Опубликовано Общество - сб, 02/06/2021 - 19:10

20–летию открытого издевательства архиереев РПЦЗ над Владыкой Митрополитом Виталием – принудительное помещение в психиатрическую лечебницу, посвящается.

В 2021 году 1 ноября исполнятся 20 лет, как епископат РПЦЗ показал своё настоящее лицо, отправив 91-летнего Митрополита Виталия (Устинова) в психиатрическую больницу. Ниже мы помещаем описание этого ужасного события. Каким образом методы советской власти брежневского периода по борьбе с верующими – заключение в психиатрическую больницу на «излечение», стали практиковаться в среде епископата РПЦЗ, неизвестно. Но цель этого была ясна – представить обществу действия Митрополита, как проявление «психического расстройства». Эта беззаконная выходка получилась не совсем удачно….

Но, не надо думать, что на этом и закончилось уничижение авторитета Митрополита Виталия, как Первоиерарха Русской Православной Церкви. Если рассмотреть последующие события в Церкви, то можно вполне убедиться, что разные личности старались и дальше продолжать начатое 1 ноября 2001 года беззакония.

В РПЦЗ(В) прот. Вениамин Жуков открыто показал, что он лучше Митрополита знает, как надо руководить церковной жизнью. Благодаря попустительству архиереев это стало воплощаться в жизнь.

Ф

В РИПЦ пошли дальше. Используя старость и болезненность Архиепископа Лазаря (Журбенко), который, естественно, не мог знать всего, что помещается на сайте РИПЦ http://catacomb.org.ua , Виталий Викторович Шумило разместил на нём статью «АПОСТАСИЯ  В  РУССКОЙ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЦЕРКВИ»: https://pravdonbass.com/index.php/ru/articles/5088 . В ней, вообще, доказывается «незаконность» церковного возрождения, Ф

предпринятого Митрополитом Виталием. Как оказались под омофором Митрополита Виталия те, кто симпатизировал избранию Митрополита Лавра и с какой миссией они там пребывали, до сих пор неясно.

Ф

Следующим этапом уничижения трудов Митрополита Виталия стало появление раскола РПЦЗ(А) и множества «осколков РПЦЗ». И уже настоящей насмешкой над покойным Владыкой Виталием выглядит факт признания архиереями РПЦЗ(АСА) каноничности его действий: «После продолжительного обсуждения и рассмотрения всех обстоятельств было сделано решение признать действительными епископские хиротонии, совершенные Синодом Митр. Виталия в Мансонвилле в 2001 г.». Вместо покаяния в создании вместе с Митр. ФАгафангелом (Пашковским) и греческими церковными структурами  раскола РПЦЗ(А), в РПЦЗ(АСА) пытаются поставить труды Митрополита Виталия на один уровень с раскольнической деятельностью Митрополита Агафангела, законность которого они раньше тоже признали: «На 6-м Всезарубежном Соборе в Моунтен-Вью, в январе 2017, было показано, что митр. Агафангел, в силу своих канонических и нравственных нарушений, не может оставаться митрополитом нашей Церкви. Однако, мы не прерывали общения ни с кем из группы митр. Агафангела. Мы признаем его как главу одной из юрисдикций Русского Православия». Как видим, уничижение личности Митрополита Виталия продолжается по сей день.

Ф

Наше Общество не может молчаливо соглашаться с вопиющим беззаконием  - нарушением церковных канонов и созданием многочисленных церковных расколов. В последнее время нас обвиняют в хамстве и оскорблении духовенства, лжи и некомпетентности в церковных вопросах. Более того, пытаются оказывать давление, чтобы мы убрали некоторые статьи, раздражающие определённые личности. Поэтому, хотелось бы открыто обратиться к нашим оппонентам и заверить, что до тех пор, пока мы не увидим канонических и документальных подтверждений Вашей правоты, свою позицию мы менять не будем.

 

 

Принудительное отправление Митрополита Виталия в психиатрическую лечебницу

                               

                                            «Иуда! целованием ли предаешь Сына человеческаго?» (Лук. 22, 48).

 

   Нижесвидетельствуемые события описываются так, как их увидел и воспринял автор, прямым очевидцем которых он являлся.

 

   Вечером 19 октября/ 1 ноября 2001 г. на день памяти великомученика Артемия в Свято-Преображенском скиту селения Мансонвилль мы начали в 6 ч. веч. вечернее богослужение, на котором присутствовали: Митрополит Виталий, Еп. Варнава, архим. Варфоломей, игум. Стефан, прот. Сергий Петров, иеромонах Владимир (на тот момент служащий священник) и еще один паломник.

    Богослужение происходило тихо и спокойно, стараясь по мере духовных сил удерживаться в рамках монастырского уклада. Нужно отметить, что в здешней горной местности в это время года темнеет очень рано, поэтому уже к моменту описываемых ниже событий на улице установилась полная темнота.

    После обычного каждения на 8-й песни канона (было уже около 8-ми часов вечера) я, зайдя в алтарь, услышал (как, впрочем, и все присутствующие в храме) довольно внезапные и сильные стуки в дверь, которая была закрыта во избежание хотя и маловероятных, но все же порой неожиданных пришельцев-туристов, которые, случалось, если не были предупреждены о правилах поведения в православном храме, вносили сумятицу в молитвенный настрой богослужения. Но то, что случилось дальше, превзошло все возможные ожидания. Стуки в дверь становились все сильнее и настойчивее, создавая напряженность и, видимо, имели целью быть с некоей претензией на психологическую обработку находящихся внутри храма.

    «Что это такое? Что происходит?» -- спросил Вл. Митрополит. Ответив Владыке Виталию, что совершенно затрудняюсь представить, чтобы это могло быть и попросив Владыку не волноваться, я посмотрел в окно, чтобы попытаться понять смысл внезапного и мало-деликатного вторжения непрошенных «гостей» в нашу тихую обитель. Во дворе между храмом и монастырским зданием стояло несколько машин и какие-то люди суетились, бегая от дома к храму и обратно. В темноте, при недостаточном внешнем освещении, было трудно разобрать, кто именно это за люди, а потому мы решили, до более точного выяснения, двери им не открывать. Для этой цели один священник вышел через алтарную дверь и направился к боковым входным дверям, где происходила вся эта излишне кем-то подогретая суматоха. Увидев полицейских и еще каких-то людей, потребовавших немедленно видеть Митрополита Виталия Устинова, этот священник им популярно объяснил (на французском языке), что не нужно с таким нездоровым усердием брать приступом Божий храм – через 15-20 минут закончится богослужение и тогда они смогут спокойно встретиться с Митрополитом. Но они не пожелали внять этому мудрому совету, а с еще большей настойчивостью продолжали форсировать свое же неопределенное положение.

    Когда мы с Владыкой Виталием увидели в окно, что среди осаждающих наш монастырский храм имеются люди в полицейской форме, то только тогда было решено открывать им входные двери.

  

    В алтарь, где находился Владыка Митрополит и я, как служащий священник, ворвалось сразу несколько вооруженных огнестрельным и другим оружием полицейских, в том числе молодая женщина, одетая в полицейскую форму, и адвокаты, представляющие интересы Михаила Донскова (т.е. «епископа» Михаила. Почему я пишу слово «епископ» по отношению к этому человеку в кавычках – этому я дам свое, полагаю, обоснованное объяснение ниже).

   

    «И, когда еще говорил Он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных» (Матф. 26, 45).

    «В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями – взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Матф. 26, 55).

  

    Находясь у св. престола, и увидев эту картину осквернения св. храма (по правилам Православной Церкви входить в храм (а тем более -- в алтарь) с оружием строго запрещено; также Св. Церковь возбраняет входить во св. алтарь женщинам), меня охватило возмущение и, подойдя к ним, я стал стараться объяснить как мог, в основном, полицейской даме, чтобы она покинула алтарь, так как ее присутствием в нем нарушается одно из преданий Церкви Христовой. Я также отметил, что после ее присутствия это св. место нужно будет окроплять св. водой (что впоследствии и было выполнено с прочтением «молитвы от осквернения храма от еретиков и отступников иже во святых отца нашего Никифора исповедника, Патриарха Константиня града»). Необходимо отдать должное ее пониманию – она без споров и с готовностью вышла на солею. Между тем, вечернее богослужение продолжалось, не прерываясь ни на минуту. Конечно, никакое молитвенное внимание в то время уже не было возможным, так как приходилось вперемешку то возглашать ектении, то разговаривать с полицейскими, объясняя им всю абсурдность их насильственной ночной облавы. Им было указано на часы, которые беспристрастно свидетельствовали о довольно позднем уже времени: 8 часов 09 минут вечера. Также им было сказано, что их действия в точности напоминают «советские» кэгэбэшные методы – внезапные аресты под покровом темноты. На это представители полиции ответили, что лишь выполняют свой долг службы, после чего, правда, они заметно остепенили свою «активность» и вели себя дальше более корректно, по-прежнему продолжая оставаться в алтаре и дожидаясь окончания богослужения. Они были «правы» – грех морального надругательства над престарелым Предстоятелем Русской Православной Зарубежной Церкви лежал не на них, нейтральных исполнителях, а на заказчиках этого позора, впоследствии вылившегося на их же головы. «Не рой ямы другому: сам попадешь в нее; не расставляй другому сети, сам запутаешься в них» -- наставляет премудрый Сирах (сравн. гл. 27, ст. 29).

    В чем же была причина их насильственного посещения с целью захвата Первоиерарха? «Судебное постановление: психиатрическая экспертиза Виталия Устинова» -- мотивировали они. Этот судебный акт, предъявленный ими, мы рассмотрим ниже.

    Вскоре в алтарь храма зашел сам заказчик, или «проситель» (как это именуется в судебном акте) этого надругательства над Митрополитом Виталием – «епископ» Михаил (Донсков).

   

   «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подошед к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг! Для чего ты пришел? Тогда подошли, и возложили руки на Иисуса, и взяли Его» (Матф. 26, 48-50).

 

    Прежде всего хочу отметить, что меня удивило то обстоятельство, почему «епископ» (Михаил), в силу своих прямых и святых обязанностей архипастыря (учителя и защитника святого алтаря), не предупредил заранее полицейских о невозможности вхождения в алтарь женщины и внесения туда оружия, и хотя бы не попытался воспрепятствовать этому осквернению святыни, но, напротив, казалось, способствовал этому.

    Уместно здесь вспомнить одну из мотивировок синодалов об удалении личного секретаря Митрополита Виталия г-жи Л. Д. Роснянской из синодального здания -- о «невозможности пребывания в Епископском доме женщины». В этом «каноническом преступлении» «блюстители синодальной чистоты» обвиняли Первоиерарха РПЦЗ... И вот мы видим, как представитель этих самых синодалов направляет в алтарь храма мужского монастыря вооруженную женщину...

    Войдя в алтарь, «епископ» Михаил не посчитал нужным сделать три положенных поклона перед св. престолом и облобызать его и Напрестольное Св. Евангелие, а сразу направился к Владыке Виталию и, без «братского» целования, на вопрос Митрополита: «В чем дело!?», взяв его за локоть, ответил: «Сейчас нужно успокоить мiр».

 

    «Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете; и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать во едино» (Иоан. 11, 49-52).

 

    «Сейчас нужно успокоить мiръ»... Мне показались странными эти слова викарного «епископа»: «успокоить», -- через признание психически невменяемым Первосвятителя Русской Церкви, -- предстояло не разыгравшуюся смуту в Церкви, не возлюбленную и соблазненную паству, не церковный народ, а именно «мiр», лежащий во зле и враждующий против Бога. Поэтому я подошел к Владыке Виталию и, взяв его осторожно под руку, сказал: «Владыко, не поддавайтесь и не слушайте – это настоящая провокация...». «Да, да!» -- ответил Владыка Митрополит. Мои слова не были основаны на пустом риторическом приеме голословного обвинения – вскоре они подтвердятся медицинским свидетельством полной вменяемости и даже работоспособности Первоиерарха...

    На мое обеспокоенное предупреждение Вл. Виталию «епископ» Михаил, на мой взгляд,  недостаточно любвеобильно, как подобает архипастырю, посмотрев на меня, с небольшим повышением голоса сказал: «Ты – молчи!!!». На это я ответил, что в данный момент разговариваю, вообще-то, не с ним, а с Владыкой Митрополитом...

