Опубликовано Общество - пт, 10/22/2021 - 13:11

ЗАМѢТКА: КАКЪ ОБРАЗОВАЛИСЬ РАЗЛИЧНЫЯ НАИМЕНОВАНІЯ ЕПИСКОПСКОЙ ВЛАСТИ?

При церквахъ восточныхъ и западныхъ, не говоря о патріархахъ, папахъ и митрополитахъ, мы находимъ архіепископовъ, экзарховъ, автокефаловъ, католикосовъ; такъ же, какъ нынѣ викаріевъ. Подъ вліяніемъ какихъ обстоятельствъ образовались эти названія епископовъ?

Исторія Церкви представляетъ три главныя причины этого. И прежде всего происхожденію наименованій епископовъ способствовали личныя качества ихъ. Превосходя современниковъ своимъ образованіемъ духовнымъ и удивляя рѣдкими подвигами своей доблестной жизни, нѣкоторые изъ іерарховъ располагали епископовъ другихъ Церквей къ особенному уваженію себя. Такое безотчетное и сначала свободное отъ всякаго подчиненія уваженіе, съ теченіемъ времени, становилось мало-по-малу долгомъ и нерѣдко утверждало не только за уважаемымъ первоначально святителемъ, но и за его преемниками право имѣть вліяніе на судьбу окрестныхъ епархій, и потому носить то или другое изъ почетныхъ наименованій. Въ этомъ смыслѣ св. Григорій Богословъ замѣчаетъ о Кипріанѣ карѳагенскомъ, что онъ «былъ вселенскимъ епископомъ, какъ предсѣдательствовавшій не только въ Карѳагенской церкви и въ Африкѣ, но и надъ всѣми странами западными и восточными и въ сѣверныхъ и южныхъ предѣлахъ вселенной» (Григорій Богословъ слово 18), – такъ же и объ Аѳанасіи Александрійскомъ, что, «сдѣлавшись епископомъ Александріи, онъ сдѣлался священноначальникомъ и предсѣдателемъ всей вселенной» (Григорій Богословъ похв. слово св. Аѳанасію Великому, 21). По этой причинѣ нѣкоторые изъ іерарховъ восточныхъ до сихъ поръ удерживаютъ въ своемъ титулѣ названія, усвоенныя кому-либо одному изъ ихъ предшественниковъ. Такъ, титулъ «судіи вселенной», данный патріарху Ѳеофилу за примиреніе императора Василія Вулгароктона – съ патріархомъ Сергіемъ Константинопольскимъ, доселѣ составляетъ принадлежность патріарха Александрійскаго[1].

Образованію различныхъ наименованій епископской власти способствовало также уваженіе къ церквамъ древнѣйшимъ, особенно основаннымъ апостолами. Извѣстно, что первенствующая Церковь недолго оставалась свободною отъ посягательства на ея чистоту и святость со сторопы лжебратій (Галат. 2, 4), еретиковъ (Тит. 3, 19). Къ внутреннимъ возмущеніямъ присоединились внѣшнія бѣдствія – гоненія отъ язычествующихъ императоровъ. Среди такихъ волненій, обуревавшихъ міръ христіанскій, подобно скаламъ неподвижнымъ, отражающимъ треволненія моря, стояли и высились надъ всѣми каѳедры церквей апостольскихъ, утвержденныя на незыблемомъ основаніи – чистомъ преданіи св. апостоловъ. И ни усилія еретиковъ, ни удары гоненій, ничто не могло ниспровергнуть дома Божія, Церкви вселенской: она побѣдоносно отразила всѣ удары, опираясь на сохранившемся преданіи въ церквахъ древнѣйшихъ. Явно, что церкви, получившія начало отъ такихъ церквей, не могли оставаться равнодушными къ своимъ митрополіямъ, но обращались къ нимъ за совѣтами и искали у нихъ разрѣшенія въ своихъ недоумѣніяхъ. И дѣйствительно св. Ириней говоритъ: «Указывая на апостольское преданіе и на возвѣщенную людямъ и чрезъ преемство епископовъ дошедшую до насъ вѣру, которую хранитъ величайшая и древнѣйшая и всѣмъ извѣстная, двумя преславными апостолами Петромъ и Павломъ въ Римѣ основанная и утвержденная Церковь, мы посрамляемъ всѣхъ, которые какимъ бы то ни было образомъ, изъ угожденія ли себѣ, или изъ тщеславія, или по слѣпотѣ и неразумѣнію, разсуждаютъ неправильно. Ибо всѣ церкви, т. е., вѣрующіе, повсюду необходимо должны согласоваться съ ея Церковію, потому что есть болѣе могущественная изъ главныхъ церквей, въ которой всѣми вѣрующими повсюду сохранялось апостольское преданіе»[2]. Современный почти св. Иринею, Тертулліанъ также совѣтовалъ въ дѣлахъ вѣры обращаться къ церквамъ апостольскимъ и совѣтовалъ это, конечно, въ духѣ современной ему практики церковной[3]. Но епископы церквей частныхъ, обращаясь къ своей матери-церкви, основанной тѣмъ или другимъ апостоломъ, не могли не оказывать предпочтенія, сравнительно предъ прочими и ея предстоятелю (См. 7 прав. 1 вселенск. соб.). Припомнимъ 34 правило апостольское: въ немъ прямо говорится, что «епископамъ всякаго народа подобаетъ знати перваго изъ нихъ, призывати яко главу, и ничего превышающаго ихъ власть не творити безъ его расужденія; творити же каждому только, что касается до его епархіи и до мѣстъ, къ ней принадлежащихъ. Но и первый да ничего не творитъ безъ разсужденій всѣхъ».

