Опубликовано Общество - чт, 09/21/2023 - 18:31

ДИВНЫЙ ПУТЬ СПАСЕНІЯ. ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЙ БЛАЖЕННЫЙ СТАРЕЦЪ ІЕРЕЙ ПЕТРЪ АЛЕКСѢЕВИЧЪ ТОМАНИЦКІЙ, ЗАШТАТНЫЙ СВЯЩЕННИКЪ ВЪ СЛОБОДѢ ВХОДО- ІЕРУСАЛИМСКОЙ, БЛИЗЪ Г. УГЛИЧА († 3 СЕНТ. 1866 Г.).

 

Въ началѣ 1888 года Высокопреосвященнѣйшій Іонаѳанъ, Архіепископъ Ярославскій и Ростовскій, обратился съ архипастырскимъ воззваніемъ къ жителямъ городовъ Углича и Рыбинска о томъ, чтобы они сохранили памятникъ оставшійся въ селѣ Іерусалимской слободѣ близъ Углича послѣ прозорливца, бывшаго священника этого села, о. Петра Томаницкаго. «Этотъ памятникъ, пишетъ Архипастырь, есть домикъ, близкій къ разрушенію, выстроенный при пособіи христолюбцевъ, въ которомъ прозорливецъ жилъ, поучалъ и скончался. Здѣсь, въ семъ домѣ, каждое мѣсто напоминаетъ о его подвигахъ; здѣсь онъ трудами, терпѣніемъ, незлобіемъ, нестяжательностію, словомъ и примѣромъ указывалъ земнымъ труженикамъ путь къ свѣтлымъ обителямъ горняго Іерусалима; и потому какъ прискорбно, какъ тяжело видѣть это жилище клонящимся къ разрушенію! Всего отраднѣе было бы имѣть увѣренность, что почитатели памяти о. Петра на мѣстѣ его земныхъ подвиговъ найдутъ возможность устроить церковно-приходскую школу или небольшую богадѣльню для престарѣлыхъ бѣдныхъ и при ней часовню. Было бы отрадно, если бы душа вѣрующаго на будущія времена находила, какъ и при жизни самого старца, небесное утѣшеніе отъ его праведныхъ молитвъ предъ престоломъ Божіимъ: дому подвижника, благочестиваго слѣдуетъ быть домомъ милостыни и домомъ молитвеннымъ. Я увѣренъ, что какъ ваши потомки, граждане, такъ и всѣ благочестивые христіане за сохраненіе и поддержаніе сего памятника, на духовную пользу вѣрующихъ, вамъ будутъ безконечно благодарны и молитвенно признательны».

Жителямъ города Углича естественно имѣть особенное уваженіе къ прозорливцу, жившему посреди нихъ, котораго наставленіями и совѣтами они пользовались; но какое особенное отношеніе имѣютъ къ нему граждане города Рыбинска, отстоящаго около 70 верстъ отъ Углича? Вотъ какое: по указанію этого прозорливца, при помощи его наставленій и совѣтовъ, въ особенности молитвенной помощи, былъ устроенъ въ Рыбинскѣ дѣвичій Софійскій монастырь, который теперь служитъ лучшимъ украшеніемъ этого богатаго города и привлекаетъ въ свои храмы тысячи богомольцевъ. Отецъ Петръ былъ духовнымъ руководителемъ и наставникомъ сестеръ общины еще до устроенія монастыря и затѣмъ руководилъ ихъ во все время до своей блаженной кончины. Слово его было для нихъ закономъ. Въ этомъ Софійскомъ монастырѣ, въ притворѣ храма, въ нарочито приготовленномъ склепѣ, и почиваетъ прозорливецъ. «Много лѣтъ сестры считали человѣка Божія своимъ руководителемъ, говоритъ составитель его жизнеописанія ярославскій о. протоіерей Ф. Моревъ, не позволяя себѣ ни малѣйшаго отступленія отъ его слова; и теперь тѣмъ чаще съ высокимъ чувствомъ благоговѣнія къ памяти почившаго, возносятъ при его гробѣ свои моленія ко Господу. Многіе богомольцы съ вѣрою въ молитвенную помощь почившаго притекаютъ къ его гробу и получаютъ благодатныя знаменія этой помощи, а больные пріемлютъ даръ исцѣленія отъ недуговъ своихъ»{1}. Гробъ праведника во всемъ слѣдованіи до Рыбинска, по словамъ жизнеописанія, сопровождаемъ былъ духовнымъ отцемъ, родственниками и многими изъ чтителей усопшаго подвижника. Въ слободѣ Іерусалимской массы народа не дали впрячь лошадей для везенія погребальной колесницы, а везли на себѣ черезъ всѣ улицы города Углича при всеградскомъ колокольномъ звонѣ, въ предшествіи всего городскаго духовенства. И отъ Углича до Рыбинска весь путь представлялъ собою ни что иное, какъ тріумфальное шествіе, встрѣчаемое духовными процессіями и заупокойными литіями при каждой сельской церкви, стоявшей на пути, смѣнившееся затѣмъ еще болѣе многолюдною торжественною встрѣчею усопшаго въ городѣ Рыбинскѣ. Въ монастырскомъ Софійскомъ соборѣ нарочито собралось все Рыбинское городское духовенство и встрѣтило шествовавшаго пришельца съ возженными въ рукахъ свѣчами, при крестномъ ходѣ и многочисленномъ собраніи гражданъ. Знаменитый проповѣдникъ, протоіерей Рыбинскаго собора Родіонъ Путятинъ привѣтствовалъ усопшаго задушевнымъ словомъ, въ которомъ высокими чертами обрисованы подвиги его и великій даръ его прозорливости. «Отецъ Петръ, говорилъ между прочимъ проповѣдникъ, былъ одаренъ прозорливою дальновидностію; онъ зналъ что кому сказать; зналъ, когда предъ кѣмъ ему молчать, когда и при комъ ему говорить; и потому-то онъ и молчаніемъ своимъ говорилъ поученіе, и отказомъ своимъ давалъ вразумленіе. При такой прозорливой дальновидности, онъ всегда, можно сказать, днемъ и ночью, имѣлъ въ мысляхъ одно, чтобы всякаго приходящаго чему-нибудь научить, чѣмъ-нибудь вразумить, какъ-нибудь и чѣмъ-нибудь утѣшить, успокоить. Отъ того-то онъ мало говорилъ, а больше молчалъ, слушая и обдумывая. Дальновидныхъ людей на свѣтѣ не мало; но тѣ, далеко видящіе, смотрятъ въ даль для того, чтобы какъ-нибудь поскорѣе, прежде другихъ себѣ что получить, себѣ пріобрѣсть, для себя чѣмъ-нибудь воспользоваться, завладѣть. А покойный отецъ Петръ, забывая себя и все, зорко всматривался во все, крѣпко вслушивался всегда для того только, чтобы другимъ что понужнѣе, пополезнѣе сказать, другихъ повѣрнѣе какъ вразумить, наставить, поскорѣе утѣшить, получше успокоить. Да! своимъ забвеніемъ себя для другихъ, своею небрежностію къ себѣ ради ближнихъ – вотъ чѣмъ онъ, при своей дальновидности, всѣхъ къ себѣ располагалъ, привлекалъ, вѣрить въ себя заставлялъ». – Объ этомъ дарѣ почившаго подвижника свидѣтельствуетъ и Архипастырь въ своемъ воззваніи: «Онъ такъ просвѣтлѣлъ духомъ, пишетъ Владыка объ отцѣ Петрѣ, что получилъ отъ Бога даръ провидѣнія будущаго, которое высказывалъ прикровенно, зная, что разумный сердцемъ способенъ понимать и сокровенные предметы (Сир. 3, 29). Премудростію Божіею умудренный даромъ прозорливости, онъ зналъ, что когда и кому на душевную пользу сказать, какъ и кого вразумить, наставить, утѣшить, успокоить, и потому посѣщавшіе его въ самомъ молчаніи его получали себѣ поученіе и въ отказахъ находили вразумленіе».

Кто же былъ этотъ прозорливецъ, праведникъ, подвижникъ, какъ о томъ свидѣтельствуютъ и это вниманіе Архипастыря къ его памяти, и это слово знаменитаго проповѣдника, и эти знаки уваженія къ нему со стороны столь многочисленныхъ его почитателей, и особенно, какъ увидимъ, знаменія милости Божіей, совершавшей чрезъ него чудеса исцѣленій, при его жизни и по его кончинѣ?

Дивны пути Господни! На высоту своего духовнаго совершенства подвижникъ возведенъ былъ особеннымъ необычайнымъ образомъ, путемъ страшныхъ злоключеній, путемъ каръ по-видимому законныхъ, душевныхъ потрясеній, доходившихъ, по-видимому, до умоизступленія! Сынъ бѣднаго причетника, весьма богато одаренный отъ природы, онъ успѣшно окончилъ курсъ духовной семинаріи. Между прочими дарованіями онъ обладалъ прекраснымъ голосомъ и былъ регентомъ архіерейскаго хора. Ко всему этому имѣлъ весьма представительную наружность. Въ 1807 году, около 26 лѣтъ отъ роду, онъ рукоположенъ былъ во священника къ церкви села Іерусалимской слободы, находящагося въ разстояніи около версты отъ Углича, выше города по Волгѣ, на живописномъ ея берегу. Около трехъ лѣтъ онъ прожилъ довольно покойно; по словамъ жизнеописанія, они были употреблены на чтеніе божественныхъ книгъ и частое совершеніе богослуженія. «Засимъ начинается для него путь скорбей страшныхъ, и чѣмъ далѣе онъ идетъ по сему пути, тѣмъ болѣе и болѣе раскрываются его духовныя дарованія. Чего только онъ не перенесъ? Вскорѣ по поступленіи на мѣсто онъ былъ оклеветанъ членами своего причта и, по правамъ тогдашняго времени, былъ отъ ближайшаго начальства (духовное правленіе въ Угличѣ) подвергнутъ строгой карѣ – трехдневному заключенію въ холодномъ чуланѣ. Чѣмъ возбудилъ онъ злобу въ своихъ сослуживцахъ? По словамъ жизнеописанія{2}, «частымъ совершеніемъ богослуженія, особенною исполнительностію по службѣ, безупречною священническою дѣятельностію, совершеннымъ пренебреженіемъ къ увеличенію причтовыхъ доходовъ». – Чрезъ нѣсколько времени послѣ сего, онъ, по исправленіи приходской требы, шелъ домой съ своимъ причтомъ, спутники неожиданно напали на него и жестоко избили. Почему же онъ не оправдывался, не искалъ защиты отъ своихъ обидчиковъ, не требовалъ суда на нихъ? «Предъ духовнымъ зрѣніемъ отца Петра», отвѣчаетъ жизнеописаніе, «уже съ перваго несправедливаго суда и заключенія, ясны стали очертанія креста, на него упавшаго конечно не безъ воли небесной, и онъ рѣшился понести тотъ крестъ безропотно»{3}. «Путь своего долголѣтняго священства», пишетъ въ своемъ воззваніи Архипастырь, «совершилъ онъ среди многихъ испытаній, страданій, но всегда при соблюденіи правды и всепрощенія, въ убѣжденіи, что всякое зло встрѣчается съ богобоязненнымъ только для испытанія (Сир. 33, 1). Претерпѣвъ множество горя, лишеній, утѣсненій, обидъ, онъ всѣмъ былъ всегда доволенъ и за все благодарилъ Господа».

Памятный Россіи 1812 годъ принесъ подвижнику новое испытаніе и усугубилъ тяжесть воспринятаго имъ на себя креста. «Въ Наполеонѣ, императорѣ французскомъ, говоритъ его жизнеописаніе, шедшемъ въ Москву съ громадною арміею, многіе думали видѣть антихриста. Многіе были убѣждены, что насталъ конецъ Россіи, и въ кометѣ, являвшейся на небѣ 1811 года, люди суевѣрные заранѣе видѣли ужасы приближающихся бѣдствій. Страшась отъ Наполеона всевозможныхъ истязаній и гоненій, многіе серьезно спрашивали своихъ духовныхъ отцевъ, сельскихъ священниковъ, что имъ дѣлать, когда муками станутъ принуждать ихъ къ отреченію отъ Христа? Во время такого настроенія умовъ, однажды отецъ Петръ совершалъ Божественную литургію въ своей приходской церкви, какъ вдругъ между молящимися поселянами пронесся слухъ, что Наполеонъ входитъ въ Угличъ. Въ храмѣ сдѣлалось смятеніе, шумные крики ужаса прекратили Богослуженіе; народъ побѣжалъ изъ церкви, служители храма Божія перепугались и хотѣли уйти вмѣстѣ съ народомъ; съ іереемъ священнодѣйствовавшимъ сдѣлалась страшная перемѣна. Сильный ли испугъ подѣйствовалъ на отца Петра, или мгновеное потрясеніе произвело въ немъ минутное омраченіе разсудка: только этотъ случай сдѣлался роковымъ и рѣшительно подѣйствовалъ на всю остальную жизнь его. Отецъ Петръ сдѣлался тогда грозно изступленнымъ, готовымъ разить его окружавшихъ. Злобные члены причта воспользовавшись такимъ событіемъ, насильно разоблачили священника, съ оскорбленіями, біеніями, и бранью привели домой и приковали на цѣпь. Затѣмъ родные отвезли его въ Ярославскую больницу для излеченія отъ болѣзни умопомѣшательства. Находясь въ больницѣ, вдали отъ злобной среды, его окружавшей на мѣстѣ служебной дѣятельности, онъ скоро успокоился, выздоровѣлъ и, вернувшись домой, вновь проходилъ свое служеніе весь 1813 годъ. Исправленіе имъ священническихъ обязанностей также было безупречное и обнаруживало въ немъ еще болѣе твердую рѣшимость отрѣшиться отъ всего земнаго. О приращеніи доходовъ причта онъ еще менѣе думалъ, чѣмъ прежде, и предъ врагами своими былъ невозмутимо тихъ и незлобивъ».

Такой образъ жизни и совершенная нестяжательность вновь воспламенили вражду и ненависть къ благоговѣйному пастырю. Ближайшій сослуживецъ его діаконъ, пригласивъ его къ себѣ какъ бы для угощенія, просилъ его выпить поднесеннаго напитка, который смѣшанъ былъ съ ядовитымъ зельемъ. Отецъ Петръ догадывался о зломъ умыслѣ, предлагалъ хозяину прежде выпить самому, но когда тотъ, страшно поблѣднѣвъ, совершенно растерялся, онъ взялъ стаканъ, перекрестился и, тихо говоря: аще и что смертно испіютъ невредитъ ихъ (Марк. 16, 18), выпилъ. Твердая вѣра мужа сего спасла его отъ смерти; онъ не умеръ, но тогда же сдѣлалось съ нимъ дурно. Съ этого дня семейные замѣтили въ отцѣ Петрѣ еще болѣе разительную перемѣну. По временамъ являлись въ немъ припадки тревожнаго помѣшательства ума; онъ забывался, билъ себя, убѣгалъ изъ дома въ чемъ попало, не рѣдко наводилъ ужасъ на окружавшихъ его. Послѣ неоднократнаго повторенія такихъ припадковъ, больной началъ предчувствовать сознательно ихъ приближеніе и тогда лично приказывалъ женѣ своей приковывать себя въ своемъ домѣ{4}. Обо всемъ этомъ было доведено до свѣдѣнія епархіальнаго начальства, и оно, признавъ его помѣшаннымъ, 15-го Февраля 1814 года уволило его отъ должности и отобрало отъ него священническую грамоту.

Съ этого времени о. Петръ окончательно избралъ для себя путь юродства и идетъ имъ постоянно и мужественно всѣ послѣдующіе годы своей жизни. Предъ массой народа онъ покрывалъ себя мнимымъ разстройствомъ своихъ душевныхъ способностей, говорилъ иногда многое, какъ-бы внѣ ума, и не приложимое къ существующему порядку дѣлъ; но «мысли и дѣйствія свои, говоритъ Архипастырь въ своемъ воззваніи, онъ силою своей вѣры подчинялъ духу Христову». Родные сего страдальца держали его прикованнымъ на цѣпи, и народъ боялся его, какъ безумнаго; Господь же даровалъ ему благодатный даръ прозрѣнія таинъ будущаго и сердецъ человѣческихъ. О. Петра ждало еще новое горе: село Іерусалимская слобода выгорѣло, въ числѣ первыхъ сгорѣлъ и его домикъ, и едва не сгорѣлъ онъ самъ. Вотъ среди какихъ обстоятельствъ произошло это страшное бѣдствіе: однажды жена отца Петра собралась идти въ Угличъ; прикованный къ стѣнѣ страдалецъ говорилъ ей: «Оксинья не ходи; жарко будетъ». Но жена его не дала себѣ труда вдуматься въ сказанныя ей слова и пошла въ городъ, бросивши мужу ключъ отъ одного какого-то чулана. Спустя не много времени, пришла къ отцу Петру сосѣдка посидѣть на завалинкѣ его дома и пожалѣть о его тяжкомъ положеніи: тогда онъ сказалъ пришедшей уже безъ иносказаній: «Ѳедосья! поди домой, у тебя горитъ». Въ домѣ ея дѣйствительно загорѣлось, и выгорѣло все село; домикъ отца Петра истребленъ былъ пожаромъ въ числѣ первыхъ строеній, такъ что съ ключемъ, оставленнымъ ушедшею хозяйкою дома, выбрана была только малая часть ихъ имущества. Еще труднѣе было спасти самого человѣка Божія: надо было его отковать и вывести изъ загорѣвшагося зданія. Лишь только потухли оставшіяся головни сгорѣвшаго дома, юродивый сѣлъ на своемъ пепелищѣ и никуда не хотѣлъ сойти. Ни просьбы родныхъ, ни угрозы и насилія сосѣдей, ни осенніе вѣтры и дожди, ни частые морозы и непогоды поздней осени ничто не могло сжить его съ занятаго имъ мѣста. Сосѣдніе жители сдѣлали для него тутъ-же шалашъ и приковали его къ этому жилищу; въ скоромъ времени, при пособіи христолюбцевъ, выстроенъ былъ здѣсь небольшой двухъэтажный домикъ, въ которомъ прозорливецъ и жилъ до своей смерти{5}. Это именно тотъ домикъ, о которомъ говоритъ ярославскій Владыка въ своемъ воззваніи, и который онъ проситъ сохранить на память о подвижникѣ.

Послѣ этого бѣдствія, допущеннаго Божіей премудростію, отецъ Петръ оказался бѣднѣе нищихъ; но эта нищета образовала въ немъ полную свободу духа отъ всѣхъ земныхъ привязанностей и содѣлала его избраннымъ сосудомъ благодати. Ко всему земному, которое столь ненадежно и измѣнчиво, сердце этого мужа стало безстрастнымъ{6}.

Но этимъ еще не окончились тяжкія испытанія для подвижника: постигла его новая страшная скорбь. Однажды, въ городѣ Угличѣ, онъ встрѣтился съ частнымъ полицейскимъ приставомъ и началъ обличать его въ тайныхъ беззаконіяхъ (преступной связи съ женщиной). Приставъ, схвативъ обличителя, привелъ его въ полицейское управленіе и тамъ жестоко высѣкъ. Во время истязанія страдалецъ не жаловался, не стоналъ, не хотѣлъ жаловаться и послѣ. Но за подвергнутаго истязанію священнослужителя вступились власти. Началось слѣдствіе, злаго пристава наказали лишеніемъ должности (по другимъ свѣдѣніямъ, во время производства слѣдствія, онъ повѣсился). И отецъ Петръ долженъ былъ потерпѣть новое заключеніе въ домѣ умалишенныхъ. Послѣ этого происшествія еще болѣе усилилось расположеніе къ нему со стороны народа, и самъ онъ значительно измѣнился: оставилъ рѣзкій тонъ обличеній порока, началъ являться тихимъ и кроткимъ;· цѣпи, которыми его ковали, оказались уже ненужными. Онъ началъ смотрѣть на людей, коснѣющихъ во грѣхѣ, какъ на больныхъ, или же какъ на дѣтей, и рѣшился исправлять немощи и людскіе пороки. Онъ, по преимуществу кроткими мѣрами, предалъ себя, по его выраженію, исправленію «дѣтскихъ» дѣлъ. Въ нѣкоторыхъ случаяхъ обличенія относилъ къ себѣ самому, предоставляя слушателямъ вдумываться въ его слова и самимъ открывать въ себѣ язвы совѣсти. «Гдѣ имъ это сдѣлать? говорилъ, гдѣ имъ это знать»? Иногда говаривалъ: «работай Петруша, работай; помолись за нихъ Богу, помолись о нихъ».

Массы народа, люди разныхъ званій и состояній, приходили къ отцу Петру большею частію съ житейскими заботами и скорбями, и рѣдко съ побужденіями благочестивыми; подвижникъ усиливался вводить ихъ въ служеніе Богу и понемногу пробуждать къ нравственному самосознанію. Способомъ къ сему служили въ рукахъ отца Петра разныя вещицы, камешки, палочки, желѣзки, досточки, которыми уставленъ былъ весь столъ предъ нимъ, и разные работки надъ этими вещицами; онъ ихъ точилъ, пилилъ, складывалъ, строилъ, ронялъ, и въ работкахъ съ этими вещицами указывалъ внутреннее состояніе души собесѣдника, или же выяснялъ имѣвшій послѣдовать исходъ его дѣятельности. При занятіи такими работками, отецъ Петръ бывалъ всегда въ усиленныхъ движеніяхъ духа и овладѣвалъ мыслью и чувствомъ своихъ посѣтителей, которымъ понемногу становились понятными значеніе и смыслъ его работокъ{7}. При первыхъ посѣщеніяхъ подвижника, говоритъ о себѣ авторъ «Воспоминаній» о немъ о. Петръ Семеновскій, казались мнѣ непонятными его работки, тогда какъ другіе явно возбуждены были его дѣйствіями «Поймешь, когда нужно будетъ», вдругъ сказалъ онъ на мою тайную грустную мысль. И потомъ я самъ не замѣтилъ, какъ дѣйствительно понятно стало то или другое дѣло отца Петра; и я увидѣлъ себя какъ бы на лекціи, развивающей высокую мысль, которая овладѣвала всѣми, какъ власть имѣющая{8}. Иногда же смыслъ загадочныхъ его дѣйствій становился понятнымъ впослѣдствіи, и именно тогда, когда бывало это нужнымъ. Это подтверждали многіе совопросники отца Петра, да и собственнымъ опытомъ дознано. Случалось иногда, что отецъ Петръ обращался и сурово съ нѣкоторыми изъ посѣтителей, рѣзко намекая на сокровенныя дѣянія, и налагалъ послушаніе очень не легкое; но уже никто не смѣлъ выразить и малѣйшаго противорѣчія».

Нерѣдко люди духовнаго званія, получившіе образованіе, облеченные высокимъ саномъ, посѣщали отца Петра, – и тѣ, при всемъ образованіи, находили слова и отвѣты его весьма для себя полезными и благотворными. Иногда высказывался онъ и довольно прямо, безъ загадочныхъ выраженій, и это допускалъ по особенно важнымъ предметамъ, напримѣръ: «Церкви не касайся», то есть не оскорбляй, не колебли ничего церковнаго. Другимъ говорилъ: «молились бы Богу въ своихъ должностяхъ».

Случалось, что онъ довольно опредѣленно указывалъ на очень немалое число руководимыхъ имъ и прибавлялъ касательно себя самого: «и всѣмъ имъ покорный слуга»{9}. Своею искреннею правдивостію отецъ Петръ привлекалъ къ себѣ даже враговъ. Невозможно было, однажды послушавши облагодатствованныхъ рѣчей старца, когда-либо забыть его. Стоило только разъ или два посѣтить старца, и въ душѣ посѣтителя раждалось необоримое желаніе чаще видѣть благолѣпное лице прозорливца, еще и еще поучаться кроткими, глубоконазидательными рѣчами его{10}.

Особеннымъ для отца Петра утѣшеніемъ было посѣщеніе храма Божія, гдѣ онъ неопустительно бывалъ въ каждый воскресный и праздничный день, и мыслію и духомъ входилъ во внутреннюю силу каждаго Богослуженія, простирающуюся отъ церкви на весь міръ. Мѣстомъ стоянія его былъ клиросъ, гдѣ онъ пѣлъ вмѣстѣ съ причетниками. Какъ вѣрный сынъ Церкви, отецъ Петръ свято исполнялъ всѣ уставы и постановленія церковныя, особенно посты соблюдалъ весьма строго. «Безъ меня не бываетъ ни одной обѣдни», «я всегда говѣю», говорилъ онъ своимъ близкимъ. Въ присутствіи преданныхъ ему, въ годы преклонные, старецъ не скрывалъ, что живетъ вѣрою въ Господа Іисуса Христа. Одинъ разъ онъ сказалъ: «я не знаю, гдѣ я живу, на небѣ, или на землѣ; развѣ съ Иліею пророкомъи»; старецъ ревновалъ непрестанно, чтобы христіане служили не страсти или суетѣ земной, а единственно Господу Іисусу Христу.

Въ домашнемъ быту отецъ Петръ проводилъ самую воздержную жизнь – роскоши не терпѣлъ, носилъ простой бѣлый халатъ, изъ холста сшитый; подрясникъ онъ надѣвалъ только въ церковь и для принятія какихъ-либо именитыхъ посѣтителей, а рясы совсѣмъ не имѣлъ. Жилъ онъ дома, какъ гость, не входя ни въ какія домашнія распоряженія. Пищу принималъ, какую подавали ему домашніе, и всегда былъ доволенъ, какъ бы ни была скудна его трапеза. Если замедляли обѣдомъ, онъ не требовалъ его; когда подавали ему ѣсть, онъ ѣлъ, послѣ вставалъ, молился предъ святыми иконами и благодарилъ за хлѣбъ-соль прежде жену свою Ксенію Ивановну, а по смерти ея невѣстку, неотлучно при немъ находившуюся. Каждый вечеръ усердно помолившись Богу, онъ склонялся ко сну на самое жесткое ложе. Постелью его служилъ примосточекъ у русской печи въ нижнемъ этажѣ дома, подлѣ самой двери въ холодныя сѣни. Не рѣдко дверь въ сѣни отходила, или оставалась недотворенною по недосмотру родныхъ; въ помѣщеніи такомъ становилось страшно холодно; но отецъ Петръ не обращалъ на то вниманія, какъ бы на дѣло стороннее. Приходившіе за совѣтами приносили ему иногда нѣсколько денегъ, иногда что-либо съѣстное, булку, крендельки, и иногда вещи; отецъ Петръ, если не успѣвали его родные отобрать принесенное, раздавалъ все то нищимъ, бѣднымъ людямъ изъ приходящихъ, а иногда бросалъ за окно, или жегъ, и не рѣдко цѣнныя вещи. По внѣшнему виду своему, онъ былъ весьма благообразенъ: довольно высокаго роста, имѣлъ чело возвышенное, носъ орлиный, глаза чрезвычайно выразительныя и взоръ глубоко-проницательный, волосы на главѣ и бородѣ серебристые; въ бѣломъ одѣяніи своемъ онъ казался существомъ не земнымъ.

Матеріальныя средства отца Петра къ прожитію съ семействомъ были самыя скудныя. По увольненіи отъ должности приходскаго священника, Епархіальное Попечительство о бѣдныхъ духовнаго званія назначило ему денежное пособіе по 8 руб. 70 к. въ годъ. Къ этому нищенскому содержанію служили добавочнымъ подспорьемъ тѣ мелкія приношенія посѣтителей копеечками, булочками, которыя, со стороны домашнихъ, во время оказывались усмотрѣнными и не были еще розданы руками отца Петра, относившагося къ такимъ подаяніямъ съ совершеннымъ безстрастіемъ.

Среди этихъ духовныхъ подвиговъ, въ виду явныхъ знаменій дѣйствовавшей чрезъ него благодати Божіей, непонятнымъ казалось, почему онъ весьма долгое время какъ-бы намѣренно уклонялся отъ явнаго въ виду другихъ пріобщенія святыхъ Таинъ. Это уклоненіе отъ Причащенія набрасывало какъ-бы нѣкую тѣнь на всю его подвижническую жизнь, какъ будто онъ, лишенный права служить, по гордости не принималъ пріобщенія отъ другаго священника. На вопросы знавшихъ его, почему онъ не причащается святыхъ Таинъ, подвижникъ отвѣчалъ: «я негоденъ, я недостоинъ». Другіе спрашивали: почему онъ не говѣетъ. Старецъ отвѣчалъ вышеприведенными словами: «я всегда говѣю» и болѣе ничего не говорилъ. По объясненію нѣкоторыхъ, чрезъ уклоненіе отъ Причащенія онъ внушалъ другимъ, съ какимъ испытаніемъ совѣсти должно приступить къ этому великому и пренебесному таинству. Одинъ весьма извѣстный по глубокому духовному просвѣщенію и странной судьбѣ, сперва духовный и даже священный инокъ, затѣмъ мірянинъ, но и въ мірѣ сохранившій до самой своей весьма назидательной кончины глубоко-благочестивое настроеніе, самый преданнѣйшій почитатель о. Петра примѣнялъ къ нему, въ объясненіе столь непонятнаго его уклоненія отъ великаго Таинства, слова Апостола Павла: Молилбыхся бо самъ азъ отлученъ быти отъ Христа по братіи моей, сродницѣхъ моихъ по плоти (Римл. 9, 3). По сему объясненію, отецъ Петръ, какъ духовный отецъ и руководитель весьма многихъ, самоотверженно подвергалъ себя лишенію самаго высшаго, самаго желаннаго блага, чтобы чрезъ этотъ подвигъ самопожертвованія испросить у Господа помилованіе тѣмъ, кто недостойнымъ причащеніемъ Его прогнѣвляетъ. Въ особенности якобы онъ имѣлъ въ виду духовныхъ братій, служителей алтаря, приступающихъ къ великому Таинству иногда безъ надлежащаго приготовленія. Есть впрочемъ, по сказанію жизнеописанія, свидѣтельства людей, заслуживающихъ довѣрія, которые утверждали, что отецъ Петръ ежегодно причащался запасныхъ святыхъ Даровъ тайно отъ другихъ. Но вопросъ стоитъ открытымъ, почему-же онъ таился здѣсь, когда зналъ, что многихъ это приводитъ въ недоумѣніе и смущеніе, или, можетъ быть, это лишеніе себя величайшаго изъ даровъ Божіихъ, или сокрытіе въ исполненіи важнѣйшаго христіанскаго долга входили въ подвигъ воспринятаго имъ на себя юродства.... Предъ концомъ своей жизни однакожъ онъ – явно исповѣдался, съ великимъ благоговѣніемъ причастился святыхъ Христовыхъ Таинъ, послѣ чего принялъ и помазаніе святымъ елеемъ.

Какимъ-же образомъ отецъ Петръ, жительствуя въ Угличѣ, сдѣлался основателемъ и строителемъ Рыбинскаго Софійскаго монастыря? По описанію того-же усерднаго собирателя мѣстныхъ историческихъ свѣдѣній о. протоіерея Ф. Морева{11}, дѣло было такъ: Въ сороковыхъ годахъ настоящаго столѣтія въ Адріановомъ монастырѣ Ярославской епархіи, къ семи верстахъ отъ города Пошехонья, подвизался знаменитый по святости жизни инокъ-іеромонахъ Адріанъ. Усиленная молитва, всегдашнее воздержаніе въ пищѣ и питіи, кроткое и привѣтливое обращеніе съ посѣтителями обители, глубокая мудрость предлагаемыхъ совѣтовъ привлекали къ отцу Адріану множество посѣтителей всѣхъ возрастовъ и сословій. Въ числѣ ихъ были благочестивыя вдовицы и юныя дѣвы, стремившіяся къ жизни богоугодной. Между ними чаще другихъ являлась къ нему нѣкая благочестивая дѣвица Матрона Ивановна Гулина и сама, наставляемая мудрымъ старцемъ, въ свою очередь руководила другихъ своихъ сверстницъ. По указанію подвижника, онѣ наняли себѣ общую квартиру, завели общій столъ, вмѣстѣ трудились, вели общее хозяйство; каждый день начинался у нихъ молитвою. Нужно-ли было начинать какую-либо работу, Гулина ходила за благословеніемъ къ старцу, и начатое дѣло вѣнчалось добрымъ успѣхомъ. Нужно-ли было произвести какія-либо улучшенія въ квартирѣ, или хозяйствѣ, общину рѣшалась на это не иначе, какъ по указанію старца. Въ февралѣ 1851 года, по распоряженію епархіальнаго начальства, іеромонахъ Адріанъ переведенъ былъ въ Югскую Доро(ф)ееву общежительную пустынь рыбинскаго уѣзда той-же ярославской губерніи. И община послѣдовала за своимъ руководителемъ и, по указанію его, нашла себѣ новое мѣсто жительства въ городѣ Мологѣ. Здѣсь, близъ Воскресенской церкви въ Заручьѣ, сестры наняли себѣ большой деревянный флигель и въ немъ, съ благословенія старца, завели вновь общежитіе по примѣру пошехонскаго. Въ новомъ мѣстѣ жительства какъ и въ Пошехоньѣ, распредѣлены были всѣ часы молитвы и дневныхъ занятій общины по указанію отца Адріана. Но вотъ старецъ началъ болѣть и видимо готовился оставить этотъ многомятежный міръ. Предъ кончиною его собрались старшія изъ сестеръ, и съ глубокою скорбію въ сердцѣ, со слезами на глазахъ, спрашивали старца, что имъ дѣлать? кто станетъ ими руководить? Старецъ предложилъ имъ обратиться къ отцу Петру Томаницкому. «Угличскій старецъ, сказалъ онъ, будетъ лучшимъ, чѣмъ я грѣшный, наставникомъ для васъ и устроителемъ дѣлъ вашихъ; чрезъ него Господь явитъ вамъ Свою великую и богатую милость». Послѣ погребенія іеромонаха Адріана, скончавшагося въ 1853 году, та же старшая сестра Матрона Гулина, съ нѣкоторыми изъ сестеръ, явилась къ отцу Петру и сказала о завѣщаніи отца Адріана. Услышавши о такомъ, новомъ для него, трудѣ и множествѣ сестеръ, ищущихъ его руководства, новонареченный наставникъ, съ нѣкоторымъ какъ бы юродствомъ, но далеко презирая впередъ, сказалъ сестрамъ: «о, хо, хо, какую груду камней оставилъ мнѣ отецъ Адріанъ!» Сестры упали къ ногамъ старца и слезно просили его покровительства. Тогда старецъ сказалъ: «будемъ каждый по силкамъ работать Господеви», и благословилъ общину переселиться въ Угличъ. Одна изъ сестеръ Марья Михайловна, болѣе другихъ смѣлая и рѣшительная, впослѣдствіи монахиня Митрофанія и настоятельница Иверскаго женскаго монастыря въ нижегородской губерніи, осмѣлилась просить благословенія у старца на начало открытія своего собственнаго монастыря. «А давно бы пора», быстро отвѣчалъ старецъ, и вновь умолкнулъ. Да гдѣ же, батюшко? «Пойди. Рѣка Волга широка и долга». Рѣшено было отправить старшихъ сестеръ воднымъ путемъ по Волгѣ пріискивать пригодное для обители мѣсто. Поиски нс увѣнчались успѣхомъ, о чемъ сестры возвратившись и сообщили старцу. «То-то дѣвочка, сказалъ отецъ Петръ, обратившись къ будущей монахинѣ Митрофаніи, «по своей дорожкѣ пойдешь, такъ и въ избу не войдешь». «Батюшка ты нашъ», сказали сестры, – вѣдь уже наскучила намъ жизнь кочевая». «Еще успѣете клобуки надѣть», отвѣтилъ старецъ и умолкъ.

Въ пятницу первой недѣли великаго поста, 7-го февраля 1858 года, явилась на совѣтъ къ отцу Петру игуменія Антонія, изъ рода дворянъ Мезенцевыхъ, настоятельница Кашинскаго женскаго монастыря, и предлагала на его обсужденіе свои монастырскія дѣла. При ней случайно пришли посѣтить старца три сестры общины: Матрона Ивановна Гулина, Марья Дмитріевна Свитина и, извѣстная намъ, Марья Михайловна. Неожиданно для всѣхъ, старецъ обращается къ игуменіи съ строгимъ видомъ и приказываетъ ей: «поѣзжай въ Рыбну{12} монастырь строить». Вечеромъ 8-го Февраля путница прибыла въ Рыбинскъ. Девятаго февраля, въ воскресенье послѣ литургіи, узнали о пріѣздѣ игуменіи многіе пзъ гражданъ и, въ томъ числѣ, купецъ Андрей Ивановичъ Миклютинъ, который пригласилъ ее къ себѣ. За симъ идетъ длинная исторія, столь знакомая на св. Руси, при построеніи храмовъ и обителей: по нѣкіимъ особеннымъ указаніямъ отыскивается мѣсто, какъ нельзя болѣе для монастыря удобное; внезапно являются болѣе или менѣе крупныя пожертвованія, тщательно скрываемыя отъ людской молвы ради угожденія единому Господу; врагъ спасенія воздвигаетъ затрудненія и препятствія, по-видимому, неодолимыя, но всѣ эти препятствія, какъ паутина, разсѣеваются; въ началѣ – бывшіе противники предпріемлемаго во славу Божію дѣла, силою благодати Господней, обращаются въ искреннѣйшихъ его приверженцевъ и покровителей{13}. Дѣло начатое въ 1858-мъ году кончается тѣмъ, что въ 1860-мъ году послѣдовало Высочайшее утвержденіе опредѣленія Святѣйшаго Сѵпода объ устроеніи общежительнаго женскаго монастыря во имя Софіи Премудрости Божіей, а въ томъ же году монастырь былъ заложенъ, въ 1861 году назначены были настоятельница и казначея обители, опредѣлены члены причта и освященъ первый храмъ обители, въ 1862 году съ особенною торжественностію былъ освященъ соборный ея храмъ, въ 1865 году утвердился въ обители полный иноческій чинъ, по образу другихъ старѣйшихъ обителей.

Старецъ, руководившій дѣломъ устроенія, нерѣдко удивлялся самъ и другимъ давалъ уразумѣвать въ этомъ дѣлѣ пути особеннаго промысла Божія. «Чудныя дѣла, чудныя дѣла! какія перемѣночки случились», говорилъ отецъ Петръ, мысленно взирая и удивляясь, какъ мірское и земное бытіе людей поднимается къ жизни церковно-благодатной, какъ духъ Христовъ воздѣйствовалъ въ мірскихъ людяхъ и подвигнулъ ихъ къ устроенію пристанища для подвижницъ, отказавшихся отъ жизни мірской, отъ угожденія плоти, и возлюбившихъ жизнь дѣвственную, богоугодную. На своемъ языкѣ своеобразномъ, старецъ выражалъ эту дивную перемѣну такими словами: «уголья то все равно, что въ церквахъ, что въ кузницѣ раздуваютъ»{14}.

По устроеніи монастыря, отцу Петру рѣже выпадали случаи принимать духовное участіе въ дѣлахъ обители Рыбинской. Замѣтили это и сестры монастыря. По этому одна изъ нихъ, посѣтивъ отца Петра, сказала ему за себя и за своихъ сестеръ: «вы насъ оставили». Прозорливецъ отвѣтилъ на это: «не забуду, не оставлю», и завѣщалъ похоронить себя въ новоустроенномъ Рыбинскомъ Софійскомъ монастырѣ.

Отецъ Петръ благодатію Божіею провидѣлъ даже самое мѣсто успокоенія для своего преутружденнаго подвигами тѣла. Своей невѣсткѣ онъ говорилъ: «въ Рыбинскомъ-то монастырькѣ, какъ идешь въ соборъ то, на правой то рукѣ, больно хорошъ поповъ то домикъ». Слова эти казались непонятными: никакого священническаго дома съ правой стороны собора не было, но послѣ оправдались эти слова въ буквальной точности. По блаженной кончинѣ старца рыбинскіе почетные граждане просили о перенесеніи тѣла усопшаго изъ слободы Іерусалимской въ новоустроенный монастырь. Ярославскій архіепископъ Нилъ, соизволивъ на сію просьбу, самъ указалъ мѣсто упокоенія почившему въ стѣнахъ монастырскаго собора, на правой рукѣ отъ западныхъ дверей въ особомъ, какъ бы нарочно для того приготовленномъ, притворѣ. Такъ и было поступлено. На правой сторонѣ, какъ входишь въ соборный храмъ Софійскаго монастыря, дѣйствительно красуется теперь домикъ (маленькій отдѣльный притворъ) упокоенія іерея Петра.

Самая кончина достопамятнаго подвижника послѣдовала такъ: еще за годъ до нея, отецъ Петръ сталъ часто говорить: «пора ужъ домой». Руководимые его совѣтами изъявляли по поводу сихъ словъ горькое о немъ сожалѣніе. Старецъ говорилъ имъ: «молитесь; немножко житья и поприбудетъ свѣчками (молитвами) дѣтскими». За полгода до кончины, лѣвая рука старца и вся половина тѣла поражены были параличемъ. Для него стало тягостію принимать посѣтителей; но число ихъ, при первой вѣсти о болѣзни старца и видимо угасавшей жизни, постоянно увеличивалось. Всѣ желали получить благословеніе человѣка Божія, наставленіе для жизни; нѣкоторые же, питая въ душѣ особенныя чувства благоговѣнія и благодарности за духовную воспринятую помощь, желали быть при немъ неотлучно, чтобы, если возможно, видѣть его кончину. За нѣсколько дней до смерти, старецъ, на вопросъ одного близкаго родственника о состояніи его здоровья, отвѣтилъ: «плохо» и присовокупилъ: «приготовляй гробъ». «Для кого же?» спросилъ тотъ. «Да хоть бы и для меня», отвѣтилъ прозорливецъ. Слишкомъ изнемогши силами, преутружденный подвигами жизни, старецъ, какъ выше о семъ сказано, исповѣдался, пріобщился святыхъ Христовыхъ Таинъ, принялъ таинство елеосвященія, но не пожелалъ врачебныхъ пособій и вновь изъявилъ желаніе быть погребеннымъ въ Рыбинскомъ Софійскомъ монастырѣ. При послѣднемъ мирномъ и тихомъ вздохѣ, онъ сдѣлалъ одно движеніе лѣвою ногою, какъ бы переступилъ ею одинъ шагъ. Подвижникъ скончался 3 сентября 1866 года, примѣрно полагая, 85 лѣтъ отъ рожденія{15}.

«Христіанинъ! Будь, а не кажись, вотъ одно изъ важныхъ для тебя правилъ», заключаетъ свое знаменитое слово о жизни сокровенной въ Богѣ приснопамятный святитель Филаретъ. «Познай несравненное достоинство скромной, тихой сокровенной добродѣтели. Ей свойственно быть тайною для земли, потому что она небесной породы, и для неба существуетъ. Совершай ее въ тайнѣ и охраняй отъ глазъ человѣческихъ, часто нечистыхъ и вредящихъ ея чистотѣ, а представляй тщательно и непрестанно чистому и очищающему оку Божію. И Отецъ твой, видяй въ тайнѣ, воздастъ тебѣ явно».

Въ жизнеописаніи отца Петра собрано довольно свѣдѣній о дарѣ прозрѣнія его, о подаяніи чрезъ него благодатныхъ исцѣленій отъ болѣзней, которыя продолжаются и по блаженной его кончинѣ.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1889. № 1. С. 3-13.

 

{1} Жизнь и дѣянія прозорливаго старца отца Петра Томаницкаго. Ярославль. 1886 г. стр. 48. Пособіями къ составление сего жизнеописанія для о. протоіерея Ф. Морева были 1) Брошюра А. Вухарева: Воспоминаніе объ о. Петрѣ Томаницкомъ (Яросл. 1871 г.), 2) Обозрѣніе епархіи преосв. Іонаѳаномъ, архіеп. Яросл. (Яросл. 1881 г.) и 3) Записки священника Рыбинскаго женскаго монастыря о. Петра Семеновскаго. При составленіи сей замѣтки мы пользовались вышеназванною брошюрою о. протоіерея Морева и личными воспоминаніями.

{2} Стр. 5.

{3} Стр. 6.

{4} Стр. 10.

{5} Стр. 14.

{6} Стр. 12 и 13.

{7} Стр. 16-17.

{8} Стр. 17.

{9} Стр. 19.

{10} Стр. 23, 34.

{11} Брошюра о. протоіерея подъ заглавіемъ: «Рыбинскій Софійскій женскій монастырь». Ярославль 1886 г.

{12} Такъ называется въ просторѣчіи городъ Рыбинскъ.

{13} Желающимъ ближе ознакомиться съ ходомъ этого дѣла рекомендуемъ вышеназванную брошюру о. протоіерея Ф. Морева.

{14 Жизнеописанія стр. 45.

{15 Жизнеописанія стр. 47.

https://afanasiy.net/blazhennyy-ierei-petr-tomanitskiy

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.

Архиепископ Сильвестр (Лебединский)