Опубликовано Общество - пн, 08/19/2019 - 14:06

МИТРОПОЛИТЪ СЕРГІЙ И ЦЕРКОВЬ.

Прошло сравнительно немало времени съ періода расколовъ и тяжелыхъ гоненій на Церковь, вызванныхъ извѣстной «Деклараціей» Митрополита Сергія. Однако православный умъ не перестаетъ недоумѣвать и ищетъ причину, побудившую такого крупнаго богослова (ученика Бл. Митр. Антонія), нарушить элементарные законы христіанской совѣсти для, какъ ему повидимому искренне казалось, – пользы Церкви. Авторитетъ Митр. Сергія, какъ богослова былъ настолько высокъ, что даже пресловутая «декларація» не помѣшала другому выдающемуся богослову – Вл. Лосскому – сравнить Митрополита Сергія ни съ кѣмъ инымъ, какъ со Св. Василіемъ Великимъ.

И все же мы вправѣ усомниться, что истинный православный богословъ способенъ на такія элементарные съ точки зренія чистаго христіанскаго сознанія ошибки; и выдвигаемъ гипотезу (пусть субъективную) возможности существованія въ одномъ человѣкѣ какъ бы глубокаго и догматически какъ бы правильнаго богословскаго міровоззрѣнія рядомъ съ нецерковнымъ сознаніемъ.

Анализируя дѣйствія (и мотивы этихъ дѣйствій) Митр. Сергія, мы находимъ, что онъ вовсе не обладалъ (по тѣмъ или инымъ причинамъ его психологіи, а можетъ быть и подсознательной философіи, анализировать которую было бы слишкомъ сложно) христіанскимъ православнымъ церковнымъ сознаніемъ.

Его «церковное» сознаніе представляло собой сочетаніе католическаго воззрѣнія на Церковь, какъ на организацію (что подразумѣваетъ возможность нарушенія личнаго долга Христіанина ради пользы этой организаціи) и протестантскаго сознанія, отрицающаго Церковь вообще, т. к. Митр. Сергій продемонстрировалъ, что ему не дорого достоинство Церкви.

На самомъ дѣлѣ Церковь не есть организація, т. к. построена на личномъ началѣ, вѣрѣ въ личнаго Бога и на объ единеніи подобныхъ вѣрующихъ въ Высшей Личности – Божественной. Въ этомъ отличіе Церкви отъ организаціи, коллектива, стремящихся – подавить свободу личности подчиненіемъ цѣлямъ этого коллектива.

Поэтому истинный христіанинъ не можетъ поступиться своей христіанской совѣстью и пойти на какой-либо компромиссъ, искажающій идею Христіанства для якобы пользы Церкви (то именно, чего требовалъ отъ своихъ послѣдователей Митр. Сергій).

Это истинное христіанское сознаніе замѣчательно сформулировано въ словахъ мученика за вѣру, Митрополита Петроградскаго Веніамина:

«Странны разсужденія нѣкоторыхъ, можетъ быть и выдающихся пастырей, разумѣю Платонова, – надо хранить живыя силы, то есть ихъ ради поступаться всѣмъ. Тогда Христосъ на что? Не Платоновы, Чепурины, Веніамины и тому подобные спасаютъ Церковь, а Христосъ? Та точка, на которую они пытаются встать – погибель для Церкви. Надо себя не жалѣть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя».

Полемика, которую вызвала декларація Сергія – это новая, еще, повидимому, недостаточно проанализированная и по заслугамъ оцѣненная страница Христіанскаго богословія. Она даетъ богатый матеріалъ для пониманія проблемы «личность и Церковь», т. е. для духовнаго проникновенія въ тайну Церкви. Высказыванія іерарховъ, пытавшихся противостать Сергію, носятъ на себѣ признаки истиннаго вдохновенія, т. е. печати Духа Святаго. Они также отмѣчаютъ распадъ христіанскаго сознанія въ сергіанствѣ на католицизмъ (взглядъ на Церковь, какъ на организацію) и протестантизмъ (небреженіе о достоинствѣ Церкви и отрицаніе Ея значенія). Приведемъ нѣкоторые изъ этих высказываній:

Митрополитъ Іосифъ Петроградскій

«приходится удивляться равнодушію и слѣпотѣ тѣхъ, которые еще полагаютъ, что попустители и творцы этого безобразія творятъ дѣло Божіе, «спасаютъ Церковь», управляютъ Ею, а не грубо оскорбляютъ Ее, издѣваются надъ Нею...».

«Защитники Сергія говорятъ, что каноны позволяютъ отлагаться отъ Епископа только за ересь осужденную Соборомъ, противъ этого возражаютъ, что дѣянія Митр. Сергія достаточно подводятся и под это условіе, если имѣть въ виду столь явное нарушеніе имъ свободы и достоинства Церкви, Единой, Святой, Соборной и Апостольской. А сверхъ того, каноны вѣдь многаго не могли предусматривать. И можно ли спорить о томъ, что хуже и вреднѣе всякой ереси, когда вонзаютъ ножъ въ самое сердце Церкви, Ее свободу и достоинство. Что вреднѣе еретикъ или убийца?»

Викторъ, Епископъ Глазовскій и Воткинскій

«Что пользы, если мы, сдѣлавшись по благодати Божіей храмами Святаго Духа, стали сами вдругъ непотребны, а организацію получили. Нѣтъ. Пусть погибнетъ весь вещественный міръ видимый, пусть въ нашихъ глазахъ важнѣе его будетъ вѣрная гибель души, которой подвергается тотъ, кто представляетъ такіе внешніе предлоги для грѣха».

«Церковь Христова по самому существу своему никогда не можетъ быть какою-либо политическою организаціей, а иначе она перестаетъ быть Церковью Христовой, Церковью Божіей, Церковью вѣчнаго спасенія. И если черезъ «воззваніе» Церковь объединяется съ гражданской властью, то это не просто внѣшній маневръ, но вмѣстѣ съ тяжелымъ поруганіемъ, уничтоженіемъ Церкви Православной, здесь совершенъ и величайшій грѣхъ отреченія отъ Истины Церкви, какового грѣха не могутъ оправдать никалія достиженія земныхъ благъ для Церкви».

«Отступники превратили Церковь Божію изъ союза благодатнаго спасенія человѣка отъ грѣха и вѣчной погибели въ политическую организацію, которую, соединили съ организаціей гражданской власти на служеніе міру сему, во злѣ лежащему».

***

Ереси, распространяемыя офиціальными идеологами московской патріархіи въ наше время, т. е. «богословіе міра», и «богословіе революціи» есть продолженіе превращенія «Христіанства изъ ученія нравственнаго, душеспасительнаго въ ученіе политическое, демократическое» (Митр. Филаретъ Московскій).

К. С.

Православное Обозрѣніе». № 56 (Декабрь 1982 г.). C. 29-31.

фото

Письменная благодарность 3 митрополитов посетивших Сталина в ночь с 4 на 5 сентября 1943

источник материала

Исторические материалы о святых местах.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов