Опубликовано Общество - пн, 08/19/2019 - 12:06

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Филарет Гумилевский (Историко-статистическое описание Харьковской епархии)

Краснокутский Петропавловский монастырь находился на правом берегу р. Мерла, в 3 верстах от Краснокутска, ныне заштатного города богодуховского уезда.

По топографическому описанию 1785 г. он “построен вышедшим из-за Днепра прежней службы полковником Степаном Штепою”. В 1772 г. старожилы Краснокутска дали от себя такое показание: “в прошлых давних годах призваны и царскою милостию обнадежены с того боку р. Днепра тамошние многие старшины и многие люди, как и в Уманцевой грамоте гласит. В том же числе вышел Максима и Гаврила Штепиных прадед Заднепровский полковник Иван Штепа и пришед на р. Мерло занял себе повыше местечка Красного Кута пустое место, на котором построил монастырь, и принял несколько монахов сторонних; в том монастыре был он игуменом Иоанникием, а сын его Матвей был в Николаевкой церкви священником, и по смерти отца своего игуменом Мартинианом” и пр. Поелику полковнику Никите Сененке-Уманцу дано было письменное дозволение на занятие земель в Мурафе в 1672 г., то вышедший вместе с ним полковник Иван Штепа основал вблизи Краснокутска монастырь конечно около 1673-1675 г.

Главный храм в обители был во имя Петра и Павла, а другой трапезный в честь Рождества Богородицы, оба деревянные. В 1756 г. выдан был антиминс для сего последнего, но не в первое время существования его.

Монастырь был огражден деревянною оградою.

Краснокутская обитель была довольно благоустроенна по жизни иноческой и благочинной. В ней всегда было значительное число братии. По делу 1742 г. в Краснокутском монастыре при игум. Кирилле было 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 5 монахов, 3 послушника; между последними “Захарий Матвеев, сын Романовский, канархист Матвей Горденко,” оба из дворян. По документам видно, что здесь был полный и правильный состав управления: были, кроме игумена, казначей, благочинный, духовник и пр.

По бумагам открываются следующие настоятели монастыря:

1.) Игумен Иоанникий, бывший полковник Штепа, основатель монастыря.

2.) Игумен Мартиниан Штепин, в 1704 г. апр. 15 выдал он купчий акт на то, что по совету с братиями продал он за 200 золотых мельницу с рыбною ловлею и ольховым лугом под городом, данную монастырю краснокутсткою козачкою Екатериною Невжигою для поминовения души её (89). По другим актам известно, что он имел двух сыновей Андрея и Мартина, которых он поручил краснокутскому протоиерею Петру Еремееву, бездетному, вместе с своим имением, с тем, чтобы тот, приняв их, вместо детей, сохранил для них это имение, как наследство их (90).

3.) Игумен Герасим в 1710 г. свидетельствовал духовное завещание монарха Сильвестра, который писал: “сыну моему Стефану, да зятю Мартину (сыну игумена Мартиниана Штепенки) даю мельницу на р. Мерло; а покамест жива жена моя Феодора, брать ей третью часть; а внуку моему Иосифу Андрееву (внуку и игум. Мартиниана), что отказывалем наперед, тое все под час шведской руины (войны) пропало и видится, части ему нет” (91). Тоже самое, что говорится здесь об участи данного дара Осипу Андреевичу Штепенке, во время нашествия шведского, испытал во многом и Краснокутский монастырь, когда Карл, раздраженный неудачею под Городным, истреблял все, что попадалось ему на дороге в Опошню.

4.) Игумен Иосиф Зинкевич, с половины 1730 г. архимандрит Куряжского монастыря.

5.) Кто был приемником Иосифа, неизвестно; но по делу 1740 г. видим, - предшественник игумена Варлаама, бывшего в том 1740 г., жаловался ахтырскому полковнику на то, что козаки опустошают монастырский лес и до того простирают своеволие, что “послушники и подданные черкасы” боятся стеречь лес. Писал о этом и игумен Варлаам. Но так как полковник Лисевицкий ничего несделал для покоя обители: то Консистория сообщила обэтом деле сумской Комиссии о слободских полках, и об этом дано знать, для наблюдения за ходом дел, сумскому священнику (потом протоиерею), Матвею Гресовичу, указом от 26 июня 1740 года.

6.) Игумен Кирилл, известный в 1742 г. и по указу дек. 21, 1743 г. постригший в монашество вдового краснокутского священника Мартина Андреева, внука игумена Мартиниана Штепы.

7.) Игумен Иоасаф Боровской, известный по делу 1745 г.

8.) Игумен Венедикт имел поручение Консистории от 26 мая 1756 г. собирать церковные деньги вместо краснокутского протопопа, Андрея Карпинского, а в 1761 г. ему предписано было заложить новый храм в Краснокцутске.

9.) Указом от 2 ноября 1762 г. преосвященный Иоасаф определил: “уволенному из Вятской епархии на обещание в белоградскую епархию архимандриту, Езекиилю Орловскому, быть настоятелем в краснокутском Петропавловском монастыре, и принять монастырь “по прежним описным книгам”.

10.) Игумен Феофан до 1776 г.

11.) Игумен Стефан с 1 янв. 1776 г.

12.) Игумен Лаврентий, которому указом Консистории от 20 апр. 1787 г. предписано было заведывать и Ахтырским монастырем. По закрытии монастырей он же был определен заведывать в Куряжский монастырь собранными туда иноками.

По упразднении монастыря Петропавловский храм с иконостасом, превосходной иконописи, перенесен в Краснокутск, где и доселе стоит еще крепкий.

Имения, поступившие в ведение казенной палаты, заключались: а) в пустоше, Прядуновой Бабке, в которой было 263 дес., б) в пустоше Черной с 6 дес. земли; в) в пустоше, Робляные могилы, с 268 дес. г) в слободке Чернетчине с 1006 дес. земли, с 220 д. м. 221 ж. В последнем, из 160 дес пашенной земли, на монастырь обрабатывалось только 5 десятин, прочее же отдавалось в пользу черкасов; строевой сосновый лес до 50 десятин был вышиною до 4 сажень; дровяного леса было до 600 десятин. Ныне почти опустошенного.

89 Ахтыр. купч. №. 636.

90 Ахт. куп. № 109. 110. 906 г. по другим делам видно, что Мартин Штепин служил в звании подпрапорного в ахтырском полку.

91 Ахт. куп. № 906.
источник материала

Исторические материалы о святых местах.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов