Опубликовано Общество - ср, 05/06/2020 - 00:42

Протоиерей Василий Бандаков 

 

Василий Анастасьевич Бандаков родился в 1807 году. В тридцать лет окончил Киевскую Духовную академию.

Таганрогский историк П. П. Филевский писал: «…вследствие решительного и правдивого характера много в своей жизни перенёс гонений и далеко не мог пойти в служебной иерархии. До принятия духовного сана он так бедствовал, что ему приходилось браться за чёрную работу, которую он мог выносить потому, что отличался крепким телосложением. Сделавшись священником, он оставался всегда смелым и независимым, что, конечно, не в духе консисторских порядков и о. Василия постоянно перемещали с одного места на другое худшее.»

Он служил в Екатеринославе, Славяносербске, Ростове. В 1863 году, в 56 лет, отец Василий приступил к своим обязанностям в Таганрогской Архангело-Михайловской церкви, захудалой и разрушавшейся.

1918_Taganrog_Mihailovskii_hram

О том, как выглядел отец настоятель, вспоминал тот же П.П. Филевский: «Он был довольно большого роста, прекрасного сложения, крупные и грубоватые даже черты его лица обрамлялись большими седыми волосами и большой совершенно белою бородою. Наружность чрезвычайно внушительная и, как и его проповеди, сильно напоминавшая ветхозаветных пророков… Его хриплый драматический голос и полные достоинства манеры и движения усиливали значение проповеди и неотразимо действовали…»

Значительную часть паствы в окраинной церкви составляли бедняки. Полуголодные, неграмотные, они часто приходили в храм просто потому, что так положено. Отцу Василию приходилось растолковывать им самые простые вещи. В «Поучении о внимании в церкви» он спрашивал: «Понимаешь ли ты, что читают в церкви?» И сам отвечал: «К прискорбию, ты ничего не понимаешь…Ты говоришь: «Я человек тёмный, неучёный». Почему ты не научился понимать, не выучился читать? Для чего же Бог дал тебе разум? Когда ты получаешь письмо от сына, который находится на чужбине, то ты ищешь знающего прочитать письмо, ты прислушиваешься, плачешь и радуешься. А когда тебе читают Божие писание о том, какою дорогою можно тебе войти в рай, понять всё это ты не стараешься».

Бандаков прекрасно знал, в каких условиях влачат существование его прихожане. Одна из его проповедей так и называется «Поучение во утешение беднякам»: «Убоги жители нашего Вифлеема, бедны жители нашего Назарета! Холодный ветер дует с моря. Холодно в землянке, мороз выступил на стенках, дети покрыты мокрым рубищем, — ты плачешь. Молись Богу, молитва согреет сердце… Он стоит у порога твоей землянки, смотрит в твоё оконце…»

Василий Анастасьевич утешал своих духовных чад, почти разуверившихся от безысходности, как детей. Он говорил, что Бог видит их слёзы, их нужды. А не говорит с ними потому, что боится испугать — ведь от Его голоса содрогаются горы. Бандаков просил не завидовать богачам с их неправедным богатством. И призывал терпеть — тогда и в их жизнь придут тепло и радость.

Многие прихожане искали забвения от своих бед в кабаках. Бандаков считал пьянство одним из самых страшных грехов. Даже летнюю засуху он объявлял наказанием за этот грех. «Пьяный вреден и себе, и семейству, и обществу. Когда человек напьётся, друг кажется ему врагом, враг другом. Старается всякого обидеть языком, открывает тайну, которую следовало бы скрывать. А когда приходит домой, то бранит детей, жену, разбивает посуду, окна и всё, что под руку попадается, пропивает всё, что в доме есть, сам себя обкрадывает».

Не правда ли, поучение, сказанное полтора века назад таганрогским рыбакам и грузчикам, остаётся очень актуальным и сегодня?

А о. Василий, замечая, что эти слова подействовали не на всех, выдвигал самый сильный аргумент: «Ты не думаешь о том, что все пьяницы умирают скоропостижно — от удара в лёгкие, или в сердце или в голову. Поистине, мудро сказал тот, кто сказал: «Водка есть кровь сатаны».

Люди верили о. Василию. Приходили за советом, несли к нему больных и просили молитв над ними.

Но вряд ли известность Бандакова была бы так велика, если бы он обращался исключительно к беднякам. Он для каждого, независимо от происхождения, благосостояния, профессии и возраста находил нужные слова.

Он видел красоту окружающего мира, и часто поучения его бывали весьма поэтичны. «Сколь прекрасен этот мир Божий: это небо, усеянное звёздами, которые во сто раз больше нашей земли, светозарнее нашего солнца… Сколь прекрасна Божия земля: эти поля, цветами украшенные, эти деревья, плодами покрытые, эти моря, наполненные рыбами… эти леса, служащие для многих диких зверей, этот воздух, наполненный птицами. И, дивное дело! Что эта премудрая Божия книга не читается людьми, никто почти не обращает на неё внимания.

Возьми ты в руку полевую лилию, или фиалку, розу: рассмотри внимательно, сколько красоты в одном цветке? Какой в нём запах? Собери всех мудрецов мира, но все они ни одного цветка такого не сделают… Когда ты смотришь на железную дорогу, или на проволоку телеграфную, или на пароходы, или на часы; то говоришь: о, сколь мудрый человек! Делам человеческим мы удивляемся, а Богу не отдаём славы и чести за его величайшие дела. Почему? Потому, что мы больше себя любим, нежели Бога».

 

Василий Анастасьевич признавал мудрость человеческую. Но он считал, что если бы Господь не сотворил пар и электричество, то человек не сделал бы паровозы и телеграф. При этом он полагал, что кроме самого главного – молитв, каждый человек сам должен что-то делать для своих родных. Обращаясь к женщинам, он восхищался силой материнской любви. Говорил о матерях, которые бросаются за младенцем «в пучину моря, в пропасть, в средину диких зверей.» И они же беспечны, когда смерть похищает тысячи детей из их рук. Отец Василий имел в виду прививки против оспы, которые многие прихожане не хотели делать своим детям.

Послушать Бандакова приходили всё новые и новые горожане. Были среди них и члены семьи Чеховых. Речи о. Василия произвели на них огромное впечатление. Александр Чехов писал в своих мемуарах «Недавнее прошлое Азовского побережья»: «Мать мне рассказывала, что о. Бандаков своим простым, но сильным словом и ссылками на кару Божию и огненную геенну в несколько лет заметно поднял нравственный уровень населения».

В.А. Бандаков познакомился, а затем и подружился с Чеховыми. Он считал, что благочестивое семейство должно напоминать монастырь. «Отец не есть ли в доме тот же игумен, которому все повинуются, — все дети и прислуга следуют его наставлениям; и что такое мать, как не тот же эконом, который заведывает всеми домашними припасами, кухнею, погребом, огородом и садом?» Свой идеал, не раз описанный в поучениях, отец Василий, вероятно, увидел в Чеховых.

377051_214__01

Они были не просто искренне и глубоко верующими — таких в то время было большинство. Они были людьми деятельными. П.Е. Чехов организовал церковный хор и руководил им в качестве регента. А его брат, Митрофан Егорович, состоял бессменным казначеем Благотворительного Братства при Успенском соборе.

Бандаков приходил в гости к братьям Чеховым. Он подарил Павлу Егоровичу свою фотографию. В доме у Митрофана Егоровича долгое время хранился портрет протоиерея.

М.Е. Чехов затеял строительство новой Архангело-Михайловской церкви. Он оказался блестящим организатором. Человек не богатый, не занимавший больших должностей – всего лишь управляющий в чужом солидном магазине – он сумел исполнить свою мечту. Даже спустя годы земляки удивлялись, как это ему удалось. М.Е. Чехов развил кипучую деятельность по поиску состоятельных благотворителей, по добыче стройматериалов, церковной утвари и т.д.

Настоятелем нового храма должен был стать о. Василий Бандаков. Церковь, в которой он служил прежде, была переименована в Ружную, а вновь созданная освящена в честь Архистратига Михаила.

Строительство храма ещё не было завершено, когда разорившийся Павел Егорович покинул Таганрог. 14 мая 1876 года он просил в письме Антона и Ивана обойти его должников. И пояснял: «С о. Василия не требуйте. Он за нас Бога молит. Я жалею, что с ним при отъезде не виделся». Началась переписка – взаимные поздравления с именинами и большими праздниками, пожелания, слова поддержки.

23 апреля 1877 года Бандаков утешал супругов Чеховых, «дорогих и возлюбленных друзей»: «Скорблю, что столица не потешила Вас, что и в оной растут дикие растения лишений и скорбей… Главное — благочестие и искание царства Божия, а всё прочее без просьбы нашей Господь даст. Ну не унывайте, – дети подрастут, помогут, зато и нравы столичные приобретут, – да сохранит их Господь от заразы. Правда, что здесь нравы развратились, и сюда проникла цивилизация и прогресс? Молитесь и спасайтесь».

Архангело-Михайловская церковь была освящена 22 сентября. Бандаков сожалел, что на церемонии, среди почётных гостей, не мог присутствовать Павел Егорович.

Вскоре Василий Анастасьевич перенёс тяжёлую потерю. Скончалась его жена Александра Петровна. Чеховы, таганрогские и московские, принесли свои соболезнования. Они старались помочь духовному наставнику всем, чем могли. Например, участвовали в рекламировании и распространении его произведений.

В мае того же года в Таганроге печатаются «Простые и краткие поучения, на воскресные и праздничные дни, сказанные в Архангело-Михайловской церкви Таганрога настоятелем — священником Василием Бандаковым» (т. 2).

Круг слушателей о. Василия ограничивался Таганрогом и его окрестностями.

«Обидно было, что арена его действий невелика и скромна, – писал П.П. Филевский. – Когда его речи были отпечатаны в нескольких томах, то они встречены были церковной критикой самыми похвальными отзывами и разошлись по всем краям России в большом количестве, потому, что для сельского духовенства они составляют неиссякаемый источник простых и кратких поучений, на которых может выработаться проповедник из всякого священника».

В столь широком распространении поучений была заслуга Павла и Митрофана Чеховых. В Таганроге рекламой, обращением в книжные магазины и типографии занимался Митрофан Егорович. Он просил брата делать то же самое в Москве.

23 апреля 1877 года Василий Анастасьевич писал московским друзьям: «Спасибо, что вы хлопочете о моих поучениях… Я получил около 6000 писем, в которых меня благодарят». Он просил Павла Егоровича дать поручение одному из «благопокорных сыночков». Кто-то из них должен был за счёт Бандакова съездить на извозчике в редакцию и принять 2000 печатных объявлений о продаваемых им книгах.

П.Е. Чехов исполнял просьбы и получал удовлетворение как читатель: «Ваши поучения, которые я читаю после ранней обедни за чаем, назидают меня, как будто я с Вами сижу и беседую каждый праздник и воскресный день. Поучения я предлагал книгопродавцу продавать, он соглашается и желает их иметь, у него спрашивают», — писал он в апреле 1880 года.

Летом 1880 года братья-студенты Антон и Николай Чеховы гуляли на свадьбе у таганрогского дядюшки Онуфрия Лободы. Венчал молодых о. Василий Бандаков. Спустя два года он же крестил их первенца – дочь Анну.

Популярность Бандакова росла. Он получал награды от правительства. 31 января 1881 года о. Василий писал «дорогим Богомольцам» Чеховым: «Тысяч 30 книг разошлись, – столько же на лицо есть печатных, – и ещё Х, ХI и XII томы хочу написать, и больше не стану, жаль – ещё томов на 12 черновых после моей смерти останутся. Теперь по три человека складываются и покупают томами – и мужики, и солдаты. Хотел бы внесть большую часть денег в Совет Миссионерского общества, частицу сыну и частицу дочери. Увы! Мне ныне 72 года, вот я спешу с книгами».

В 1884 году в харьковском издании «Благовест» (№ 15, 1 ноября) появилась статья «Незамечаемые светильники». Отдав должное 10-ти уже опубликованным томам поучений, автор с восхищением говорил о 45-летней деятельности В.А. Бандакова.

До конца жизни Василий Анастасьевич был верен своему долгу и оставался на своём посту, несмотря на возраст и болезни. Весной 1887 года А.П. Чехов присутствовал на Пасхальной службе, которую вёл о. Василий.

18 января 1890 г. М.Е. Чехов сообщал брату: «Сегодня мы похоронили любимого нами Священника Протоиерея Отца Василия Бандакова. Горе наше великое мешает выразить те скорбные чувства, которые мы переживаем…»

Погребение происходило в ограде Архангело-Михайловской церкви при огромном стечении народа. Настоятель Успенского собора о. Фёдор Покровский сказал при отпевании: «Освещая силою своего слова, подобно молнии, самые тёмные стороны человеческой жизни, ревностный и даровитый проповедник, то громил с воодушевлением пророка упорных грешников Страшным Судом Божиим, то, как любящий отец, запрещал, умолял оставить путь нечестия и обратиться на стезю добродетели. Истинно тебе дана была благодать глаголом жечь сердца людей…»

 

покровский

Протоиерей Федор Покровский

 

Антон Павлович прочитал речь своего бывшего учителя в газете «Таганрогский вестник», присланной дядей. Он откликнулся на кончину близкого семье человека проникновенным некрологом, помещённым в петербургской газете «Новое время».

«15 января в гор. Таганроге скончался духовный писатель и проповедник, протоиерей Василий Анастасьевич Бандаков, имя которого достаточно популярно среди нашего духовенства. За всё время служения его церкви им было произнесено несколько десятков тысяч проповедей, из которых самые выдающиеся по своей простоте, силе и прекраснейшему выразительному языку изданы. Его 12 томов составляют энциклопедию, в которой могут найти для себя одинаково интересное и полезное чтение люди всех званий и профессий: и богатейшие негоцианты, и чиновники, и дамы, и солдаты, и арестанты. Как проповедник, он был страстен, смел и часто даже резок, но всегда справедлив и нелицеприятен. Он не боялся говорить правду и говорил её открыто, без обиняков; люди же не любят, когда им говорят правду, и потому покойный пострадал в своей жизни немало.

Умер он на 84 году, оставив после себя память доброго, любящего и бескорыстного человека».

новое время

Долгое время в Таганроге помнили и почитали о. Василия, а затем его имя было забыто. Сегодня его личность и его книги вызывают интерес не только у исследователей чеховского окружения.

Местные краеведы, студенты-историки, молодые учёные-богословы приходят в Таганрогский Литературный музей А.П. Чехова, где хранится несколько томов тех самых «Поучений». Некоторые из его трудов навсегда остались в веке ХIХ, но многие актуальны и сейчас. И для кого-то «Поучения» вновь станут мудрым собеседником и советчиком.

Алферьева Анна Геннадьевна

старший научный сотрудник, ТГЛИАМЗ (Таганрогский Государственный Литературный и историко-архитектурный музей-заповедник), Литературный музей А.П. Чехова

2018 г.

http://pravtaganrog.ru/on-ne-boyalsya-govorit-pravdu/

 

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.