На происхожденіе наименованій епископской власти еще вліяніе имѣло раздѣленіе Римской имперіи при Константинѣ Великомъ. Равноапостольный императоръ раздѣлилъ свою имперію на четыре части, и тѣмъ самымъ показалъ и Церкви способъ раздѣлить бремя ея правленія. Но такъ какъ, по раздѣленію императорскому, двѣ области на востокѣ (восточная и иллирійская) и двѣ на западѣ (итальянская и галликанская) завѣдывали содержавшимися въ нихъ округами, округи – епархіями, а епархіи многими городами и селеніями: то, сообразно съ этимъ раздѣленіемъ, епископамъ, начальствующимъ надъ округами, Церковь дала названіе экзарховъ или приматовъ, – начальствующихъ надъ епархіями называла митрополитами или архіепископами, – надзирающіе надъ городами получили титулъ епископовъ, а тѣ, смотрѣнію которыхъ поручалась только нѣкоторая часть уѣзда, стали называться хорепископами. Само собою разумѣется, что каждому изъ означенныхъ іерарховъ, смотря по мѣсту, имъ занимаемому, Церковь усвояла особенныя права и преимущества, которыя впослѣдствіи на соборахъ утверждены были за ними закономъ. Такъ, экзархи: Александрійскій, Римскій и Антіохійскій на 1-мъ вселенскомъ соборѣ получили право управлять епископами своего округа и назначать соборъ подъ своимъ предсѣдательствомъ, вслучаѣ суда надъ ними. «Да хранятся древніе обычаи», говорили отцы перваго вселенскаго собора (6 прав.): «обычаи, принятые въ Египтѣ, Ливіи и въ Пентаполѣ, дабы епископъ Александрійскій имѣлъ власть надъ всѣми ими: ибо и Римскому епископу сіе обычно. Подобно въ Антіохіи и въ иныхъ областяхъ да сохраняются преимущества церквей. Вообще же да будетъ извѣстно сіе: аще кто, безъ соизволенія митрополита, поставленъ будетъ епископомъ, о таковомъ великій соборъ опредѣлилъ, что онъ не долженъ быть епископомъ». «И епископъ пребывающій въ Эліи (въ Іерусалимѣ) получилъ послѣдованіе чести, съ сохраненіемъ достоинства присвоеннаго митрополіи» (7 прав. 1 всел. соб.). А отцы 2-го вселенскаго собора (2 прав.), даровавъ каѳедрѣ константинопольской первую степень послѣ римской, обозначили и причину такого возвышенія, т. е., «да имѣетъ преимущество чести, потому что градъ оный есть новый Римъ».

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1898. Томъ 2. № 32. С. 350-353.

 

[1] См. Путешествіе Муравьева, по Святой Землѣ, ч. 1, Спб. 1840 г., стр. 188-189.

[2] Противъ ересей, кн. 3, гл. 3, 2.

[3] О прескрипціи противъ еретиковъ, гл. 36.

https://afanasiy.net/zametka-kak-obrazovalys-razlychnyia-naymenovania-epyskopskoi-vlasty

Теги

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.