Опубликовано Общество - сб, 12/12/2020 - 20:54

ПРОТОІЕРЕЙ ТАРАСІЙ СЕРЕДИНСКІЙ – БРАКЪ ЕСТЬ ТАИНСТВО.

Православная церковь учитъ, что бракъ есть таинство. Но какъ понимать это ученіе? Что разумѣть подъ бракомъ, какъ таинствомъ, или подъ таинствомъ брака? Одни изъ нашихъ отечественныхъ богослововъ[1] разумѣютъ подъ этимъ церковное благословеніе брачнаго сожитія, извѣстное у насъ подъ именемъ вѣнчанія, оттого что, при этомъ благословеніи, на главы жениха и невѣсты возлагаются вѣнцы и чрезъ это возложеніе вѣнцевъ, сопровождаемое благословеніемъ отъ священнослужителя, женихъ и невѣста сочетаваются между собою бракомъ. Другіе[2] подъ таинствомъ брака разумѣютъ супружескій союзъ или брачное состояніе двухъ лицъ разнаго пола.

Бракъ есть таинство. Таинствами въ христіанской церкви называются богоустановленныя священнодѣйствія, сообщающія вѣрующимъ подъ видимымъ знакомъ невидимую благодать[3], Слѣдовательно, и бракъ, какъ таинство, долженъ означать одно изъ такихъ священнодѣйствій, совершаемое церковію надъ сочетавающимися бракомъ, подобно тому, какъ когда мы говоримъ, что священство есть таинство, то подъ священствомъ разумѣемъ не духовное сословіе, а святительское рукоположеніе. Если же бракъ, какъ таинство, относится къ священнодѣйствіямъ церковнымъ, то подъ таинствомъ брака надобно разумѣть церковное благословеніе брачнаго сожитія, а не брачный союзъ.

Брачный союзъ существовалъ и въ ветхомъ завѣтѣ и существуетъ въ настоящее время у не – христіанъ (напр. іудеевъ) и у протестантовъ, и однакожъ ни въ Ветхомъ Завѣтѣ не было, ни у іудеевъ и протестантовъ нѣтъ таинства брака въ такомъ смыслѣ, въ какомъ оно существуетъ въ Православной церкви. Но если подъ бракомъ, какъ таинствомъ, разумѣть брачный союзъ, то надобно признать таинствомъ и бракъ іудейскій и бракъ протестантскій.

Скажутъ: св. апостолъ Павелъ (Еф. V, 32) брачный союзъ называетъ великою тайною.

Св. апостолъ Павелъ называетъ брачный союзъ мужа съ женою великою тайною, какъ таинственный образъ союза Господа Христа съ церковію. «И будутъ двое (мужъ и жена), – пишетъ онъ, – одна плотъ; я говорю по отношенію ко Христу и къ Церкви». Здѣсь, очевидно, слово: тайна употреблено не въ томъ смыслѣ, въ какомъ такія священнодѣйствія церковныя, какъ крещеніе, мѵропомазаніе, причащеніе и пр., называются въ церкви Христовой таинствами; ибо брачный союзъ не заключаетъ въ себѣ знаменія и силы благодатнаго освященія, не сообщаетъ никакой благодати подъ внѣшнимъ знакомъ. Посему приведенное изреченіе св. апостола не относится къ ученію о бракѣ, какъ таинственномъ священнодѣйствіи церковномъ, совершаемомъ надъ сочетавающимися бракомъ; въ этомъ изреченіи тайною называется супружескій союзъ, а не церковное его благословеніе, не браковѣнчаніе, чрезъ которое этотъ союзъ освящается и запечатлѣвается благодатію Христовою.

Древніе писатели церковные не опредѣляютъ ясно, что надобно разумѣть подъ бракомъ, какъ таинствомъ, – брачный ли союзъ, или церковное его благословеніе. Только Ѳеодоръ Вальсамонъ, великій канонистъ Восточной церкви, съ священническимъ благословеніемъ брака (γαμικὴ ἱερολογία) соединяетъ значеніе брака, какъ таинства[4].

Если, такимъ образомъ, подъ бракомъ, какъ таинствомъ, должно разумѣть не супружескій союзъ или брачное состояніе двухъ лицъ разнаго пола, а священное дѣйствіе, совершаемое церковію надъ сочетавающимися бракомъ, или церковное благословеніе брачнаго союза, извѣстное у насъ подъ именемъ вѣнчанія, то, вмѣстѣ съ этимъ, рѣшается и другой вопросъ: кто совершаетъ таинство брака? Его совершаетъ священнослужитель, пастырь Церкви, какъ строитель тайнъ Божіихъ. Св. Григорій Богословъ говоритъ: «я сочетатель, я невѣстоводитель»[5] «я сочетаваю юныя руки рукою Бога»[6]. Св. Іоаааъ Златоустъ учитъ: «священникъ совершаетъ брачный союзъ молитвою и благословеніемъ»[7]. Тоже утверждаютъ св. Павлинъ, епископъ Нолы[8], Тертулліанъ[9] и многіе другіе. И въ нашилъ метрическихъ книгахъ, въ рубрикѣ: «кто совершалъ таинство», именуется священникъ, вѣнчавшій бракъ. Иначе и быть не можетъ, потому что одни священнослужители, какъ раздаятели благодатныхъ даровъ, могутъ сообщить вступающимъ въ супружескій союзъ чрезъ таинство брака или браковѣнчаніе Божественную благодать, освящающую и скрѣпляющую этотъ союзъ.

При такомъ разумѣніи таинства брака, внѣшнюю или видимую сторону сего таинства составляетъ не столько изъявленіе добровольнаго взаимнаго согласія на вступленіе въ брачный союзъ сочетавающихса лицъ[10], сколько – и даже главнымъ и существеннымъ образомъ – вѣнчаніе и благословеніе, т. е. сочетаніе супруговъ посредствомъ возложенія вѣнцевъ на ихъ главы и благословенія ихъ во имя Господне[11]. Въ самомъ дѣлѣ, а) изъявленіе согласія женихомъ и невѣстою предшествуетъ браковѣнчанію, бываетъ до начала, а не во время его совершенія: б) вопросовъ о добровольномъ взаимномъ согласіи брачущихса нѣтъ ни въ греческомъ чинѣ браковѣнчанія[12], ни въ нашихъ славинскихъ требникахъ 1623 года[13], и вообще печатанныхъ при патріархахъ Филаретѣ и Иосифѣ[14] ни въ послѣдованіи о второбрачныхъ[15].

Латинскіе богословы[16] подъ бракомъ, какъ таинствомъ. разумѣютъ супружескій союзъ, и потому утверждаютъ, что это таинство совершаютъ сами сочетавающіеся чрезъ изъявленіе взаимнаго согласія[17], и что это изъявленіе согласія составляетъ главную силу и существенно-необходимое условіе при бракосочетаніи (форму таинства)[18]. Но это несправедливо. Словесное обѣщаніе, если не утверждено силою благословенія, преподаваемаго Церковію въ таинствѣ браковѣнчанія, само по себѣ не можетъ бытъ прочнымъ и крѣпкимъ, и, безъ содѣйствія Церкви, не можетъ низвести отъ Бога на брачущихса особую благодать. Брачные союзы, заключенные безъ церковнаго благословенія, древніе учители, напр. Тертулліанъ[19], св. Амвросій Медіоланскій[20], и др., считали блудомъ.

Протестанты, какъ извѣстно, не признаютъ таинствомъ ни брачнаго союза, ни его молитвеннаго благословенія.

 

Протоіерей Тарасій Серединскій.

 

«Христіанское Чтеніе». 1869. № 5. С. 689-694.

 

[1] Преосв. Макарія – «Православное Догматическое Богословіе». т. 2, стр. 366. Спб. 1857.

[2] Преосв. Филарета, архіеп. черниговскаго, – «Православное Догматическое Богословіе». ч. 2, стр. 342-347. Черниговъ 1804. А. Г. Хомякова – Сочиненія богословскія, стр. 14, 323. Прага 1867.

[3] «Православное Исповѣданіе», ч. 1, отв. на вопр. 99.

[4] Ἡ τοῦ μονογενοῦς Υἱού τοῦ Θεοῦ πρὸς ἡμᾶς ἀκατάληπτος συγκατάβασις, καὶ τὸ τῆς σωτηρίας τοῦ γένους τῦν ἀνθρώπων ἐχέγγυον, μεγαλύνεται μὲν καὶ ἐξ ἄλλων μυστηρίων πολλῶν, οὐχ ἧττον δὲ καὶ ἐκ τῆς γαμικῆς ἱερολογίας δοξάζεται. Σύνταγμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν κανόνων, ὑπὸ Γ. Ράλλης καὶ Μ. Ποτλής. τ. IV, σ. 561. ἐν Ἀθήναις 1852-1859. Conf. J. Zhishman. Das Eherecht der orientalischen Kirche. Wien 1864. т. 2, s. 126.

[5] Творенія св. отцевъ, т. III, стр. 288.

[6] Письмо 57.

[7] Весѣда 49 ва Бытіе.

[8] Poema XXV.

[9] De Monogamia, cap. XI.

[10] Архим. Антонія – «Догматическое Богословіе». стр. 385. Преосв. Макарія – «Православное Догматическое Богословіе», т. 2, стр. 369. Преосв. Филарета, архіеп. Черниговскаго – «Православное Догматическое Богословіе». ч. 2, стр. 350.

[11] Преосв. Евсевія – «Бесѣды о седьми спасительныхъ таинствахъ Православныя каѳолическія Церкви», стр. 491.

[12] См. напр. Εὐχολόγιον τὸ μέγα ἐν Βενετία 1839.

[13] См. «Описаніе находящихся въ Императорской публичной библіотекѣ старопечатныхъ книгъ 1564-1640 годовъ» въ «Христіанскомъ Чтеніи» 1857 года за августъ, сентябрь, октябрь и ноябрь.

[14] Прибавленіе къ «Твореніямъ св. отцевъ», ч. XVI, кн. 2, стр. 281.

[15] Нѣкоторые изъ нашихъ духовныхъ писателей (напр. свящ. К. Никольскій – «Пособіе къ изученію устава богослуженія Православной церкви», стр. 574: свящ. Д. Смолодовичъ – «Литургика или наука о богослуженіи Православной Восточной Каөолической церкви», стр. 314) отсутствіе вопросовъ о добровольномъ взаимномъ согласія жениха и невѣсты въ послѣдованіи о второбрачныхъ считаютъ особенностію сего чиноположенія. Но это едва ли сдѣлано съ особеннымъ намѣреніемъ, а, кажется, произошло просто: включивъ эти вопросы въ первое чипопослѣдованіе, не включили во второе.

[16] F. Walter. Lehrbuch des Kirchenrechts aller christlichen Confessionen, s. 610 und 622.

[17] J. Zhishman находитъ это ученіе и въ «Православное Исповѣданіи», ч. 1, отв. на вопр. 115. Das Eherecht der orientalischen Kirche, s. 96.

[18] Это ученіе вошло въ западной Россіи, какъ утверждаетъ г. Неволинъ («Исторія Россійскихъ гражданскихъ законовъ», ч. 1, кн. 1, стр. 140), въ нашу Кормчую (гл. 50).

[19] De Pudiata, cap. IV. De Monogamia, cap. X.

[20] Epistola 70, ad Vigilium.

https://afanasiy.net/protoierei-tarasi-seredynskii-brak-est-taynstvo

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.