей жалованья в год.
Председателем педагогического совета был статский советник Иннокентий Леонтьевич Бутов, который помимо этого был директором Луганской мужской гимназии.
По воспоминаниям Седашева здание гимназии «было уютным, классные комнаты не очень большие, здесь был спортивный зал, библиотека». Содержание его происходило на следующие средства: от казны - 2500 рублей, от городского общества — 1000 рублей, от сборов за учение — 25117 рублей.
К 1908-1909 учебному году это была уже полная гимназия с годичным обучением семи основных классов, приготовительным и дополнительным восьмым классом.
Родители, которые решили, что их дочери должны учится в КЖГ, писали прошение на имя начальницы: «Желаю определить во вверенную Вам гимназию дочь мою...», — и далее указывалась фамилия и имя девочки, сведения о ней и родителях. Обязательно было и наличие таких документов: 1. Метрическое свидетельство о рождении и крещении (непременно указывалось из какой церкви, имена и фамилии восприемников, священников, совершавших обряд крещения, и дата). 2. Свидетельство о звании (если оно было). 3. Справка врача, прививавшего от оспы.

В приготовительный класс принимались дети не младше 8 и не старше 10 лет, в первый класс — не младше 9 и не старше 12 и так далее при поступлении в высшие классы. При поступлении девочки сдавали экзамен, который включал вопросы о Законе Божием, по русскому языку (устно и письменно), по арифметике, а также от них требовались некоторые навыки в рукоделии.
В дальнейшем, переходя из класса в класс, ученицы снова сдавали экзамены, после чего им выдавались свидетельства. Оно обязательно было с личной фотографией гимназистки и сургучной печатью учебного заведения.
В Государственном архиве Луганской области со¬хранились документы дочери директора завода Гартмана Марии Хржановской с фотографией (1905 г.) за первый класс.
Вообще интересные сведения дают эти свидетельства! Оказывается, в этой гимназии вместе с дочерьми дворян Миоковича, Шимковича, Черепова, дочерью надворного советника Хицунова, почетных граждан города Холодилина, Уманского, Попова учились две дочери купца Ольхова, мещанина Отарова, казака Шинкарева, а также дети, родители которых были крестьянами. сельскими обывателями, солдатами. Учились и девочки, чьи отцы были подданными других стран: Маргарита Таросьян - дочь турецкоподданного и Мария Патер - дочь австрийскоподданного.
Окончив 7-й класс, гимназистки сдавали экзамены по предметам: Закон Божий, русский язык с церковно-славянским и словесностью, математика, география, всеобщая и русская история, физика и космография. В аттестате выставлялись также отметки по чистописанию, рукоделию и по необязательным предметам: педагогике, французскому (или другому) языку, домоводству, рисованию, гимнастике с танцами. При успешном окончании учебы девочки па основании Положения о женских гимназиях и по определению педагогического совета удостаивались золотой или серебряной меда¬ли. Так, в прекрасном состоянии сохранились свидетельства Марии Сахновской, дочери священника, которая в 1914 году окончила 7-й класс с серебряной медалью.
8-й дополнительный класс с годичным сроком обучения предназначался для подготовки выпускниц к педагогической деятельности. Здесь девочки изучали общий курс наук и специальные предметы, проходил и теоретические и практические занятия в начальном преподавании русского языка и арифметики, давали пробные уроки. На основании годичных отметок им выставлялись отметки по следующим предметам: Закон Божий, педагогика с дидактикой, латинский язык, начальное преподавание, а также по специальным предметам, которые девочки изучали по личному выбору.
После этого выпускницам выдавались свидетельства на звание домашней наставницы или учительницы по избранному предмету. С ним девушки имели право поступить на работу в частный дом для воспитания детей. Ежегодно они обязаны были давать отчеты о своих занятиях, а от лиц, у коих исполняли обязанности свое¬го звания, и от уездного предводителя дворянства — одобрительные о себе свидетельства директору училищ. По выслуге в звании не менее 20 лет домашняя наставница или учительница имела право воспользоваться пенсией или же вступить в дом призрения бедных девиц благородного звания на казенное содержание.
Такие правила 8-го дополнительного класса сохранялись вплоть до 1917 года. С 1918 года появились изменения. 8-й класс стал называться общеобразовательным. Кроме того, свидетельство уже не давало звание домашней наставницы, а представляло все права, приобретаемые окончанием мужской гимназии, в частности — право поступления без дополнительных испытаний в высшие учебные заведения.

Последний выпуск гимназисток был в 1919 году. Положением «Об единой трудовой школе» упразднялись все типы школ дореволюционного времени. В здании бывшей казенной женской гимназии в различные годы находились школы, техникумы и другие городские учреждения.

=====
* Более подробно о луганской ветви фамилии, на основании разных источников: 1901 г. Анна (в других источниках - Нина) Розалион-Сошальская вышла замуж за дворянина, барон Унгерн-Штернберга, Михаила Адольфовича. Ей было 16 лет, ему – 29. В следующем году у них родился сын Георгий, потом еще два сына.
Правда, спустя несколько лет А.Ф. Розалион-Сошальская потеряет мужа. Предоставим слов священнику с. Софиевка, который вел церковно-приходские записи: «Несчастный год для России (от автора – год 1914, в августе началась Первая мировая), несчастный и для моего прихода. В августе сего года 13 числа в припадке меланхолии застрелился в Луганске земский начальник, прихожанин наш владелец барон Михаил Унгерн. Знал его более 15 лет. Обещал в жизни много. Устроил в деревне Софиевка для сирот приют. Там же устроил школу при ней, думал устроить и храм. Предполагали осенью освятить.» (цит. По «Исследования и материалы по истории г. Луганска и Луганской области, выпуск II», Луганск, «Янтарь», 2003 г., с. 37).
По одной из версий, причиной «меланхолии» Унгерна стал серьезный проигрыш в карточной игре, когда за одну ночь Михаил Адольфович проиграл пол-состояния. Как бы то ни было, баронесса А.Ф. Унгерн-Штернберг осталась вдовой.
А.Унгерн-Штернберг упоминается в сборнике "Весь Луганск в кармане. Адрес-календарь и справочная книга города и окрестностей на 1912 год" как владелица 200 десятин земли при деревне Петрово-Красное (с.129).
Имя родного брата Михаила Унгерн-Штернберга встречается на страницах «Журнала Славяносербского уездного земского собрания» 15 марта 1897 г.: Александр Унгерн-Штернберг был тогда гласным (т.е. «депутатом») Славяносербского уездного земского собрания. Таким образом, братья были представлены в местных органах власти. Спустя всего лишь несколько лет дальний родственник луганских Унгернов знаменитый барон Унгерн будет воевать в Монголии и дружить с Далай-ламой.

Сама Анна Нина Федоровна Унгерн-Штернберг ур. Розалион-Сошальская умерла в Париже 2 декабря 1967 г.
=======
( 1. по материалам исследований сотрудников музея "Луганск и луганчане", 2008. Из - во Шико. прикоснуться к одному из первоисточников данного материала - https://shusek.livejournal.com/7534.html

При этом на с. 21 - 24 сборника была допущена досадная опечатка - ошибка: гимназия Ивашенской следует читать как "гимназия Чвалинской.

2.Погорелова, Р. Воспоминания гимназистки Вареньки... : К годовщине со дня основания Луганской частной женской гимназии, учрежденной Е. П. Чвалинской / Р. Погорелова // ЖИЗНЬ ЛУГАНСКА : общественно-политич. газ. еженед. издается с 1990 г. 2007. № 4. ─ С. 20-21)

https://shusek.livejournal.com/76885.html

https://shusek.livejournal.com/7534.html

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.

Архиепископ Сильвестр (Лебединский)