Опубликовано Общество - сб, 11/30/2019 - 19:32

БРАЧНЫЙ СОЮЗЪ КАНДИДАТА СВЯЩЕНСТВА.

Брачный союзъ въ жизни человѣка имѣетъ важное значеніе, въ жизни же пастыря церкви значеніе его особенно важно. Эта истина едва-ли требуетъ особыхъ доказательствъ. «Епископу подобаетъ быти... единыя жены мужу»... (1 Тимоѳ. III, 2). «Епископу подобаетъ быти... свой домъ добрѣ правящу, чада имущу. въ послушаніи со всякою чистотою» (1 Тимоѳ. III, 2. 4). «Женамъ (ихъ) такожде чистымъ, не кдеветливымъ, трезвеннымъ, вѣрнымъ во всемъ» (–ст. 11). Такъ заповѣдуетъ Святый Апостолъ Павелъ въ своихъ пастырскихъ посланіяхъ. И первое наставленіе апостольское заставляетъ готовящагося къ пастырству призадуматься при выборѣ себѣ подруги жизни. Ему разрѣшается только единобрачіе. Въ случаѣ вдовства жизнь его должна сдѣлаться для него тяжелымъ крестомъ. Это – со всею ясностію свиѣтельствуетъ намъ и наша отечественная исторія, повѣствующая что бывали періоды въ церковной жизни, когда церковная власть, имѣя въ виду многіе случаи претыканія и соблазна вдовыхъ священниковъ, постановляла лишать сана всѣхъ и каждаго изъ нихъ, и каждодневный, видимый нами, опытъ. То правда, что будущее «въ руцѣ Божіей» и если кому, то будущему провозвѣстнику истинъ Откровенія прежде всего нужно самому усвоить ихъ умомъ и сердцемъ и вступать въ жизнь съ глубокою вѣрою въ Провидѣніе, безъ воли Котораго и волосъ человѣческій не падаетъ съ его головы. Однако, едва-ли было-бы удобно кандидату священства пренебрегать въ этомъ случаѣ совѣтами благоразумія и опытности, которыя всегда будутъ говорить ему, что будущему пастырю нужно избирать себѣ въ невѣсты дѣвушку, физически здоровую, происходящую отъ здоровыхъ родителей, гдѣ бы нельзя было ожидать природнаго предрасположенія къ недугамъ въ родѣ чахотки и другимъ страшнымъ болѣзнямъ.

Еще болѣе должно заставить задуматься готовящагося къ священству второе и третье наставленія Святаго Апостола по которымъ пастырь церкви долженъ устроить домъ свой и семью свою такъ, чтобы она могла быть образцомъ христіанской семьи для паствы. Это наставленіе требуетъ отъ будущаго пастыря избирать себѣ жену домовитую, которая могла-бы быть доброй хозяйкою дома, учительную и кроткую, могущую воспитывать своихъ чадъ «въ наказаніи и ученіи Господни», а главное – истинную христіанку по вѣрѣ и жизни, чтобы она могла быть соотвѣтственно своему призванію образцомъ христіанскихъ добродѣтелей для его паствы.

Гдѣ-же найти себѣ такую жену будущему пастырю?!

Вопросъ этотъ разрѣшаетъ намъ и наша исторія и современная дѣйствительность.

Въ доброе старое время кандидаты священства исключительно брали себѣ женъ изъ духовнаго званія, изъ котораго происходили и сами. Такой порядокъ вещей сложился совершенно естественно, самъ собою. Для свѣтской дѣвицы въ старину не было ничего заманчиваго въ званіи «матушки», супруги священника, вслѣдствіе неблагоустроенности матеріальнаго быта духовенства. Съ другой стороны и сама церковная власть рѣшительно ограничивала выборъ невѣсты для кандидата священства изъ чужаго сословія. Еще на школьной скамьѣ будущій пастырь долженъ былъ усвоить себѣ умомъ и сердцемъ правило, что будущая супруга его должна происходить «непремѣнно изъ духовнаго званія, ибо взятая изъ другаго званія можетъ принести съ собою вовсе чуждый духъ, или образъ мыслей и чувствованій, нравы и обычаи» (Пастырское Богословіе Антонія, § 50).

