Опубликовано Общество - сб, 12/07/2019 - 00:09

ИГУМЕН ПАВЕЛ (ГОРШКОВ), НАМЕСТНИК ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Имя игумена Павла (Горшкова), настоятеля Псково-Печерского монастыря в годы войны (1941-1944), лишь в самое последнее время стало освобождаться от наветов и лживых измышлений, которыми оно было окружено в течение многих десятилетий. Арестованный органами НКВД после освобождения Печор от оккупации, в октябре 1944 г., семидесятилетний старец был обвинен в «сотрудничестве с гитлеровцами», в измене родине и приговорен к 15 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях, где и умер в 1950 году. «Дело отца Павла» агитаторы и пропагандисты атеизма часто использовали с целью опорочить Православную Церковь, умалить то благотворное влияние, которое Печерская обитель всегда оказывала на духовно-религиозную жизнь россиян. Было время, когда в музее г. Печоры существовала целая экспозиция с материалами о якобы пособничестве игумена Павла немецким оккупантам в разграблении ими ценностей из монастырской ризницы[ 1 ]. Без упоминания об этом не выходила ни одна из книг, посвященных истории знаменитой обители[ 2 ].

Только через шестьдесят с лишним лет истина восторжествовала. В 1997 году прокуратура Псковской области пересмотрела уголовное дело игумена Павла и, сделав заключение о необоснованности его осуждения, полностью его реабилитировала[ 3 ]. Появился ряд публикаций, повествующих о стараниях отца Павла в тяжелейших условиях оккупации сохранить монастырь как центр национальной русской духовности, а также помочь больным, голодающим, военнопленным, находившимся в немецких лагерях. Более полное описание жизни и подвижнической деятельности этого духовного пастыря, видимо, еще ждет своего часа, здесь же хотелось бы познакомить читателей с трудами иеромонаха Павла на общественном, гражданском поприще.
Игумен Павел (в миру Павел Михайлович Горшков) родился 20 августа 1867 года в селе Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии (по другим данным, о. Павел был уроженцем С.-Петербурга-Ред.). С семнадцатилетнего возраста отдал себя служению Церкви, пострижение в мантию принял в 1888 г. в Сергиевой пустыни под Петербургом, где в течение тридцати лет вел монашеский образ жизни[ 4 ]. Там же отец Павел начал свое иноческое послушание, на которое его благословил протоиерей Иоанн Кронштадтский, - молитвой, проповедью, ежедневными трудами утверждение в народе трезвого образа жизни.

Впервые к проповедям трезвости о. Павла побудил приход к нему двух послушников, которые «со слезами на глазах» стали умолять его взять с них обет трезвости, поскольку им самим никак не совладать с «несчастной страстью». Молитвы иеромонаха помогли, и послушники, горячо возблагодарив батюшку, разнесли за пределы монастыря весть о том, что отец Павел «так умеет говорить с пьяницами, что слезу прошибает, и вдобавок он берет с пьяниц зароки».[ 5 ]
26 августа 1904 г. было открыто при Троице- Сергиевой пустыни (по Балтийской железной дороге) Сергиевское отделение Санкт-Петербургского Александро-Невского Общества Трезвости. Это произошло так: келарь Сергиевой пустыни - иеродиакон Павел, познакомившись с о. Александром Рождественским, основателем Александро-Невского Общества Трезвости в С.-Петербурге, принимал участие в торжествах Общества. Полюбив всею душою «трезвую армию» о. Александра, о. Павел решился посвятить и себя делу служения трезвости. Как раз в это время состоялось посвящение о. Павла в иеромонахи. «Первыми членами общества были певчие послушники. Затем стал притекать ко мне с той же нуждою и «мир». Началось мое дело едва заметными шагами. Сначала оно сосредоточено было у меня в келии, затем перешло в церковь, а в настоящее время деятельность Общества приняла широкие размеры. Приходя в наше Общество, страждущий алкоголик дает Господу Богу обет воздержания от спиртных напитков на известный срок».

Зная, насколько трудно взрослых пьяниц направить на путь трезвости, о. Павел обратил внимание на подрастающее поколение, чтобы внушить ему с малых лет, со школьной скамьи вред гибельного пьянства. Решено было прежде всего обратить внимание на детей пьяниц и устроить для них школу.

Иеромонах Павел (Горшков) «Первая Российская
Сергиевская школа трезвости». СПб, 1909 г.

С того времени народ пошел к отцу Павлу. Сначала беседы проводились в келии, потом в церкви, но людей приходило все больше - порой собиралось до сотни человек, - пришлось переместиться в большой монастырский дом.

Но заботами о трезвости взрослых дело не ограничилось. Отец Павел, любивший детей, решил направить свои силы на воспитание в духе трезвости подрастающее поколение русских людей. Была устроена бесплатная школа, хотя вначале не было ни копейки - дети в ней сидели и писали на поленьях. Нашлась добрая учительница, пожелавшая учить детей несчастных пьяниц бесплатно, и благодаря такой деятельности школа снискала уважение как среди крестьян, так и среди высоких особ, нередко посещавших монастырь. Появились значительные денежные средства, стало возможным открыть столовую для детей, мастерские, библиотеку.[ 6 ]

Через год после открытия Сергиевского отдела Трезвости, 14 сентября 1905 года и была открыта бесплатная школа. Открыта была она без копейки денег. На молебен при освящении ее собрали сумму в 37 р. 20 к., с которой она и начала функционировать. Большую поддержку при основании здесь оказала местная преподавательница А. А. Павлова, взявшаяся за обучение детей алкоголиков. Поместилась школа на первое время в наемном помещении. Надо было думать приобрести для нее собственное здание. Как сначала была бедна школа, говорит то, что сидением для детишек служили поленья дров и положенные на них старые, завалявшиеся на дворе доски, да и те принадлежали хозяину того дома, в котором было бесплатно предоставлено помещение под школу. Несмотря на свое убожество, школа скоро стала приносить «плоды». Беседуя, между прочим, с детками о трезвости, о вреде пьянства, о. Павел заметил, что они не только внимательно его слушали, но некоторые из них вполне сознательно и строго стали исполнять его слова. Под влиянием последних явились записаться в число трезвенников несколько человек родителей-пьяниц, сославшихся, что их к этому принуждают дети. В то же время при школе было положено начало бесплатной библиотеки.

«Первая Российская Сергиевская школа трезвости».

Обучалось и воспитывалось в школе трезвости до 300 детей в возрасте от 8 до 16 лет. По окончании курса учения дети пристраивались к ремеслу или отдавались в специальные учебные заведения. Были случаи, когда их определяли даже в гимназии.
Интересна была программа обучения в школе. В нее входил Закон Божий, русский язык, арифметика, другие предметы, но главное внимание все же уделялось преподаванию трезвости, которое велось в форме простых, доступных для детей бесед. Кроме того, элементы преподавания трезвости входили во все изучаемые предметы. Как отрадные факты из жизни школы воспринимались не такие уж редкие случаи, когда кто-нибудь из школьников приводил за руку алкоголика-отца, и тот просил принять его в «трезвую семью».[ 7 ]

В устройстве собственного дома для школы и обеспечения ее помогло Министерство Финансов, отпустив одиновременно 2.500 р. и ежегодное nocoбие. Училищный Совет при Священном Синоде отпустил на школу и оборудование мастерских 3.500 р., а равно и необходимые учебные пособия и книги. Главное Управление землеустройства и землоделия дало для школы безвозмездно лес. И. П. Баранов согласился быть попечителем школы и пожертвовал на нее 4.000 р. Архитектор-художник Н. П. Козлов составил план постройки. Местные крестьяне подарили Обществу землю под школу. Деятельное участие советами принимал в постройке школы тайный советник И. Ф. Оношкович-Яцына (†1911). В девять недель вырос Дворец Трезвости там, где раньше был косогор, где рос бурьян, а теперь явился маяк св. Трезвости. 5 октября 1906 года школа была освящена при торжественной обстановке. В построенном доме имеется комната-библиотека, она же канцелярия, и здесь записываются в члены трезвости, несколько мастерских, помещение для учительского персонала и приют на 7 детей... Вся постройка оценена в 12.000 р., а благодаря строительной коммиссии она обошлась в 6.500 р. В 1908 году на земле монастыря, уступленной в аренду настоятелем его архимандритом Михаилом, вырос у школы «Кормилец» - дом на 8 квартир, который выстроен близ ст.Сергиевской Пустыни Северо-3ападной ж. д. в обеспечение школы...

«Первая Российская Сергиевская школа трезвости».

Со дня открытия общества в сентябре 1908 г. оно стало именоваться «Первой Российской Сергиевской школой трезвости», которая помещалась в двух им построенных зданиях с мастерскими и сельским хозяйством. Управлялась школа советом, который состоял из 12 членов, но главным работником и вдохновителем ее был неутомимый, «не знающий предела любви», отец Павел. Благодаря его энергии и просветительной деятельности школы в Сергиеве и Стрельне были закрыты все казенные лавки. За свои труды отец Павел имел множество наград, в частности, две бронзовые медали из Италии и золотой с украшенениями наперсный крест от духовных властей.[ 8 ]
(С 1911 г. под начальство Общества Трезвости переходит также Монастырское Стрельнинское двухклассное училище, переведенное с этого же времени в новое помещение, окормлявшиеся также иеромонахом Павлом.[ * ] В 1910-х гг. о. Павлу нередко приходилось совершать богослужения помимо монастырских храмов пустыни в Стрельне, в Успенской кладбищенской церкви и в храме Константиновского дворца, владелец которого Великий Князь Димитрий Константинович также был одним из попечителей школы и училища о. Павла, неоднократно бывал в пустыни - Ред.)

В Школе в течение трех лет обучаются дети бедных родителей. Дети, приходя в школу, переодеваются в школьное платье, в синюю форму, которую получают от школы и носят только в ее стенах. Занятия начинаются в 9 часов утра молитвою и оканчиваются в 3 - 4 часа дня. Преподаются: Закон Божий, русский язык , арифметика, славянское чтение, рисование, чистописание, пение, ремесла и рукоделие. К концу года мальчики самостоятельно столярничают и переплетают книги. Девочки обучаются вязанью, штопанью, шитью, стирке и глаженью. Рукоделию их три раза в неделю учит американка Э. Я. Смит. После занятий дети сами убирают классы. Накануне праздников служится в школе всенощная, читают и поют дети. В праздники в 4 часа дня служится молебен при пении детей, а затем ведутся духовно-нравственные и научного характера беседы со световыми картинами. Каждый пост дети говеют. На Рождество для детей устраивается елка. Для усиления средств Школы устраиваются концерты, в которых принимают участие и ученики ее, а также и лотереи. Окончившим даются свидетельства об окончании курса одноклассной церковно-приходской школы.

При Школе имеются мастерские: портняжная, переплетная, сапожная, столярная и слесарная.

В бесплатной столовой при Школе, существующей 3 года, накормлено свыше 30.000 чел.

«Первая Российская Сергиевская школа трезвости».

Все последующие месяцы отец Павел служит при военном госпитале, помогая раненым и больным тифом не только молитвами и пастырским словом, но и служением в качестве санитара. Летом 1920 г., уже после расформирования Белой армии, он прибыл вместе с госпиталем в Печоры, а с осени этого же года стал насельником Псково-Печерской обители. С братией монастыря и его наместником, молодым иеромонахом Иоанном (Булиным) у отца Павла отношения складывались непростые - несмотря на внешне мягкий, спокойный характер, человеком он был принципиальным, и далеко не все порядки в обители ему были по душе. Через несколько месяцев ему пришлось уйти из монастыря.[ 9 ]
В недавно вышедшей книге псковского исследователя Г.В. Петрова «Предания и были Псково-Печерского монастыря» о дальнейшей деятельности о. Павла сказано с явным пренебрежением: ««Инструктор трезвости». Так он себя называл».[ 10 ] Но он им был на самом деле! В 1921 г. по предложению эстонского правительства отцу Павлу была предложена должность инструктора трезвости среди русского населения с неплохим по тем временам жалованием - 500 марок в месяц.[ 11 ] Правда, через год с небольшим эстонцы, недовольные агитацией о. Павла «в пользу монархии» и его молитвами о упокоении душ убиенных членов Царской Семьи, эту его должность финансировать прекратили, но в сознании русского населения Эстонии он многие годы так и оставался активным защитником трезвого образа жизни. Едва ли в те времена была хоть одна деревня в Причудье, Принаровье или в Печорском крае, где не было бы известно имя «трезвого батюшки».

Так, крупнейшая в Эстонии русская газета «Последние известия» в апреле 1922 г. опубликовала обширную статью, в которой отмечалось, что известный своими трудами по борьбе с алкоголизмом иеромонах о. Павел Горшков только в 1921 году объехал Печорскую и Изборскую волости, посетил 41 школу, где дал 23 урока, на которых присутствовало 1815 детей, и лекций для 2107 взрослых». Всего же в этом году он объездил свыше 100 деревень. В статье так же подчеркивалось, что «деятельность о Павла является новым опытом борьбы с пьянством в Эстонии».[ 12 ]

Немало было сделано иеромонахом Павлом для оказания помощи русским эмигрантам и беженцам, особенно в самое трудное для них время - начало 1920-х годов. Ревельская газета «Жизнь» 1 августа 1920 г. поместила на своих страницах заметку об открытии «стараниями о. Павла» русской столовой «За разумный досуг».[ 13 ]
Среди обществ трезвости, созданных им в республике, наибольшую известность приобрело общество «Разумный досуг» в Юрьеве (Тарту), получившее официальный статус Русского просветительного общества в 1923 г. Учредителями его были именитые профессора Тартуского университета И. Тютрюмов, В. Алексеев, приват-доцент С. Штейн (кстати, друг юности А. Ахматовой). В правление общества, деятельность которого вызвала большой интерес также и у эстонской интеллигенции, входили и псковичи: сын русского писателя Мельникова-Печерского, профессор права А.П. Мельников, один из создателей б. Кадетской партии во Пскове, а также бывший городской голова Пскова и министр Северо-Западного правительства Ф.Г. Эйшинский, руководство обществом было возложено на отца Павла.

Не прерывал своей общественной деятельности о. Павел и в 1930-е годы, будучи духовником в Пюхтицком женском монастыре (в 1924 г. назначен экономом, а с1926 г. командирован служить духовником обители- Ред.), служа в приходах в Тапа (с 1932) и Муствеэ (Черный посад), (1933-1937).Таллинская газета «Русский вестник» за 27 мая 1936 года отмечала его труды в Причудье, где, например, в деревнях Рая и Тихеда под Муствеэ отец Павел организовал общество трезвости среди деревенской молодежи. Он читал им лекции со «световыми картинками», обучал молодых людей славянской грамоте, духовному пению, литературе, организовал с ними хор.

В 1937 году отец Павел возвращается в Псково-Печерский монастырь, где занимает должность благочинного и помощника настоятеля, но трудов на мирском поприще не оставляет, живо интересуется памятниками старины. Как о незаурядной личности вспоминал о нем известный в Русском зарубежье историк, директор Кондаковского института в Праге, позднее ставший профессором Кембриджского университета П.Е. Андреев: «Отец Павел был интересной фигурой - интеллигент и в то же время убежденный монах. Он уговаривал меня пойти в монастырь».[ 14 ]

Будучи по натуре открытым и сострадательным к людям, о. Павел всемерно поддерживал Русское студенческое христианское движение, очень популярное в довоенной Эстонии и особенно в Печерском крае. В газете «Путь жизни», издаваемой Движением, на полосе, где регулярно помещались поздравления известных общественных, культурных и церковных деятелей по случаю православных праздников, часто встречается и имя о. Павла Горшкова. А в номере этой газеты за 21 марта 1940 года помещена публикация о том, что движенческая молодежь, желая познакомиться с богослужением Русской Православной Церкви, обратилась за помощью к иеромонаху Павлу, который «с любовью откликнулся» на просьбу молодежи. В течение года молодые люди собирались по воскресеньям в келье у о. Павла, тот «живо иллюстрировал свои беседы и объяснял примерами из житий святых, из пролога, из своей личной жизни».