 

                                                            __________________

   ...Здесь мне хотелось бы сделать небольшой экскурс в историю некогда поразившего меня разговора с епископом Михаилом Торонтским, когда мы возвращались вместе в автомобиле после службы в Храме-памятнике Покрова Пресвятой Богородицы г. Оттавы в город Монреаль. Тему разговора начал епископ Михаил. Он говорил о том, как католики «интересуются Православием». Слово «православие» он выделял с особым ироничным оттенком, произнося его по слогам и делая ударение на всем слове, а особенно на последнем слоге: «пра-во-сла- ви- ЕМ». Затем епископ Михаил перешел в область «богословского новотворчества» заявив, что слово «православИЕ» выдумали евлогиане и что он, епископ Михаил, якобы, «борется с православиЕМ» («я борюсь с православиЕМ» -- сказал тогда владыка). На мое недоумение, как же тогда быть с выражением «православный христианин», епископ-реформатор ответил, что произносить: «православный христианин» будет правильным, а слово «православИЕ» -- неправильно само по себе... «Ну, -- подумал я, -- начитался владыченька какой-нибудь литературы по апофатическому (отрицательному) богословию (прим. авт.: некоторые Свв. Отцы пользовались в изложении своих творений приемами апофатики, наприм., св. Дионисий Ареопагит) и вот теперь самостоятельно «богословствует». «Только не говорите это с амвона, -- посоветовал я, грешный, архипастырю, -- а то паства может не понять Вас». «Я уже говорил» -- ответил владыка с чувством непоколебимой правоты. Я был тогда настолько поражен сказанным епископом Михаилом, что не знал: верить ли мне тому, что услышал...

    Для опровержения «богословских» опытов еп. Михаила достаточно вспомнить, что термин «православие», греч.: «ортодоксия» широко употреблялся в эпоху Вселенских Соборов, а не «выдуман был евлогианами», как утверждал владыка (см. 7-е Правило II-го Вселенского Собора). В Первую Неделю Великого Поста совершается особая служба с анафематизмами, именуемая Св. Церковью как «Торжество Православия». Тропарь Исповеднику 8-го гласа начинается словами: «Православия наставниче...». В пятой стихире осмогласника (служба 1-го гласа) на «Господи воззвах...», именуемой анатолиевой, поется: «...утверди православием Церковь Твою, Христе...». Неужели епископ Михаил этого никогда не слышал ?..

                                                         _________________     

   

    Тем временем, видя, что я продолжаю поддерживать Вл. Митрополита под руки, «епископ» Михаил стал насильно отталкивать мои руки (во св. алтаре! К тому же на мне был одет епитрахиль), надавливая своими ладонями на мои предплечья. Позже мне вспомнился из Книги Правил один из канонов, лишающий священнослужителя сана за рукоприкладство. «Dont touch me» («не прикасайтесь ко мне») – сказал я «епископу» по-английски. После этих слов один из адвокатов «Майкла Донскова» тут же набросился на меня (сделал угрожающий выпад), с весьма исказившимся от ужаса и злобы лицом. Видимо, он прекрасно осознавал (как мне объяснили позже), что и сам «Майкл Донсков» за подобные действия (физического контакта) может быть привлечен к уголовной ответственности. После этого адвокат тот уже никогда не мог успокоиться, с тревожным выражением лица расхаживая взад и вперед и жуя непрестанно жевательную резинку. Позже адвокаты особо предупредят полицейских, что «при посадке Митрополита в полицейскую машину, только бы они не трогали его»...

    Богослужение уже заканчивалось и я, выйдя на амвон для произношения сугубой ектении, увидел, что боковые двери храма открыты настежь и в, с трудом отопленный, храм щедро поступает холодный воздух с улицы. Когда-то я читал в книжке «О правилах хорошего тона», что о степени культурности человека может свидетельствовать даже то, как он открывает и закрывает входные двери. Боясь, как бы не простудился Митрополит и не простудиться нам всем молящимся, -- столпившимся у двери и осадившим наш храм людям было указано закрыть двери и, вообще, прекратить гвалт, так как в церкви – доме Божием положено молчать, внимая молитвам, а не шуметь. Это замечание вызвало у них только очередное недовольство.

    Митрополит в алтаре продолжал объяснять полицейским, что он находится у себя дома, что он является канадским гражданином и что он никуда не поедет. Не соглашаться никуда, «на ночь глядя», ехать Вл. Митрополиту посоветовал его адвокат, с которым уже успела связаться личный секретарь Первоиерарха. Владыка Виталий, было видно, был очень взволнован, как он позже выразился, этим «насильственным» вторжением.

    Богослужение благополучно (благодарение Богу!) закончилось и все проследовали в жилой дом напротив храма для более спокойного обсуждения причин хамского вторжения в монастырь незванных, неприветливых и вооруженных «гостей».

    В это время произошла ужасная для «епископа» Михаила трагедия. «Бог поругаем не бывает». «Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет» (Пс. 1, ст. 6). Владыка Митрополит Виталий, увидев стоящего неподалеку от дорожки «епископа» Михаила, подошел к нему и, подняв указательный палец правой руки и направив его в грудь «владыки» Михаила, решительно и твердо ему сказал: «Если ты это сделаешь (т.е. если меня по твоему наущению все же повезут в психиатрическую больницу) – АНАФЕМА тебе !!!» (Некоторые авторы в Интернете искажают дословность этих важных и ответственных слов Митрополита, хотя, впрочем, и не меняют сам смысл. Дело в том, что после изгнания личного секретаря Вл. Виталия из синодального дома, мы были уже готовы к подобным «историям». А поэтому и фиксировали не только каждое слово с большой тщательностью, но и записывали в блокнот точное время начала тех или иных событий. Повторяю эти важные и исторические слова Митрополита: «Если ты это сделаешь – АНАФЕМА тебе!!!). «Епископ» Михаил своей рукой очень цепко схватил руку Митрополита и залепетал: «Владыко, Владыко...». Вл. Митрополит выдержав небольшую паузу и видя нежелание «епископа» Михаила раскаяться в коварном предательстве, унижении и досаждении Первоиерарху такими нецерковными действиями, попытался вырвать свою руку из «рукопожатия» (скорее – рукосжатия) «еп.» Михаила. Но не тут-то было. «Еп.» Михаил продолжал сжимать руку Владыки Виталия, не выпуская ее. Каждому монаху и даже послушнику известно, что такие произвольные, вне церковного чина, прикосновения совершенно недопустимы. Тем более – «прикосновения» насильственные, как, например, самочинное хватание руки старшего (да и младшего) по духовному чину. Тогда сам Митрополит, с помощью одного священника, большим усилием воли вырвал свою руку из руки «еп.» Михаила. Владыка Виталий, сделав два шага по направлению к дому, опять громко и отчетливо сказал: «АНАФЕМА тебе !!!». И уже зайдя в дом еще раз печально, но торжественно произнес: «АНАФЕМА тебе !!!»...

    Таким образом, Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий трижды анафематствовал «епископа» Михаила (Донскова).

    Вспоминаются знаменитые слова св. Исповедника Патриарха Тихона, который единоличной властью анафематствовал большевиков и всех им пособствующих: «Властью, данной нам от Бога, анафематствую вас, извергов рода человеческого...». Тут важно отметить, что, ко всему прочему, «епископ» Михаил также презрел 6-е Правило Св. Апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина». Всех нас, сторонников Митрополита Виталия, удивил один немаловажный возникший вопрос, объяснение которому пусть каждый даст себе сам самостоятельно: как мог «епископ» Михаил не только участвовать в «группе захвата» Митрополита, но и совершать это вместе с вооруженными людьми? Епископ?.. Хотя, должен  откровенно признаться, этот человек своим поведением (особенно в алтаре) напоминал мне больше не епископа, а инструктора «коммандос»... или настоящего ОМОНовца.

    Митрополит сел в кресло и, опустив голову, задумался. Затем, подняв голову, он сказал в сторону «еп.» Михаила: «как он может после всего этого еще служить?..». Свидетели анафематствования Первоиерархом «епископа» Михаила следующие: Епископ Каннский Варнава, архимандрит Варфоломей, протоиерей Сергий Петров и иеромонах Владимир.

    И тут мы только заметили, что, оказывается, «нападение со стороны противника было массированным и предпринято во всех направлениях» -- оно было тщательно продумано и заранее распланировано – среди группы захвата оказались полицейские представители иммиграционной службы. Зачем, спрашивается, для «психиатрической экспертизы» Митрополита понадобилось привлечение службы иммиграции, когда всем уже давно известно, что Владыка Виталий является канадским гражданином? Захотелось досадить депортацией кому-нибудь из окружения Вл. Митрополита? (и лишить его, тем самым, необходимой помощи). Такая-то «забота» о здоровье Вл. Виталия?.. Кстати, особенно тщательно только у меня «почему-то» представители службы иммиграции проверили наличие необходимых документов и, убедившись, что все в порядке, сказали, что «проблем никаких нет».

    Принесенный фотоаппарат в наших руках оказался отличным индикатором их внутреннего состояния, «правоты» и настроения. После первой же вспышки лампы фотоаппарата, в рядах противника стала заметна настоящая паника. «Герои» засуетились... Полицейская дама первая стала запрещать нам фотографировать, но мы ответили, что, в реальности, находимся не у нее в гостях, а у себя дома, а потому делаем то, что считаем необходимым. (К тому же, «в чужой монастырь со своими уставами не лезут». И особенно дамы – в мужской...). Другой полицейский что-то сказал своей коллеге и она сразу успокоилась. Мы продолжили фотосъемки исторического поругания...

    Следующим фото-объектом стал секретарь «епископа» Михаила – товарищ Георгий Новицкий. Слово «товарищ» я написал намеренно, потому что, скажу откровенно и нимало не преувеличивая,  за многие годы своего пребывания среди советских граждан (не путать с русскими!) и даже фанатичных коммунистов, я никогда не встречал более осоветченного человека, нежели Г. Новицкий. От него исходит какая-то редкая внутренняя, духовная тревожность. После того, как Новицкий был мною сфотографирован, он, не смогши удержать свой порыв раздражительности, бросился ко мне и с такой силой сдавил фотоаппарат, что тот даже немного хрустнул. При этом он придавил мой большой палец правой руки, причинив мне боль. Честно признаюсь, я не обиделся на него (Бог ему Судья), но прямой долг каждого пастыря «не закрывать глаза» на бесчиния, а вскрывать их -- для пользы самих же бесчинствующих. Некогда и Господь не молчал, но сказал ударившему Его: «что ты бьешь Меня?» (см. Иоан. 18, 23). Я сделал замечание Новицкому (в надежде на его раскаяние), что он причинил боль священнику, но секретарь (по бандитизму?) «епископа» Михаила не только не счел нужным принести свои, хотя бы элементарные человеческие, извинения, но, напротив, почему-то отбежав к входной двери, бездоказательно воскликнул: «Ты – агент!..».        

    Подобным новицким, людям совершенно церковно-необразованным, для их же спасения нужно четко усвоить следующие Правила из «Номоканона, сиречь Законоправильника»:

 

Четвертаго собора: «Яко не подобает просту (т.е. мирянину) укорити священника, или бити, или поношати, или клеветати, или обличати в лице, аще убо и истинна суть (т.е. даже если обвинения имеют основание). Аще постигнет сие сотворити, да проклянется мирский, да отмещется из церкве, разлучен бо есть Святыя Троицы, и послан будет во Иудино место».

 

Седьмаго собора: «Яко не подобает мирским повелевати священнику...».

 

Апостола Павла: «Аще кто укорит священника, да запретится лето едино (т.е. на один год)»...

 

                                                            __________________

    В это время один из полицейских уже разговаривал по телефону с адвокатом Вл. Митрополита (разговор длился минут сорок), который, так же как и мы, просил дать возможность после более чем двухчасовой церковной службы уставшему девяностооднолетнему Владыке отдохнуть, и перенести его посещение госпиталя на утро следующего дня, но адвокаты «Майкла Донскова» оставались непреклонными.

    После разговора с адвокатом отношение полицейских к нам изменилось, и даже стало проявляться с явной симпатией. Один из полицейских даже доверительно заметил, что это неприятное событие ему напоминает Гефсиманию. Полицейский этот оказался католиком. Т.е. «епископ» Михаил ввел в алтарь не только женщину, но и католика...

    И все же отрадно было слышать и видеть, что полицейские, уяснив ситуацию, более симпатизируют нам, а не группе захвата. (Позже один священник, пересекающий канадскую границу из США, будет остановлен таможенниками и подвергнут допросу, выясняющему – «не собирается ли он подавать в суд на Митрополита Виталия, так как они очень обеспокоены некрасивой историей, случившейся в Мансонвилле». Но узнав, что этот священник является верным сторонником Митрополита Виталия, служители таможни, облегченно вздохнув, сразу же дали ему «добро» на въезд в Канаду). Таким образом, можно сказать, что даже нецерковные государственные ведомства оказали большую заботу и сочувствие уважаемому иерарху Церкви, нежели свои «собратья».

    Здесь будет уместно уже рассмотреть тот «Судебный акт», на основании которого Владыка Виталий был подвергнут насильственному психиатрическому обследованию.

    Несовершенный перевод с французского языка на русский из-за специфики терминологии. Итак:

                                                   

                                                                  Судебный акт

(Причины)

  1. На основании просьбы о психиатрическом экзамене.
  2. На основании документации.
  3. Просьба обоснована частично (выделено и подчеркнуто авт.)

 

Проситель – Михаил Донсков (т.е. «епископ» Михаил)

Против – Виталия Устинова  (т.е. Митрополита Виталия)

Вызов в суд (привлечены к делу):

Георгий Новицкий (George Elie Novy) и

Людмила Роснянская

 

                                       Указание психиатрического экзамена

  

    Госпиталь должен дать свое заключение не позже, чем через 7 дней.

 

Пункт 9. Трибунал обязывает полицейских доставить вызываемого в этот госпиталь даже если последует отказ от вызываемого.

Пункт 10. Трибунал приказывает, чтобы вызываемый был помещен в этом госпитале для проведения психиатрической экспертизы.

Пункт 11. Трибунал приказывает директору госпиталя в течение 7 дней после экзамена дать рапорт о результате психиатрического экзамена.

                                                           _________________                                      

 

    Узнав от полицейских, что в случае категорического отказа с нашей стороны везти Владыку Виталия в госпиталь, они все равно его доставят, мы решили не усугублять моральных травм Митрополита и дали свое согласие не препятствовать им, с условием сопровождения Владыки до больницы.

    В 9 часов 08 минут вечера мы выехали вслед за полицейской машиной, везущей Митрополита и его личного секретаря.

    В 10 часов 40 минут вечера мы приехали в госпиталь г. Шербрука.

    Владыку Митрополита поместили в «приемный покой», который «покоем» можно назвать лишь условно. В этой комнате, до невозможности прокуренной, имелся отдельный кабинет с большими зеркальными окнами, через которые, как мы узнали позже, за нами внимательно наблюдал специалист-психиатр, который после часа наблюдения сказал, что «это нормальные люди и у них нормальное поведение». В этой же небольшой комнате, в двух метрах от Владыки Виталия, сидел за столом какой-то психически нездоровый человек, который непрестанно, с интервалом в 5-7 секунд, то поднимал, то опускал на стол пустую жестяную банку из под газированного напитка и нажимал, якобы, какую-то кнопку под столом. Но и это Владыка вынес терпеливо.

    Владыка Первоиерарх о чем-то задумался и через некоторое время произнес: «да, все это нужно подробно описать» (что и делает автор-очевидец с его архипастырского благословения).

    Из-за большой накуренности помещения мы перешли в коридор, где продолжали ожидать, пока Митрополиту не отведут отдельную комнату. Во все это время ожидания полицейский сторожил Вл. Виталия, не отлучаясь ни на минуту. Мы очень волновались и переживали за Владыку, а поэтому испросили у него благословения читать молитвы Печерским святым вслух.

    В 12 часов ночи Владыку поместили в палату психиатрического госпиталя, которая производила такое удручающее впечатление, что напоминала больше темницу, -- о чем и сказал сам Митрополит.

  

 «Ирод же четверовластник, обличаемый... прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу» (Лук. 3, 19-20).

 

    Какой-то перевязанный, весь в бинтах, буйный больной попытался ворваться в палату к Митрополиту, но санитары еле-еле успели его оттащить. На одной из фотографий видна рука этого больного, пытающегося проникнуть в комнату к Владыке. Присутствовать с Митрополитом было позволено только одному человеку (с Владыкой осталась его секретарь), поэтому мы, испросив у Вл. Митрополита благословения и пожелав ему стойкости и спокойствия о Господе, удрученные и печальные отправились домой.

    В 1 час 20 минут ночи мы возвратились в Свято-Преображенский скит.

    Утром, около 9 часов утра, нам позвонила из госпиталя секретарь Митрополита и сообщила, что Владыка от перенесенного потрясения и переживания всю ночь не спал, и что под утро от волнения и слабости у него начали дрожать руки. Вскоре должно было начаться обследование. Мы подумали, что при таких условиях (15 часов без сна и еды – с начала вечернего богослужения в 6 часов вечера предыдущего дня, когда Митрополит был внезапно подвергнут оккупации, и до 9 часов утра следующего дня Владыка не спал и не ел) любой и молодой здоровый организм может показать неважные результаты при экспертизе. Но как известно, по воле Божией, Митрополит Виталий был признан находящимся в добром здравии и даже работоспособным (в 91 год).

    Правда, как всегда, восторжествовала. Благодарение Богу! Злоумышления клеветников были посрамлены.

    «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать его смерти, и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Матф. 26, 59-60)...

 

Иеромонах Владимир

(ныне – епископ Сакраментский).

 

P.S. В «Заявлении из канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ по поводу принудительного медицинского освидетельствования Митрополита Виталия» от 1 ноября (нового стиля) за подписью Секретаря Синода епископа Гавриила встречаются следующие строки: «Присутствовавший там иеромонах Владимир, обращаясь к Митрополиту, беспрерывно повторял: «Не слушайте их, Владыко, они все ушли в Московскую Патриархию!»

    Откуда известно это еп. Гавриилу, когда он там не присутствовал?

    Ответственно заявляю, что приписываемая мне фраза является оговором.

Похожая фраза звучала совсем по-другому и была сказана в присутствии «епископа» Михаила...

    Во-первых, «беспрерывно» что-то подобное не имело смысла повторять, а, во-вторых, шло вечернее богослужение и на это просто не было возможности, так как в перерывах между ектениями и возгласами приходилось так же разговаривать с полицейскими, и вооруженной дамой, чтобы она покинула алтарь.

    И потом, кто эти «они все»? Мне не верится, что физически уйдет в Патриархию даже сам епископ Гавриил, потому что это будет откровенным надругательством над памятью его деда – святого Новомученика. Но духовно сторонники объединения с МП уже там, что подтверждается открытым исповеданием этих сторонников о евхаристическом общении с экуменической сербской Церковью, имеющей литургическое общение с патриархией и исповеданием «организации экуменизма и сергианства» «частью Русской Церкви», что является уже догматической ересью, т.к. «Церковь едина» (Архиепископ Виталий Максименко говорил: «Патриархия нарушила догмат о Церкви»).

    К тому же, духовно и нравственно поставляют себя вне Церкви такие архиереи, как еп. Гавриил, дерзнувший безответственно во всеуслышание объявить в своем Заявлении, по указанию архиеп. Марка (Арндт), что Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий, якобы, «не отдавал себе отчета» в значении своего Окружного Послания; и архиеп. Марк, в духовном ослеплении имевший дерзость назвать Окружное Послание Главы РПЦЗ «позорным», и тем не только публично оскорбить своего Предстоятеля, но и, следовательно, наименовать исповеданное им строго православное вероучение «позорным». И многие архиереи при этом промолчали, не посмев заградить уста неправды. Разве может быть с такими «архипастырями» что-нибудь общее?

    Для исправления неправды, распространенной Секретарем Синода РПЦЗ еп. Гавриилом официально повторяю ту фразу, которую мне ложно интерпретируют: «Владыко, не слушайте их, они хотят соединиться с Московской Патриархией». (А потому и устраивают подобные «психиатрические» провокации, как бы звучало в контексте). «Они» -- это именно те, кто и прибегает к таким советско-сергианским методам воздействия. Через свои заявления открыто позорят, унижают, оклеветывают Вл. Митрополита и тут же, якобы заботясь о его здоровье, через судебные инстанции принудительно помещают его в психиатрический госпиталь в сопровождении вооруженной полиции. Епископ не может судить епископа (как и любой клирик – клирика) через гражданский суд – это каноническая аксиома.

    Поэтому представителям синода РПЦЗ нужно не оправдывать свои откровенно нецерковные действия, а каяться в них, ибо единомыслие в вере достигается не принуждением «психиатрического» обследования, не привлечением через судебные инстанции, а через покаяние в заблуждениях и твердое стояние в заповеданной Св. Отцами истине Христовой.

 

    Мне не верится, например, что православный пастырь критерием верности и правдоподобности Евангельского учения, которому следует Митрополит Виталий, может считать лишь «психиатрическую экспертизу» и опираться на ее относительный, в духовном плане, авторитет.

 

+ Епископъ Владимiръ

 26 окт./8 нояб. 2001 г.

Великомуч. Димитрия Солунского

и с ним убиенных.

www.monasterypress.com

 

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.