Опубликовано Общество - пт, 10/22/2021 - 12:56

ПРОТОІЕРЕЙ КЛИМЕНТЪ ѲОМЕНКО – ОДЕЖДА ДУХОВНЫХЪ ЛИЦЪ НА ВОСТОКѢ (ИЗЪ ЗАПИСОКЪ ПУТЕШЕСТВЕННИКА ВЪ СВ. ЗЕМЛЮ).

 

Положительно можно утверждать, что ни одно сословіе въ общественной жизни не выдѣляется такъ рѣзко своею одеждою, какъ сословіе духовное. Духовное лице, по его одеждѣ, всегда можно замѣтить среди сотней людей разныхъ званій и должностей. И это очень важно. Духовное лице – какъ свѣтильникъ на свѣщницѣ... (Матѳ. V, 15). На духовное лице смотрятъ испытующимъ глазомъ всѣ, – и свои и чужіе, и православные и неправославные, и христіане и нехристіане. Это очень хорошо видитъ и ясно понимаетъ православное духовенство на Востокѣ. Цѣлыя истекшія столѣтія пребыванія православнаго духовенства среди магометанъ и разнообразнаго инославнаго миссіонерствующаго клира на Востокѣ выработали для греческаго духовенства неизмѣнное правило: быть строго приличнымъ въ своей духовной одеждѣ.

Во время моихъ путешествій на Востокъ, мнѣ не приходилось встрѣчать тамъ ни на улицахъ городовъ, ни на вокзалахъ желѣзныхъ дорогъ, ни на палубахъ пароходовъ такихъ лицъ восточнаго православнаго духовенства, которыя своимъ наружнымъ видомъ, т. е. своей одеждой, роняли бы свое духовное званіе. Внѣ дома духовенство это одѣяно непостыдно. Встрѣчаются лица въ одеждѣ бѣдной, но чистой. На Востокѣ, какъ извѣстно, повсюду распространено куреніе табака. Но духовное лице на Востокѣ никогда не позволитъ себѣ курить свой кальянъ въ общественномъ мѣстѣ.. Въ Восточныхъ ханахъ, или, по нашему, гостинницахъ, кофейняхъ, подаютъ только чашку кофе, но никогда не продаютъ ракіи, т. е. нашей водки, или вина, – и мѣстное духовенство угощается тамъ только мѣстнымъ питіемъ кофе; это питіе тамъ употребляютъ всѣ: и бѣдные феллахи – рабы, и поденщики, и богатые эфенди – сановитые, и властвующіе люди; другаго же питія, опьяняющаго, въ общественныхъ мѣстахъ духовенство не употребляетъ на Востокѣ. Да и вообще нетрезвыя лица тамъ не встрѣчаются на улицахъ.

Въ «Поученіи святительскомъ къ новопоставленному іерею» внушается, чтобы священнослужители одежду носили дольу до глезна (до лодыжки, пяты), ни отъ пестринъ (яркую, пеструю), ни отъ утварей мірскихъ (л. 2). Несомнѣнно, что первоначальный текстъ сего поучительнаго святительскаго наставленія – греческій. И восточное духовенство строго исполняетъ то правило, чтобы не украшать себя пестрой, разноцвѣтной и яркой одеждой и мірскими одеждами. Тамъ я видѣлъ только два цвѣта священническихъ одеждъ: черный и темно-коричневый; первый цвѣтъ господствующій, второй менѣе употребителенъ; первый носитъ какъ монашествующее духовенство, такъ и мірское, второй – только мірское. Такимъ образомъ, согласно 8-му правилу поименованнаго выше «Святительскаго поученія» соблюдается тамъ твердо «опрятность въ платьѣ и благопристойность, сану священническому подлежащія» (л. 6).

Какой крой одежды православнаго духовенства на Востокѣ? Крой этотъ нѣсколько отличается отъ кроя нашихъ священническихъ одеждъ. Крой тамошней одежды несомнѣнно выработанъ климатическими условіями знойнаго и душнаго Востока такъ же, какъ и крой нашей священнической одежды передѣланъ съ греческаго покроя, примѣнительно къ холодному климату Сѣвера. Ряса греческая широкая, просторная, свободно развивающаяся при всякомъ прохладительно-освѣжающемъ дыханіи легкаго вѣтра, такъ пріятнаго въ жаркій, палящій день. Рясы съ перехватомъ у пояса, съ таліей, рясы узкой, щеголеватой не знаетъ восточное духовенство. По швамъ, ниже широкихъ рукавовъ въ греческихъ рясахъ дѣлаются прорѣхи для кармановъ, но карманы эти вшиваются только въ подрясникахъ, а не въ рясахъ. Воротникъ греческой рясы совершенно свободно облегаетъ вокругъ шеи. Въ жаркомъ климатѣ такой воротникъ удобенъ; а по нашему климату подобный воротникъ къ осенніе мѣсяцы и зимою не защищалъ бы отъ холода и простуды горла. Въ виду сего послѣдняго обстоятельства, наши воротники въ рясахъ плотно прилегаютъ къ шеи. Рукава греческаго подрясника достаточно свободны для того, чтобы, при испаринѣ и выпотѣніи рукъ, рукава эти легко можно было завернуть къ верху и освѣжить руки. Подрясники въ большинствѣ случаевъ подпоясываются широкими черными поясами, такой же наборки, какъ и подрясники. Широкіе пояса на Востокѣ, вообще въ большомъ употребленіи; они предохраняютъ желудокъ отъ простуды, каковое обстоятельство, при рѣзкой перемѣнѣ температуры между жаромъ дня и прохладой вечера и ночи, имѣетъ важное значеніе на Востокѣ.

Какой головной уборъ и какая обувь на Востокѣ? – Священническихъ шляпъ не носятъ тамъ. Какъ монашествующее, такъ и мірское духовенство на Востокѣ носитъ на головѣ клобукъ особаго вида и формы. Клобукъ этотъ похожъ на древній античный сосудъ, верхъ котораго шире основанія. Верхъ клобука кругловидный. Въ центрѣ верха сдѣлано отверстіе, для головной испарины. Такой головной уборъ носитъ, безъ различія степеней и достоинствъ, все духовенство на Востокѣ. Мнѣ всегда казалось, что этотъ головной уборъ духовенства, безъ защиты глазъ отъ яркихъ лучей солнца, т. е., безъ полей нашей шляны, никоимъ образомъ не соотвѣтствуютъ Востоку. Этотъ уборъ чужой, позаимствованный. По всей вѣроятности, этотъ головной уборъ есть остатокъ головныхъ украшеній классической Греціи, получившій уже въ позднѣйшее время среди греческаго духовенства обобщеніе по всему Востоку[1]. Сапогъ на Востокѣ вообще не носятъ; носатъ тамъ башмаки, сандаліи и даже деревянныя на ремняхъ подошвы. Конечно, сіи послѣднія употребляются только въ домѣ. Духовенство тамъ въ туфляхъ и башмакахъ совершаетъ и служеніе въ храмѣ. Для русскаго глаза, конечно, это необычно и неприглядно. Невольно при этомъ вспоминается наставленіе святительское: «вы, священникъ и діаконъ, службу Божію отправлять въ неприличной обуви отнюдь да не дерзаете» (л. 6). А восточныя туфли для храма не могутъ быть названы приличной обувью.

Въ общемъ, вѣковой строго-приличный наружный видъ восточнаго духовенства сдѣлалъ то очень, очень важное дѣло, что тамъ духовное лице, являясь въ общественныхъ мѣстахъ общественной жизни, несмотря на плотно окружающую его иновѣрную и иноязычную толпу, никогда не подвергается оскорбительнымъ и злымъ насмѣшкамъ... На Востокѣ тамошнее духовенство, несомнѣнно, умѣетъ себя держать строго-прилично на улицахъ городовъ, на вокзалахъ желѣзныхъ дорогъ, на палубахъ пароходовъ и въ другихъ мѣстахъ, идѣже всегда вообще народъ снемлется. Я только разъ видѣлъ въ Смирнѣ одно духовное лице изъ келліоговъ Аѳона, которое своей изорванной рясой производило общій соблазнъ на многолюдной набережной Смирнскаго залива. Тяжело было и мнѣ смотрѣть на этого келліота, такъ оскорбительно роняющаго предъ чужими глазами значеніе священнической рясы.

Слышится, и, къ сожалѣнію, слышится неоднократно, что наше духовенство не всегда прилагаетъ должное вниманіе къ тому, чтобы быть строго-приличнымъ на вокзалахъ, на городскихъ улицахъ и др. обществ, мѣстахъ, и опрятнымъ въ своей одеждѣ. Или пестрота и щегольство, или небрежность и опущенность – вотъ двѣ противоположныя наши крайности въ священническихъ одеждахъ. А, вѣдь, по одежкѣ встрѣчаютъ. Еще святитель Филаретъ московскій, въ своемъ образцовомъ словѣ: «и объ одеждѣ кто печетеся», поучительно замѣтилъ, что «есть классы общества, дли которыхъ необходимо благолѣпіе въ одѣяніи. Въ сихъ классахъ общества не тщеславіе, но долгъ и обязанность внушаютъ строгое благолѣпіе одежды и поведенія». Къ такимъ классамъ общества, несомнѣнно, принадлежимъ и мы, т. е., православное духовенство. А въ настоящее время особенно не слѣдуетъ забывать всей важности вопроса о строгомъ благоприличіи нашей священнической одежды. Мы стоимъ на свѣщницѣ. Въ общественныхъ мѣстахъ на насъ устремлены глаза многихъ...

 

Протоіерей Кл. Ѳомечко.

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1895. № 17. Ч. Неофф. С. 807- 811.

 

[1] Съ заплетенными въ косу волосами восточпое духовенство никогда не позволитъ себѣ выйти на улицу города. Коса на главѣ іерея вызвала бы тамъ общее порицаніе среди прохожихъ. Обыкновенно, у кого изъ духовенства длинные волосы, тотъ на улицѣ подбираетъ ихъ къ верху и покриваетъ клобукомъ. А въ храмѣ распускаютъ волосы по плечамъ.

https://afanasiy.net/fomenko-odejda-duhovnyh-lyc-na-vostoke

 

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.

Архиепископ Сильвестр (Лебединский)