Опубликовано Общество - пн, 09/14/2020 - 21:29

Благотворительность в Харькове.

Благотворительность в Харькове имеет богатую историю. Среди имен, дошедших до нашего современника известны купцы Уткины, промышленники Рыжовы, Алчевские, Квитки и многие, многие другие.

Понятие благотворительности предполагает собой оказание бескорыстной (безвоз-мездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также со-держания помощи.

Ф

Ф

Ф

Одним из первых значительных проектов благотворительности в Харькове было открытие 1 июля 1842 года Детского приюта. Самыми крупными жертвователями приюта были граф Орлов-Денисов, губернский предводитель князь Голицын, генеральша Корсакова. Существование учреждения поддерживалось, кроме про-центов с капитала, ежегодными членскими взносами почетных членов и почетных старшин, пожертвованиями частных лиц, различными лотереями, концертами, маскарадами и кружечным сбором.

 Спустя год после открытия приюта, в 1843 году, в Харькове возникло новое благотворительное учреждение – Харьковское Благотворительное Общество. Обязано оно своим возникновением харьковскому губернатору С.Н.Муханову. Образование общества встретило горячее сочувствие со стороны генерал-губернатора кн. Долгорукова и его супруги, Люции Осиповны, отличавшихся по отзывам современников отзывчивостью на всякое доброе дело. Муханов встретил также поддержку и в высших сферах. Общество было принято под попечительство Великой Княгини Марии Александровны. Его устав утвержден 27 сентября 1843г. Общество ставило целью оказывать вспоможение людям бедного состояния, которые по старости или по сиротству и безприютному положению имеют нужду в призрении. Брало на себя попечение о малолетних бесприютных сиротах обоего пола, всех сословий: помещало их в особо устроенном для них доме, воспитывало и давало первоначальное обучение, после чего дети поступали в учебные заведения, на фабрики, заводы и в ремесленные мастерские или на воспитание людям, известным своей благотворительностью. Члены общества делились на почетных, действительных, благотворителей и сотрудников. Генерал-губернатор, губернатор, архиерей, губернский предводитель и Харьковский городской голова признавались непременными почетными членами. В состав общества вошли наиболее видные представители местного дворянства и купечества Губернатор Муханов, княгиня Долгорукова, граф Юрий Александрович Головкин, епископ Иннокентий, помещица Веселовская, баронесса Розен, Щербинина, Хрущова, Хорват, князь Цертелев, судья Нахимов, вице-губернатор Данзас, Римский-Корсаков, полковник Кокушкин. В качестве сотрудников в делах Общества приняли участие г-жа Абаза, Алфераки, Данейкович, Климов, Якимов, Прожанский, Кузин, Ольденборгер. В разряд благотворителей были внесены более 80 лиц. Пожертвования поступали не только деньгами но и всякими припасами: аптекари давали лекарства, купец Скрынников – все нужное для больницы, купец Кучеренко – дрова, почетный Гражданин Котляров – мебель. Жертвовались скатерти, салфетки, мука, капуста, печеный хлеб, крупа и т.п.

Ф

Ф

Ф

Таким образом, мы видим, что традиции благотворительности в Харьковской губернии были почетным занятием наших пращуров. И не случайно. Ведь главной целью жизни каждого человека является спасение его собственной души. Есть несколько путей достижения этого спасения. Для монахов – это преимущественно подвиг молитвенный, исихазм, уединение, отречение от мира. Для мирян же одна из возможностей спасения собственной души — творить добрые дела по
отношению к своему ближнему ради Христа, во исполнение Его заповедей. Наивысшим примером жертвенности среди мирян можно назвать православных христианок из сестричества преподобномученицы Вели-кой княгини Елизаветы возродившей институт диаконисс. Сестры, приходившие к ней не были монахинями, но при этом полностью посвящали свою жизнь на служение ближним.

Материал подготовлен сотрудниками редакции «Покровского вестника»

Жизнь современного человека подчинена стремительному темпу современной цивилизации. Все мы непременно куда-то спешим, суетимся, стараясь обеспечить себе комфортную жизнь, и крайне редко обращаем внимание на тех, кто находится рядом. Два-три слова, брошенные в соцсетях или СМС: «Как дела?» – «Ок!» – это все, на что способно наше внимание к ближнему, а понятие «дела милосердия» кажется давно ушедшим в прошлое атавизмом. Но ах, как хочется, чтобы это выражение все-таки вошло в нашу сегодняшнюю жизнь. А для этого необходимо повнимательнее всмотреться в историю. Благотворительные учреждения в Харькове в 17-18
веках формировались вокруг храмов. Прихожан связывала не только забота о благолепии Дома Божия, но и потребность проявить свою веру в делах любви. Так при церквях появлялись братства, а они, в свою очередь, устраивали больницы и богадельни где призреваемые находили кров, тепло и пищу. В 1732 г. таких заведений было два – при Соборной и Рождественской церквях. На смену братской благотворительности приходит благотворительность казенная, которая взяла на попечение уже существующие богадельни. Но в обществе, основанном на христианских ценностях, потребность в милосердии не угасала. В начале 19 века городское дворянство по инициативе писателя Григория Квитки-Основьяненко устраивает Харьковское Об-щество благотворительности. За дворянством последовало духовенство, организовав по-печительство о бедных духовного звания.Вспышка холеры и голод в 30-х годах 19-го ст. снова дают повод для подъема благотворительности, к которому присоединяется уже и купечество. Так в Харькове закреплялись традиции в делах христианской любви, не признававшей сословных рамок. Особое внимание для оказания попечительской помощи, конечно же, уделялось детям-сиротам. В 1839 году выходит Императорский Указ «Положение о детских приютах», на которое живо откликается харьковское губернское попечительство. Первый детский приют в нашем городе был открыт благодаря по-жертвованию генералом от кавалерии графом Орловым-Денисовым огромной по тем временам суммы – 10 000 рублей. Кто из наших современников готов пожертвовать подобный капитал? А ведь сирот в нашем городе отнюдь не меньше, чем тогда. В дореволюционных детских приютах для девочек воспитанницы, помимо крова и пропитания, получали еще и неплохое образование. Грамоте и наукам они обучались по программе народных училищ и получали навыки шитья и рукоделия. Благодаря этому девицы сами себе изготавливали чулки, постельное белье и платье. Для получения дальнейшего образования их переводили в школу харьковского Благотворительного общества, где они и находились до 17 лет. В 1900 году в Харькове насчитывалось более 80-ти благотворительных учреждений различной направленности. В Харьковской губернии – 122.

Ф

Ф

    Каждый дворянин считал своим долгом жертвовать силы и средства на добрые дела, считая это нормой своей жизни и передавая это особое мироощущение любви и милосердия своим потомкам. Ярким примером этому служит жизнеописание великого святого современности– святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца, одним из самых значительных дел которого в Китае было учреждение детского приюта во имя свт. Тихона Задонского. Беспризорные дети – это было первое, что поразило владыку Иоанна по приезду в Шанхай и он принялся собирать брошенных малюток, вытаскивая их порой даже из мусорных баков. Святитель не только давал им питание и кров, но и крестил китайских детей, а также внимательно следил за их воспитанием в православной вере. Часть воспитанников этого приюта последовали за своим архипастырем в Америку, и сегодня многие из них свидетельствуют о святости этого великого подвижника.Но сам будущий святитель Иоанн навыкал в делах милосердия непосредственно в нашем городе, где его бабушка по материнской линии была сопредседателем в обществе призрения бесприютных мало-летних сирот и в Харьковском благотворительном обществе. А ее супруг, Михаил Михайлович Севастьянович, действительный статский советник, был врачебным инспектором в Харькове, доктором медицины и попечителем общества сестер милосердия. Добровольный уход за ранеными как общественное движение сестер милосердия зарождается во время Крымской войны 1854-1856 гг. Подготовкой девушек для этого служения стали заниматься различные организации, в первую очередь – так называемые сестринские общины. Это были светские по духу и благотворительные по сути объединения. В Харькове общину сестер милосердия учредили в 1872 году. С наступлением турецкой войны многие харьковчанки пожелали стать под знамя «Красного Креста» и ухаживать за больными и ранеными. Подготовкой сестер милосердия решило заняться Харьковское медицинское общество, одним из соучредителей которого и был дедушка святителя Иоанна. Занятия проходили в лечебнице общества, Александровской больнице и в университетских хирургических клиниках. Благотворителями в Харькове были не только представители дворянского сословия. Это было нормой для всех слоев тогдашнего общества. Ярким примером этому может послужить деятельность известного слобожанского промышленника Павла Рыжова. Его горячую веру в Бога связывают с чудесным исцелением, незрячей дочери во время одного из приездов в наш город святого Иоанна Крондштатского. Это событие так впечатлило предпринимателя, что он решает отблагодарить Бога особым служением – литьем колоколов. Сейчас в Харьковском епархиальном музее хранится колокол, отлитый на этом заводе. Самым известным продуктом, прославившим не только завод Рыжова, но и Харьков-скую губернию на всю Империю был гигантский шестнадцатитонный колокол, изготовленный специально для
Успенского собора. Это чудо литейного дела, диаметром около трех метров, устанавливали на первом ярусе колокольни при большом стечении народа 29 сентября 1863 года. Другой колокол, прославивший Харьков, братья Рыжовы изготовили в 1890-м году из чистого серебра в память о чудесном спасении царской семьи под Борками. Катастрофа императорского поезда произошла всего двумя годами ранее – в 1888 году и сильно повлияла на развитие нашего региона. Было открыто Коммерческое училище имени Александра III (сейчас в его здании размещается Национальная Юридическая Академия им. Ярослава Мудрого), создано несколько благотворительных организаций, учреждены стипендии, улучшено материальное обеспечение университетских клиник. На месте крушения Царского поезда, в память о чудесном спасении
Венценосной Семьи, был построен величественный храм (освящен в 1894) и прихрамовые помещения, впоследствии заселенные монахами Святогорской пустыни. Официально это место стало называться Спасов скит, однако в народе его прозвали «второе Дивеево». Отлитие колокола на заводе Рыжова было самым первым актом увековечивания памяти этой катастрофы в нашем городе. Материал для колокола собирали всем миром. Историк Артем Левченко писал, что «тысячи харьковчан, спеша внести свою лепту в создание необыкновенного колокола, несли в храмы фамильное серебро, украшения и трудовые серебряные копейки». Объем пожертвований превзошел все ожидания: всего за месяц набралось серебра не на 10-ти пудовый, как планировалось изначально, а 20-ти пудовый колокол, который водрузили на колокольню Благовещенской церкви. Вот так харьковчане могли реагировать на значимые события своего города. Разные сословия – богатые и бедные собирались, чтобы откликнуться на чужую боль. Способны ли мы, их потомки деятельно проявлять свою любовь к ближнему, чтобы наши дети могли когда-нибудь сказать: «будьте милосердны, ведь наши родители были такими!»
Александра Драчева

https://obitel.kh.ua/pokrov-periodical/articles/vzglyad-v-istoriyu/

Теги

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)