ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Православная каѳолическая церковь съ начала своего существованія въ дѣлѣ христіанскаго воспитанія и чистоты нравовъ огромное значеніе придавала церковной дисциплинѣ. На соборахъ помѣстныхъ и вселенскихъ составлялись правила, касающіяся дисциплины клира, семейной жизни и благоповеденія мірянъ. Изъ книги «Правилъ» можно видѣть, на сколько церковь входила участливо даже во многія, какъ будто, мелочи обыденной жизни. Однако же нельзя не согласиться, что именно изъ мелочей-то и слагается повседневная жизнь большинства людей, мелочи, слагаясь, въ суммѣ порождаютъ явленія крупныя, общественнаго характера. Если нѣкоторыя изъ правилъ въ наше время и кажутся не удобоисполнительными, то, можетъ быть, потому, что давно не исполняются членами церкви и прежде всего – клиромъ, притомъ, которыя касаются существенной стороны православія. Такъ сравните правила соборовъ о таинствѣ совершенія ихь по чину и исполненіе его въ современной практикѣ. Укажемъ только тѣ крупныя нарушенія, которыя, выходя изъ предѣловъ, подрываютъ уваженіе къ существенной части религіи, не говоря уже о томъ, что воспріемники въ жизни непринятыхъ отъ купели никакого значенія не имѣютъ, не оказывая на нихъ христіанскаго вліянія, они сплошь и рядомъ не понимаютъ, какой смыслъ заключается въ ихъ стояніи у купели, а совершающіе таинство иногда далее освобождаютъ ихъ отъ прочтенія исповѣданія вѣры за младенца.
Къ святѣйшему таинству причащенія тысячи простого народа приступаютъ, не умѣя открыто исповѣдывать свою вѣру, прочитать краткую молитву предъ причащеніемъ, безъ надлежащаго говѣнія, кань понимать его подобаетъ по ученію церкви. Въ таинствѣ покаянія не проникаются глубокимъ побужденіемъ къ внутреннему раскаянію. Признавая бракъ однимъ изъ установленій гражданскихъ, міряне, при совершеніи этого таинства въ церкви, свели его скорѣй на зрѣлище, освобождая себя отъ молитвы при совершеніи его.
Понаблюдайте теперь за чиномъ богослуженія. Не говоря уже и произвольномъ сокращеніи его клиромъ, масса не понимаетъ самыхъ важныхъ моментовъ богослуженія, не имѣя даже навыковъ къ сдерживающей дисциплинѣ. Далекъ еще народъ отъ сознательной общественной молитвы и подъ вліяніемъ лукаваго времени теряется благоговѣніе и благочиніе при богослуженіи. Вопреки завѣту апостольскому, что въ церкви Божіей «вся благообразно и по чину да бываетъ», какой чинъ видимъ въ дому Божіемъ? При совершеніи важнѣйшаго богослуженія – литургіи, сами священно-цервнослужители не всегда и не вездѣ подають примѣpь. Въ однихъ храмахъ діаконы, псаломщики, чтецы испрашиваютъ обязательно на «начатіе» благословенія у настоятеля, въ другихъ «нѣтъ» и для чтенія «апостола». Пѣвчіе съ доморощенными самоучками регентами, заражаясь самомнѣніемъ, не имѣя правильнаго понятія о службѣ и значеніи для нея пѣнія, признаютъ себя хозяевами клироса, поставляя въ репертуаръ вычурное пѣніе, часто совершенно уклоняясь отъ того, чтобы выслушать указанія священника и признавая лишь свое «я» или церковнаго старосту. Псаломщики считаютъ за трудъ «велій» читать не только шестопсалміе, но даже и пареміи по серединѣ храма, а спрятавшись въ углу клироса читаютъ ихъ скороговоркою. Порой удивляешься, что у клириковъ только и работаетъ языкъ, какъ иголка швейной машины; нѣтъ ни должнаго благоговѣнія, ни воодушевленія въ исполненіи своей обязанности, а вѣдь чтецъ-псаломщикъ и пѣвчіе – «ликъ» замѣняютъ собою братію церкви, отвѣчая за всѣхъ и отъ лица всѣхь мірянъ пастырю-предстоятелю и, какъ руководители, своимъ примѣромъ несомнѣнно вызываютъ то или другое подражаніе; слѣдовательно, «роль» ихъ для духа молитвы церковной чрезвычайно важна. Лучшимъ орудіемъ и двигателемъ воспитанія признается «добрый примѣръ» и отъ него «подражаніе». Потому-то тамъ, гдѣ настоятель, а за нимъ и весь причтъ, строго слѣдя за чиномъ и добрымъ порядкомъ и сами неотступно соблюдаютъ его, въ томъ храмѣ держать себя чинно и міряне и наоборотъ... Къ прискорбію должно сказать, встрѣчаются и такіе приходы, гдѣ прихожане считаютъ себя полными хозяевами храма, распорядителями въ немъ: входятъ мужчины безъ спроса и благословенія въ алтарь, не стѣсняясь во время богослуженія разговариваютъ. Кому вздумается – становятся на клиросъ, читаютъ апостола, не испрашивая на то предварительнаго благословенія у настоятеля. въ храмѣ становятся безпорядочно: мущины впереди, а женщины и малыя дѣти сзади или, спѣшившись вмѣстѣ. Всякій выходъ изъ храма послѣ общественнаго богослуженіи сопровождается до крайности рѣзкимъ шумомъ безъ всякаго почтенія и уваженія къ святому мѣсту.
А сколько найдется въ каждомъ приходѣ такихъ, которые безъ всякой уважительной причины, а только по нерадѣнію, не болѣе двухъ-трехъ разъ въ теченіе года посѣщаютъ храмъ или даже вовсе уклоняются отъ долга исповѣди и св. причастія! И подобныхъ уклоненій и нарушеній правя въ церковныхъ встрѣчается много.
Къ прискорбію сознаемся, что сами-то мы, духовные вожди, иногда подаемъ поводъ къ соблазну. Духовенство на ряду съ благочестивыми прихожанами съ иконами и св. крестомъ посѣщаетъ дома явныхъ пьяницъ и даже невѣрующихъ, лишь по именіи православныхъ. Должностному лицу изъ интеллигенціи діаконъ въ облаченіи выкоситъ просфору, хотя всѣмъ прихожанамъ извѣстно, что онъ никогда не говѣетъ и храмъ посѣщаетъ лишь во время молебновъ въ царскіе дни. Въ церковной оградѣ иногда погребаются лица, удостаивающіяся этого не за дѣятельность на пользу церкви, а лишь за взносъ хорошей платы за сорокоустъ. Самоубійцы отпѣваются полнымъ чиномъ съ торжественными приводами и поминовеніемъ церковнымъ. И много такихъ и подобныхъ случаевъ, на которые церковь въ лицѣ служителей смотригь снисходительно, безразлично, что для вѣрныхъ и благочестивыхъ христіанъ является искушеніемъ, а для нетвердыхъ въ вѣрѣ и благочестіи – камнемъ соблазна.
Потускнѣлъ образъ Божій въ человѣкѣ. Долгъ и совѣсть слабо реагируютъ на поступки. Душа засыпаетъ. Не пробудитъ ли ее церковная дисциплина, научающая и воспитывающая по духу закона Христова?
Священникъ.
«Оренбургскія Епарихальныя Вѣдомости». 1910. № 1. Ч. Неофф. С. 5-8.