Опубликовано Общество - чт, 11/05/2020 - 06:00

АРХИМАНДРИТЪ НИКОЛАЙ (ОРЛОВЪ) – МОГУТЪ ЛИ МІРЯНЕ ИЛИ КЛИРИКИ «ВЫРАЖАТЬ ПОРИЦАНІЕ» ЕПИСКОПУ?

Газеты облетѣло поистинѣ чудовищное извѣстіе. Студенты С.-Петербургской духовной академіи на своей общей сходкѣ 30 сентября въ числѣ четырехъ «резолюцій» выработали, между прочимъ, такую: «выразить преосвященному ректору порицаніе по поводу отношенія его къ студенческой просьбѣ почтить память С. Н. Трубецкого» (см., напр., «Свѣтъ» № 258 и др.). Св. Церковь въ своихъ канонахъ строго ограждаетъ честь и достоинство епископовъ, а потому такая «резолюція» студентовъ академіи, объявленная ими своему начальнику-епископу, есть дѣло совершенно противоканоническое. 8 правило IV вселенскаго собора гласитъ: «клирики при богадѣльняхъ, монастыряхъ и храмахъ мученическихъ да пребываютъ, по преданію святыхъ отецъ, подъ властію епископовъ каждаго града, и да не исторгаются, по дерзости, изъ подъ управленія своею епископа. А дерзающіе нарушати сіе постановленіе, какимъ бы то ни было образомъ, и неподчиняющіеся своему епископу, аще будутъ клирики, да подлежатъ наказаніямъ по правиламъ, аще же монашествующіе или міряне, да будутъ отлучены отъ общенія церковнаго».

Если преосвященный ректоръ академіи нашелъ невозможнымъ, по какимъ бы то ни было соображеніямъ, отслужить въ академическомъ храмѣ общественную панихиду по князѣ Трубецкомъ, то ясное дѣло, что студенты, подчиненные ему и въ церковномъ и въ учебно-воспитательномъ отношеніи, должны были совершенно спокойно согласиться съ его распоряженіемъ, независимо отъ того, нравилось оно имъ, или нѣтъ. Допустимъ на минуту предположеніе, что распоряженіе преосвященнаго ректора до извѣстной степени было неправильно съ христіанской ли точки зрѣнія вообще, или въ частности съ канонической. Даже и въ такомъ случаѣ студенты академіи не имѣли никакого права «выражать» ему свое «порицаніе» въ какой бы то ни было формѣ, ибо не достоитъ просту укорити священника (тѣмъ болѣе, конечно, епископа), или бити, или поношати, или клеветати, или обличати въ лице, аще убо и истина суть. Аще же постигнетъ сіе сотворяти, да прокленется мірскій, да отмещется изъ церкве, разлученъ бо есть отъ Святыя Троицы и посланъ будетъ во іудино мѣсто. Писано бо есть: князю людей твоихъ не речеши зла» (Номоканонъ при Большомъ требникѣ, правило 121). Для мірянъ, которые вѣруютъ во святую Церковь и правила ея считаютъ для себя обязательными, сохраняютъ всю свою силу и значеніе и два вышеприведенныя правила при всѣхъ случаяхъ ихъ жизни. Какую же силу должны имѣть каноническія правила для клириковъ, преданныхъ Церкви, сознающихъ свои обязательства предъ ней!

Студенты высшаго духовно-учебнаго заведенія вовсе не могутъ быть названы мірянами: они именно клирики (въ громадномъ большинствѣ). Они носятъ званіе «чтеца вселенской церкви», они посвящены въ стихарь. Церковные каноны для нихъ сугубо обязательны[1]. Клирики должны подавать мірянамъ примѣръ уваженія къ церковнымъ законамъ. Св. Церковь изрекаетъ грозныя прещенія въ частности и клирикамъ, кои досаждаютъ своимъ епископамъ. 55 апостольское правило говоритъ: «аще кто изъ клира досадитъ епископу, да будетъ изверженъ. Князю бо людей твоихъ да не речеши зла». Если досажденіе отдѣльнаго клирика, причиненное имъ наединѣ своему епископу, такъ строго осуждается, то какой же тягчайшій грѣхъ принимаютъ на свою совѣсть эти клирики въ томъ случаѣ, если цѣлый клиръ, цѣлое ихъ собраніе досаждаетъ или порицаетъ своего епископа, при томъ публично, съ пропечатаніемъ въ газетахъ? И правила церковныя безпощадны къ такимъ дѣйствіямъ клириковъ. «Понеже священное правило ясно возвѣщаетъ, что преступленіе соумышленія, или составленія скопища, и внѣшними законами совершенно воспрещено: много же паче надлежитъ воспретити, да не бываетъ сіе въ церкви Божіей; то и мы тщимся соблюдать да, аще нѣкіе клирики, или монахи усмотрѣны будутъ вступающими въ соумышленія, или скопища, или строющими ковы епископамъ, или соклирикамъ, совсѣмъ да низвергаются со своего степени» (34 пр. VI всел. соб). Почти буквально это же повторяется и въ 18 правилѣ IV вселенскаго собора: соумышленіе, или составленіе скопища, аки преступленіе совершенно воспрещено и т. д.

Возвратимся въ частности къ панихидѣ по князѣ Трубецкомъ. Газеты уже достаточно ясно и подробно описали, какой характеръ приняла похоронная процессія (съ тѣломъ князя) въ Петербургѣ, въ Москвѣ. Въ одно и то же время молятъ Творца всяческихъ о помилованіи («Святый Боже, Святый крѣпкій, Святый безсмертный, помилуй насъ») и призываютъ къ ниспроверженію государственнаго строя[2], къ революціи, поютъ марсельезу. Слышатся и звуки священной пѣсни и револьверные выстрѣлы. Совершенно понятно поэтому было состояніе духа преосвященнаго ректора академіи, когда студенты, въ средѣ которыхъ уже замѣчались признаки волненій, броженія, обратились къ нему съ просьбой отслужить всей академіей панихиду по кн. Трубецкомъ. Могъ ли онъ допустить, какъ епископъ и какъ христіанинъ, чтобы въ родномъ ему академическомъ храмѣ торжественная панихида по либеральномъ дѣятелѣ приняла оттѣнокъ политической демонстраціи? Какъ очевидецъ происходящихъ событій, онъ могъ этого ожидать и его долгъ былъ оградить святыню храма отъ всего того, что подвергало бы ее профанаціи. Наконецъ, развѣ всѣ убѣжденія покойнаго князя могла одобрять Церковь?[3]. Въ томъ-то и дѣло-то, что нѣтъ. А торжественная панихида по либеральномъ мыслителѣ развѣ не означала бы того, что и высшая духовная школа оффиціально выражаетъ свое сочувствіе тѣмъ его взглядамъ и тѣмъ его дѣйствіямъ, которые съ духомъ и ученіемъ Церкви, съ ея законами вовсе не согласовались. Все это такъ естественно и понятно для человѣка, живущаго церковными началами. Къ чему же тутъ «резолюція» о «порицаніи»? Что за необходимость такая вызывала ее? Нельзя придумать для нея разумныхъ основаній, и потому она явилась грубымъ попраніемъ основного закона Церкви объ отношеніи клира и мірянъ къ епископу.

– Въ заключеніе нѣсколько словъ по поводу собственно студентовъ. Весьма важно выяснить, какой основной мотивъ руководилъ дѣйствіями студентовъ. Быть можетъ, ихъ сожигалъ пламень молитвы? Быть можетъ, ихъ молитвенные вопли объ упокоеніи души усопшаго князя рвались наружу, и вотъ когда не дали имъ возможности излиться, то въ порывѣ религіознаго негодованія студенты рѣшились и на такую крайнюю мѣру? Хотѣлось бы видѣть здѣсь именно это. Было бы слишкомъ больно усматривать здѣсь нѣчто совсѣмъ иное. Честь и интересы высшей духовной школы слишкомъ дороги для всякаго, кто такъ или иначе близко стоитъ къ дѣлу духовнаго образованія. Но если это былъ только моментъ увлеченія (хотя люди богословски-развитые, духовно-зрѣлые, хорошо знающіе каноны Церкви, не могутъ позволить себѣ такого увлеченія), то для студентовъ остается полная возможность загладить это увлеченіе предъ своимъ архипастыремъ-ректоромъ, принести ему глубокое и искреннее раскаяніе отъ лица всей академіи и такимъ образомъ показать, что Церковь и ея каноны для нихъ священны.

Церковь же пріеміетъ кающихся. Но разъ однако они этого не сдѣлаютъ, они въ такомъ случаѣ дадутъ кому-угодно полное право утверждать, что не молитва тутъ была у нихъ на первомъ планѣ, а политика; что они обманулись въ своихъ надеждахъ выразить столь торжественнымъ образомъ, въ столь удобный моментъ свои симпатіи къ борцу за всякую свободу, только не за христіанскую[4], и свое нехорошее чувство сорвали на гуманнѣйшемъ архипастырѣ; что, слѣдовательно, какъ нельзя болѣе правъ былъ преосвященный ректоръ, что защитилъ домъ Божій, домъ молитвы отъ вторженія въ него чуждаго, несвойственнаго ему, политическаго духа.

 

А[рхимандритъ]. Н[иколай].

 

«Костромскія Епархіальныя Вѣдомости». 1905. № 20. Ч. Неоф. С. 599-602.

 

[1] Въ клирѣ состоятъ, по церковнымъ правиламъ, не только пресвитеры и діаконы, но и не имѣющіе рукоположенія священства. (Св. Вас. Вел. пр. 51).

[2] Св. Церковью одобряемаго (въ формѣ самодержавія), ею освященнаго.

[3] Объ этомъ есть спеціальная статья въ «Мисс. Обозр.».

[4] А девизъ этой послѣдней: освободи себя прежде отъ рабства грѣховнымъ страстямъ, пусть у тебя прежде духъ восторжествуетъ надъ плотью, и тогда ты увидишь, нужна ли и въ какой мѣрѣ нужна тебѣ внѣшняя свобода жизни.

 

Об авторе. Архимандрит Николай (Орлов). Родился в 1874 г. в семье дьякона Сосницкой церкви Демьянского уезда Новгородской епархии. Первоначальное образование получил в старорусском духовном училище, из которого в 1887 г. поступил в Новгородскую духовную семинарию. В 1893 г. окончил Новгородскую духовную семинарию, в 1897 г. – Московскую духовную академию. С 20 сентября 1897 г. – помощник инспектора Новгородской духовной семинарии, с 12 января 1899 года – инспектор. 14 октября 1897 г. в новгородском Антониевом монастыре был пострижен в монашество. С 22 декабря 1903 г. – ректор Минской духовной семинарии и архимандрит грозовского Богословского монастыря Минской епархии. С 29 января 1904 по 31 марта 1905 г. – председатель совета Минского православного Кирилло-Мефодиевского братства. С 31 марта 1905 по 16 октября 1906 г. – ректор Костромской духовной семинарии и архимандрит Богородицкого Игрицкого монастыря. С 15 мая 1905 по 1 октября 1906 г. – редактор «Костромских епархиальных ведомостей». С 5 марта 1906 г. – действительный член Костромской губернской учёной архивной комиссии. С 26 декабря 1906 г. – ректор Пензенской духовной семинарии и архимандритом Нижнеломовского Казанского монастыря Пензенской епархии. 18 мая 1907 г. был убит наповал тремя выстрелами из револьвера семинаристом-революционером. Погребен в Спасо-Преображенском монастыре г. Пензы.

https://afanasiy.net/zametka-mogut-ly-miriane-yly-klyryky-vyrajat-porycanie-epyskopu

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.