Опубликовано Общество - сб, 12/12/2020 - 20:56

УЧЕНІЕ СВ. АП. ПАВЛА О БРАКѢ И БЕЗБРАЧІИ ПО 7-Й ГЛАВѢ 1-ГО ПОСЛАНІЯ КЪ КОРИНѲЯНАМЪ.

Въ основу своего ученія о бракѣ и безбрачіи ап. Павелъ кладетъ то положеніе, что каждый долженъ поступать такъ, какъ опредѣлилъ ему Богъ, каждый долженъ проводить тотъ образъ жизни, къ какому призвалъ его Богъ (ст. 7 и 17). Другими словами апостолъ указываетъ здѣсь на то, что и бракъ и безбрачіе – состоянія богоугодныя и спасеніе зависитъ не отъ того или другого состоянія человѣка. Но какъ для брачной жизни, такъ и для жизни безбрачной необходимо имѣть особый даръ отъ Бога (ст. 7). Богъ, какъ-бы такъ говорить апостолъ, зная тѣ или другія особенности даннаго лица, сообразно съ этимъ опредѣляетъ его къ соотвѣтственной ему жизни и дастъ ему на это особый даръ. Таково положеніе, изъ котораго апостолъ выходить къ дальнѣйшимъ разсужденіямъ.

Выходя изъ этого основного положенія, ап. Павелъ въ своихъ дальнѣйшихъ разсужденіяхъ о бракѣ, указываетъ прежде всего на ту цѣль, по которой бракъ для нѣкоторыхъ лицъ является прямо необходимымъ. Хорошо, говоритъ онъ, человѣку не касаться женщины (ст. 1), жить, какъ жилъ онъ самъ Апостолъ (ст, 7), но не всѣ могутъ нести этотъ крестъ житейскій, во избѣжаніе блуда, каждый имѣй жену свою (ст. 2). Зная разнообразность человѣческой природы, ея плотскія наклонности, Апостолъ и говоритъ, что для лицъ, у которыхъ сильно развита плотская, чувственная сторона, бракъ необходимъ. Дѣлая, далѣе, замѣчаніе, что «вступившимъ въ бракъ не я повелѣваю, а Господь»... (ст. 10), апостолъ прямо указываетъ, что бракъ не только допустимъ, но, какъ Божественное установленіе, для людей міра сего необходимъи и обязателенъ. Св. Іоаннъ Златоустъ по этому поводу пишетъ: «если ты ищешь блага самаго высшаго, то лучше совершенно не сочставатѣся съ женщиною, если ты ищешь состоянія безопаснаго и сообразнаго съ Твоею немощію, то вступай въ бракъ» (Св. Іоаннъ Злат. Бесѣды на посл. къ Коринѳ. ч. I, стр. 328. Спб. 1858 г). Высказавши такой высокій взглядѣ на бракъ и его установленіе, св. ап. Павсль указываетъ далѣе частныя обязанности, которыя налагаетъ на насъ бракъ по самому существу дѣла. Ап. Павелъ убѣждаетъ устроить брачную жизнь такъ, чтобы она была возможнымъ выраженіемъ духовныхъ христіанскихъ отношеній и служила бы средствомъ приближенія всѣхъ къ возможной полнотѣ ихъ совершенства. (Еп. Никаноръ 181 стр. «Толковый Апостолъ» ч. 2). Съ этой, цѣлью ап. Павелъ рисуетъ идеалъ брачной жизни, – тотъ образъ брачной жизни супруговъ, проводя который они будутъ ближе подходить къ высшему благу – дѣвству. Такъ, онъ требуетъ прежде всего отъ брачущихся единодушія, всецѣлой преданности одного члена четы другому. «Мужъ оказывай женѣ должное благорасположеніе» (ст. 3) съ самаго акта брака хозяиномъ тѣла мужа является жена равнымъ образомъ и жена не можетъ самовольно распоряжаться своимъ. Миролюбивыя отношенія до того естественны, что апостолъ не находить нужнымъ и упоминать объ нихъ. Здѣсь благорасположеніе требуется высшее, духовное. Отнынѣ, т. е. со времени брака, какъ Богъ сказалъ еще Аламу: «два становится однимъ тѣломъ» (Быт. 2, 24). Общее единеніе мыслей, интересовъ семейныхъ и общественныхъ вотъ о чемъ говорить апостолъ. Св. Іоаннъ Златоустъ, толкуя это мѣсто, усвояетъ ему тотъ смыслъ, что и въ брачной жизни и мужу и жепѣ безразлично можетъ представиться масса соблазновъ и искушеній противъ цѣломудрія и чистоты брака. Поэтому, говортъ онъ когда ты видишь. Блудница искушаетъ тебя, то скажи: мое тѣло принадлежитъ не мнѣ, а женѣ. Тоже пусть говорить и жена. (Златоустъ. 329 стр.).

Итакъ со времени заключенія брака между мужемъ и женою должно быть такое внутреннее единеніе, что, собственно говоря, частной собственности, ни у одного изъ нихъ нѣтъ, но все, принадлежащее мужу, даже больше и онъ самъ своимъ существомъ является собственностію жены, тоже и относительно жены. Но это не значитъ, что Церковь своимъ благословеніемъ и освященіемъ благословляетъ и освящаетъ разнузданную и плотоугодническую жизнь; наоборотъ, ап. Павелъ ясно говоритъ, что бракъ долженъ быть заключаемъ во избѣжаніе блуда. А блаж. Ѳеодоритъ, толкуя 2-й стихъ, говоритъ: словами «блудодѣянія ради» побуждаетъ къ воздержанію. Ибо если бракъ позволяется во избѣжаніе блудодѣянія, то соединенные бракомъ уже не должны совокупляться между собою безъ всякой умѣренности, но – цѣломудренно» (Ѳеофилактъ. Т. 6/2 стр. 56). Развивая эту мысль еще болѣе, апостолъ говоритъ: «не удаляйтесь другъ друга, развѣ по согласію, на время, для упражненія въ постѣ и молитвѣ, а потомъ опять будьте вмѣстѣ, чтобы не искусилъ васъ сатана невоздержаніемъ вашимъ» (ст. 5). Еп. Ѳеофанъ по поводу этихъ стиховъ пишетъ: «Видно, что Апостолъ хотѣлъ бы, чтобы воздержаніе держали будто законъ, а сходились уступая крайней необходимости, которая опредѣляется, не пожеланіями, а естествомъ, и даже не естествомъ, а благоразуміемъ» (Цитуется по «Толковому Апостолу» Еп. Никанора 182 стр.).

Тѣмъ не менѣе жена не должна воздерживаться противъ воли мужа, и мужъ не долженъ воздерживаться противъ воли жены. Возвышая нашу брачную жизнь къ возможному нравственному идеалу, апостолъ и пишетъ это. Признавая необходимость брачныхъ узъ, онъ говоритъ въ то же время объ ихъ истинномъ назначеніи. Назначеніе ихъ вовсе не потворствовать нашей чувственности, наоборотъ, апостолъ совѣтуетъ въ бракѣ воздерживаться. Онъ говорить, что супругамъ должно воздерживаться «до времени», т. е. онъ совѣтуетъ по мѣрѣ силъ и возможности назначать даже особые спеціально-покаянные періоды, въ которые избѣгать брачныхъ сношеній. Эти періоды должны быть сообразны дарованіямъ каждаго, т. е. они не могутъ продолжаться больше того, чѣмъ способны воздерживаться оба члена данной четы. Посему онъ и говоритъ, что супругамъ по, истеченіи возможнаго періода воздержанія надо сходиться, чтобы не искусилъ сатана «невоздержаніемъ вашимъ». Это значитъ, что и воздержаніе, свыше силъ неумѣстно, поелику при борьбѣ плоти съ духомъ діаволъ можетъ легче соблазнять человѣка. «Если опасности нѣтъ, то можно воздержаніе и продолжать. Видно, что Апостолъ хотѣлъ-бы чтобы воздержаніе держали, какъ законъ»... (Ѳеофанъ).

Таковы условія истинности и святости брака, такова цѣль его установленія, но апостолъ этимъ не ограничивается. Его взоръ простирается далѣе. Онъ предвидитъ и возраженія, которыя могутъ быть выставлены ему и какъ бы предчувствуя ихъ, самъ высказываетъ свое положительное ученіе по тѣмъ вопросамъ. Такъ, онъ предвидѣть, что его могли спросить о святости брака, когда одинъ изъ супруговъ не останется вѣрнымъ другому. Отстаивая святость брака, онъ говоритъ, что лицамъ, вступившимъ въ брачную жизнь, надо избѣгать всякихъ разногласій и размолвокъ. «Не я, говоритъ онъ, а Господь повелѣваегь вступившимъ въ бракъ не разводиться» (ст. 10). Если случится, что жена разведется, то должна остаться безбрачною, а сойтись она можетъ только съ прежнимъ мужемъ своимъ (ст. 11). Допуская второй бракъ въ случаѣ смерти одного изъ супруговъ, апостолъ возстаетъ противъ него въ случаѣ развода жены съ еще живымъ мужемъ. Законнымъ обладателетъ ея тѣла является еще живой супругъ и отдавать свое тѣло другому она не имѣетъ права,

Другимъ недоумѣннымъ вопросомъ въ связи съ ученіемъ о бракѣ могъ быть вопросъ о такъ называемыхъ смѣшанныхъ бракахъ. Св. Апостолъ, предвидя могущія быть возраженія, излагаетъ свое положительное ученіе по этому вопросу. Если, говоритъ, есть взаимное согласіе между двумя разновѣрцами и если жена, невѣрующая согласна жить съ вѣрнымъ мужемъ, то онъ не долженъ оставлять ея. И жена, которая имѣетъ мужа невѣрующаго и онъ согласенъ жить съ нею, не должна оставлять его. Пути Божіи неисповѣдимы, можетъ быть, и смѣшанный бракъ послужитъ къ обращенію въ лоно Церкви лица невѣрующаго (ст. 16). А для истинно вѣрующаго въ Бога въ смѣшанномъ бракѣ большой опасности нѣтъ. Не надо только отчаиваться и самому стойко держаться разъ принятаго истиннаго ученія и не удаляться отъ него.

Противополагая брачной жизни дѣвство, апостолъ можетъ не высказать открыто своего предпочтенія этого состоянія брачному. Это проглядываетъ съ первыхъ же стиховъ 7-й главы. Допуская бракъ и даже совѣтуя всѣмъ людямъ міра сею жениться, онъ въ тоже время соглашается, что «хорошо человѣку не касаться женщины». Св. отцы въ этомъ видятъ въ высшей степени тонкое и прикровенное указаніе на большую высоту и святость дѣвства. Называя бракъ состояніемъ безопаснымъ и свойственнымъ нашей немощной природѣ, они дѣвство называютъ высшимъ благомъ, которое какъ сказалъ Самъ Спаситель: «могій вмѣстити, да вмѣститъ» (Мѳ. 19, 12). Безбрачіе – это, такъ сказать, возможный земной идеалъ нашего уподобленія Богу и святымъ. И если для брака апостолъ признаетъ необходимымъ особое дарованіе отъ Бога, то для безбрачія это дарованіе должно быть тѣмъ болѣе необходимо. Здѣсь человѣку приходится бороться прежде всего съ его собственной природой и ея влеченіями.

Апостолъ говорить, хорошо вдовцамъ и безбрачнымъ оставаться, какъ и я, если могутъ воздержаться, но если преодолѣть этого они не въ силахъ, то лучше вступить въ бракъ, чѣмъ разжигаться (ст. 9). Сравнивая наши плотскія вождѣленія съ огнемъ, апостолъ тѣмъ самымъ указываетъ на большую тяжесть безбрачія для большинства людей, на трудность борьбы съ нашей природой. Безбрачіе еще чище и святѣе съ другой стороны, а именно со стороны свободы служенія Богу. Человѣкъ оженивыйся, какъ привязанный къ міру, естественно и долженъ заботиться о мірскомъ, о своемъ благополучіи, о благосостояніи своего семейства. Не то наблюдается у безбрачныхъ. Ведущіе дѣвственную жизнь, какъ бы всецѣло посвящаютъ себя на служеніе Богу, незамужняя заботится о Господнемъ, како угодити Господеви, чтобы быть святой и тѣломъ и душою (ст. 34). «Недовольно быть святою тѣломъ, говорить блаженный Ѳеофилактъ, надо быть святою и духомъ, ибо въ этомъ состоять истинное дѣвство. На опьпѣ многіе будучи чисты и непорочны по тѣлу, скверны по душѣ» (Ѳеофилактъ 66-67 стр.). «У дѣвственника душа свободна отъ излишнихъ заботь и онъ, сколько возможно, подражаетъ будущей жизни» («Толковый Апостолъ» Еп. Никанора ч. 2, стр. 189). «Заботы о Господнемъ спасительны и усладительны, а заботы о мірѣ вредны и тягостны» (Ѳеофилактъ 66 стр.). «Ибо пристрастіе имѣть къ мірскому и томить себя о томъ заботою, – не есть пользованіе міромъ (употребленіе его), а злоупотребленіе имъ» (Тамъ же). Противополагая, такимъ образомъ, безбрачіе браку, апостолъ говоритъ; что дѣвственники, заботясь только объ угожденіи Богу, уже пренебрегаютъ всѣмъ мірскимъ, міръ и въ частности ихъ тѣло для нихъ уже какъ бы не существуютъ, ихъ высшей и вмѣстѣ съ тѣмъ едиственной цѣлью является Богъ и уподобленіе Ему въ своихъ совершенствахъ.

Разъ это состояніе настолько чисто и высоко, то и опредѣлять себя на него должно съ еще большею осторожностію. Это тѣмъ болѣе необходимо, что лица, давшіе обѣтъ дѣвсгва, должны пребыть въ немъ уже до самаго конца своей жизни. «Признаю, говорить ап. Павелъ, что хорошо человѣку остаться такъ, т. е. дѣвственникомъ, но если остался безъ жены, говоритъ онъ далѣе, не ищи жены!» (ст. 27). Этого совѣтуетъ ап. Павелъ.

Ученіе ап. Павла о бракѣ и дѣвствѣ ясно и опредѣленно; дѣлать какое-либо заключеніе къ изложенному, думается, излишне.

 

Ник. Бр-въ.

 

«Олонецкія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 27. Отд. Неофф. С. 454-459.

https://afanasiy.net/uchenie-sv-ap-pavla-o-brake-y-bezbrachyy-po-7-i-glave-1-go-poslania-k-korynfianam

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.