Опубликовано Общество - чт, 01/02/2020 - 20:01

Ахтырский Троицкий монастырь

 

(А. Парамонов, А. Парийский)

Троицкий монастырь в Ахтырке, наряду с Успенским Святогорским и Преображенским в Куряже, входил в число наиболее богатых и почитаемых на Слободской Украине в конце XVII - первой половине XVIII ст. Его постройки располагались на скалистой горе Ахтыр на правом берегу Ворсклы. Здесь 29 сентября 1641 г. польский урядник Кульчевский вместе с украинскими казаками выстроил приграничное укрепление, которое в июле 1647 г. по договору было передано России. Укрепление просуществовало до 1650 г., после чего было разобрано[1].

В 1653 г. на левобережье Ворсклы пришли переселенцы с Правобережной Украины и на речке Ахтырке основали одноименное поселение.

В 1654 г. в Ахтырку из Лебедина, спасаясь от преследований униатов, пришел игумен Иоаникий с 40 монахами, церковной утварью и колоколами[2]. Они основали монастырь на горе, где до 1650 г. стоял «стоялый острожек». Время было неспокойное, и первые монастырские строения частично были «ископаны» монахами внутри горы. Они, как писал Филарет Гумилевский, еще сохранялись в середине XIX ст. в полуразрушенном состоянии. Такие пещеры до 1970-х годов были и в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.

В конце XVII - начале XVIII ст. на деньги полковника Ахтырского полка Фёдора Осиповича Осипова строится первый каменный Благовещенский храм монастыря. Храм был разобран в 80-е годы XVIII ст., не сохранилось даже его схематического плана. Однако можно предположить, что это была небольшая трехчастная одноглавая постройка, напоминавшая храм в Сулимовке 1708 г.[3] К этому же типу принадлежал и Успенский собор Святогорского монастыря; однако, выстроенный русскими мастерами, он имел трехчастный алтарь, крупный, примерно 13´13 м центральный объем с приземистым куполом, почти равным по ширине четверику. Его крутая кровля завершалась по слобожанской традиции двухъярусным фонарем.

Окончательно ансамбль каменных строений монастыря сложился в 1720-1730-х годах при Тимофее Васильевиче Надаржинском – соратнике и духовнике Петра Великого, бывшем протоиерее Благовещенского собора Московского Кремля. Он получил от царя крупные земельные пожалованья в окрестностях Ахтырки. Благодаря ему в годы запрета каменного строительства, связанного с Северной войной, монастырь оделся в камень. Так был создан один из лучших ансамблей на Слободской Украине.

Первым в 1720-24 гг. выстроили соборный храм. В плане он повторял известную по Покровскому собору в Харькове и Николаевской церкви Святогорского монастыря схему: к восьмигранному нефу примыкали шестигранные алтарь и бабинец.. Собор разрушили в 40-е годы, его обмеры не были произведены, о его плане можно судить лишь по схематическому чертежу конца XVIII ст.

Центральная часть собора отличалась крупными размерами. Его внутренние размеры ориентировочно составляли 14´14. В боковых стенах первого верха поместилось два крупных оконных проема. Внутренняя площадь храма, по сравнению с Покровским собором в Харькове, увеличилась почти в полтора раза – примерно на 40 м2. Плановая схема Троицкого собора повлияла на построение плана Покровского собора в Ахтырке, выстроенного через четверть столетия уже профессиональными архитекторами по проекту В. Растрелли при участии ученика Д. Ухтомского – Семена Дудинского. Лишь в 60-е годы XVIII ст. слобожанские мастера вернутся к задачам, с блеском решенным строителем храма. Именно тогда появятся храмы с крупным центральным нефом и восьмигранными в плане алтарем и бабинцем[4], собор Николаевского казачьего монастыря под Змиевым с нефом близких размеров, алтарь и бабинец прямоугольной формы которого были усложнены в плане боковыми конхами.

Алтарь и бабинец монастырского собора имели глубину около 7 метров и завершались крупными одноярусными верхами, стоявшими на высоких заломах и увенчанными деревянными фонарями и главами с перехватами, – видимо, они первоначально напоминали завершения Николаевского собора в Нежине и Преображенского в Изюме, но в начале XIX ст. были переделаны. Центральный верх состоял из трех ярусов. Среди ярусных башенных храмов Слобожанщины только церковь Николая Казацкого в Путивле (1735-1737 г.) имеет открытый в интерьере трёхъярусный верх, хотя в деревянных храмах встречаются и четырехъярусные завершения. Описаний интерьера Троицкого собора не сохранилось, но, очевидно, к нему подходили все те превосходные эпитеты, которыми пользовался С. А. Таранущенко, говоря об интерьере Покровского собора в Харькове. Высота первого яруса храма по фасаду была примерно 12,2 м., высота интерьера отвечала тройной высоте стен до начала первого залома и равнялась примерно 30 м. Пространство башни пересекалось четырьмя световыми ореолами, льющимися из 32-х оконных проемов. Особенно крупными, высотой до трех метров, были шесть окон первого яруса. Все окна храма были с прямоугольными перемычками, уложенными по железным полосам – прием известный на Северщине, но почти не встречавшийся в Слободской Украине. Высота центральной башни по фасаду составляла более 40 м.

Наружный декор храма отличался сдержанностью, в духе Петровского времени. Оконные проемы обрамлялись профильной рамкой, полуколоннами на висячих кронштейнах, и завершались вогнутыми треугольными разорванными фронтонами с шарами-фиалами на пьедестале. Сложные карнизы напоминали карнизы Покровского храма в Харькове и включали 3-4 ряда поребрика. Под карнизами второго яруса центрального верха стояли керамические розетки. По форме они походили на крышки керамических кадильниц, изготовлявшихся украинскими ремесленниками в XVI–XVII ст. Окна в последних ярусах всех трех верхов были крупнее и обрамлены массивной профильной рамкой. Все углы нижнего объема храма украшали пучки полуколонок на кронштейнах, разделенных треугольными тягами. Эта деталь декора, характерная для русской архитектуры середины – второй половины XVII ст., так последовательно была применена в Слободской Украине лишь в трёх храмах[5]. В Ахтырском храме она особенно к месту, придавая не усложненным пристройками башенным объемом остроту и экспрессию.

Стены собора, как в других слобожанских храмах, были побелены по затирке, фонари завершений имели живописные вставки. На алтарной стене под центральным окном помещалось крупное монументальное изображение Богоматери «Всех скорбящих радость» – образа, издавна хранившегося в монастыре и почитаемого в народе.

Во второй половине XIX ст. храм с трёх сторон окружался пристройками, превратившись в трёхкупольную базилику – лишь алтарная стена оставалась незастроенной. Декор первого яруса при этом был почти полностью уничтожен – только некоторые элементы его воспроизвели на стенах пристройки, что дало возможность выполнить графическую реконструкцию храма.

Тогда же, до 1729 г., при Т. О. Надаржинском, начато строительство трапезного корпуса с церковью[6] и келиями, а также башни-колокольни на самой высокой точке монастырской горы; окончили его уже при его приемнике в 1730-е годы.

Трапезная церковь с корпусом[7], судя по схематическому плану 1793 г., была очень близка выстроенной примерно в эти же годы Харлампиевской церкви Гамалеевского монастыря под Шосткой. Церковь была зального типа с пятистенной абсидой, перекрытой полусферическим куполом на высоком массивном барабане. За ней располагалась прямоугольная трапезная чуть большей ширины а через сени - келии. Как и в Гамалеевке, декор постройки был минимальным – широкие пилястры по углам и осям поперечных стен и раскрепованные на них сложно-профильные карнизы характерного для Гетманщины типа. Приземистые арочные окна с чуть расширяющимися откосами либо вообще не имели наличников, либо были обрамлены характерной для Черниговщины прямоугольной «ушастой» рамкой. Купол церкви, высокий, грушевидной формы с перехватом, венчался высоким фонарем с такой же главкой. Корпус трапезной стоял к востоку от колокольни на месте теперешних келий.

Про колокольню следует сказать особо. Ее выстроил тот же мастер, что и Троицкий собор. Ныне в несколько поврежденном виде, она единственная сохранилась из всего ансамбля. Колокольня восьмигранная, ярусная, высотой (вместе с главкой) примерно 28 м. Диаметр окружности, описанной вокруг основания, 10,5 м.

Первоначальная высота первого яруса 5,3 м – 3 торговых сажени по 176,4 см. Ранее он завершался сложным зубчатым карнизом из нескольких рядов поребрика и каменным парапетом обхода – гульбища второго яруса. Эти детали обветшали в XIX ст. и были переложены, а сейчас отсутствуют. Стены первого яруса толстые, 1,7 м толщиной с двумя пушечными окнами-печурами на запад и на юг. Справа широкая внутристенная лестница ведет в верхние ярусы башни. Первоначально в западной стене был вход в подземную галерею, облицованную кирпичом. Видимо это был тайник с колодцем как в Колодезьной башне Ивангорода или в звонковой Изборской крепости. Брусчатый накатный потолок яруса спирался на короткий залом. Еще в XVIII ст. оборонный ярус был превращен в часовю, его окна увеличены в высоту и оформлены тимпанами, близкими к окнам собора[8]. Часовня здесь и сейчас. Современные мастера выковывали изящные решетчатые двери входа в лучших традициях украинских ковалей XVII-XVIII ст. Во втором и третьем ярусе колокольни кельи с колодными косяками окон и дверей, накатными потолками, почти как три столетия тому назад. Из звонового яруса, через арки древних потрескавшихся стен открывается незабываемый вид на окрестности – заливные луга, дальние села, петляющую под горой Ворсклу.

Высокий, стройный звоновой ярус покрыт стройным каменным шатром с восьмью окнами-слухами, расположенными ступенчато и обрамленными наличниками с треугольными фронтончиками. Те из них, которые расположены ниже, имеют круглую амбразуру.

Колокольня, спроектированная народным мастером, является запоздалой репликой московских ярусных «нарышкинских» построек. В следующем десятилетии по ее образцу будет надстроена в камне колокольня Покровского собора в Харькове[9].

О других постройках монастыря, разобранных в конце XVIII столетия, среди которых были больничные палаты с Петропавловской церковью, неизвестно ничего.

В 1741 г. окончено строительство оборонных стен с воротами. Стены имели толщину 1,25 м и высоту 2,8-3 м., как и в Гамалеевском монастыре они стояли на невысоком валу. В длину стены протягивались на 269 саженей, их план повторял округлую форму вершины горы. На высоте 1,5-1,6 м в них были ключевидные бойницы. Единственный крутой въезд вел к массивным монастырским воротам на западной стороне холма, представлявших собой почти квадратную постройку с толстыми стенами и широкими сводчатым проездом. Проезд закрывался воротными полотнищами с двух сторон. Имели ли ворота оборонные приспособления, как в Гамалеевке, сказать по схематическому плану трудно, зато об их внешнем виде мы можем составить четкое представление. В Слободской Украине подобные постройки не сохранились, за исключением каменных ворот пустыни в Кочетке под Чугуевом, вид которых еще в XIX ст. помнили старожилы. Однако в Старом Осколе Белгородской области такие ворота, выстроенные слобожанскими мастерами в 80-е годы XVIII ст., чудом уцелели. Высокий фигурный фронтон ворот с нишей для иконы имеет высоту примерно 11,5 м. Рядом сохранилась рубленая из сосновых пластин без остатка хата с покрытой гонтом мансардной кровлей. Под свесом кровли расположена консольная галерейка-балкон, украшенный сквозным орнаментом в духе народной архитектуры Левобережья.

Ворота напоминают в уменьшенном виде монастырские брамы Западной Украины и Белоруссии (Епископские ворота во Владимире-Волынском, ворота монастыря Бернардинцев в Луцке и т.д.), хата – корчму первой половины XIX ст., недавно перевезенную в музей народной архитектуры под открытым небом Переяславского музея-заповедника.

Стены с воротами и трапезный корпус монастыря были разобраны в первой четверти XIX ст. для постройки губернаторского дома со службами в Ахтырке.

Позднее, после повторного открытия монастыря в 1843 г., была выстроена новая ограда с многочленными башенками и воротами в псевдоготическом стиле, подземная трехярусная часовня в склоне горы, новые корпуса келий с Благовещенской церковью[10] и дом настоятеля.

Сложившийся ансамбль монастырских построек, наряду со Святогорским и Хорошевским был одним из самых эффектных на Слобожанщине. Особенно красив монастырь был от поворота ведущей к нему дороги – отсюда комплекс скрупулезно запечатлел маслом неизвестный художник в конце XIX ст. и для плывущих по Ворскле, делавшей петлю у монастырской горы.

Троицкий монастырь разделил печальную участь других святынь края – в 1922 г. он был ликвидирован, а постройки переданы колонии для беспризорных. В Великую Отечественную войну здания пострадали от артиллерийского обстрела и как бесхозные руины были до основания разобраны на кирпич жителями окрестных сел.

Возрождение монастыря ведет свое начало с осени 1998 г., когда на заросший бурьяном пустырь с руинами башни пришли трое первых насельников. За полтора десятка лет трудом и молитвой святыня поднимается из руин – отремонтирована башня-колокольня, рядом по проекту архитектора Трегубова возведен братский корпус в стиле первых монастырских построек начала XVIII ст., заложено основание первого монастырского храма.

[1] см. Акты Московского Государства… СПб, 1894, т. 2, с. 224.

[2] Филарет Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Т.2…

[3] Ранее храм датировался 1628 г., новая датировка принята после исследований С. Юрченко и А. Шамраевой.

[4] Покровские храмы в Сумах и Ольшане.

[5] Кроме собора Ахтырского Троицкого монастыря это собор Змиевского Казачьего монастыря и Воскресенская церковь в Сумах.

[6] Церковь первоначально видимо была освящена во имя Антония и Феодосия Печерских, но с построением новой трапезной в восточной части монастыря стала Благовещенским собором.

[7] Разобрана в конце XVIII ст.

[8] Сейчас восстановлены с некоторым упрощением профилей.

[9] Здесь из-за меньшего диаметра основания обходную галерею, существовавшую ранее, когда верх был деревянным, сделать не получилось, но зато в келье третьего яруса выложили пять окошек-бойниц.

[10] На месте древней, конца XVII ст.

 

 

1857 год. Ахтырский Троицкий монастырь "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

Ахтырский Троицкий монастырь, после Святогорского первый по красоте своего местоположения. В 4 верстах от Ахтырки к северу стоит гора круглая, как шатер, покрытая зеленью, как вековой свежий дуб. Окружность ея около 200 саж., а высота отвесная до 15 саж.; при подошве ея вьется Ворскла и обтекает ее почти кругом, так что остается один перешеек для проезда. На северо-запад величественного холма идут горы по берегу Ворсклы, покрытые лесом; на юго-востоке — луга. На этой-то скале недавно восстановлен монастырь, один из древнейших в Украине.

Иоанникий, игумен Троицкого монастыря, прибыл из-за Днепра в Ахтырку со всею братиею своею в числе 40 человек, с утварью церковною, с книгами, ризами и даже колоколами. Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и езуиты гнали детей православия в гроб. Оставалось бежать, куда только можно было бежать. Бедные странники в следствие сострадательной просьбы жителей гор. Алешин, по царской воле, получили для основания обители прекрасную гору Ахтырь с прилежащими к ней пустопорожними землями. Это было в 1654г. (72). Первый храм, деревянный, построен был во имя Благовещения Богоматери и монастырь назван Благовещенским. Ахтырский полковник Федор Осиповичь Осипов построил каменной храм Благовещения. Название Благовещенского оставалось за монастырем около 70 лет, и память основателя чтили с благоговением. Так в Святогорском Синодике 1710 г. записан: “род иеромонаха Иоанникия, игумена монастыря Ахтырского”, и ниже: “поминовение сродник и братий монастыря Благовещенского Ахтырского: помяни Господи иеромонахов Иоанникия, Федора” и проч.

В 1720г. богатый Тростенец и некоторые другие имения были отданы Петром I духовнику своему, Благовещенского собора протоиерею, Тимофею Васильевичу Надаржинскому. И в 1724 г. о. Тимофей построил в Ахтырском монастыре каменной храм св. Троицы, оградив монастырь каменною оградою, на протяжении 269 саженей. Надпись под местными образом собора говорит:

“Во всех прославленной в честь и славу тричисленного своего имени устрои совершити храм сей 1724 года, при непобедимой державе всепресветлейшого Императора Российского Петра Великого, того же года коронование Ея Величества Государыни и Великой Княгини Екатерины Алексеевны, особливым иждивением и трудами Их Величества духовника, протопресвитера Тимофея Васильевича”. По благословению преосвященного Епифания, епископа Белогородского, монастырь стал тогда называться Троицким. Тимофей Васильевич, царский духовник, и в конце жизни ктитор и инок Ахтырского монастыря, был лице замечательное. Он происходил из дворянской фамилии, переселившейся из-за Днепра в Украину; приняв сан священства, он был священником, а потом протоиереем в слоб. Тростенце: его незлобие и усердная служба престолу Божию стали известными царю Петру и он в 1703г. призвал его ко двору своему в звание протоиерея придворного Благовещенского собора и духовника Его царского Величества. В след за тем Надаржинский был принят в звание духовника всей царской фамилии; по примеру же Царя и многие вельможи, особенно военные, приняли его себе в духовного отца. Отец Тимофей был неотлучный спутник Царя во всех его походах и путешествиях. В 1704 г. по взятии Нарвы Государь пожаловал духовнику найденный в этом городе драгоценный крест с мощами, осыпанный алмазами. В продолжение Шведской кампании он неустрашимо бывал на штурмах и сражениях вместе с Петром; о. Тимофей доставлял Петру и донос на Мазепу, к несчастию России попавший после того в руки продажных судей. В Турецкую войну он также был на Пруте: “жертву Богу приносил молящи, да бусурман наветы не успевают Христова раба одолети”. Он отправлялся с Петром по морю и в Персидскую кампанию; дикие волны Каспия едва не погрузили тогда на дно свое отважных путников; о. Тимофей подкреплял твердого Петра упованием на Бога. В 1712 г. Петр пожаловал о. Тимофею портрет свой, осыпанной бриллиантами, а Царица своими руками пришила его на персях духовника. В 1717 г. он сопровождал Царя в чужие краи и был с ним в Париже. Надаржинский сохранил звание свое и в короткое царствование Екатерины I, а по смерти её в 1727 г. удалился от двора в Тростенец. Здесь, лишась сына Алексея, которого нежно любил, он разделил иминие свое между остальными детьми, обогатил вкладами обитель Ахтырскую в некоторые храмы и “оставшись только с душею и телом”, отказался от света, приняв схиму и имя Товии в Троицком монастыре.

“В Троицу верова в жизни, Троице при кончине даде обет служити

Убо и в сем чине Троица сама изволи три дни ему жити,

Еже тем веру к Себе его всем явити”.

Преосвященный Епифаний сам погребал добродетельного старца; его положили на правой стороне внутри Троицкого собора. Это было в 1729 г. (73).

Сын о. Товии, Осип Тимофеевич Надаржинский, построил каменную трапезу с колокольнею, больницу и в ней храм во имя Петра и Павла. Это было в 1741 году.

По сохранившейся описи монастыря 1732 г. видно, что тогда уже два храма обители — Троицкий и Благовещенский украшены, были богато. Наприм., одно Евангелие было обложено сверху и снизу серебром, на верхней деке чеканной образ Святыя Троицы, на нижней такое же изображение Благовещения; 5 других Евангелий также украшены были серебренными накладками, два креста серебр. чеканных, гробница, 3 потира с прибором, блюдо для благословения хлебов, 3 кадила, все серебренные; наконец библиотека была довольно богата книгами (74)

Под местными иконами была надпись: “в честь и славу Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа, свят. Пречистой, Преблагословенной Божией Матери.... за бытие великого Господина Преосвященного Архиепископа Петра Смелича на престоле Белоградском, тщанием и трудами всечестного господина о. игумена обители Святотроицкия Ахтырския, Феодосия Янковского с братиею, построены шаты сии на все четыре местные образы в р. 1738 февр. 3 д. серебра казенного монастырского, имеющегося от бригадира Феодора Осипова и прочих, также в дополнени е от подаяния Боголюбцев данного, их же як при обители имена в книгах, так и в вечных на небеси, яко любящих благолепие дому Божия, суть записаны.... Весу в них 24 ф. 38 зол.”

В топографическом описании Слободско-Украинской губернии 1782 г., сказано: “в нем (в монастыре) сад не большой регулярный, а за оградою другой виноградный”. Остатки садов видны и ныне.

Еще и теперь остаются пещеры, выкопанные внутри горы, но заваленные камнями во время запустения монастыря. Киевские подвижники пещер и здесь возбуждали иноков подражать дивной труженической жизни их.

Ахтырским монастырем, до закрытия его 1787 г., управляли игумены и только по временам архимандриты. Известны следующие настоятели его:

1.) Игумен Иеромонах Иоанникий, основатель монастыря.

2.) Игумен Мартиниан, известный по современной надписи, 1693 года.

3.) Игумен Вениамин, известный по продаже мельницы на р. Ворскле под деревнею Злодеевкою, которая подарена была монастырю вдовою Татьяною Шуменковою, а новым владельцем продана была в 1704 г., за 400 рублей.

4.) Игумен Серапион, известный в 1704 г., по крепостным бумагам (75).

5.) По описанию чудес Каплуновской иконы Божией Матери в “1715 г. Каплуновская Церковь поручися Ахтырского монастыря игумену Корнилию”. И с того времени Ахтырский Настоятель присылал в Каплуновку иеромонаха, которой служил молебны при чудотворной иконе. Это продолжалось до 1730 года. Игумен Корнилий был из фамилии Перекрестовых. (76)

6.) Игумен Пахомий Дежский, с 14 октября 1726 г. Он удален от должности по обвинениям в нерадении об экономии монастыря, в 1732 году.

7.) Игумен Товия, известной по указу Консистории от 29 ноября 1735 года.

8.) В Синодике Сеннянского монастыря записан: “Игумен Ахтырского монастыря Феодосий; он известен по указам 1737-1742 г. где называется, Янкевичем и Янковским. Из Ахтырской обители он был переведен в Сергиеву Лавру в звание Наместника её, а с 1745 г. был петербургским архиепископом, и скончался 22 апреля 1750 г. Дела заботливости его о благолепии храмов Ахтырской обители мы уже видели. А вот и еще дар ревности его: в помянутом топографическом описании харьков. губернии сказано об Ахтырском монастыре: “в нем вещь достойная примечания — гробница высокой работы, выписана из Германии коштом С.-Петербургского Архиепископа Феодосия Янковского”. Куда давалась эта драгоценность, неизвестно. (77)

9.) Игумен Иоанн Солунский, управлял монастырем с 1743 по 1767 г., т. е. 24 года. О нем и доселе сохранилась память, как о настоятеле жизни благочестивой, исполненном любви к подчиненным и притом распорядительном и умном.

10.) Преемником его в 1768 г. был архимандрит Вениамне Расновский, до того времени Владимир, протоиерей Краснопольской Соб. Успенской Церкви; он скончался в апреле 1769 года.

11.) Последним настоятелем древнего Ахтырского монастыря был архимандрит Венедикт. При нем по указу 1787 г. монастырь был закрыт. Иноки перешли доживать век в Куряжский монастырь (78), а архим. Венедикт долго не хотел расстаться с любимою Ахтырскою горою, хотя и определен был в настоятеля москов. Данилова монастыря. Главный храм обители обращен был в приходский, и то по усильным просьбам майора Ивана Войновича, владельца дер. Доброславки. Храмы Благовещенский и Преображенский и монастырская ограда были разобраны и кирпич продан был по 50 коп. за 1000. Тогдашний городничий Мандрыкин выстроил себе из кирпича ограды дом. Все пришло наконец в запустение (79).

Но жители окрестных мест не преставали питать благоговение к развалинам св. обители; дивная гора не преставала обращать на себя взоры благочестивых сердец; каждый год жители Ахтырки, жители окрестных сел, даже из дальних мест, почитали за священной долг хотя раз помолиться в храме Св. Троицы, где маливались их предки. Особенно на праздник Св. Духа многие приходили сюда, и глубоко скорбели о запустении Святыни.

К 1835 г. сожаления о запустевшей обители возросли до решительного намерения просить правительство о восстановлении древнего монастыря. Жители г. Ахтырки, и многие из владельцев Ахтырского уезда, в 1835 г. вошли с прошением к преосвященному Мелетию архиепископу о восстановлении древней обители, не требуя на то пособия от казны; прося общежития для монастыря древнего, но опустошенного, они принимали на себя — обеспечить существование его пожертвованиями, на которые приготовлены были и акты. Ахтырский уездной предводитель дворянства Райкович с братом своим жертвовали 36 десятин лесу с сенокосом; помещик Кулябка 3 десятины лесу, помещик Бразоль 2 дес. лесу (оба наследники части имения Надаржинского по супругам), купец г. Ахтырки Алтухов 12 дес. земли; купец Греков с другими гражданами 25 дес. ольхового лесу с сенокосом; помещица, девица Зверева 10,000 р. асс.; помещица, вдова Наталья Костевская 5000 р. асс.; Куряжский монах, Николай Калашников с сыном своим Михаилом 5000 р. асс.; купеческий сын Григорий Клеца 3000 р. асс. Благочестивый Архипастырь изъявил живейшую радость о таком благочестивом деле и полную готовность ходатайствовать пред Святейшим Синодом об исполнении желаний благочестивых. По собрании сведений, 10 февр. 1840 г. просьба представлена была Святейшему Синоду: но Архипастырь Мелетий скончался, а дело возвращено было в Консисторию для некоторых дополнений. В 1842 г. преосвященной Иннокентий снова вошел с прошением о возобновлении обители, и ноября 30 1842 г. последовало Высочайшее соизволение на возобновление монастыря в виде общежития, с приютом для 25 душ из вдовых священников и диаконов, страждущих увечьем или от преклонности лет.

Настоятелем монастыря назначен духовник преосвященного Мелетия иеромонах Сергий, возведенной в сан игумена, он отправлен на место запустившей обители с 2 иеромонахами, с иеродиаконами, и 3 послушниками. 15 января 1843 г. в первый раз игумен с иеромонахами совершил богослужение в Троицком храме. Была зима, а кроме Троицкого храма и колокольни на месте древнего богатого монастыря стояла одна только ветхая, малая хата, где жил церковной сторож. Стужа указывала на необходимость поместиться Игумену с братиею на время зимы в городе, где у собора есть весьма удобные жилые покои и настоятель собора предлагал их Игумену. Но Игумен, а по его примеру и братия, остались в сторожевой хате. Начало дела достойное подвижника пустынного!

Неусыпною деятельностью Настоятеля во время зимы приготовлены были материалы, а в начале весны явился на горе деревянной дом для помещения игумена и братии, а внизу горы покойная гостиница для богомольцев. В июле совершено всенародное обновление монастыря. К 2 июля окрестное духовенство явилось в город; сюда же прибыли губернатор С. Н. Муханов, губернский предводитель дворянства, князь А. В. Голицын, уездные предводители дворянства Ахтырского и Валковского и множество других почетных лиц и простого народа. 2 июля, день явления чудотворной Ахтырской Иконы Божией Матери, совершено было Богослужение преосв. Иннокентием в Ахтырском Соборе; а 3 июля в 7 часов начался крестный ход из города в монастырь, где по прибытии совершена литургия и благодарственной молебен, потом заложено было каменное здание для теплого храма и помещений братии. На будущее время положено совершаться крестному ходу с чудотворною Иконою из города к храмовому празднику возобновленной обители на кануне дня Св. Троицы. При радостном торжестве предводитель дворянства Князь Голицын, и супруга его Софья Алексеевна, правнучка о. Тимофея Надаржинского, дали обители акт на 15 т. р. асс., по которому монастырь должен получать проценты; полковник артиллерии М. Т. Костырь с супругою пожертвовали 20 дес. земли и 20 дес. лесу; а после того девицы Жияновы передали монастырю 60 дес. земли.

Неусыпною заботливостью игумена Сергия обитель скоро стала восстановляться; в 4 года монастырь окружен каменною стеною, на протяжении 600 сажень; внутри её построены три деревянных корпуса и четвертый каменной; за оградою три гостиницы; в соборном храме возобновлен иконостас.

С давних времен стоит в сем храме икона Божией Матери Всех Скорбящих радость, от которой верующие получают утешение, как видно по опытам. На сию икону устроена сереб. вызлощенная риза, весом в 1 пуд 13'/2 ф., ценою в 2986 р. сереб., и вызлощенной киот в 423 р. сер.

Сосуд с прибором в 9 ф. 90 зол. ценою в 470 р. сер.; две дароносицы, одна в 314 р. сер. другая в 992 р. сер. — дары усердных к Богу. Приобретена и приличная ризница, а от древнего монастыря оставалось только здесь ветоши, едва походившие на св. утварь.

Новый плод трудов заботливого игумена — теплый обширный храм в каменном братском корпусе. Храм сей во имя рождества Богоматери освящен Филаретом, епископом Харьковским, при многочисленном стечении народа, в праздник Св. Духа.

Помещаем здесь слово, произнесенное по освящении сего храма.

Велик Бог, слушатели мои! Чудны дела Его! Давно ли были здесь только камни и запустение? Давно ли жили здесь только птицы небесные и гады ползающие? Набожной странник со вздохом проходил мимо развалин одиноких. Давно ли вы, жители окрестных мест, с скорбию восходили по временам на запустившую гору, где ваши предки находили столько утешений в скорбях, столько подкрепления в душевных нуждах? И вот уже новый храм Богу истинному! И вот уже новая скиния Божия с человеками, новой дом молитв для живущих здесь молитвенников! И какой дом? какой храм? Храм, каких не много и в городах страны сей, храм столько нужной немощам нашим для возобновления неразсееваемой молитвы во время холода. Благословен Бог, дарующий людям дом Свой там, где не ожидали его видеть люди! Какое счастье быть столько близким к Богу, чтобы видеть скинию Его вблизи скиний наших! Не напрасно Давид с таким восторгом пел: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих (Псал. 83, 11.).

Обитатели пустыни! Посетители св. места! радуюсь вместе с вами о создании и освящении нового дома Божия на месте, которое так недавно возбуждало одни печальные мысли. Но Церковь, торжествуя освящение вещественного храма, не ограничивает взора нашего только видимым храмом; она указывает размышлению на освящение другого, незримого храма, которому зримый служить образом — на освящение человека в храм Божий. Что же это за храм Божий? Как устроен и освящен он? Как охраняется святыня сего храма?

Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? говорить Апостол коринфским христианам (1 Кор. 3, 16.)- Апостол считает для христиан известною обыкновенною мысль, что человек христианин есть храм Божий. Но легко ли обнять понятием такую высокую мысль? Легко ли соединить, по-видимому несоединяемые крайности — Бог безпредельный, всесвятый, Которого не вмещают небеса и — человек бренный немощный, нечистый, но храм Божий? Да, слушатели мои, мудрость языческая, мудрость человеческая, не в состоянии понять сего: но не ей и предлагать свое учение Апостол. Он говорить с христианином, которому известны дела Божий по опыту. По опыту христианство таково, что в нем и Бог и человек являются в чудесном виде. В христианстве Божество нисходит; до человечества, и человечество возвышается до Божества. Человек создан был таким, что был он храмом Бога истинного, в нем был образ Божий. Но человек пал, и храм Божий, хотя не истнился, но потерпел сильное, всецелое потрясение. Для восстановления здания Божия Сын Божий принял на Себя человечество, душу и тело истинного человека, и для примирения Божества с виновным человеком умер на кресте. — И это еще не все. Сын Божий, вознесшийся к Отцу, послал Духа Утешителя для расстроенного грехом человека, и благодатью Духа человек преобразуется в жилище Божие. — В таинстве крещения рождается богоносный человек, миропомазанием укрепляется, евхаристиею питается, в святом елее имеет врачевство против болезней, постоянным действием силы Божией восходит от силы в силу, от совершенства к совершенству. Так христианин и по телу и по душе — храм Божий. И напротив, по слову Апостола, тот и не христианин, кто не имеет в себе Духа Божия. Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов (Римл. 8, 9.). Пусть бренно тело ваше; но это не мешает ему быть жилищем Божиим. Телеса ваша члены Христовы суть (1 Кор. 6, 15.), говорит Апостол. Бренное тело наше истлиетьв земле? Но что до того? Даровавший нам в залог Духа Своего воскресит тело, и тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие (1 Кор. 15, 54.), и нетленное тело будет вечным жилищем вечного Бога. О как велико достоинство человека во Христе Иисусе!

Но чем несомненнее такое достоинство человека: тем строже должна быть наша внимательность к сему достоинству, тем благоговейнее должны мы охранять святыню храма Божия.

Что ж мы можем делать с собою, тогда как Всесильной совершил в нас Свое дело, создал в нас скинию Себе? О, мы мало способны делать доброе, а портить и разорять мы очень можем. Бог, подавая нам дары благодати, сохраняет ненарушимым древний дар свободы. Потому, как устроение в нас жилища Божия, совершаемое силами благодати, совершается не без участия нашей свободы, так и оскорбление святыни Божией остается в нашей воле, только с последствиями для нас страшными. Аще кто любит Мя и слово Мое соблюдете, и Отец Мой возлюбит его и к нему приидем и обитель у него сотворим, говорит Господь (Иоан. 14, 23.). Вот условие, под которым совершается полное вселение Бога в человеке! Возлюби Господа, и любовь отверзет двери сердца твоего для небесного Гостя; возлюби Господа и любовь расширит сердце твое и уготовит в нем свободное место для Благаго, желающего обитать в нем. — Возлюби Господа. Это не трудная наука. — Для чего и создана душа наша, как не для того, чтобы любить Господа? — И пища и свет, и покой и радость душе в любви к Господу. Как же ей не любить Господа? Грех испортил душу, обратил любовь её, её желания и мысли к земному. Но благодать Божия исправляет порчу души, лишь бы душа не противилась благодати. А как много дано нам средств — охранять святыню Божию в нас! Напр. для чего сей вещественный храм? Для того, чтобы, оставляя при праге его молвы житейские, оживлялись в нём помыслами святыми и, если нечистоты мира покрыли сердце наше, слезною молитвою принимали благодать очищения. Сколько потоков благодатных источает для нас Церковь Христова! Нам остается только не закрывать души для токов благодати, очищающей, зиждущей, утешающей, поддерживающей и возращающей. Такова воля Божия о нас! Мы слабы, говорят, не в силах исполнять волю Божию. И чем же заняты эти слабые? День и ночь в трудах, чтобы исполнять желания суеты, Какое грозное лукавство! И к чему ведет оно? Грех вселяется в душу и храм Божий пустеет. — Служение Богу умолкает; на место того начинают слышаться дикие вопли страстей, порывы гнева, гордости, тщеславия, ненависти, сладострастия. И. чем далее, тем хуже. По причини беспечности храм Божий наполняется всякою нечистотою. И для нашего взора тяжело видеть развалины дома Божия, запустение храма святого, хотя вещественному храму и нельзя оставаться вечным. Как же тяжело для пречистого ока Божия, когда оно видит разрушение духовного храма своего в нас. После того, как иудеи стали оскорблять святыню храма Соломонова делами преступными и вместо того, чтобы совершать в нем служение Иегове, обратаиись к чужим богам, что стало с Израилем? Он подвергся страшным бедствиям. Можем ли мы надеяться, что Правосудный оставит без отмщения оскорбление живого храма своего, устоенного Сыном Божиим и Духом благодати? Ащ кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 17.). Таков приговор правосудия! И этот приговор относится именно к оскорбителям духовного храма Божия. Храм Божий есте вы, прибавляет Апостол.

Как много таких между христианами, которые слишком равнодушны к тому, что тело их — храм живого Бога — оскорбляется нечистотами греха, не чувствуют, не понимают своего положения. Их-то Апостол постыждает невежеством их, им-то говорит он: или не весте, яко телеса ваша храм живущего в вас Святого Духа суть, его же имате от Бога! Их-то невежеству указывает, как должны они содержать свое тело. Прославите убо Бога в телесах ваших и в душах ваших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 19. 20.). Так как тело наше есть храм Божий: то оно должно быть органом славы Божией и грехи плоти уже не могут быть легкими грехами. Виновен пьяница и слуга сладострастия тем, что унижает разумную душу служением плоти. Но состояние его грозно особенно от того, что, оскверняя тело, он оскорбляет Духа Божия, избравшего тело в свое жилище. Потому-то Апостол так решительно говорить о грешниках плоти, что они не наслеуют царствия Божия (1 Кор. 6, 9. 10.). Странно употреблять какой-либо член тела в орудие греха. Ниодно гнилое слово не должно выходить из уст христианина: язык его должен вещать только славу Божию, говорить нужное и полезное для вечности. Глаза его должны быть открыты не на суеты мира, а на дела Божии, и должны быть проводниками помыслов святых, желаний чистых. Нельзя ему не страшиться за себя, когда ноги его играют по похотям сердца неразумного, забывающего о назначении земной жизни. Братия св. обители сей! благословляйте Господа за долю вашу, когда придется вам половину дня и половину ночи провесть в трудах стояния священного и к томуж ограничиться сухоядением или самою умиренною пищею. Дух Св. радуется о вас, когда вы заставляете ленивую плоть бодро служить Господу в псалмах и пениях и песнях духовных, — Дух Св. радуется о вас, когда порабощаете вы плоть духу постом и воздержанием, или смиряете ее трудами послушания, не знающего своей воли.

Брать мой! если взойдет тебе на ум нечистый помысл: вспомни, кому принадлежит сердце твое. Бог наш есть огнь поядаяй. (Евр. 12, 29.). Гневный суд Его потребить за нечистоту, если добрым изволением не выбросим из сердца нечистоты. Бог наш Бог ревнитель есть (Исх, 20, 5.). Он особенно надзирает за целостию и чистотою души. Внемли себе. Бывает, что почитают дом душевной целым и безопасным, тогда как на деле он в развалинах; бывает, что развалины духовные кажутся даже прелестными, от того, что испещрены цветами, покрыты зеленью, т. е. кое-какими мирскими добродетелями, любезностью, услужливостью, мягкостью сердечною. Внемли себе. Не доверяй своей наружной честности, своим, так называемым на языке мира, прекрасным качествам. Внемли себе: самолюбие любит давать приличный вид самым порокам. Но для христианина мало и тех добродетелей, которой являются в язычнике. Аще, любите любящия вы: кая вам благодать есть. Не и язычницы ли тожде творят? Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисеи: не можете внити в царстие Божие. (Лук. 6, 32. снес. Матф. 5, 20, 47.). Братия св. обители! вы для того и пришли на св. гору сию, чтобы на свободе от сует мира, от его шума и молвы, украшать душу добродетелями, достойными христианина. Внемлите званию своему, чтобы не подпасть страшному суду Божию. Не угашайте в себе духа благодатного, духа ревности к чистоте Ангельской. Не щадите в себе самолюбия. Незлобие искреннее и детское, смирение готовое все переносить от других, молитва сердечная, память о суде и грехах, должны быть отличием вашим от других.

Бог благодати и милости, да сохранит нас целыми и непорочными до откровения славы Господа Иисуса. Аминь.

72 В Истории иерархии указывается 1670 год: но не зная источника, откуда взято это показание, доверяем игумену, писавшему донесение и просьбу в 1762 г. на основании монастырских актов. В просьбе своей, поданной на имя Императора Петра III. в белогородскую канцелярию от 1 июля 1762 г., он писал: “монастырь по указу благочестивейшего Государя Царя и В. К. Алексея Михайловича, по челобитью игумена с братьею, устроен 1654 г. а оный игумен от унеи бежал с Подпольской области, из-за Днепра, с Лебединского монастыря, под державу предков ваших, с братиею 40 человек монахами и с подданными тамошними вольными черкасами, церковными утварьми и священническими облачении, сосудами и со всеми принадлежащими церковными потребами и сему игумену по указу Государя Царя и В. К. Алексея Михайловича, по свидетельству гор. Алешин всякого чина и звания людей, та гора Ахтирь с пахатным полем и сенными покосы “лесными дачи и рыбными ловли яко впусте состоящая и ни кем не владеема, была отведена под монастырь”. Сл. ниже пр. 79 и 76. На карте Ригельмана “Лебедин” показан при вершине р. Тясмина. Лебединский монастырь киевской епархии доселе существует.

73 Полная эпитафия, из которой заняли мы сведения об о. Тимофее-, написанная силлабическими стихами, напеч. в Молодике за 1843 г. стр. 257-265.

74 Книг богослужебных и учительных в описи показано очень довольно, но, к сожалению, года издания не показаны; показано только место издания. Вот некоторые: “Два Октоиха, один московский, другой киев. печати; Полуустав, львов, печати. Ирмолог нотный печатный; Жития Святых, киев. печати; Евангелие учительное, Каллиста; книга учит. Василия Великого, острожской печати; Требник Могилы, киев. печати. Библия Острожская; два Служебника, львов, печ. Златоуст о Священстве, острож. печ. Книга пр. Макария Египет., виленской печ. В 1843 г. возвращены в монастырь из Белгорода — Евангелие, львов, печ. 1644 года, с надписью: “Ахтырского монастыря”; сосуд серебр. с финифтью и надписью: “Ахтырского монастыря”. Кроме того ныне остаются в обители остатки древнего монастыря: Евангелие, моск. печ. 1688 г., Евангелие, моск. п. 1712 г. с надписью: “дано из Троицкой Сергиевой Лавры в Ахтырский монастырь на поминовение покойного, Хотмынского бывшего Игумена, Товии, той же Лавры общего Духовника, 1750 г.” Евангелие, моск. печ. 1717 г. с надписью: “Ахтырского монастыря”, Евангелие, м. п. 1745 г. с надписью: “дано Игуменом Товиею к числу Ахтырского Троицкого монастыря прочих Евангелий”. Триод постная, киев. п. 1648 г. Триод цветная, моск, п. 1699 г., Минеи днв. служебные, моск. п. 1692-93г. с надписью: “в лето 201. сент. 11 дня дал укладу в монастырь св. Живоначальныя Троицы Ахтырской, я иером. Арсений, наместник всеч. обители Донския, яже в царств. граде Москве, отца нашего Игумена иеромонаха Иоанникия и сродников его на поминовение, при о. Игумене Мартиниане Ахтырском, 12 книг месячных”. Трефологий, неизвестно когда и где печатанной, с надписью: “Архимандрит преподобнейший Отец Роман Копа 1736 г. янв. 14 д. получена сия книга от всечестного о. Илариона Негребецкого, игумена Змиевского в Ахтырском Троицком монастыре, за игуменство всечестного отца Товии”. Два Октоиха, неизвестно где и когда. печатанные, с надписью: “Ахтырского монастыря”. Служебник, киев. п. 1737. г. с надписью: “Ахтырского монастыря”. Шестднев, черниг. п. 1749 г. О Церкви и таинствах, м. п. 1743 г. Четьи-Минеи, киев, печати 1764 г.

75 Ахтыр. купч. N 224. 297.

76 Весьма замечательна запись, относящаяся ко времени сего игумена, с заметками о нем и его предшественниках: “Я Иван Иванович, стольник и полковник Его Цар. пресветлого Величества, известно чиню сим моим писанием, иже в р. 1696 в монастырь Ахтирский для прокормления далем был млини в 9 колах в маетности на р. Ворскле моей, в селе Лутищах будучей; а понеже с того времени в монастиру том жадного постоянного и подобного игумена, як блаженной памяти первой игумен был небожчик Иоанникий, не било вовсе, частие и переменние были, которие не токмо что старанием своим в монастирь привлащати, но и готовое непорядком своим больше терали и до разорения приводили; не довалем оние млини векуйстой владетельской крепости и записи. А теперь понеже в том Ахтирском монастыре судьбами Божиими пострижен будута в монашеский чин свойственник мой Корнилий и с советом добровольным всех того монастпря иеромонашеского и монашеского чину братий, благословением же Архиерейким, учинен есть игуменом: и я ради вечного богомолия моего и родителей моих и всех родственников племени моего тие в селе Лутищах будучие млини на вечные часы монастыря во владение ствержаю и при сем предлагаю, дабы оный игумен радел ко св. обители всяким благочинием.... Року 1716 Января 11. д.”

77 В рапорте Ахтыр. духов. Правления от 27 июня 1788 года сказано, что в числе прочих церковных вещей отправляется в Белгород “большая высокой работы гробница” и в принятии всех вещей хранится при делах расписка ключаря Собора и нескольких священников. Однако недавние старания отыскать высокую драгоценность остались напрасными. В описи монастыря, составленной гражданскими чиновниками при закрытии монастыря, сказано, что “большая гробница (Дарохранительница,) литая с серебра и меди, высокой работы, деланная в Гамбурге, по объявлению Настоятеля, ценою в три тысячи рублей”.

78 По делу 1776 г. в Ахтырском монастыре были: настоятель архимандрит Венедикт, казначей иеромонах Иезекиил Турковский, духовник иером. Давид Паук, иеромонах Варсонофий Прядкин, один иеродиакон, 5 монахов. В 1744 г. всего монашеского братства было 23 человека: 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 13 монахов.

79 Об имениях монастыря игумен Иоанн, в следствие указа Консистории от 28 июля 1762 г., доносил следующее: “за Ахтырским монастырем крестьян прежде сего не имелось и ныне ни одной души не имеется, кроме близ того монастыря устроенного за монастырским двором и при нем поселенных. вольных черкас 180 душ; да в гор. Ахтырке приезжих четыре двора, в коих живут вольные черкасы 17 душ, с поселения означенного монастыря в 1654 г. на отведенной под оной монастырь впусте стоящей и ни кем не владеемой пахатной земле, небольшое число сенных покосов, на 1000 копен; лесной дачи небольшое число и рыбных ловлей с прочими угодьями; — к томуж на данных на поминовение от доброхотных дателей в вечное владение мельниц и хуторов. — Мельница, состоящая в селе владельческом Лутищах, расстоянием от монастыря 18 верст, при коей мельнице ни единой души, також ни земли, ни леса не имеется, кроме едных мерошников. Хутор, прозываемый Гнилосыровский, при котором мельничное пустое место, луга и земли пахотной малая часть, да сенных покосов на 500 копен. При оном хуторе вольных черкасов 8 душ. Расстоянием от монастыря 25 верст. На речке, Коломаке мельница и хуторец. При ней людей вольных черкасов 11 душ, лесной дачи небольшое число и земли самомалейшее число. Расстоянием от монастыря 45 верст. На р. Мерле мельница и варница, при коих ни одной души нет, кроме едных мерошников, луга и леса не большее число, сенных покосов на 200 копен. Расстоянием от монастыря 27 верст. На речке Порозке мельница, при коей ни единой души нет, кроме мерошников; сенных покосов на 50 копен; расстоянием от монастыря 40 верст”. (эта дача подарена, как видно из указа 1769г. в 1710 г.) На р. Боромле хутор, мельница. Во оном хуторе людей вольных черкас 18 душ; не в далеком расстоянии пасека; земли пахатной небольшая часть на 1000 копен. Расстоянием от монастыря 35 верст. Кроме показанных угодей за показанным монастырем никаких дач более не имеется”. По ведомости 1785 г. за Ахтырским монастырем значатся в разных местах до 1574 дес. земли.
источник материала

 

Исторические материалы о святых местах.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов