16 ТРЕБОВАНИЙ К СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ ИЗЛОЖЕННЫХ СВЯТИТЕЛЕМ МИТРОПОЛИТОМ ФИЛАРЕТОМ (ВОЗНЕСЕНСКИМ).
Посланiе митрополита Филарета къ братьямъ во Христѣ Православнымъ Епископамъ и всѣмъ, кому дорога судьба Россiйской Церкви (1965г.)
Въ недавнiе дни Совѣтское Правительство въ Москвѣ и по разнымъ концамъ свѣта праздновало новую годовщину приведшей его къ власти Октябрьской революцiи 1917 года.
Мы же въ эти дни вспоминаемъ начало крестнаго пути Русской Православной Церкви, на которую съ тѣхъ поръ какъ бы обрушились всѣ силы ада.
Встрѣчая отпоръ со стороны сильныхъ духомъ Архипастырей, пастырей и мiрянъ, коммунистическая власть для борьбы съ религiей съ первыхъ же дней стала пытаться ослабить Церковь не только избiениемъ сильнѣйшихъ духомъ ея вождей, но и путемъ искусственнаго созданiя расколовъ.
Так возникли т.н. «Живая Церковь» и обновленческое движенiе, носившiя характеръ навязываемой Церкви протестантско-коммунистической реформацiи. Несмотря на поддержку Правительства, этотъ расколъ былъ сокрушенъ внутренними силами Церкви. Слишкомъ явно для вѣрующихъ «Обновленческая церковь» была неканонична и измѣняла Православию. Народъ поэтому за ней не пошелъ.
Вторая попытка, послѣ смерти патрiарха Тихона и ареста Мѣстоблюстителя патрiаршаго престола — Митрополита Петра, имѣла больше успѣха. Совѣтской власти удалось въ 1927 году отчасти расколоть внутреннее единство Церкви. Тюремнымъ заключенiемъ, пытками и спецiальной обработкой, она сломила волю замѣстителя патрiаршаго Мѣстоблюстителя митрополита Сергiя и добилась от него обнародованiя декларацiи о полной лояльности Церкви къ совѣтской власти, вплоть до того, что радости и успѣхи Советскаго Союза были объявлены митрополитомъ радостями и успѣхами Церкви, а неудачи — неудачами ея. Что можетъ быть болѣе кощунственнымъ, чѣмъ такая мысль, справедливо въ то время оцѣненная многими, какъ попытка совмѣстить свѣтъ со тьмою и Христа с Велiаромъ. Подписать подобную декларацiю отказались въ свое время и патрiархъ Тихонъ и митрополитъ Петръ и другiе Мѣстоблюстители Патрiаршаго Престола, за что послѣднiе и подверглись арестамъ, заключенiямъ и ссылкамъ.
Протестуя противъ этой декларацiи, обнародованной митрополитомъ Сергiемъ единолично, безъ согласiя подавляющаго большинства епископата Русской Церкви, въ нарушенiи т.о. 34 апостольскаго правила, многiе епископы, находившiеся тогда въ лагерѣ смерти на Соловкахъ, писали митрополиту: «Всякое правительство можетъ иногда принимать рѣшенiя безрассудныя, несправедливыя, жестокiя, которымъ Церковь вынуждена подчиняться, но не можетъ имъ радоваться и одобрять. Въ задачу Совѣтскаго правительства входитъ искорененiе религiи, но успѣхи его въ этомъ направленiи Церковь не можетъ признать своими успѣхами» (Открытое письмо съ Соловковъ отъ 27 сентября 1927 года).
Мужественное большинство чадъ Русской Церкви не согласилось съ декларацiей митрополита Сергiя, считая, что союза Церкви съ безбожнымъ совѣтскимъ государствомъ, поставившимъ себѣ цѣлью уничтоженiе христiанства вообще, принципiально быть не можетъ.
Но расколъ все-таки произошелъ. Меньшинство, принявшее декларацiю, образовало центральное управленiе, т.н. «Московскую Патрiархiю», оффицiально якобы признанную властями, а фактически не получившую никакихъ юридическихъ правъ отъ тѣхъ, которые продолжали, теперь безпрепятственно, жесточайшее гоненiе противъ Церкви. По словамъ Петроградскаго митрополита Iосифа, митрополитъ Сергiй, обнародовавъ декларацiю, сталъ на путь «чудовищнаго произвола, человѣкоугодничества и предательства Церкви интересамъ безбожiя и разрушенiя этой Церкви».
Большинство, отвергшее декларацiю, начало иллегальное церковное существованiе. Почти всѣ епископы были замучены и убиты въ лагеряхъ смерти, въ ихъ числѣ Мѣстоблюститель Митрополитъ Петръ, всѣми почитаемый Митрополитъ Казанскiй Кириллъ и Митрополитъ Петроградскiй Iосифъ, который былъ разстрѣлян въ концѣ 1937 года, равно как многiе другiе епископы, тысячи священниковъ, монаховъ, монахинь и мужественныхъ мiрянъ. Чудомъ оставшiеся въ живыхъ епископы и священнослужители стали жить иллегально, совершать богослуженiя тайно, скрываясь отъ властей и положивши такимъ образомъ начало КАТАКОМБНОЙ ЦЕРКВИ въ Совѣтскомъ Союзѣ.
Мало доходило о ней свѣденiй до свободнаго мiра. О ней долго молчала совѣтская печать, желая представить дѣло такъ, что якобы за Московской Патрiархiей стоятъ всѣ вѣрующiе въ СССР. Существованiе Катакомбной Церкви даже старались вовсе отрицать.
Но вотъ, послѣ смерти Сталина и развѣнчанiя его дѣятельности, а особенно послѣ паденiя Хрущева, совѣтская печать все чаще и чаще стала писать о тайной Церкви въ СССР, называя её «сѣктой» ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХЪ ХРИСТIАНЪ. Молчать о ней больше очевидно было невозможно, слишкомъ она многочисленна и слишкомъ много безпокойства она причиняетъ властямъ.
Неожиданно въ «Словарѣ Атеиста» (издательство политической литературы — Москва 1965 г.), на страницахъ 123 и 124, заговорили открыто о КАТАКОМБНОЙ Церкви. «ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТIАНЕ (ИПХ), читаемъ въ словарѣ, ПРАВОСЛАВНАЯ сѣкта, возникшая въ 1922-24 годахъ. Оформилась она въ 1927 году, когда митрополиът Сергiй провозгласилъ принципъ лояльнаго отношенiя къ Совѣтской власти». «Монархическiе (мы бы сказали церковные) элементы, объединившiеся вокругъ Ленинградского (Петроградскаго) Митрополита Iосифа (Петровыхъ) — IОСИФЛЯНЕ», или, какъ говоритъ тотъ же словарь, ТИХОНОВЦЫ, «создали въ 1928 году РУКОВОДЯЩIЙ ЦЕНТР} — ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ), объединили всѣ группы и элементы, выступающiе противъ Совѣтского строя». Добавимъ отъ себя «безбожнаго». «…ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ направляла ва села множество монаховъ и монахинь, – главнымъ образомъ конечно священниковъ, добавимъ опять отъ себя, – которые совершали тайно богослуженiя и требы и вели пропаганду противъ руководства Православной Церкви», т. е. противъ сдавшейся Совѣтской власти Московской Патрiархiи, «призывая не подчиняться совѣтскимъ законамъ», направленнымъ, очевидно, противъ Церкви Христовой и вѣры.
По свидѣтельству «Словаря Атеиста», «ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТIАНЕ создавали и создают “домашнiя” (т. е. тайныя) КАТАКОМБНЫЯ церкви и монастыри… полностью сохраняя вѣроученiе и обряды Православiя». Они «не признаютъ надъ собой власти Православнаго патрiарха», т. е. замѣнившаго митрополита Сергiя, патрiарха Алексiя.
«Стремясь оградить ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХЪ ХРИСТIАНЪ отъ влiянiя совѣтской дѣйствительности», главнымъ образомъ конечно отъ безбожной пропаганды, «руководители ихъ …используютъ миѳъ объ АНТИХРИСТѢ, который якобы господствуетъ въ мiрѣ съ 1917 года». Антихристова сущность Совѣтской власти несомнѣнна для каждаго здравомыслящаго человѣка, тѣмъ болѣе для христiанина.
ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТIАНЕ «обычно отказываются отъ участiя въ выборахъ», которые въ Совѣтскомъ Союзѣ — странѣ лишенной свободы, являются просто комедiей, «и другихъ общественныхъ мѣропрiятiяхъ, не принимаютъ пенсiй, не пускаютъ своих дѣтей въ школы дальше четвертаго класса…» Вотъ неожиданное совѣтское свидѣтельство объ истинѣ, къ которому нечего прибавить.
Честь и хвала ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫМЪ ХРИСТIАНАМЪ — героямъ духа и исповѣдникамъ, не склонившимся передъ страшной властью, которая можетъ держаться только страхомъ и насилiемъ и привыкла къ подхалимству своихъ подданныхъ. Совѣтскiе правители приходятъ въ ярость отъ того, что существуютъ люди, которые боятся Бога больше нежели людей. Они безсильны передъ миллiонами ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХЪ ХРИСТIАНЪ.
Однако, кромѣ находящихся въ Совѣтскомъ Союзѣ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ и Московской Патрiархiи, не имѣющихъ ни молитвеннаго ни бытового общенiя между собой, существуетъ еще третья часть Русской Церкви — свободная отъ гоненiй и преслѣдованiя безбожниками — Русская Православная Церковь заграницей. Она никогда не порывала духовной и молитвенной связи съ Катакомбной Церковью на родинѣ. Послѣ послѣдней войны многiе члены этой Церкви, оказались за границей и влились въ РУССКУЮ ЗАРУБЕЖНУЮ ЦЕРКОВЬ, чѣмъ еще больше укрѣпили связь между этими двумя Церквами, связь, которая поддерживается иллегально и понынѣ. Чѣмъ дальше идетъ время, тѣмъ все больше она крѣпнетъ и налаживается.
Свободная, зарубежная часть Россiйской Церкви призвана говорить въ свободномъ мiрѣ отъ имени гонимой Катакомбной Церкви въ Совѣтскомъ Союзѣ; она раскрываетъ всѣмъ то поистине трагическое положенiе вѣрующихъ въ СССР, которое такъ тщательно замалчиваетъ безбожная власть съ помощью Московской Патрiархiи; она зоветъ не потерявшихъ стыда и совѣсти людей на помощь гонимымъ.
Вотъ почему беречь существованiе РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ есть нашъ священный долгъ. Господь сердцевѣдецъ, попустившiй Церкви Своей въ Совѣтскомъ безбожномъ государствѣ подвергнуться гоненiямъ, преслѣдованiямъ и лишенiю всѣхъ правъ, даровал намъ — русскимъ бѣженцамъ — въ свободномъ мiрѣ талантъ СВОБОДЫ и Онъ ждетъ отъ насъ приумноженiя этаго таланта и умѣлаго пользованiя имъ. И не имѣемъ мы права зарыть его въ землю. Пусть никто не дерзаетъ говорить намъ, что мы должны это сдѣлать, пусть никто не толкаетъ насъ на смертный грѣхъ.
За судьбы нашей Русской Церкви отвѣчаемъ передъ Богомъ мы — русскiе епископы и никто въ мiрѣ не можетъ насъ освободить отъ этой священной обязанности. Никто лучше насъ не можетъ понять того, что происходитъ на нашей родинѣ, въ чѣмъ никто не можетъ сомнѣваться. Много разъ иностранцы, даже православные и облеченные высокимъ церковнымъ саномъ, дѣлали грубыя ошибки въ отношенiи Россiйской Церкви и ложныя заключенiя о ея теперешнемъ положенiи. Богъ да проститъ имъ это, такъ какъ они не вѣдаютъ, что творятъ.
Вотъ почему — нравится ли это кому-нибудь или нѣтъ — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ будетъ существовать и далѣе и будетъ возвышать свой голосъ въ защиту вѣры.
Она не замолчитъ:
1) доколѣ Совѣтская власть будетъ вести безпощадную борьбу противъ Церкви и вѣрующихъ, о чемъ свидѣтельствуетъ и вся совѣтская печать, кромѣ Журнала Московской Патрiархiи.
2) доколѣ, по свидѣтельству той же печати, въ СССР существуетъ ТАЙНАЯ, КАТАКОМБНАЯ, ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, самымъ своимъ бытiемъ свидѣтельствующая о гоненiяхъ на вѣру и полномъ отсутствiи свободы вѣроисповѣданiя.
3) доколѣ Совѣтская власть будетъ вынуждать iерарховъ Московской Патрiархiи явно лгать и утверждать, что гоненiй на Церковь въ СССР нѣтъ и что Церковь якобы пользуется тамъ полной свободой, по совѣтской конституцiи (Митрополиты Пименъ, Никодимъ, Iоаннъ (Нью-Йоркъ), архiепископъ Алексiй и другіе).
4) доколѣ Журналъ Московской Патрiархiи, по требованiю властей, не упоминаетъ хотя бы объ одной закрытой и разрушенной церкви, въ то время какъ совѣтскiя газеты говорятъ о сотняхъ и тысячахъ.
5) доколѣ въ СССР церкви будутъ оскверняться безбожниками, будучи обращаемы въ помѣщенiя для кинематографовъ, складовъ, музеевъ, клубовъ, квартиръ и т. д., чему живыми свидѣтелями являются туристы, побывавшiе въ Совѣтскомъ Союзѣ.
6) доколѣ не будутъ возстановлены, какъ церкви Божiи, тысячи разрушенныхъ и оскверненныхъ храмовъ.
7) доколѣ представители Московской Патрiархiи въ рясахъ не перестанутъ агитировать в свободномъ мiрѣ въ пользу безбожной Совѣтской власти, облекая такимъ образомъ волка въ овечью шкуру.
8) доколѣ iерархи Московской Патрiархiи не прекратятъ лукаваго отрицанiя страшнаго и жуткаго разгрома Почаевской Лавры и др. обителей, почти полную ликвидацiю монашествующихъ въ ней и страшныя преслѣдованiя паломниковъ ея, вплоть до избiения и убiйствъ (письма изъ СССР).
9) доколѣ обвиняемые совѣтскими судами священнослужители не получатъ права свободно защищаться черезъ совѣтскую прессу.
10) доколѣ не прекратится клевета и издѣвательства надъ вѣрою, Церковью, священнослужителями, монашествующими и вѣрующими христiанами въ совѣтской печати.
11) доколѣ не будетъ дана свобода каждому вѣрующему въ СССР открыто исповѣдовать свою вѣру и защищать ее.
12) доколѣ дѣтямъ и молодежи не будетъ оффицiально разрѣшено познавать основы своей вѣры, посѣщать храмы Божiи, участвовать въ богослуженiяхъ и причащаться Св. Таинъ.
13) доколѣ вѣрующимъ родителямъ не будетъ разрѣшено безпрепятственно и безъ печальныхъ послѣдствiй для ихъ служебной карьеры и личнаго благополучiя, крестить своихъ дѣтей.
14) доколѣ родителей, воспитывающихъ дѣтей религiозно, не перестанутъ обвинять въ калеченiи ихъ, лишая свободы и дѣтей и родителей, которыхъ заключаютъ въ дома для умалишенныхъ или въ тюрьмы.
15) доколѣ не будетъ дана свобода мысли, слова, дѣйствiя и выбора не только каждому вѣрующему, но и каждому гражданину Совѣтского Союза, въ первую голову писателямъ и людямъ творческой мысли, съ которыми безбожная власть ведетъ сейчасъ особенно ожесточенную борьбу, недопустимыми средствами.
16) доколѣ ЦЕРКОВЬ и вообще религiозныя общины въ СССР не получатъ самыхъ примитивныхъ правъ, хотя бы права быть юридическимъ лицомъ передъ совѣтскими законами, права имѣть собственность, фактически управлять своими дѣлами, назначать и перемѣщать настоятелей приходовъ и священнослужителей, открывать и освящать новые храмы, свободно проповѣдовать христiанство не только въ храмахъ, но и внѣ ихъ, особенно среди молодежи, и т. д. Другими словами, доколѣ положенiе всѣхъ религiозныхъ общинъ не перестанетъ быть ОДИНАКОВО БЕЗПРАВНЫМЪ.
Пока все это не наступитъ, мы не перестанемъ обличать безбожныхъ гонителей вѣры и тѣхъ, кто лукаво содѣйствуетъ имъ под внѣшностью якобы представителей Церкви. Въ этомъ Русская Заграничная Церковь всегда видѣла одну изъ важныхъ своихъ задачъ. Зная это, Совѣтская власть черезъ своихъ агентовъ ведетъ съ нею упорную борьбу, не останавливаясь ни передъ какими средствами: ложью, подкупами, подарками и устрашенiем. Мы, однако, не остановимъ слова своего обличенiя.
Заявляя о семъ передъ лицомъ всего мiра, обращаюсь ко всѣмъ братьямъ во Христѣ — ПРАВОСЛАВНЫМЪ ЕПИСКОПАМЪ — и ко всѣмъ людямъ, коимъ дорога судьба гонимой Церкви Русской, какъ части Вселенской Церкви Христовой, за пониманiемъ, поддержкой и святыми молитвами. Духовныхъ же чадъ нашихъ призываемъ твердо хранить истину Православiя, свидѣтельствуя о ней и словомъ своимъ и особенно молитвенной, благочестивой христiанской жизнью.
ПРЕДСѢДАТЕЛЬ Архiерейскаго Сvнода Русской Православной Церкви заграницей:
☦ Митрополитъ ФИЛАРЕТЪ
1/14 ноября 1965 годъ
«Православная Русь». 1965. № 22.