Опубликовано Общество - вс, 04/24/2022 - 20:15

ЗАМѢТКА: БОГОСЛУЖЕНІЕ ВЪ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СВ. ПАСХИ.

Въ часъ полунощный призываемся мы во Храмъ для срѣтенія Господа, Который воскресеніемъ Своимъ задолго предварилъ восходъ солнца. Еще видимъ здѣсь плащаницу, еще слышны тѣ же надгробныя пѣсни, какія слышали мы вчера. Такъ, безъ сомнѣнія, во всю ночь, предъ воскресеніемъ Спасителя, продолжались сѣтованія и вопли апостоловъ и мѵроносицъ! – Но вотъ, чрезъ нѣсколько минутъ, храмъ освѣщается множествомъ свѣтильниковъ, весь наполняется ѳиміамомъ, и – сладкое предчувствіе воскресенія исполняетъ сердца наши. Наконецъ отверзаются царскія врата, и священнослужители, какъ ангелы въ свѣтлыхъ ризахъ блестящихся, исходятъ съ знаменіями Побѣдителя смерти, какъ вѣстники небесной, всемірной радости. Съ пѣніемъ: «Воскресеніе Твое, Христе Спасе; ангели поютъ на небеси», они идутъ и, со всѣмъ народомъ, исходятъ изъ храма, обходятъ храмъ кругомъ, какъ-бы ища живоноснаго гроба Господня, и останавливаются предъ внѣшними дверьми храма, въ сіе время заключенными, какъ предъ дверьми гроба, отъ котораго еще не отваленъ камень. Здѣсь собственно начинается утреня Пасхи. Предстоятель послѣ славословія Св. Троицы троекратно позвѣщаетъ намъ животворящую радость, поя тропарь: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ», возбуждаетъ и насъ ко многократному повторенію той же всерадостной пѣсни; потомъ, въ знакъ того, что крестная смерть Господа отверзла намъ двери благодати, крестомъ отворяетъ двери храма, и тогда та же радостная пѣснь оглашаетъ весь храмъ и служитъ главною основою всему Богослуженію, основнымъ тономъ всѣхъ пасхальныхъ пѣсней.

Уже это начало пасхальнаго Богослуженія, столь необыкновенное и величественное, показываетъ, какъ отлично это Богослуженіе отъ другихъ. Еще болѣе отличія видимъ въ продолженіи. Какая высокая торжественность во всемъ! Какъ возвышенны, сладостны, выразительны и радостны пѣснопѣнія, которыми украсилъ настоящее празднество Давидъ новозавѣтный – Дамаскинъ! и какія вмѣстѣ трогательныя и благолѣпныя священнодѣйствія! Всѣ молитвословія, всѣ чтенія утреннія сливаются и превращаются въ одно, почти непрерывное, пѣніе священной радости.

Неслышны даже (кромѣ хвалитнаго) псалмы ветхозавѣтнаго Давида, въ которыхъ столь часто внушала намъ Церковь чувства покаянія. Слышно одно: «Христосъ воскресе!» слышны пѣснопѣнія, выражающія радость и спасительныя дѣйствія воскресенія. Даже Евангеліе воскресное не возвѣщается на утрени, какъ потому, что оно уже возвѣщено въ навечеріи праздника, такъ и потому, что вся утреня Пасхи есть живое изображеніе и, такъ сказать, олицетвореніе воскреснаго Евангелія. Торжественность еще возвышается тѣмъ, что все богослуженіе Пасхи, во всю свѣтлую седмицу, совершается при отверстыхъ широкихъ вратахъ святаго алтаря: мы непрестанно созерцаесъ здѣсь какъ-бы отверстое небо, куда, въ слѣдъ за Побѣдителемъ ада, вошли тысячи душъ вѣрующихъ, да «вси откровенымъ лицемъ славу Господню взирающе, и мы въ той же образъ преобразуемся отъ славы въ славу» (2 Кор. 3, 18).

Кто не знаетъ прекраснаго канона Пасхи? Многіе его знаютъ и поютъ на память: такъ онъ сладостенъ и легко напечатлѣвается въ памяти! Какія высокія выраженія священнаго восторга! Св. пѣвецъ призываетъ всѣ твари праздновать день воскресенія: «Да празднуетъ весь міръ, видимый и невидимый (пѣснь 1). Все исполнено нынѣ свѣта, а потому вся тварь да торжествуетъ возстаніе Христово, которымъ она утверждается» (п. 3). Съ чѣмъ сравнить настоящую радость нашу? «Давидъ въ восторгѣ игралъ предъ ковчегомъ, – одною сѣнію Христа; но мы видимъ самое событіе, прообразованное славою ковчега, – возвеселимся радостію Божественною! (п. 4). Настоящій день есть царь субботъ, праздникъ праздниковъ и торжество торжествъ! (п. 8). Свѣтися, свѣтися, новый Іерусалимъ, осіяваемый славою воскресшаго Господа!» (п. 9). Но при такой возвышенности выраженій восторга не менѣе и глубина мыслей и чувствованій. «Нынѣ Пасха, нынѣ прохожденіе отъ смерти къ жизни! (п. 1). Пріидите, піемъ новое питіе, чудодѣйственно истекающее не отъ камня неплоднаго, но отъ Самого Христа, изъ гроба изведшаго намъ источникъ безсмертія (п. 3). Се узники ада идутъ ко свѣту, восхваляя пасху вѣчную (п. 5). Ибо Ты Христе, сошедъ въ преисподнее земли, сокрушила вереи ада и отверзъ двери рая (п. 6). Нынѣ празднуемъ умерщвленіе смерти, разрушеніе ада и начало новой жизни, вѣчной (п. 7). (Не то же ли нынѣ торжество на землѣ, какъ и на небѣ). Се отъ всѣхъ странъ свѣта приходятъ къ тебѣ; святый Сіонъ, чада Твоя и славословятъ Христа во вѣки!» (п. 8). – Но при семъ можетъ представиться иному мысль: однакожъ воскресшаго Господа нынѣ нѣтъ съ нами! – Святый Дамаскинъ предваряетъ эту мысль. Онъ слышитъ и повѣдаетъ намъ «Божественный и сладчайшій гласъ Воскресшаго, Который обѣщался быть съ нами до скончанія вѣка», и вмѣстѣ молитъ пѣвецъ, да даруетъ намъ Господь «истѣе причащаться Ему въ невечернемъ дни Его Царствія» (п. 9).

Послѣ канона ликъ поетъ хвалитный псаломъ, въ которомъ призываются ангелы и всѣ небесный силы, солнце и луна, всѣ стихіи и всѣ человѣки хвалить Гоопода, «яко вознесеся имя Того единаго, исповѣданіе Его на небеси и на земли». Потомъ – стихиры воскресныя и стихиры Пасхи, въ которыхъ описывается наша новая таинственная Пасха, и наконецъ, когда въ восторгѣ священной радости пѣснопѣвецъ приглашаетъ вѣрныхъ обнять другъ друга и самимъ врагамъ простить все для воскресенія, вся Церковь предотавляетъ трогательное и восхитительное зрѣлище. И священнослужители, и міряне дѣлаются какъ-бы однимъ радостнымъ семействомъ и, цѣлуя крестъ и иконы, цѣлуютъ и другъ друга взаимно, восклицая: «Христосъ воскресе!» – «Воистину воскресе!» – Святое, несравненное зрѣлище! Такъ нѣкогда древнѣйшіе христіане, исповѣдники, обнимали другъ друга надъ гробами мучениковъ, предъ чашею животворящихъ Таинъ Христовыхъ, давая обѣтъ жить и умереть для славы Господа. И такъ еще срѣтятся вѣрные на новомъ небѣ и на новой землѣ, привѣтствуй другъ друга съ новою жизнію нескончаемою!

Но время дать нѣкое успокоеніе восторженнымъ чувствамъ. И вотъ, тотчасъ послѣ радостныхъ привѣтствій, мы останавливаемся въ молчаніи слушать краткое, но исполненное духовной сладости, слово Златоуста, которое такою дышелъ пастырскою любовью и такъ прилично настоящему высокому торжеству вѣры, что Церковь сдѣлала его одною изъ неотложныхъ принадлежностей пасхальной утрени. Св. учитель призываетъ къ торжеству благочестивыхъ: «Аще кто благочестивъ и Боголюбивъ, да насладится сего добраго и свѣтлаго торжества!». Не отвергаетъ отъ общей радости даже лѣнивыхъ и не постившихся: «воздержницы и лѣнивіи, день почтите; постившіеся и не постившіеся возвеселитеся днесь!». Утѣшаетъ всѣхъ грѣшниковъ. «Никтоже плачетъ прегрѣшеній, прощеніе бо отъ гроба возсія». Отъемлетъ самый страхъ смерти: «никтоже да убоится смерти, свободи бо насъ Спасова смерть. Воскресе Христосъ, и жизнь жительствуетъ; воскресе Христосъ, и мертвый ни единъ во гробѣ!».

Съ пасхальною утренею въ нѣкоторыхъ церквахъ у насъ соединяется и литургія; по крайней мѣрѣ, вездѣ она совершается въ первый день Пасхи ранѣе обыкновеннаго. Такъ св. Церковь, какъ мать чадъ своихъ, спѣшитъ наградить насъ за малые подвиги поста и какъ-бы вдругъ, открываетъ намъ всѣ свои сокровищницы духовной радости.

Литургія всего менѣе допускаетъ измѣненій. Но торжество Пасхи и здѣсь полагаетъ свою особенную печать почти на всѣ священнодѣйствія. Все тайнодѣйствіе совершается при отверстыхъ вратахъ алтаря, и мы видимъ самое причащеніе священнослужителей. Зрѣлище возвышенное и трогательное! – Чтожъ было еще въ древности, когда тотчасъ, послѣ причащенія священнослужителей, причащались и всѣ вѣрующіе? – Къ сожалѣнію, этотъ святый обычай прекратился, хотя онъ никогда не былъ запрещаемъ. Нынѣ остается памятникомъ его одинъ причастенъ, поемый во всѣ дни Пасхи: «Тѣло Христово пріидите» (Свидѣтельствуя о благочестивомъ усердіи древнихъ братій нашихъ, не обличаетъ-ли онъ насъ въ оскудѣніи благочестія?...).

Начало литургіи отличается отъ обыкновеннаго начала тѣмъ, что, послѣ пасхальныхъ часовъ (которые состоятъ изъ воскресныхъ же пѣсней) и обычнаго начинательнаго возгласа, предстоятель, держа въ рукахъ крестъ, возженную свѣщу и кадило, со всѣми священнослужителями поетъ трижды пѣснь воскресенія и ту же пѣснь передаетъ лику; потомъ, производя кажденіе вокругъ престола, по всему алтарю и къ народу, распространяетъ воню благоуханія, какъ благодать, повсюду распространяющуюся отъ живоноснаго гроба, нынѣ отверстаго и сіяющаго свѣтомъ воскресенія. Высокая торжественность выражается и въ пасхальныхъ антифонахъ, заимствованныхъ изъ псалмовъ (65, 66 и 67-го). Вся земля и всѣ народы возбуждаются славить и чтить Господа Спасителя. «Воскликните Господеви вся земля! –Вся земля да поклонится и поетъ Тебѣ! Да исповѣдятся Тебѣ людіе, Боже, да исповѣдятся Тебѣ людіе вси!» – Здѣсь-же слышимъ и пѣснь побѣды надъ врагами спасенія нашего: «Да воскреснетъ Богъ, и расточатся врази Его!». Ликъ къ пророческому пѣнію славословія весьма прилично присовокупляетъ молитвенныя пѣсни новозавѣтныя: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси насъ. – Спаси, Сыне Божій, воскресый изъ мертвыхъ поющія Ти: Аллилуія!». – А къ побѣдной пѣсни пророческой побѣдную пѣснь воскресенія: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ!».

Апостолъ читается нынѣ изъ книги Дѣяній. Церковь предположила съ перваго дня Пасхи начинать кругъ чтеній апостольскихъ, а вслѣдствіе того 1-е зачало (начало книги Дѣяній апостольскихъ) и надлежало усвоить 1-му дню Пасхи. Но не трудно видѣть, что повѣствованіе, доставшееся настоящему празднику, соотвѣтствуетъ его величію. Это – описаніе послѣдняго явленія воскресшаго Господа ученикамъ, когда Онъ обѣщалъ имъ даровать силу для возвѣщенія Его воскресенія по всей Іудеѣ: и Самаріи, и даже до послѣднихъ земли. Что иное есть настоящее торжество наше, какъ не произведеніе сей Божественной силы, распространившей вѣру въ Воскресшаго до послѣднихъ земли? – Еще приличнѣе торжеству читаемое нынѣ Евангеліе, – начальное благовѣстіе сына Громова, Іоанна Богослова: «Въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ у Бога, и Богъ бѣ Слово...». Гдѣ яснѣе и возвышеннѣе изображено Божество Спасителя нашего? Іоаннъ указываетъ на славу Его, которую Онъ имѣлъ прежде міръ не быстъ: «вся Тѣмъ быша, и безъ Него ничто же быстъ, еже быть». Онъ видѣлъ и повѣдаетъ намъ и славу Его воскресенія: «и видѣхомъ славу Его, славу яко единороднаго отъ Отца». Чтеніе столь высокаго Евангелія въ соборныхъ церквахъ бываетъ на разныхъ языкахъ для означенія того, что слава Господа нашего прошла во всѣ народы и повѣдается на всѣхъ языкахъ міра. Во всѣхъ церквахъ чтеніе сопровождается колокольнымъ звономъ, который послѣ каждаго отдѣленія Евангелія раздается, какъ-бы возвѣщая всей твари то же высокое благовѣстіе.

Въ послѣдней части литургіи особенность праздника та, что вмѣсто достойна поется пасхальный ирмосъ 9-й пѣсни («Ангелъ вопіяше благодатнѣй» и «Свѣтися, свѣтися, новый Іерусалимъ!»), а послѣ причащенія священнодѣйствующихъ въ алтарѣ, на всѣ возгласы настоятеля ликъ отвѣтствуетъ одною пѣснію воскресенія: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ!» и ту же пѣснь повторяетъ многократно вмѣсто отпустительнаго псалма: «Благословлю Господа на всякое время». Наконецъ и послѣдній возгласъ священника (вмѣсто: «слава Тебѣ, Христе Боже») есть опять та же пѣснь, никогда для христіанина не теряющая своей пріятности и благотворной силы. Отпустъ священникъ совершаетъ со крестомъ въ рукахъ, осѣняя имъ народъ и возглашая: «Христосъ воскресе!». Такимъ образомъ, еще болѣе напечатлѣвается въ сердцахъ отходящихъ въ домы христіанъ образъ Господа, страдавшаго за насъ и воскресшаго.

Теперь и мы, благочестивый читатель, съ любовію привѣтствуемъ тебя тѣмъ-же радостнымъ словомъ: «Христосъ воскресе!» – и мы ничего столько не желаемъ, какъ напечатлѣть въ душѣ нашей и твоей образъ Того, «Иже преданъ бысть за прегрѣшенія наша, и воста за оправданіе наше» (Римл. 4, 25). Мы увѣрены, возлюбленный братъ, что ты, проведя въ благочестивой радости все утро дня сего въ храмѣ, не облѣнишься выслушать и вечернее, торжественное пѣніе Пасхи. Тогда возвѣстятъ намъ новое явленіе Воскресшаго – къ вечеру 1-го дня. Не упустимъ и сего, столь поучительнаго, Богослуженія, чтобъ намъ послѣ не жалѣть, какъ жалѣлъ нѣкогда апостолъ Ѳома, что мы не узримъ явившагося другимъ Господа. Долгъ нашъ, наконецъ, замѣтить, что древній святой обычай, сохраняемый и нынѣ благочестивыми, есть тотъ, чтобы во всю свѣтлую седмицу не оставлять ни одного церковнаго Богослуженія.

 

«Воскресное Чтеніе». 1839. № 1.

https://afanasiy.net/zametka-bogoslujenie-v-pervyi-den-sv-pashy

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения