Опубликовано Общество - вт, 02/18/2020 - 20:28

История Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

Согласно  книге «Историко-статистическое описание Свято-Успенской Святогорской Лавры», идея построить в обители храм в честь Преображения Господня принадлежала архимандриту Арсению (Митрофанову). После освящения Николаевской пещерной церкви в 1848 году и закончившейся в 1851 году реконструкции наскального храма того же угодника Божия он задумал посвятить возобновленный храм Преображению Господа нашего Иисуса Христа. Церковь стояла почти на вершине Святогорского Фавора — горы, возвышающейся над меловой скалой и своим местоположением напоминающей Преображенский храм на горе Фавор в Палестине. Однако давность посвящения этого места Мирликийскому архипастырю удержала святогорских возобновителей от этого шага, и наскальный храм в 1851 г. снова был посвящен святителю Николаю.

В 1859 г. архимандрит Арсений уже на самой вершине горы (для большего сходства с Палестиной) совершил закладку нового храма. Установлено имя автора этой прекрасной церкви и обнаружен её проект. Создал её известный архитектор, профессор Август-Вильгельм Фридрихович Петцольд (1823—1891 гг.). Проект Преображенского храма найден в музейном фонде Воронцовского дворца в Крыму. Вполне вероятно предположить, что столь отдалённый адрес нахождения проекта связан с Татьяной Борисовной Потёмкиной, которая могла хранить его у себя в крымском имении под Ялтой. После революции и национализации имения Потёмкиных часть их архива попала в музей.

Двухэтажная, изящной архитектуры, церковь Преображения Господня сооружена на средства Т.Б.Потёмкиной и графинь Варвары и Софии Ланских. В «Ведомости о церквах» за 1870 г. пишется: «…Внутри и снаружи оштукатурена; покрыта листовым железом, окрашенным зелёною краскою; средний купол покрыт белым листовым железом; на куполе, алтаре и над входом храма утверждены железныя вызолоченныя главы с такими же крестами».

Верхний Престол освятил в 1864 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Макарий (Булгаков) в честь Преображения Господня. На средства графинь Ланских в верхнем храме установили резной, с древневизантийскими орнаментами, иконостас из дуба, «некрашеный и без позолоты», с Царскими вратами из кипариса и 19 иконами хорошей живописи по золотому фону, писанными на железных досках. Иконостас, сделанный в Санкт-Петербурге, обошёлся в 7000 рублей.

Престол Преображенской церкви был облачён белым серебряным глазетом, обложенным сребропозлащенным гасом. Крест с его передней стороны вышит золотом и украшен недорогими камнями. Т.Б.Потёмкина пожертвовала для храма двухъярусное медной латуни посеребренное паникадило с 25 подсвечниками (весом 1 пуд 3 фунта и стоимостью 50 рублей серебром).

На полу в храме стояли два медной латуни посеребренных подсвечника весом 24 фунта каждый, один такой же подсвечник весом 26 фунтов и ещё один из того же материала весом 9 фунтов.

В нижнем этаже храма архимандрит Герман планировал устроить небольшую братскую больницу. «Чистый нагорный воздух, — писал А.Ф.Ковалевский, — чуждый сырых испарений от реки, чем особенно страдает Святогорье в своём низменном расположении на самом берегу Донца, давал ему надежды, что больница как раз будет уместна на Святогорском Фаворе, покрытом сосновыми деревами, хвойный воздух которых тоже мог быть очень полезен для чахоточных, количество которых всегда не мало в числе больных святогорской братии. Но Татьяне Борисовне Потёмкиной не понравилось это предложение отца Германа, и она настояла, чтобы в нижнем этаже Преображенского храма был устроен Престол в честь Казанской чудотворной иконы Богоматери, который и устроен там на ея иждивение». Нижний храм архиепископ Макарий освятил в 1865 г.

Отец Герман всегда жалел, что Татьяна Борисовна помешала ему поместить больницу в нижнем этаже, так как с её появлением Преображенская церковь могла бы иметь постоянное ежедневное богослужение. Вследствие же неисполнения его желания в церкви служили не часто, в основном, в летний период, так как храм не отапливался. «Пока была жива Татьяна Борисовна, — свидетельствовали современники, — то в летние свои приезды в Святыя Горы любила она слушать Литургию в этой церкви, около которой был ею построен небольшой летний дом и разведены богатые цветники, с ея же кончиною пустынно стало вокруг этой церкви, и самый дом ея, как более ненужный, был разобран» (Ковалевский А.Ф. Очерк жизни в Бозе почившаго Святогорской Успенской пустыни настоятеля, архимандрита Германа. — Х., 1894).

ф

Преображенский храм окружала каменная ограда, обсаженная кустами сирени. С южной стороны, при вратах ограды, устроены 2 келии для сторожей. С северной стороны — каменная, покрытая железом, колокольня и при ней ещё одна келия для сторожа. На колокольне находились пять колоколов, из которых самый большой весил 40 пудов.

Церковь Казанской иконы Божией Матери была не богата храмовой утварью. Престол храма облачала шёлковая голубая материя с белыми цветами, обложенная белым мишурным гасом.

Опись монастырской ризницы конца XIX века насчитывала в церкви только две висячие медной латуни посеребренные лампады для свечей (весом по 12 фунтов) и стоявший на полу медной латуни посеребренный подсвечник (весом также 12 фунтов).

Безбожный советский период не пощадил венчавшего Святогорье Преображенского храма — в середине 1920-х годов материал от разборки церкви был использован для строительства электростанции санатория.

Преображенский храм глазами историка

Замечательное описание Преображенского храма оставила Екатерина Жилинская: «…Пройдя последний поворот влево, с довольно крутым подъёмом, открываются ворота ограды и перед глазами — церковь Преображения Господня, редкой причудливой архитектуры, увенчанная серебристым куполом и ярко горящим на солнце крестом. Храм этот, благодаря тому, что построен на высокой горе, виден на очень далёкое расстояние от Святых Гор: первый — он ещё издалека приветствует путников, едущих и идущих в святую обитель; последний — их и провожает ещё долго и долго из мирной обители…

Церковь эта двухэтажная. Наверху Престол во имя Преображения Господня; храм этот невелик, но все в нём изящно, со вкусом. Иконостас без всяких украшений, дубовый, академической прекрасной резной работы, некрашеный, стоит 7000 рублей. Царския врата из кипариса, такой же резной работы, как и иконостас, с изображением на них Благовещения Пресвятой Девы, а несколько ниже — четыре Евангелиста, стоящие в ряд, над Царскими вратами изображение Тайной Вечери, а над нею икона Нерукотвореннаго Спаса. В алтаре, на горнем месте, во всю стену большая икона Преображения Господня: Спасителя и Пророков окружают прозрачныя голубыя облака. На жертвеннике икона «Спаситель, молящийся о Чаше».

ф

Интерьер верхнего Преображенского храма. Фото к. XIX — нач. XX вв.

В нижнем этаже — храм во имя Казанской Божией Матери. Иконостас его выкрашен в белую краску и весь украшен золотою резьбой. На Царских вратах — Благовещение и четыре Евангелиста, над царскими вратами — Тайная Вечеря. На местном образе Спаситель изображён несущим Свой Крест, местная икона Божией Матери выдается своей живописью. Во всем Святогорском монастыре нет другой иконы, по живописи подобной этой — Лик Богоматери и Ея Предвечнаго Младенца положительно, как живые, выделяются из фона холста. Бесконечная любовь, милосердие, кротость — всё светится во взоре и каждой черте пренепорочнаго Лика Богоизбранной Отроковицы, на Ея руках сидящий Богомладенец поднял для благословения Свою младенческую Десницу; взор Его, как и весь Лик, столь прекрасен, что описать Его нельзя, таковым верно видел Его во время бегства Святаго Семейства в Египет разбойник, воскликнувший, что если б Сам Бог сошел на землю, не мог бы быть прекраснее этого Дитяти. С трудом только можно оторвать свой взор от этой иконы. Писал её петербургский художник Кадунов в 1876 г. Икона эта — дар Святым Горам Т.Б.Потёмкиной. В верхнем ярусе иконостаса помещаются четыре небольших иконы страданий Господа нашего Иисуса Христа. На горнем месте прекрасно изображён Распятый на Кресте Спаситель. На жертвеннике — страждущий Божественный Учитель в терновом венце и багрянице» (Жилинская Е. Святогорская Успенская общежительная пустынь. — Одесса, 1902).

Ф

Интерьер нижнего Казанского храма. Фото к. XIX — нач. XX вв.

https://svlavra.church.ua/2015/08/19/preobrazhenie-gospodne-prestolnyj-prazdnik-razrushennogo-xrama-svyatogorya/

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.