Опубликовано Общество - ср, 07/28/2021 - 19:58

ПРОТОІЕРЕЙ АЛЕКСАНДРЪ ГОРИЦКІЙ – ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБѢДЫ.

Поминальные обѣды по умершимъ или «поминки» – дѣло святое, Богу угодное. Они несомнѣнно приносятъ немалую пользу тѣмъ умершимъ, въ память которыхъ устрояются, обращая милосердіе Божіе и на тѣхъ живыхъ, кто творитъ поминовеніе.

Благочестивый ветхозавѣтный праотецъ Товитъ завѣщалъ своему сыну Товіи: иждивай хлѣбы твоя при гробѣ праведныхъ, т. е. поставляй трапезу нищимъ на память объ умершихъ въ правой вѣрѣ и благочестно (Тов. 4, 17). Невѣрующимъ и упорнымъ, нераскаяннымъ грѣшникамъ поминовеніе не въ пользу. Святые отцы церкви объясняютъ, что вечеря любви, совершавшаяся во времена апостольскія обыкновенно послѣ литургіи, служила, между прочимъ, и поминовеніемъ умершихъ (Каменъ вѣры, 633). Преподобная Аѳанасія, игуменія, передъ смертію сестрамъ своей обителм заповѣдала поставлять въ память ея трапезу нищимъ до 40 дней. Но сестры не исполнили этого завѣщанія въ точности, ограничившись номинальными трапезами только въ теченіе десяти дней. Тогда преп. Аѳанасія, по волѣ Божіей, въ сопровожденіи двухъ ангеловъ, явилась изъ загробнаго міра нѣкоторымъ сестрамъ и, обличивши ихъ непослушаніе, объяснила имъ, – сколь спасительна поминальная трапеза. «Если души усопшихъ грѣшны», повѣдала она: «то черезъ сіе пріемлютъ онѣ отъ Господа отпущеніе грѣховъ; если же онѣ безгрѣшны (т. е. очищены отъ грѣховъ покаяніемъ и своими добрыми дѣлами), то благотворительность за нихъ служитъ ко спасенію благотворителямъ» (Чет.-Мин. 12 апр.). Здѣсь начало нашимъ поминальнымъ обѣдамъ или поминкамъ, совершаемымъ попреимуществу во дни погребнія умершихъ, а иногда, и въ сороковой по смерти, и въ годину.

Но всегда ли наши обѣды дѣйствительно Богу угодны и полезны для умершихъ и для тѣхъ, кто устрояетъ ихъ?

Это зависитъ отъ того, для кого поставляется поминальная трапеза, съ какими чувствами и намѣреніями, при какой обстановкѣ. Богу противны обѣды по умершимъ, совершаемые только для суетной человѣческой славы, напоказъ, для людей. нужныхъ по нашимъ житейскимъ соображеніямъ; обѣды роскошные, съ дорогимм и изысканными яствами, съ хмѣльными напитками, при шумной и праздной бесѣдѣ, безъ всякаго благоговѣнія, какъ на веселомъ пиршествѣ. Такіе обѣды и умершимъ непріятны, ненавистны, ибо причиняютъ имъ скорбь и страданія, вмѣсто отрады и утѣшенія.

Св. Ефремъ Сиринъ въ своемъ предсмертномъ завѣщаніи просилъ учениковъ своихъ: «когда исполнится четыредесятница, сотворите мою память». И при этомъ разъяснилъ, кого слѣдуетъ питать и кому вообще благотворить на память объ умершихъ: «глаголю же нищія и сироты, вдовицы же, и скудныя, безкровныя, нагія, гладствующія и вся утружденныя» (Каменъ вѣры, 643 и др.). И праведный Товитъ и преп. Аѳанасія завѣщали устроять трапезу именно для нищихъ. Господь Іисусъ Христосъ повелѣваетъ звать на вечери нищихъ, маломощныхъ, хромыхъ, слѣпыхъ, – вообще гостей такихъ, отъ которыхъ нечего получить здѣсь, на землѣ, и за которыхъ Онъ Самъ воздастъ въ будущей жязин (Лук. 14, 13-14). На такихъ вечеряхъ присутствуетъ и Онъ, Спаситель нашъ, руками неимущихъ пріемлющій всякую милость нашу къ ближнимъ нашимъ нуждающимся (Матѳ. 25, 35-45). Витаетъ здѣсь и душа умершаго, за котораго предлагается трапеза; радуется и веселится, ибо питаніе нищихъ и другія благотворенія за умершихъ умилостивляютъ Бога и помогаютъ душѣ безпрепятственно проходить мытарства «лютаго міродержца» – діавола (Канонъ Ангелу хранителю, п. 9, троп.; ср. прол. 12 апр.). Не напрасно св. церковь вопрошаетъ умершаго: «кто имать тамо (за гробомъ) помощи тебѣ?». И отвѣчаетъ: «развѣ живый благое что сотворилъ еси и добро нищимъ что сотворилъ еси» (ик. 18, чинъ погребенія іереевъ);

Такъ, поминальныя трапезы для людей неимущихъ святы передъ Богомъ и умершимъ полезны. Но неизлишни таковыя трапезы и для родныхъ умершаго, для духовенства, сосѣдей знакомыхъ, если онѣ имѣютъ характеръ именно поминально-молитвенный.

Къ сестрамъ праведнаго Лазаря, по смерти его, ходили сосѣди и знакомые его, чтобы утѣшить осиротѣвшихъ сестеръ (Іоан. 11, 31). Естественно и должно и намъ посѣщать нашихъ родныхъ и знакомыхъ во дни ихъ скорбя, когда они разлучаются съ умершими, дорогими для нихъ членами семьи. Посѣщать слѣдуетъ особенно въ нарочитые дни поминовенія, чтобы, раздѣляя съ ними тяготу скорби, участвовать и въ молитвахъ за усопшихъ не только въ храмѣ, но и въ домѣ. Не будетъ грѣха при этомъ, даже пристойно раздѣлить съ ними и трапезу на память объ усопшемъ, но лишь по-семейному, – простую, обычную трапезу, безъ излишествъ, тѣмъ болѣе безъ вина. Не мѣсто здѣсь какому бы то ни было веселью, празднословію, шуткамъ, смѣху и вообще неблагочинію, какое нерѣдко бываетъ на нашихъ поминкахъ. Особенно непристойно употребленіе вина и всякахъ спиртныхъ напитковъ. Пусть эта трапеза будетъ продолженіемъ молитвы по душевному настроенію участниковъ ея. Пусть отъ сердца ихъ исходитъ молитвенныя слова и пѣснопѣнія за душу умершаго, обычно поемыя на поминальныхъ трапезахъ. Добрыя воспоминанія обь умершемъ, благочестивые пересказы изъ жизни его и другихъ добрыхъ людей, еще лучше изъ жизни святыхъ, слова утѣшенія и ободренія осиротѣвшей семьѣ, добрые совѣты ей и другія разумныя и полезныя рѣчи, – вотъ чѣмъ должно быть заполнено время поминальной трапезы. И вотъ что отъ имени самихъ умершихъ внушаетъ св. церковь о провожденіи времени при ихъ смерти и погребеніи... «Воставше убо вси соберитеся, и сѣдше слово услышите».. О чемъ слово? – О ничтожествѣ земной славы и всякихъ временныхъ благъ, о тайнѣ смерти, о судѣ (ик. 3, чинъ погребенія іереевъ).

Въ самомъ дѣлѣ, до вина ли, до веселья ли, до пустыхъ ли рѣчей тамъ, гдѣ еще такъ свѣжи слѣды безпощадной смерти, уносящей иногда единственнаго кормильца семьи, мать малолѣтнихъ дѣтей; гдѣ кругомъ горе, слезы, сѣтованія; гдѣ витаетъ и душа умершаго, какъ птица не оперившаяся, только что оставившая гнѣздо и безпомощно кружащаяся надъ страшною пропастью?

Но говорятъ, указуя на слово Божіе: «вино невинно»... «Вино веселитъ сердце человѣка» (Пс. 103, 15). Да, невинно вино, но укоризненно пьянство, свидѣтельствуетъ ап. Павелъ. Пьяницы, какъ блудники, прелюбодѣи и другіе тяжкіе грѣшники царствія Божія не наслѣдуютъ. Почему апостолъ и убѣждаетъ христіанъ не предаваться пированію и пьянству (Римл. 13, 13). А много ли такихъ воздержныхъ людей, которые бы при случаѣ не злоупотребляли виномъ? Не видимъ ли этого злоупотребленія и на поминальныхъ обѣдахъ? И сколько зла влечетъ за собою этотъ грѣховный обычай – угощать виномъ на поминкахъ!.. Вино прежде всего, дѣйствительно, веселитъ сердце человѣка... И вслѣдъ за симъ, скоро развязываетъ языки пьющихъ, располагая ихъ за столомъ же къ рѣчамъ празднымъ, грѣховнымъ и даже неприличнымъ и зазорнымъ въ общежитіи. Чего иногда не наслушаешься на поминкахъ?.. Здѣсь судятъ другъ друга; въ другомъ мѣстѣ дѣлятъ чужое наслѣдство; тамъ просто – бездѣльный шумъ: дичные счеты, смѣхъ, остроты даже на счетъ умершаго и т. под. Говорятъ, напримѣръ, подъ предлогомъ выпить лишнюю рюмку: «покойникъ не прочь былъ выпить, любилъ выпить... такъ, поминаяючи его, выпьемъ или выпейте»... А послѣ... Иные, разрѣшивши на поминкѣ, продолжаютъ пить и дома, упиваются до безчувственнаго состоянія и въ таковомъ производятъ крупные безпорядки въ семьѣ, среди сосѣдей, до буйства и публичныхъ безобразій. И все это какъ бы на память объ умершемъ, вмѣсто молитвъ и благотвореній о немъ. Какое кощунство! Какое дерзкое издѣвательство надъ священнымъ и страшнымъ актомъ суда Божія, совершаемаго надъ душею умершаго собрата нашего! Не напрасно премудрый Іисусъ, сынъ Сираховъ, сказалъ: вино погубило многихъ (Сир. 29, 29); и мудрыхъ оно доводитъ до паденія (19, 2). Посему и премудрый Соломонъ убѣждаетъ: не смотри на вино, оно ужалитъ, какъ аспидъ (Притч. 23, 32). Вино глумливо, сикера буйна; всякій, увлекающійся имъ, неразуменъ (20, 1). А св. пророкъ Исаія, предостерегая отъ употребленія вина, говоритъ: горе пьющимъ вино, гонящимъ сикеръ; вино бо сожжетъ я (Ис. 5, 11). И бываютъ несчастные случаи, что отъ вина, выпитаго именно на поминкѣ, невоздержные заболѣваютъ и даже преждевременно умираютъ. Умираютъ иногда тутъ же, на поминкѣ, внезапно, скоропостижно, «отъ удара», а проще сказать: опиваются. Какой великій грѣхъ берутъ на свою душу устроители и попустители такихъ поминальныхъ обѣдовъ! Какъ oскорбляется таковыми память умершаго! Вмѣсто того, чтобы помочь душѣ его, такими поминками мы причиняемъ ей безпокойство, опасеніе за насъ, мученіе, подобное тому, какое переживалъ евангельскій богачъ, когда, будучи въ мукахъ, просилъ Авраама послать Лазаря на землю, предупредить братьевъ его, чтобы и они не пришли въ это мѣсто мученія (Лук. 16, 20-31).

Другіе говорятъ: вино многимъ полезно, особенно передъ обѣдомъ, и вообще съ принятіемъ пищи, и даже въ водѣ. Почему же и на поминкѣ не выпить? Зачѣмъ нарушать порядокъ?

Да, вино рекомендуется въ нѣкоторыхъ болѣзняхъ, но лишь въ рѣдкихъ случаяхъ, и притомъ въ очень маломъ количествѣ.

И никогда вино не составляетъ необходимой приправы къ яствамъ; а есть въ большинствѣ случаевъ роскошь, излишество, навыкъ. Св. ап. Павелъ совѣтовалъ еп. Тимоѳею употреблять съ водою немного вина, ради желудка и частыхъ недуговъ (1 Тим. 5, 23). И тотъ же апостолъ увѣщеваетъ виномъ не упиваться (Еф. 5, 18), постоянно трезвиться. Если кому и полезно вино, то на поминальныхъ обѣдахъ совсѣмъ неблагоразумно преслѣдовать свою личную пользу и удовлетворять свои иривычки, въ ущербъ другимъ и въ нарушеніе благочинія и порядка. Скажутъ еще: Господь Самъ освятилъ употребленіе вина на вечеряхъ, сотворивши чудо на брачномъ пиршествѣ... Но то было на бракѣ, гдѣ не мѣсто печали и сѣтованіямъ, гдѣ именно радость и веселье приличны, – а не при погребеніи. И на бракѣ въ Канѣ Галилейской Господь отнюдь не поощрялъ употребленія вина въ излишествѣ, какъ это бываетъ у насъ. Упомянуто въ описаніи этого событія объ излишнемъ употребленіи вина, – егда упіются, – какъ о немощи человѣческой, проявлявшейся при брачномъ пиршествѣ (Іоан. 2, 10). О тайной вечери слѣдуетъ говорить не только осторожно, но и со страхомъ, ибо здѣсь подъ видомъ вина Господь преподалъ ученикамъ Своимъ истинную кровь Свою, какъ она и доселѣ преподается вѣрующимъ въ освященіе и спасеніе наше. Господь Іисусъ Христосъ, напротивъ, повелѣваетъ строго смотрѣть за собою, чтобы сердца наши не отягчались объяденіемъ и пьянствомъ (Лук. 21, 34). И послѣдователи Христовы обычно были великими трезвенниками. Многіе отъ юности обязывались обѣтомъ совершеннаго воздержанія отъ всякихъ спиртныхъ наиитковъ и отъ рожденія не употребляли ихъ, какъ св, Іоаннъ Предтеча (Лук. 1, 15).

Обратимся еще къ умершимъ, за которыхъ совершается поминовеніе. Ихъ послушаемъ, что отъ насъ требуется на добрую память о нихъ...

Во время разлученія съ тѣломъ и по разлученіи, души умершихъ переживаютъ невыразимо ужасное и притомъ неопредѣленное состояніе, видя множество злыхъ демоновъ, готовыхъ ежеминутно низвергнуть душу грѣшную во адъ. Даже и праведники не безъ истязаній достигаютъ славы Божіей на небесахъ. Посему умершій руцѣ простираетъ къ своимъ друзьямъ и устами св. церкви взываетъ въ нимъ: возлюбленная моя братія, – Христа, всѣхъ Бога, молите милостива быти мнѣ (Самогл. 2, чинъ погр. мірянъ. троп. 3-й п. на разлуч. души). И не только къ сродникамъ и друзьямъ взываетъ, но и ко всѣмъ, окружающимъ гробъ его, знающимъ и помнящимъ его: прошу всѣхъ и молю, непрестанно о мнѣ молитеся Христу Богу, да не низведенъ буду по грѣхомъ моимъ на мѣсто мученія (погреб. мірянъ). И мы, цѣлуя умершаго въ послѣдній разъ именно при этомъ пѣснопѣніи, симъ самымъ беремъ на себя обязанность исполнить его просьбу. Иначе, зачѣмъ цѣлованіе? Послѣ этого умѣстно ли употребленіе вина на трапезѣ по умершемъ? И что, если отъ вина при этомъ произойдутъ и нестроенія какія-либо?! Вѣдь это хуже, нежели дать просящему камень вмѣсто хлѣба, и змѣю, вмѣсто рыбы (Матѳ. 7, 9 и 10) Лишенія и скорбь умершаго, а съ ними и гнѣвъ Божій несомнѣнно падутъ и на вашу главу, – на пьющихъ вино и на тѣхъ, кто предлагаетъ его на поминкахъ.

Наконецъ, кого и съ чѣмъ мы будемъ привѣтствовать, принимая сосудъ съ виномъ на поминальномъ обѣдѣ? – Обыкновенно пьютъ, по крайней мѣрѣ вначалѣ, съ какимъ-нибудь привѣтомъ... Съ праздникомъ, съ новорожденнымъ и т. п.; здѣсь же, при поминовеніи умершаго обѣдомъ, что мы скажемъ въ привѣтъ ему, или лишившейся его семьѣ? – «Упокой, Господи»... «Со святыми упокой»... «Вѣчная память»... Такъ обычно мы говоримъ и поемъ за поминальною трапезою. А сіи пѣснопѣнія ни въ какомъ случаѣ не согласуются съ выпивкою.

Весьма благоразумно поступалъ одинъ приходскій пастырь, когда, бывая на поминальныхъ обѣдахъ и иногда видя на столѣ вино и рюмки, послѣднія ставилъ вверхъ дномъ, конечно, на столѣ, гдѣ онъ сидѣлъ. Никто не рѣшался ни замѣтить ему что-либо, ни взять рюмку и выпить, чувствуя, что добрый батюшка почитаетъ грѣхомъ употребленіе водки на поминкѣ и не желаетъ, чтобы кто-либо выпивалъ.

Пора и всѣмъ православнымъ христіанамъ оставить зтотъ языческій обычай – виномъ и другими спиртными напитками отравлять поминальную трапезу, устрояемую въ помощь умершему на судѣ Божіемъ. Долгъ пастырей церкви позаботиться о семъ на пользу умершихъ и всѣхъ, кому дорога намять ихъ.

 

Протоіерей Александръ Горицкій.

8 сентября 1910 г. г. Кострома.

 

«Костромскія Епархіальныя Вѣдомости». 1910. № 18. Отд. Неофф. С. 549-554.

https://afanasiy.net/gorycki-pomynalnye-obedy

 

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.