Печерянин Г.И. Добролюбов, в прошлом участник Христианского движения крестьянской молодежи, вспоминал, что иногда свои беседы отец Павел начинал с фразы: «Сегодня я видел на улице диавола в образе человека», имея в виду пьяного.

С началом войны, осенью 1941 г., монастырская братия избрала о. Павла, тогда еще иеромонаха, своим настоятелем. Несмотря на условия оккупационного режима и свой преклонный возраст, отец Павел старался не только поддерживать порядок в обители, но и выполнять свой христианский долг, помогая голодающим, обездоленным беженцам, военнопленным. Известно, что в годы войны из обители часто отправлялись подводы с продовольствием в Псков, в городскую больницу, в богадельню на Запсковье, в госпиталь лагерного пункта, притом что немецкие власти неоднократно не пропускали подводы в город. Сохранились свидетельства о том, что под предлогом, что ему нужны рабочие в монастырь, игумен Павел освободил из немецкого лагеря более десятка военнопленных.
Тяжелым ударом для престарелого настоятеля был вывоз оккупантами из ризницы монастыря древних ценностей, якобы подальше от бомбежек, в другой православный монастырь под Ригой, на самом же деле в Германию. Воспрепятствовать этому о. Павел был бессилен. «Не нахожу себе места и покоя ни днем, ни ночью, - писал он главе печорской оккупационной администрации Беккингу. - Не хочу, чтобы после моей смерти монах-проводник по пещерам всем посетителям, показывая на мой гроб, говорил: «Здесь похоронен Павел Горшков, который отдал все сокровища монастыря, что хранила до него братия пятьсот лет».[ 15 ]

Почти так и случилось, с тою лишь разницей, что в течение многих лет указывали на имя игумена Павла, а не на место его захоронения, потому как умер он в июле 1950 года в сибирских лагерях и похоронен в безымянной общей могиле (осужденный по ст. 51-1а на 15 лет и высланный 31 мая 1946 г. в Братские лагеря игумен Павел скончался 6 июля 1950 г. в 16 ч. 00 мин. в Сибирских лагерях (в Баинском отделении Сиблага МВД СССР - близ Тайшета), в лагерной больнице «по причине декомпенсионного кардиосклероза» - из справки информационного центра Кемеровского УВД от 9. 02. 1999 г.[ 16 ]).

Ныне востановлены честь и гражданское достоинство игумена-мученика. Выдающийся подвижник благочестия первой половины XX века, незаслуженно забытый и незаконно репрессированный, он достоин того, чтобы быть причисленным к лику святых новомучеников Русской Православной Церкви.

Упокой, Господи, усопшего раба Твоего Павла и сотвори ему вечную память!

Примечания:

[1] Геродник Г. Правда о Псково-Печерском монастыре. М. 1963.

[2] Таврион, архимандрит. Вместо славы претерпел поношение. Псковская правда, 19-20 сент. 1997.

[3] Пузанов А. И Жертвы произвола. // Новости Пскова, 4 февр.1995.

[4] Дело Горшкова П.М. и других. Архив ФСБ ПО.

[5] Псковские епархиальные ведомости, август 1909, с. 279.

[6] Там же, с. 280.

[7] Там же, с. 281.

[8] У «пещер Богом зданных». Псково-Печерские подвижники благочестия XX века, М. 1999. С. 313.

[9] Дело Горшкова П.М и других…

[10] Петров Г.В.Предания и были Псково-Печерского монастыря. Псков. 2001.С.143.

[11] Дело Горшкова П.М. и других.

[12] Последние известия, 18 апреля 1922, №8.

[13] Последние известия, 29 января 1923, №27.

[14] Андреев Н.Е. То, что помню. Таллин, 1996. Т. 2. С. 68

[15] У «пещер Богом зданных», Псково-Печерские подвижники благочестия XX века. М; 1999. С.308.

[16] Пузанов А. И Жертвы произвола. // Новости Пскова, 4 февр.1995.

[*] РГИА, ф. 532, оп. 1, д. 102, с. 186

Источник. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002 г. выпуск 26-27.

источник материала

 

Исторические материалы о святых местах.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов