Опубликовано Общество - чт, 01/02/2020 - 21:08

Владимирская пустынь

 

 

Филарет Гумилевский "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

Чугуевская Владимирская пустынь находилась на берегу Донца в 6 верстах от Чугуева. Она называлась Владимирскою и Богородичною по храму, посвященному славе Владимирской иконы Божией Матери.. Древняя икона Владимирской Божией Матери, ныне находящаяся в приходском храме бывшего монастырского местечка Кочетка, доселе пользуется особенным уважением в народе, и благоговейную веру награждает дарами благодати. — В дни памяти Владимирской иконы Матери Божией, 21 мая и 23 июня, бывает из храма крестный ход, при стечении многочисленного народа, на древнее место монастыря, на высокую скалу.

О начала и первых годах сей пустыни находим сведения частью в царском указе от 8 февр. 1710 г., который приложим ниже; частью в деле 1730 года. В сем последнем чугуевец Лаврентий Протопопов, которого другие документы называют Чугуевским городничим и ктитором пустыни, пишет в просьбе к преосв. Епифанию:

«В прошлых годах, по указу блаж. и вечно достойныя памяти Его Императорского Величества и по благословению бывшего преосвященного Иустина митрополита (1704—1709), тому лет с 30 и больше (след. 1700 г.) построена в Чугуевском уезде в лесу, в урочище за р. Тетлегою близ р. Донца пустынь и церковь во имя Пресв. Богородицы Владимирския. И та Богородицкая пустынь, церковь Божия и кельи и все, что есть, построено по указу на своих Богородицких дачах. И к той Богородицкой пустыни отведено по указу для владения лесов и рыбных ловель в р. Донце и в озерах и в р. Тетлеге и к садовым и огородным всяким овощам, места со всякими угодьи, всего довольно, в самом удобном месте. И такого удобного и пристойного другого места близ гор. Чугуева к монастырскому строенью нет. И в прошлом 728 году та Богородицкая пустынь испражнена и испустошена, а братия, чернцы и работники, переведены все в новопостроенный Всесвятский монастырь, также той Богородицкой пустыни церковная утварь, книги и ризы и колокола в всякая медная, келейная и деревянная посуда, все что было, перевезено в оный Всесвятский монастырь, и с хутора лошади и всякая скотина забраны в тот же Всесвятской монастырь и оная Богородицкая пустынь стоит пуста.» За тем Протопопов просит, дабы архипастырь благословил жить в Богородицкой пустыни иеромонаху Родиону с братиею по прежнему и пожаловал бы антиминс для церкви. Архипастырь написал: «когда тая пустынь будет под ведением игумена для порядку и от укрывательства раскольников: то благословим быть по прежнему и указ пошлется игумену, чтоб, все, что ни было забрано из той пустыни, по реестру отдано было; а ежели не волить быть под ведомом игумена, то не благословим паки быть той пустыни». За тем от 8 авг. 1730 г. последовал указ на имя Всесвятского игумена Димитрия, открыть Богородичный монастырь, но состоять ему под ведением его игумена; послать туда для священно служения иеромонаха жизни хорошей и достаточное число братии; все имущество отдать по описи. В следующем году Богородичная пустынь приписана была к Харьковскому училищному монастырю, от которого с того времени присылались сюда настоятели. Всесвятская же Лаврентьева пустынь после того уже не существовала. В 1756 г. разрешено было построить в Богородичной пустыни новый храм на место обветшавшего, и новый храм освящен в 1757 г.

От 15 февраля 1787 года начальник пустыни иеромонах Иаков Калитенко доносил ректору архимандриту Василию: «сего 9 д. города Чугуева, с сел Масловки, Лебяжого, Кочатка, Тетлеги, Роговой, жители, всех чинов люди, несколько сот подвод, напали на наши лесные дачи и по порубку до Донца рощаной лес и к Кочатку вырубили без остатку, даже до последнего прута, и еще хвалятся весь вырубить до реки Тетлеги и говорят единогласно: се де ваша дедовщина». Начальник присовокупляет, что он подал жалобу Чугуевскому городничему, Петру Михайловичу Захаржевскому, и исправнику Лопатинскому. Последствия неизвестны. В том же году пустынь была закрыта, монастырский храм обращен в приходский села Кочетка. В ведомости 1787 г. показаны в пустыни, кроме начальника, один иеромонах и безместный священник Иаков Столяревский. В ведомости 1751 г. сказано о церкви сей пустыни: «в оной служба бывает, за умалением иеромонахов, не по вся дни».

По крепостному акту 1782 г. Владимирской пустыни принадлежало 263 дес. земли, и этою землею, но закрытии монастыря, до начала военного поселения, владели крестьяне Мусенки.

Прилагаем царский указ от 8 февр. 1710 г. об отводе земли для пустыни.

От Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России, Самодержца, в Чугуев генералу нашему и майору Федору Володимировичу Шидловскому. — Били челом нам, Великому Государю, Чугуевского уезду Богородицкой пустынки черной старец Боголеп с братиею: в Чугуевском де уезде в верховском стане, подле реки Северского Донца, близ устья речки Тетлеге, в лесу построена та их Богородицкая пустынка а к той пустыне пахатной земли и никаких угодий им ни одной четверти недано. И будучи им в той пустынки кормиться нечем. А ныне приискали они в тех вышеписанных урочищах, близко той пустынки, в лесу на речке Тетлеге местечко, где мочно для прокормления построить теленку и на пашню земли за речкою Северским Донцом, на Нагайской стороне той реки, дикого поля, за дачею Чугуевцов Грягоря Переродова с товарищи, в урочищах от большой луки от лесу подле малой бор на осиновой куст и до большой Торской дороги и дорогою до речки Гнилицы порозжая земля и всякия угодьи лежать порозжи и никто не владеть. И нам. Великому Государю, пожаловать бы их в тех вишеписанных урочищах по обе стороны реки Донца и на усть речки Тетлеги велеть им к той пустынки отвесть лесу со всяким угодьи и на пашню земли и на речке Тетлеге для строения в том вышеписанном месте меленки. — И как к тебе ся наша, Великого Государя, грамота придет и тыб, против вышеписанного челобитья Богородицкой пустынки черного старца Боголепа, в Чугуевском уезде вышеписянные урочища на речку Тетлегу и за речку Северский Донець послал, кого пригоже. И велел тому посланному своему с сторонними и соколиными людьми сыскать накрепко в тех вышеписанных урочищах на речке Тетлеге для постройки меленки место, а за рекою Северским Донцом на Нагайской стороне подле дач Чугуевцов Григоря Переродова с товарищи, в урочищах от большой луки от лесу подле малой бор и на осиновый куст до Торской середней дороги и до речки Гнилицы порозжая земля есть ли? И лежит ли порозжая? И -е вла-дее ли кто по каким крепостям или дачам и спору и челобитя от кого нет ли и впредь не будет ли? И буде в сыску сторонние всяких чинов многие люди скажут, что в тех вышеписанных урочищах для постройки меленки на речке Тетлеге порозжее место, и порозжая земля и всякие угодьи есть и лежать в пусть и не владеет никто в спору и челобитя о сыску, ни по каким крепостям и нет и впредь не будет: и ты б к той пустнынке в тех вышеписанных урочищах для постройки меленки и на пашню земли и всяних угодей и лесу отвел и в отказные книги межами и гранми велел написать имянно; а сколько пашенной земли и сенных покосов и всяких угодей отказано будет, то написать в отказные книги имянно, да о том к нам, Великому Государю, писать и сыск и отказные книги за откащиковою и сыскных людей рукою прислать в Разряд, а за спором в тех вышеписанных урочищах пашенной земли и всяких угодей и под меленку место не отказывая потому ж писать и спорное челобите, кто чем оспорит, с крепостей списки прислать в Розрядеж. Писан на Москве лета 1710, февраля в 8 день.

Справил Тимофей Краснов.

1710 г. Февраля 9 по указу Великого Государя генералу майору Федору Володимировичу Шидловскому Богородицкой пустынки с черного старца Боголепа с братиею, сколько им по сей грамоте порозжей земли четвертной пашни отказано будет, велеть взять печатных пошлин по полтретьи деньги с четверти и прислать к Москве и объявить в печатный приказ думному дворянину и печатнику Никите Мойсеевичу Зотову с товарищи.
источник материала

Исторические материалы о святых местах.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов