Опубликовано Общество - вт, 12/10/2019 - 12:09

О ЗНАЧЕНИИ ХРИСТОСОВАНИЯ НА СВ. ПАСХУ

В первый день св. Пасхи на утрени мы исполняем уста­новленный Церковью обряд христосования. Обряд этот продол­жается во все время Пасхи до Вознесения и имеет важное значение для христиан.
Когда мы произносим „Христос воскресе!”, на это нам отвечают: „Воистину воскресе”! Это есть подражание первым ученикам и ученицам Господа, когда по воскресении его они беседовали между собою о Воскресшем и говорили: „Воистину воста Господь (Лук. 24, 14-35). Этими же приветствиями, хотя кратко, но ясно мы высказываем друг другу историю настоящего праздника, который своею торжественностью превосходит все праздники. Вот почему в этот праздник приличнее вместо обычных поздравлений „с праздником” приветствовать словами: „Христос воскресе!” – „Воистину воскресе!”.
Пасхальное приветствие вселяет какую-то неизъяснимую радость в нашу душу. Как-то особенно бывает радостно слы­шать это приветствие. А радостно это потому, что „Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть”, говорит св. ап. Павел (1 Кор. 10, 20). Следовательно, если воскрес Христос, то и мы воскреснем. Это весьма утешительно для нас, а особенно это утешительно для тех, у которых путь их настоящей жизни усеян печалями и скорбями. В самом деле, бед­ствовать целую жизнь и потом сделаться навеки жертвою смерти – это ужасно!
Но бедствовать здесь, а потом перейти в блаженную веч­ность, и, наконец, вместе с воскресшим телом наслаждаться блаженством… Может ли быть что радостнее этого? Вот главные причины того священного веселия, ощущаемого нами от слов приветствия „Христос воскресе” и „Воистину воскресе”.
С приветствием на Пасху совершается взаимное целование. Эго признак сердечной любви к ближнему своему. „Праздник Пасхи, – говорит св. Иоанн Златоуст, – есть залог мира, источник примирения, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с ангелами”, а потому можно ли нам, христианам, оставаться во вражде на кого-нибудь?.... „Просветимся торжеством, – поет сегодня св. Церковь, – и друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением!” – Вот в каких чувствах должно быть пасхальное целование. А иначе оно будет походить на поцелуй Иуды.
С христосованием соединяется обычай дарить друг друга красными (или крашеными) яйцами. Яйцо - это символ нашего воскресения. Чтобы понять это, мы должны знать, что яйцо таит в себе жизнь, скрытую под скорлупою. Так, когда придет время и наши тела, действием Всемогущего Бога, по звуку трубы архангела, выйдут из земли и облекутся в нетление.
Обычай дарить друг друга яйцами очень древний. Предание говорит, что св. равноапостольная Мария Магдалина, проповедуя веру Христову, явилась римскому императору Тиверию и, сказав ему; „Христос воскресе!” – поднесла красное яичко. Тогда было обыкновение - бедные люди в знак уважения к богатым, друзьям, благодетелям и властям приносили в подарок яйцо в новый год или в дни их рождений. По примеру Марии Магдалины пер­венствующие христиане стали дарить друг другу яйца в день Свет­лого Христова Воскресения, а от них обычай этот перешел и к нам.
Обычай красить яйца тоже древний. Предание говорит об этом так: в самый день воскресения Христова, когда многие евреи уверены были, что Господь Иисус Христос не восстанет из гроба, один еврей нес в корзине на рынок свежие яйца для продажи. На дороге встречается ему другой еврей и гово­рит: „а что, друг, знаешь ли ты, какая чудесная новость слу­чилась в нашем городе Иерусалиме? – ведь Христос, Который умер назад тому три дня, воскрес из гроба, и уже многие видели его”. Но, еврей, несший яйца, отвечал ему; „Нет, не верю этому: чтобы Христос воскрес из гроба, это так же не­возможно, как невозможно, чтобы эти белые яйца вдруг стали красными”: Но что же? Едва он произнес эти слова, как белые яйца в корзине вдруг стали красными. Чудо это так поразило еврея, что он не замедлил принять христианскую веру. Весть об этом знамении быстро распространилась между верующими хри­стианами и в воспоминание этого стали дарить друг друга крас­ными яйцами.
Красный цвет на яйцах символизирует Животворящую Кровь Христову, через которую все верующие в Него полу­чают жизнь вечную.
Да наполнится душа наша священным восторгом, когда мы будем приветствовать друг друга: „Христос воскресе! – Воистину воскресе!” и, вместе с тем, будем совершать цело­вание взаимное в духе истинной христианской любви. На яйцо же станем смотреть, как на доказательство будущего нашего вос­кресения, на цвет его как на знак нашего искупления драго­ценною кровию Господа нашего. Но больше всего будем радо­ваться, что Христос воскрес, и будем жизнь свою сообразовывать с жизнью Воскресшего Христа.
П. М. Р.
Китайский благовестник. 1941. № 4. Апрель. C. 3-5.
источник материала

Исторические материалы о святых местах.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов