НОВОСВМУЧ. ПРЕСВ. ПОРФИРIЙ (АМФИТЕАТРОВЪ) – КАКЪ УПОРЯДОЧИТЬ ИСПОВѢДЬ И ПРИЧАЩЕНІЕ МІРЯНЪ (ИЗЪ ПАСТЫРСКОЙ ПРАКТИКИ).
Съ первыхъ дней своей пастырской службы въ сельскомъ приходѣ я озабоченъ былъ тѣмъ, чтобы упорядочить и сдѣлать благотворнымъ для моихъ прихожанъ исполненіе ими христіанскаго долга исповѣди и причащенія Св. Таинъ.
Въ теченіе 10-лѣтней пастырской практики мною употреблялись и нынѣ употребляются въ дѣлѣ исповѣди и причащенія мірянъ своеобразные пріемы, съ которыми, думаю, небезъинтересно будетъ ознакомиться моимъ сопастырямъ.
Первое зло, съ которымъ пришлось бороться въ приходѣ, это было – уклоненіе нѣкоторыхъ прихожанъ отъ исповѣди и причащенія Св. Таинъ.
Выходя изъ соображенія, что это печальное явленіе зависитъ отъ непониманія пасомыми важности, значенія и необходимости Св. Таинствъ въ дѣлѣ спасенія, я произнесъ въ храмѣ рядъ катихизическпхъ поученій о покаяніи и причащеніи. Одновременно съ тѣмъ при религіозно-нравственныхъ чтеніяхъ въ мѣстной церковно-приходской школѣ предложилъ вниманію слушателей живые разсказы, наглядно изъясняющіе, какъ опасно и гибельно уклоняться отъ исповѣди и отъ чаши спасенія. Результаты поученій и чтеній оказались самыми благопріятными: нынѣ не только нѣтъ уклоняющихся отъ исповѣди и причащенія Св. Таинъ, но насчитывается очень много прихожанъ, говѣющихъ дважды, трижды и далее четыре раза въ годъ.
Замѣтивъ въ первый годъ своей службы, что нѣкоторые прихожане во время Великаго поста ограничиваютъ свое говѣніе приходомъ въ храмъ только для исповѣди и причащенія, я занялся разслѣдованіемъ причинъ предосудительнаго поведенія прихожанъ и по наведеннымъ справкамъ узналъ, что указанное нерадѣніе пасомыхъ обусловливалось нерадѣніемъ прежде бывшихъ пастырей, начинавшихъ великопостное служеніе въ храмѣ не съ понедѣльника, а съ среды или даже съ четверга седмицы.
Объявивъ прихожанамъ, что въ теченіе Великаго поста богослуженіе будетъ совершаться мною ежедневно, я, съ цѣлью повліять на взрослыхъ пасомыхъ примѣромъ дѣтей ихъ, обучающихся въ церковной школѣ, распорядился, чтобы всѣ учащіеся начали говѣнье и посѣщеніе храма съ понедѣльника первой седмицы Великаго поста. Разсчетъ мой оправдался. Во вторникъ на утренѣ, кромѣ дѣтей, стояло въ храмѣ не мало ихъ родителей, а въ среду на литургіи храмъ былъ полонъ молящагося народа.
Мысль о томъ, что исповѣдь многочисленныхъ говѣльщиковъ, начатая съ полудня пятницы, окажется для меня чрезмѣрно утомительной, а для прихожанъ мало плодной, понудила меня ввести новый, едва-ли гдѣ практикующійся, обычай. Объяснивъ прихожанамъ, что исповѣдь, совершаемая исключительно наканунѣ субботы, не даетъ имъ возможности подробно и искренно повѣдать духовнику о своихъ грѣхахъ, я предложилъ имъ раздѣлиться на три группы, изъ которыхъ первая – дѣти должны исповѣдаться въ среду, вторая – женщины – въ четвергъ и третья – мужчины – въ пятницу. Предложеніе мое всѣми прихожанами охотно было принято и годъ – за – годомъ создало новый, несомнѣнно, благодѣтельный обычай.
Самая исповѣдь, совершаемая мною, имѣетъ издавна-установившійся и, мнѣ думается, небезполезный порядокъ.
Предварительно исповѣди каждый разъ предлагается мною поученіе, изъясняющее значеніе исповѣди и тѣ условія, при которыхъ она бываетъ благотворна для исповѣдниковъ. Вслѣдъ затѣмъ говѣльщики, слѣдуя моему примѣру, опускаются на колѣни и, повторяя за мною слова «повседневнаго исповѣданія грѣховъ», каются такимъ образомъ во всѣхъ грѣхахъ, перечисляемыхъ въ упомянутомъ «исповѣданіи».
По окончаніи «повседневнаго исповѣданія грѣховъ» мною читается громко и раздѣльно общая для всѣхъ говѣльщиковъ молитва: «Господи Боже спасенія рабовъ Твоихъ, милостиве и щедре и долготерпѣливе»....
Послѣ этой молитвы каждый говѣльщикъ, въ отдѣльности, подходитъ къ аналогію, гдѣ лежитъ Св. Крестъ и Евангеліе, и кается въ грѣхахъ, неупомянутыхъ въ «повседневномъ исповѣданіи».
Во избѣжаніе толкотни и безпорядка, обычно бывающихъ въ нашихъ храмахъ при исповѣди, я разъ навсегда заявляю, чтобы никто изъ говѣлыцпковъ не подходилъ къ аналогію для исповѣди, не будучи вызванъ мною по имени.
Считая предосудительнымъ и непозволительнымъ обычай исповѣдывать говѣльщиковъ во время повечерія и утрени, совершаемыхъ наканунѣ субботы, я неизмѣнно держусь правила исповѣдывать до или послѣ указаннаго богослуженія. Съ дѣтства убѣдившись, какъ мучительно долго тянется «молитвенное правило», читаемое обычно по окончаніи богослуженія, при отходѣ говѣющихъ ко сну, я, съ цѣлью внести оживленіе въ глубокосодержательное и умилительное «правило», установилъ обычай, чтобы положенные въ «правилѣ» каноны Спасителю, Богородицѣ, Ангелу Хранителю и всѣмъ святымъ читались на утренѣ одновременно съ канонами изъ постной тріоды и мѣсячной мииеи. Чтеніе каноновъ, прерываемое пѣніемъ ирмосовъ, проходитъ оживленно и незамѣтно, не взирая на то, что послѣ шестой пѣсни канона мною неотложно читается акаѳистъ Пр. Богородицѣ.
По прочтеніи 1-го часа говѣльщики выслушиваютъ «молитвы на сонъ грядущимъ», прикладываются къ святому кресту и, получивъ напутственное наставленіе, какъ вести себя послѣ исповѣди и «правила», идутъ домой. На слѣдующій день утромъ не всѣ говѣющіе являются своевременно въ храмъ для слушанія «послѣдованія ко святому причащенію», въ виду чего я установилъ, чтобы до начала «часовъ» читались только утреннія молитвы и канонъ ко причащенію, а молитвы ко причащенію читались (въ концѣ литургіи) вмѣсто причастнаго стиха, предъ самымъ причащеніемъ мірянъ. Читаемыя въ это время молитвы «ко причащенію» вводятъ говѣльщиковъ въ настроеніе, соотвѣтствующее наступающему, важнѣйшему для спасенія ихъ души, моменту, и вмѣстѣ съ тѣмъ предоставляютъ священнодѣйствующему пастырю возможность неспѣшно раздробить Св. Тѣло Господа Іисуса Христа на частицы для причащепія мірянъ.
По окончаніи литургіи я обычно самъ читаю для причастииковъ благодарственныя молитвы, послѣ чего привѣтствую ихъ съ принятіемъ Св. Таинъ и внушаю имъ избѣгать всякаго грѣха и порока.
Свящ. Порфирій Амфитеатровъ.
«Курскія Епархіальныя Вѣдомости». 1909. № 13. Ч. Неофф. С. 315-318.
Об авторе. Протоиерей Порфирий Иванович Амфитеатров. Родился в 1866 г. в семье диакона Иоанна в Курской губ. Окончил курс в Курской ДС в 1887 г. В период 1893-94 гг. был преподавателем Белгородского Духовного Училища. Священническое служение батюшки началось в 1895г в Николаевской церкви при Иоасафо-Порфириевской богадельне в Белгороде. В 1898 был назначен в с. Кошары (ныне р-н Белгорода) настоятелем Крестовоздвиженской церкви. Был внимательным к людям, но строгим и требовательным и при этом справедливым. Таким он был учителем. О. Порфирий стяжал славу доброго пастыря, дерзновенного пред Богом молитвенника, наставника и печальника о страждущих. В 1915 г. был назначен настоятелем Успенско-Николаевского собора в Белгороде, где также стяжал себе известность и любовь прихожан религиозной ревностью, усердным служением и проповедью Слова Божия. В декабре 1918 г. председатель исполкома Л.А. Меранвиль собрал учительский персонал города и объявил об упразднении преподавания в учебных заведениях Закона Божия. Присутствовавший на собрании о. Порфирий выступил с речью и спросил у Меранвиля, на каком основании православная религия стала гонимой, почему в учебных заведениях Закон Божий заменяют танцами, а по городу вывешиваются плакаты, где в грубых красках выставляются «царь, поп и кулак». Меранвиль ответил, что «на такие вопросы ответ дается у стенки». Через несколько дней последовал арест протоиерея, который сначала содержался в здании уездной ЧК, а потом был переведен в арестный дом. Там его посетил уездный секретарь Шапиро и пригрозил расстрелом. Священник начал усиленно молиться, исповедовался у заключенного в той же камере о. Якова Тимофеева и стал ожидать казни. Единственное, что безпокоило протоиерея, по его признанию, это судьба семьи, оставшейся без кормильца. Вечером о. Порфирий был на санях увезен в тюрьму в сопровождении большевика-матроса». 10 января 1919 г., в день расстрела Белгородского владыки Никодима, допрашивали о. Порфирия. Прихожане Кошарского храма написали в революционный трибунал ходатайство о его помиловании за подписью 36 человек. А от Успенско-Николаевского собора было написано особое ходатайство в ВЧК за подписью 56 прихожан. Но приговор последовал: «Расстрелять как старого пропагандиста против Советской власти и вредного элемента для таковой». Показания 26 июня 1919 г. бывшего надзирателя Белгородской тюрьмы Швырева: «Подъехали на извозчике какой-то матрос и привез под конвоем священника, как потом говорили, что это был о. Порфирий из с. Кашары. Привезшие вывели священника к яме. Затем вывели они же из тюрьмы одного арестованного молодого гайдамака. Обоих их привели к могиле, обоих их заставили раздеваться и поставили у края могилы затылком к яме. Матрос, когда священник стал раздеваться, и обратившись к нему со словами: “Ты веруешь в Бога?”, закончил фразу матерной бранью и ударил ногой, обутой в сапог, по спине священника. Когда же поставили священника и гайдамака у могилы, то матрос вызвал добровольцев из конвоя, а сам наставил пистолет-браунинг, выстрелил, а остальные из винтовок. С первого же залпа гайдамак без стона свалился в яму. Священник, стоя лицом к стрелявшим в него, усиленно молился Богу и безпрерывно крестился. Первым залпом священник был ранен, но не упал. Продолжая стоять, он не переставал молиться. После второго залпа священник застонал, вскрикнул “Господи” и снова перекрестился. Последовал третий залп, и за ним четвертый, после которого священник зашатался и со стоном свалился в яму. Засыпали они яму, забрали с собой всю одежду – добровольцам, принимавшим участие в расстреле, который раз давали главари сапоги и шапки с убитых». Русская Зарубежная Церковь в 1981 году прославила в лике священномучеников протоиерея Порфирия Ивановича Амфитеатрова, убиенного 1/14 января 1919 г.
https://afanasiy.net/amfiteatrov-kak-uporyadochit-ispoved-i-prichashcheniye-miryan