Опубликовано Общество - вт, 12/31/2019 - 10:37

Православное богословіе Блаженнаго Архіепископа Іоанна (Максимовича)

 

 

Іеромонахъ Серафимъ (Роузъ)

Нѣсколько лѣтъ тому назадъ одна Игуменія Русской Зарубежной Церкви, женщина праведной жизни, говорила поученіе въ храмѣ обители въ день престольнаго праздника, на Успеніе Пресвятой Богородицы. Она слезно умоляла сестеръ и паломниковъ, собравшихся на праздникъ, всецѣло и безоговорочно принимать то ученіе, которое Святая Церковь намъ передаетъ, которое Она съ такимъ тщаніемъ блюла въ теченіе всѣхъ вѣковъ, и не выбирать для себя, что въ немъ «важно», а что «второстепенно»; вѣдь считая себя мудрѣе священнаго преданія, можно и совсѣмъ его утерять. Итакъ, когда Церковь повѣствуетъ намъ въ Ея пѣснопѣніяхъ и черезъ святыя иконы, что святые апостолы чудеснымъ образомъ собрались со всѣхъ концовъ вселенной, чтобы присутствовать при Успеніи и Погребеніи Пресвятой Богородицы, мы, будучи православными христіанами, несвободны отрицать или перетолковывать это, но должны вѣрить церковному преданію просто и чистосердечно.

Молодой американецъ, принявшій православіе и выучившій русскій языкъ, присутствовалъ при этомъ поученіи. Глядя на иконы, написанныя въ традиціонномъ иконописномъ стилѣ, на которыхъ апостолы изображены на тучахъ, несущихъ ихъ къ Успенію Божіей Матери, онъ какъ разъ самъ задумывался надъ этимъ вопросомъ. Спрашивалось, дѣйствительно ли мы должны понимать это какъ чудесное событіе или это просто «поэтическое» объясненіе собранія всѣхъ апостоловъ къ этому событію, или можетъ даже нѣкое оригинальное «идеализированное» изображе/с. 6/ніе вообще не состоявшагося событія? (Таковы, на самомъ дѣлѣ, вопросы, занимающіе нѣкоторыхъ современныхъ «православныхъ богослововъ»). Слова праведной Игуменіи глубоко поразили молодого американца-неофита, и ему стало ясно, что есть нѣчто болѣе глубокое въ воспріятіи и пониманіи православія, чѣмъ то, что открываетъ намъ нашъ умъ и наши чувства.Въ то мгновеніе православное преданіе передавалось ему не книгами, а живымъ сосудомъ, восполненнымъ этимъ ученіемъ и преданіемъ, и необходимо было воспринимать не умомъ только или чувствами, но прежде всего сердцемъ, которое такимъ образомъ и начало глубже проникаться православіемъ.
Впослѣдствіи этотъ молодой неофитъ познакомился, черезъ чтеніе и лично, со многими богословски образованными православными христіанами. Это были наши современные «богословы», которые учились въ православныхъ учебныхъ заведеніяхъ и стали «богословами-спеціалистами». Они обычно охотно поясняли что православно, а что инославно, что важно, а что второстепенно въ самомъ православіи, и нѣкоторые изъ нихъ гордились своимъ «консерватизмомъ» или «традиціонализмомъ» въ вопросахъ вѣры. Но ни въ одномъ изъ нихъ не чувствовался авторитетъ той простой Игуменіи, которая говорила его сердцу, несмотря на всю свою «богословскую необразованность».
И сердце этого неофита, только начинающаго сознательную православную жизнь, жаждало пониманія того, какъ вѣрить, что означало и кому вѣрить. Онъ былъ ужъ очень человѣкомъ нашего вѣка и современнаго воспитанія, чтобы сумѣть просто отречься отъ своихъ собственныхъ размышленій и слѣпо вѣрить всему сказанному ему; да и совершенно очевидно, что православіе и не требуетъ такого: вѣдь сами творенія святыхъ отцовъ — это живое свидѣтельство о трудахъ человѣческаго разума, просвѣщеннаго Божьей благодатью. Но также очевиденъ и нѣкій недостатокъ у современныхъ «богослововъ», которые, несмотря на всю присущую имъ «логичность», послѣдовательность и знаніе святоотеческихъ текстовъ, не смогли передать духъ, характеръ и обаяніе православія, какъ смогла простая, неученая Игуменія.
Поиски нашего неофита, поиски контакта съ истиннымъ и /с. 7/ живымъ православнымъ преданіемъ, завершились встрѣчей съ Архіепископомъ Іоанномъ (Максимовичемъ). Въ немъ онъ нашелъ и образованнаго богослова «старой» школы, но въ тоже время очень освѣдомленнаго о критикѣ такого рода богословія въ современной богословской мысли, и который своимъ чуткимъ умомъ могъ распознать истину, гдѣ она могла быть оспоренной. Но въ немъ было и то, чего не хватало всѣмъ богословскимъ «мудрецамъ» нашего вѣка — простота и авторитетность благочестивой Игуменіи, которыя такъ поразили сердце молодого Богоискателя. Владыка Іоаннъ покорилъ его умъ и сердце не потому, что онъ сталъ для него «непогрѣшимымъ» — въ Церкви Христовой нѣтъ ничего такого — но потому, что онъ въ этомъ святителѣ увидѣлъ примѣръ православія, настоящаго богослова, чье богословіе было послѣдствіемъ праведной жизни и глубоко укоренено въ священномъ преданіи Православной Церкви... И нашъ молодой неофитъ обнаружилъ, что, несмотря на его чуткій умъ и критическое мышленіе, слова Владыки Іоанна гораздо чаще согласовались со словами простой Игуменіи, чѣмъ со словами образованнѣйшихъ современныхъ богослововъ.
Богословскіе труды Владыки Іоанна не принадлежатъ опредѣленной «школѣ», въ нихъ не видно «вліянія» ни одного богослова недавняго прошлаго. Правда, Владыка Іоаннъ былъ призванъ богословствовать — въ такомъ же смыслѣ, въ которомъ онъ былъ призванъ къ монашеству и служенію Церкви своимъ великимъ учителемъ Митрополитомъ Антоніемъ (Храповицкимъ), и такъ же вѣрно, что онъ полностью освоилъ стремленіе своего наставника отстаивать необходимость «возврата къ святымъ отцамъ» и къ богословію, основанному на моральной и духовной жизни, нежели чисто академическому. Но богословскіе труды самого Митрополита Антонія очень различны и въ духѣ, и въ самомъ замыслѣ, и въ содержаніи. Онъ много вращался въ современныхъ ему академическомъ и интеллигентскомъ обществахъ, и многія его сочиненія посвящены аргументамъ и апологетикѣ, пріемлемымъ въ знакомыхъ ему кругахъ. Въ трудахъ Владыки Іоанна, наоборотъ, совершенно отсутствуетъ апологетика, они не открыты для дискуссіи. Онъ не спорилъ, а просто излагалъ православное ученіе. Когда была необходимость опровергать /с. 8/ ложныя ученія, (самымъ яркимъ примѣромъ чего служатъ его двѣ длинныя статьи о софіанствѣ Булгакова), слова Владыки убѣждали не послѣдовательностью или логичностью аргументаціи, а самой силой изложеннаго имъ святоотеческаго ученія и цитируемыхъ текстовъ. Онъ обращался не къ академической или образованой средѣ, а къ неповрежденной православной совѣсти, и онъ не говорилъ о «возвратѣ къ святымъ отцамъ», потому что то, что онъ писалъ было просто пересказомъ и передачей святоотеческаго преданія, безъ всякаго попытка оправдать или извинить такой подходъ.
Источники богословія Владыки Іоанна очень просты: Священное Писаніе, Святоотеческія писанія (въ особенности великихъ отцовъ IV и V вѣковъ) и самое отличающее — православные богослужебные тексты. Послѣдніе, которые рѣдко использовались въ такомъ объемѣ новѣйшими богословами, указываютъ на чисто практическій, нежели научный подходъ Владыки Іоанна къ богословію. Очевидно, что онъ былъ полностью поглощенъ богослуженіемъ православной Церкви и что его богословіе вдохновлено этимъ прямымъ источникомъ. Вдохновеніе приходило не во время часовъ досуга, предоставленные для богословствованія, а во время егоежедневнаго присутствія на всѣхъ церковныхъ службахъ. Онъ воспринималъ богословіе какъ неотъемлемую часть обыденной жизни, и, несомнѣнно, это сдѣлало его богословомъ въ гораздо большей степени, чѣмъ формальныя богословскія занятія.
Слѣдовательно, у Владыки Іоанна мы не обнаружимъ богословской «системы». Нельзя это понимать какъ «протестъ» противъ великихъ трудовъ «систематическаго богословія» XIX в. въ Россіи; Владыка, безъ всякихъ сомнѣній, пользовался систематическими катехизисами того времени въ своей миссіонерской дѣятельности. (Какъ дѣлали многіе великіе святители и Греціи, и Россіи въ XIX и XX в.в., считая эти катехизисы превосходными пособіями для православнаго просвѣщенія своихъ народовъ.) Въ этомъ Владыка не слѣдовалъ модѣ и не принадлежалъ къ какому-либо теченію среди богослововъ и ихъ послѣдователей ни въ прошломъ, ни въ настоящемъ, такъ какъ они слишкомъ часто /с. 9/ черезчуръ большое значеніе придаютъ какому-нибудь опредѣленному взгляду на православное богословіе. Онъ въ равной степени уважалъ Митрополита Антонія (Храповицкаго) и его «антизападную тенденцію» и Митрополита Петра (Могилу), который якобы былъ слишкомъ «подъ вліяніемъ» запада. Когда говорили ему о недостаткахъ этихъ великихъ святителей и защитниковъ Православія, Владыка отмахивался и говорилъ, что это «неважно», потому что онъ прежде всего думалъ о великомъ святоотеческомъ наслѣдіи, которое эти богословы успѣшно передавали, несмотря на недостатки. Многіе современные молодые богословы, часто подходящіе къ православному богословію слишкомъ абстрактно, теоретически, полемично и односторонне, могли бы поучиться у Владыки.
Для Владыки Іоанна богословскія «категоріи» даже мудрѣйшихъ ученыхъ богослововъ были «неважны»; точнѣе, онѣ были неважны, если онѣ не передавали истину и суть дѣла, а просто заучивались. Одинъ случай, происшедшій, когда Владыка былъ въ Шанхаѣ, ярко характеризуетъ свободу его богословскаго мышленія. Однажды, присутствуя на устныхъ экзаменахъ по Закону Божію старшаго класса школы каѳедральнаго собора, онъ прервалъ безошибочное перечисленіе ученикомъ "второстепенныхъ пророковъ" Ветхаго Завѣта рѣзкимъ и категорическимъ замѣчаніемъ: «Нѣту "второстепенныхъ" пророковъ!» Понятно, Батюшка-учитель класса обидѣлся на то, что Владыка подрываетъ его учительскій авторитетъ, но, навѣрное, до сегодняшняго дня ученики помнятъ это кажущееся страннымъ отрицаніе принятыхъ «категорій», а, возможно, нѣкоторые изъ нихъ поняли и то, что Владыка Іоаннъ хотѣлъ сказать: у Бога всѣ пророки велики и важны, и этотъ фактъ гораздо важнѣе всѣхъ «категорій» нашихъ знаній о нихъ, какими бы онѣ не были правильными сами по себѣ. Въ своихъ богословскихъ статьяхъ Владыка Іоаннъ часто такимъ неожиданнымъ поворотомъ мысли открываетъ намъ новую сторону или болѣе глубокое значеніе обсуждаемаго предмета. Очевидно, что для него богословіе было не просто человѣческой, земной наукой, чьи сокровища исчерпываются нашими раціоналистическими интерпретаціями или въ которой мы можемъ стать самодовольными «экспертами», но было /с. 10/ чѣмъ-то ведущимъ къ небесному, что должно привлекать наши умы къ Богу и небеснымъ реальностямъ, которыя нельзя постичь логическими системами мышленія.
Извѣстный русскій церковный историкъ Н. Тальбергъ предлагаетъ намъ (въ «Лѣтописи» Еп. Саввы, гл. 23), прежде всего, понимать Владыку Іоанна какъ «юродиваго Христа ради, оставшимся таковымъ и въ епископскомъ санѣ», и въ этомъ качествѣ сравниваетъ его со святымъ Григоріемъ Богословомъ, который въ томъ же, въ чемъ и Владыка Іоаннъ, не соотвѣтствовалъ стандартнымъ пониманіямъ «облика» епископа. Именно это «юродство» (по мірскимъ понятіямъ) придаетъ характерный тонъ богословскимъ сочиненіямъ и святого Григорія, и Владыки Іоанна; и тотъ, и другой отдаляются отъ «общественнаго мнѣнія», отъ того, какъ «всѣ думаютъ» и такимъ образомъ не зависятъ отъ какого-либо «теченія» или «школы». Они подходятъ къ богословскимъ вопросамъ съ возвышенной, не академической точки зрѣнія и этимъ избѣгаютъ мелкихъ ссоръ и сварливаго духа. Съ новыми, неожиданными поворотами мысли ихъ сочиненія прежде всего становятся источникомъ вдохновенія и болѣе глубокаго пониманія Божьяго откровенія.
Пожалуй, больше всего поражаетъ абсолютная простота Владыкиныхъ сочиненій. Сразу ясно, что онъ принимаетъ Православное преданіе прямо и безоговорочно, безъ всякихъ «двуличныхъ» мыслей о томъ, какъ можно вѣрить въ это преданіе и все-таки оставаться «развитымъ, культурнымъ» человѣкомъ. Онъ зналъ современную «критику» и, будучи спрошенъ, могъ дать конкретныя, четкія причины своего несогласія съ ней въ большинствѣ вопросовъ. Онъ тщательно изучилъ вопросъ «западнаго вліянія» въ Православіи въ теченіе предыдущихъ столѣтій и держался трезвой, уравновѣшенной точки зрѣнія, осторожно разбираясь въ томъ, что должно исключать какъ непріемлемое для Православія и чего не слѣдовало рекомендовать, но изъ-за чего не слѣдовало «горячиться», и въ томъ, что можно было принять какъ соотвѣтствующее православному образу жизни и благочестія. (Изъ этого становится ясно, что у Владыки Іоанна не было «предубѣжденій», онъ все провѣрялъ исключительно трезвымъ православнымъ ученіемъ). Но, несмотря на все его зна/с. 11/нія и умѣніе критически размышлять, онъ продолжалъ вѣрить въ Православное преданіе просто, какимъ оно и передано намъ Церковью. Большинство современныхъ православныхъ богослововъ, даже если они не подвержены самому крайнему протестантско-реформаторскому мышленію, все-таки смотрятъ на Православное преданіе черезъ академическую обстановку, привычную для нихъ. А Владыкѣ Іоанну, прежде всего, были «привычны» православныя богослуженія, которымъ онъ посвящалъ много часовъ ежедневно, и такимъ образомъ у него отсутствуетъ даже малѣйшій «привкусъ» раціонализма (не обязательно даже въ плохомъ смыслѣ этого слова), который находимъ и у самыхъ выдающихся академическихъ богослововъ. Въ его сочиненіяхъ нѣтъ «проблемъ»; его обыкновенно многочисленныя цитаты лишь только указываютъ, гдѣ находится ученіе Церкви. Въ этомъ смыслѣ онъ абсолютно единодушенъ съ «мышленіемъ Святыхъ Отцовъ» и кажется намъ какъ бы однимъ изъ нихъ, а не просто комментаторомъ богословія прошлаго.
Богословскія сочиненія Владыки Іоанна, напечатанныя въ различныхъ церковныхъ періодическихъ изданіяхъ въ теченіе четырехъ десятилѣтій, никогда не были собраны въ одинъ томъ. Имѣющіяся сегодня у Свято-Германовскаго братства наполнили бы книгу въ 200 страницъ. Его болѣе длинныя сочиненія написаны имъ въ молодости, еще будучи іеромонахомъ въ Югославіи, гдѣ его уже признавали выдающимся православнымъ богословомъ. Особенно цѣнны его двѣ статьи о софіанствѣ Булгакова, изъ которыхъ одна очень убѣдительно и объективно указываетъ на полное невѣжество Булгакова въ сферѣ патристики, а вторая еще болѣе цѣнна, какъ классическое изложеніе истиннаго святоотеческаго ученія о Премудрости Божіей. Среди его болѣе позднихъ сочиненій слѣдуетъ обратить вниманіе на статью о православной иконописи (въ которой онъ, кстати, оказывается гораздо болѣе освѣдомленъ въ вопросѣ «западнаго вліянія» въ иконописи, чѣмъ его учитель, Митрополитъ Антоній); на серію проповѣдей, названную «Три Евангельскихъ Праздника», въ которой онъ открываетъ болѣе глубокое значеніе нѣсколькихъ «второстепенныхъ» церковныхъ праздниковъ, и на статью «Церковь: Тѣло Христово». Болѣе краткія статьи и /с. 12/ проповѣди Владыки Іоанна тоже богословски насыщены. Одна проповѣдь начинается съ «Гимна Богу» св. Григорія Богослова и въ такомъ же возвышенномъ, патристическомъ тонѣ обличаетъ современное безбожіе. Въ другой, произнесенной въ Великій Пятокъ 1936 года, Владыка обращается къ умершему Христу, лежащему во гробѣ. Она могла бы быть сказанной тѣмъ же Святымъ Отцомъ.
Начинаемъ эту серію публикацій съ классическаго изложенія Владыкой Іоанномъ Православнаго ученія о почитаніи Божіей Матери и важнѣйшихъ ошибкахъ, направленныхъ противъ него. Самая длинная глава является яркимъ и четкимъ опроверженіемъ латинскаго догмата о «непорочномъ зачатіи».

Іеромонахъ Серафимъ (Роузъ)
источник материала

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.