О проведеніи въ жизнь этого правила тщательно заботились и сами Архипастыри. Въ отеческой заботливости о благоустройствѣ священнослужителей, особенно сиротствующихъ семействъ ихъ, они часто оставляли вакантныя священническія мѣста за дочерями умершихъ священниковъ, пока онѣ не отыщутъ себѣ въ женихи лицъ, достойныхъ рукоположенія въ санъ пресвитерскій. Иногда въ такихъ случаяхъ приходы оставались вакантными даже и продолжительное время. И помимо такихъ случаевъ въ былое время Архипастыри прилагали всѣ свои старанія къ тому, чтобы дочери священнослужителей выходили въ замужество непремѣнно за учительныхъ кандидатовъ священства. Вотъ что предписывалъ указъ (отъ 1765 года) Кіевской Консисторіи временъ митрополитства Арсенія Могилянскаго подвѣдомственному ей духовенству: «Всѣмъ епархіи духовнымъ властямъ наблюдать, дабы отдавали въ замужье дочерей своихъ священники и діаконы, желающіе зятей имѣть на своихъ парохіальныхъ (приходскихъ) мѣстахъ такихъ, гдѣ имѣется приходскихъ дворовъ отъ 80 до 100 и выше за учительныхъ мужей Академіи Кіевской – богослововъ; а гдѣ отъ 60–80 дворовъ, по крайности, когда изъ богослововъ не сыщутся, за философовъ; а гдѣ ниже 60 дворовъ... искали бы изъ учительныхъ людей; а если-бы къ какому приходу... не могли затѣмъ пріискаться люди учительные къ дочерямъ священническимъ и діаконскимъ, по крайнему о томъ ихъ старательству, то имъ представлять о томъ доношеніями по порядку, а безъ того священникамъ и діаконамъ, равно какъ и протопопамъ и намѣстникамъ (благочиннымъ) дочерей своихъ за неучительныхъ, проповѣдывать слова Божія не могущихъ, не выдавать».

Издавая такой указъ попечительный Архипастырь, конечно, имѣлъ въ виду самолично устраивать судьбу дочерей священнослужителей, посредствомъ выдачи ихъ въ замужество за достойныхъ кандидатовъ священства, находившихся въ его распоряженіи. Мало кажется вѣроятнымъ предположеніе, чтобы Митрополитъ Арсеній при этомъ приневоливалъ «учительныхъ мужей» къ супружеству съ дочерями священнослужителей, за которыми были оставлены приходы. Но весьма вѣроятно, что подобныя распоряженія Архипастырской власти повліяли на образованіе и укорененіе въ церковной практикѣ обычая устраивать священнослужительскихъ дочерей «по Архипастырскому усмотрѣнію». Обычай этотъ существовалъ, кажется, повсемѣстно вплоть до послѣдняго времени – до отмѣны Святѣйшимъ Синодомъ права наслѣдственной передачи приходовъ. Съ теченіемъ времени обычай этотъ упростился. Епархіальная власть въ подобныхъ случаяхъ поступала такимъ образомъ: она отсылала священнослужительскихъ дочерей, наслѣдницъ прихода, къ семинарскому начальству, которое вызывало по одиночкѣ богослововъ на «оглядины» невѣсты невѣсты, а иногда еще проще – поставляло невѣсту у дверей богословскаго класса, гдѣ каждый изъ кандидатовъ священства могъ видѣть ее и при обоюдномъ согласіи вступить съ него въ законный бракъ, получая вмѣстѣ съ нею и оставленный за нею приходъ.

Такъ было въ доброе старое время. Такой порядокъ вещей освященъ былъ духомъ времени; его внушала школа и поддерживала церковная власть. Но, скажутъ, такой порядокъ слишкомъ патріархаленъ и несовремененъ Теперь-де настали другія времена: «tempora mutantur»; вмѣсто прежнихъ, теперь другіе принципы: «любовь да свобода». – Спорить не будемъ, тѣмъ болѣе, что все это уже давно «дѣла минувшихъ дней, преданія старины глубокой». Мы знаемъ только одно, что этому порядку безпрекословно слѣдовали наши отцы и дѣды и благословеніе Божіе, низводимое Архипастырскими молитвами, видимо почивало на нихъ.

Минули старыя времена: измѣнился порядокъ вещей сообразно духу времени, но въ существѣ дѣла этотъ измѣненный порядокъ мало чѣмъ вступаетъ отъ прежняго. Правда, нынѣшнія Консисторіи не предписываютъ уже указами подвѣдомственному духовенству выдавать своихъ дочерей непремѣнно за учительныхъ кандидатовъ священства; не высылаютъ теперь невѣстъ духовнаго званія къ семинарскому начальству для поставленія ихъ у дверей богословскаго класса «на оглядины», не изучается также въ Семинаріяхъ какъ обязательное правило § 50 Пастырскаго Богословія Антонія, но попечительное духовное начальство не перестаетъ и теперь отечески заботиться, какъ о кандидатахъ священства, чтобы они брали себѣ женъ изъ сроднаго имъ духовнаго сословія, такъ и о дочеряхъ священнослужителей, какъ естественныхъ невѣстахъ кандидатовъ священства, чтобы они, по своему воспитанію и образованію вполнѣ соотвѣтствовали будущему своему призванію и тому наставленію апостольскому, которое касается женъ церковныхъ пастырей. Въ видахъ достиженія этой цѣли теперь устроено довольное количество спеціальныхъ женскихъ духовно-учебныхъ заведеній, которыя имѣютъ своею задачею «воспитаніе дѣвицъ въ правилахъ благочестія по ученію православной церкви и въ Русскомъ народномъ духѣ, съ тѣмъ, чтобы воспитанницы могли впослѣдствіи имѣть благотворное вліяніе на окружающую ихъ среду строго-нравственною жизнію и дѣятельнымъ исполненіемъ семейиыхъ обязанностей» (§ 2 Устава женскихъ училищъ духовнаго вѣдомства). Главное вниманіе здѣсь «обращается на религіозно-нравственное воспитаніе дѣвицъ, пріученіе ихъ къ самостоятельному труду, скромности, умѣренности въ своихъ потребностяхъ, къ молитвѣ, къ усердію и любви къ храму Божію, какъ будущихъ женъ пастырей церкви» (Инструкція Начальницѣ Иркутскаго женскаго училища). Отеческая заботливость духовнаго начальства въ этомъ отношеніи простирается даже до того, что тѣмъ воспитанницамъ женскихъ училищъ духовнаго вѣдомства, «которыя, по выходѣ изъ училища, поступаютъ въ замужество за лицъ духовнаго званія», въ нѣкоторыхъ епархіяхъ назначается даже въ видѣ приданаго денежное пособіе изъ того капитала, «какой можетъ на сей предметъ составиться (§17 Устава).

Итакъ, въ настоящее время характеръ и направленіе образованія какъ самихъ кандидатовъ священства, такъ и воспитанницъ женскихъ училищъ духовнаго вѣдомства таковы, что они естественно располагаютъ ихъ къ взаимному сближенію и симпатіямъ и естественно приводятъ къ заключенію, что самою подходящею и соотвѣтствующею званію своему подругою жизни для будущаго пастыря церкви можетъ быть лишь воспитанница женскаго училища духовнаго вѣдомства. Здѣсь все близко и сродно другъ другу. Одинаковое происхожденіе, семейныя преданія, нравы, обычаи, воспитаніе и образованіе. Въ силу этого духовнаго родства и въ нынѣшнее время кандидаты священства большею частію слѣдуютъ прежней похвальной и благоразумной традиціи старыхъ временъ, избирая себѣ въ жены дѣвицъ духовнаго происхожденія, получившихъ образованіе въ женскихъ духовныхъ училищахъ. Многіе изъ нихъ, благодаря сродной атмосферѣ воспитанія, дружескимъ наставленіямъ своихъ воспитателей и воспитательницъ, содѣйствію и покровительству ихъ ко взаимнымъ общеніямъ, еще на школьной скамьѣ пріобрѣтали рѣшимость взять себѣ въ супруги дѣвицу изъ благонравныхъ питомицъ женскаго училища духовнаго вѣдомства.

Такому порядку вещей продолжаетъ покровительствовать и духовная власть. Благостные Архипастыри, заботясь о благоустройствѣ быта священнослужителей, особенно сиротствующихъ семействъ ихъ, и нынѣ часто берутъ подъ свое попеченіе осиротѣвшихъ питомицъ женскихъ училищъ духовнаго вѣдомства. Является, напримѣръ, къ Архипастырю кандидатъ священства просить назначенія на приходъ. «А невѣсту имѣешь»? – спрашиваетъ таковаго Владыка. – «Нѣтъ еще». «Такъ поѣзжай въ № приходъ: тамъ недавно умеръ священникъ, женись на его дочери, окончившей епархіальное училище и тогда я дамъ тебѣ приходъ». Ѣдетъ туда кандидатъ священства, впервые знакомиться со своей суженой, вступаетъ съ нею въ бракъ, получаетъ мѣсто и благополучно священствуетъ. Замѣчено въ такихъ случаяхъ, что священники живутъ въ ладу съ своими прихожанами, благоустрояютъ свои приходы, не стремятся переходить съ мѣста на мѣсто, не бываетъ на нихъ жалобъ епархіальному начальству и видимо почиваетъ на нихъ благословеніе Божіе.

Нѣсколько десятковъ лѣтъ тому назадъ, когда женскія училища были еще рѣдкостію и составляли собою счастливыя исключенія, питомицы ихъ цѣнились очень высоко. Въ одномъ изъ женскихъ училищъ на сѣверѣ Россіи существовалъ по отношенію къ питомцамъ его такой добрый обычай, долгое время поддерживаемый Архипастырскою властію въ нѣсколькихъ сѣверныхъ епархіяхъ, для которыхъ открыто было упомянутое училище. При выпускѣ воспитанницъ училище каждый разъ увѣдомляло Архипастырей тѣхъ епархій, откуда происходили окончившія по мѣсту своего рожденія; Архипастыри оставляли за ними лучшіе приходы, которые и предоставлялись ихъ избранникамъ. Это дѣлалось въ виду той ощутительной пользы, которую приносили учительныя питомицы въ званіи матушекъ. Они, въ предѣлахъ возможности, раздѣляли пастырскіе труды своихъ супруговъ, благоустроили свою семью, часто открывали школы для крестьянскихъ дѣтей даже въ своихъ домахъ и проч. и проч. Нынѣ, благодареніе Богу, епархіальныя училища есть почти въ каждомъ губернскомъ городѣ или въ каждой епархіи. Недостатка въ учительныхъ питомицахъ ихъ нѣтъ; такъ что всякій достойный кандидатъ священства можетъ взять себѣ супругу изъ ихъ среды, лишь бы самъ стремился къ тому. И нужно дорожить будущимъ пастырямъ этими великими заботами о нихъ духовной власти. Не даромъ же она не щадитъ никакихъ трудовъ, не жалѣетъ никакихъ усилій, лишь-бы въ каждой епархіи открыто было благоустроенное женское училище.

Благодареніе Богу, повторимъ еще разъ, что древній обычай брачныхъ сопряженій кандидатовъ священства съ учительными дѣвицами духовнаго званія въ большинствѣ случаевъ и до нынѣшняго времени соблюдается свято и нерушимо. При всемъ томъ, сообразно духу времени, нынѣ замѣчаются въ этомъ отношеніи и другія вѣянія. Теперь наблюдается и нерѣдко, что будущіе пастыри берутъ себѣ спутницъ жизни изъ другихъ свѣтскихъ сословій, обходя родственныхъ себѣ по духу и воспитанію дѣвицъ духовнаго званія и нарушая вѣковыя традиціи, освященныя исторіею. Въ такихъ случаяхъ нерѣдко также замѣчается, что въ священнической семьѣ оскудѣваетъ духъ христіанскаго благочестія и страха Божія и не всегда она устрояется такимъ образомъ, чтобы порядокъ и строй семейной жизни пастыря были образцомъ для пасомыхъ. Чѣмъ же объяснить, что нынѣшними кандидатами священства часто нарушаются эти вѣковыя преданія объ избраніе себѣ женъ изъ сроднаго своего сословія? Причинъ этому много. Теперь уже не существуетъ той сословной замкнутости въ духовномъ званіи, какая наблюдалась въ немъ въ старое время. Къ духовному званію принадлежатъ теперь одни только священнослужители; жены и дѣти ихъ считаются уже людьми свѣтскими, они пользуются правами личнаго и почетнаго гражданства. Выходъ изъ духовнаго сословія равно какъ и доступъ къ нему стали совершенно свободными. Двери духовно-учебныхъ заведеній низшихъ, среднихъ и высшихъ совершенно открыты для юношества всѣхъ сословій; равно какъ и двери гимназій, университетовъ и другихъ свѣтскихъ учебныхъ заведеній свободно открываются для дѣтей духовенства. Образованіе уравниваетъ всѣхъ и всѣхъ сближаетъ. Какъ иносословные дворяне, крестьяне и мѣщане, получившіе образованіе въ духовно-учебныхъ заведеніяхъ и достигшіе кандидатуры на священство имѣютъ полное право на вступленіе въ бракъ съ дочерями духовенства, сестрами и близкими своихъ товарищей, такъ и кровные кандидаты священства, отцы и дѣды которыхъ были люди духовнаго званія, съ равнымъ же правомъ могутъ вступать въ браки съ сестрами и родственницами своихъ инословныхъ товарищей, съ которыми они могли сблизиться въ домахъ ихъ родителей. Это – ихъ право, по поводу котораго не можетъ быть никакихъ споровъ. Но дѣло въ томъ, что нынѣ случаи брачныхъ сопряженій готовящихся къ священству съ иносословными дѣвицами прогрессивно умножаются и замѣчается иногда, что будущіе пастыри какъ будто намѣренно стараются обходить свое сословіе п стремятся найти себѣ женъ въ семьѣ чуждой.

Мы далеки отъ мысли навязывать свои мнѣнія и расположенія въ дѣлѣ выбора себѣ спутницы жизни кандидату священства. Это дѣло доброй воли. Но въ виду всей важности для него такого жизненнаго шага, какъ вступленіе въ бракъ, рѣшаемся преподать ему въ этомъ случаѣ нѣсколько добрыхъ дружескихъ совѣтовъ, которые внушили бы ему мысль, что нельзя отдаваться въ этомъ случаѣ мимолетнымъ увлеченіямъ, нельзя не взвѣшивать побужденій, склоняющихъ волю его при выборѣ себѣ супруги въ ту или другую сторону, нельзя въ столь важномъ дѣлѣ исключительно полагаться на себя и на свою неопытность, нельзя обходиться въ немъ безъ добраго участія своихъ присныхъ, безъ дружескихъ совѣтовъ опытности и благоразумія.

Въ настоящее время для кандидата священства нѣтъ прежнихъ стѣснѣній въ выборѣ подруги жизни; въ качествѣ невѣстъ ему представляются не только дѣвушки сроднаго ему духовнаго сословія, но и множество свѣтскихъ. Равно какъ и сестры его, не рѣдко получающія образованіе въ свѣтскихъ учебныхъ заведеніяхъ, а также и въ духовныхъ, свободно выходятъ замужъ за чиновниковъ, офицеровъ, купцовъ. Братья его, вышедшіе изъ духовнаго званія, безпрепятственно вступаютъ въ бракъ съ дѣвицами иносословными. Вслѣдствіе всего этого въ родную семью кандидата священства, въ качествѣ родственниковъ и знакомыхъ, проникаетъ множество лицъ, разныхъ званій и состояній, въ томъ числѣ много дѣвицъ и свѣтскаго происхожденія, которыя часто бываютъ не прочь сдѣлаться матушками. Въ родномъ селѣ будущаго пастыря, гдѣ прежде интеллигентный человѣкъ былъ рѣдкостію, теперь появилось ихъ довольно въ видѣ учителей и учительницъ, волостныхъ писарей, которые особенно любятъ воспитывать дѣтей своихъ въ духовныхъ Семинаріяхъ, а также – мировыхъ судей, лѣсничихъ, приставовъ, почтовыхъ чиновниковъ и проч. Вся эта интеллигенція охотно отворяетъ двери своего дома кандидату священства съ готовностію нарещи своихъ дочерей матушками. Такимъ образомъ, наравнѣ съ невѣстами духовнаго званія – воспитанницами духовныхъ училищъ, онъ встрѣчаетъ здѣсь цѣлую массу образованныхъ невѣстъ свѣтскихъ, которыя также относятся къ нему весьма внимательно. Какъ же ему оріентироваться въ этой массѣ? На комъ остановить свой выборъ?

Бракъ есть дѣло не одного холоднаго разсудка, но по преимуществу дѣло сердечныхъ влеченій. Готовящемуся къ священству особенно нужно быть осторожнымъ и осмотрительнымъ въ выборѣ себѣ подруги жизни; лучше и естественнѣе искать ее въ сродной себѣ духовной средѣ, въ которой дѣвицы получаютъ воспитаніе и образованіе вполнѣ соотвѣтствующее духу и направленію будущей его общественной дѣятельности. Такъ говоритъ разсудокъ, но съ нимъ далеко не всегда согласуется пылкое юношеское сердце. Уступая сердечнымъ влеченіямъ, кандидатъ священства далеко не всегда подвергаетъ свою избранницу безпристрастному испытанію разсудка; увлеченный чарами жизни, рисующій свое будущее въ розовомъ цвѣтѣ, онъ скоро уступаетъ наплыву сердечныхъ чувствъ и долго не разсуждая, дѣлается законнымъ супругомъ своей свѣтской избранницы. Что же бываетъ дальше? Сначала подъ вліяніемъ сердечпыхъ влеченій и новизны семейной обстановки онъ не замѣчаетъ разногласія взглядовъ на жизнь, стремленій и идеаловъ спутницы своей жизни. Но вотъ пылъ увлеченій проходитъ, мѣсто поэзіи заступаетъ житейская проза. Различіе чуждыхъ другъ другу міровоззрѣній съ каждымъ днемъ заставляетъ чувствовать себя сильнѣе, и мрачное облако на горизонтѣ семейнаго очага сгущается все болѣе. Мужъ хочетъ жить тихою семейною жизнію, хочетъ отдаться долгу своего званія по церкви, по школѣ, по приходу, жена считаетъ это скучнымъ и стремится поставить свой домъ на широкую ногу, открыть двери его для людей веселыхъ, свѣтскихъ, могущихъ и въ карты поиграть, и потанцовать, и побалагурить, словомъ весело провести время. Мужъ занятъ дѣлами, ему нужно сидѣть дома, жена тянетъ его въ гости; мужъ желаетъ обставить свои домъ соотвѣтственно своему званію, свѣтская жена устрояетъ его по своему. Онъ желаетъ воспитывать свою семью въ наказаніи и ученіи Господни, а жена не привыкла ходить въ церковь. Онъ желаетъ соблюдать посты, жена поститься не хочетъ. Словомъ, начинается цѣлый рядъ взаимныхъ недоразумѣній, разочарованій, которыя очень вредно отражаются не только на семейной жизни самаго пастыря, но и его прихода. Всѣ зти непріятныя явленія семейной жизни пастыря не могли бы существовать, если бы онъ былъ болѣе осмотрителенъ въ совершеніи того важнѣйшаго жизненнаго шага, каковымъ является брачный союзъ, если-бы онъ сознательнѣе и осмотрительнѣе дѣлалъ свой выборъ, останавливая свои взоры не на показной внѣшности, часто привлекательной и блестящей, а глубже старался бы проникнуть въ душу человѣка, если-бы онъ искалъ себѣ жену надежную сотрудницу, которая могла-бы раздѣлять его пастырскіе труды и заботы, а не свѣтскую, увлекающую своею внѣшностію, но часто недовольную своимъ положеніемъ, ищущую забавъ и развлеченій.

Говоря это, мы далеки отъ мысли считать всякую дѣвушку свѣтскаго званія и образованія не подходящею невѣстою для кандидата священства. Бываютъ, конечно, и свѣтскаго происхожденія матушки на высотѣ своего призванія, уважающія и санъ своего мужа, и добрые обычаи и преданія его отцовъ и дѣдовъ. Такія матушки происходятъ хотя изъ свѣтскихъ, но благочестивыхъ семействъ, въ которыхъ дѣти воспитаны въ благочестіи и страхѣ Божіемъ и воспитаны такъ твердо, что нравственныхъ устоевъ ихъ дѣтскаго воспитанія не могли поколебать неблагопріятныя явленія свѣтскаго школьнаго образованія. Но много-ли ихъ? Не являются-ли онѣ счастливымъ исключеніемъ. Въ самомъ дѣлѣ, посмотрите на воспитаніе свѣтскихъ дѣвушекъ въ свѣтскихъ-же учебныхъ заведеніяхъ и вы не можете не замѣтить, что при всемъ даже стараніи начальства, воспитаніе это- далеко не всегда благотворно вліяетъ на выработку религіозно-нравственнаго склада воспитанницъ, живущихъ часто въ домахъ своихъ родителей или на частныхъ квартирахъ, не всегда съ должнымъ воспитательнымъ вліяніемъ. Перенесемъ теперь взоры на женскія училища духовнаго вѣдомства. Здѣсь все направлено къ тому, чтобы дѣвицы были воспитаны въ правилахъ благочестія, въ пріученіи къ труду, къ скромности, къ умѣренности въ своихъ потребностяхъ, къ усердію и любви къ храму Божію, чтобы они могли быть вполнѣ достойными супругами пастырей церкви.

Заключеніе явствуетъ изъ предыдущаго, и внимательный читатель едва-ли будетъ сѣтовать на насъ, если мы избавимъ его отъ труда читать дальнѣйшія строки и предоставимъ ему самому вывести и точно его формуровать...

Н. К–въ.

«Минскія Епархіальныя Вѣдомости». 1897. № 17. Ч. Неофф. С. 389-401.
источник материала

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.

Архиепископ Сильвестр (Лебединский)