Опубликовано Общество - пн, 01/06/2020 - 21:39

ПРИГОТОВЛЕНІЕ ХРИСТІАНЪ СВ. ЦЕРКОВІЮ КЪ ПРАЗДНИКУ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Задолго до праздника Рождества Христова св. Церковь начинаетъ приготовлять вѣрующихъ къ этому великому празднику, и въ этомъ приготовленіи она установила такой же порядокъ, въ какомъ приготовлялись къ самому событію люди ветхозавѣтные, вѣровавшіе въ имѣвшаго родиться Христа. Какъ въ Ветхомъ Завѣтѣ, по мѣрѣ приближенія къ событію Рождества Христова, прообразы, обѣтованія и пророчества становились яснѣе и яснѣе, и самая вѣра въ грядущаго Мессію просвѣтлялась болѣе и болѣе: такъ и св. Церковь расположеніемъ воспоминаній на богослуженіяхъ постепенно внушаетъ вѣрующимъ мысль о наступающемъ великомъ праздникѣ, о его значеніи и надлежащемъ приготовленіи къ нему, сообразно съ его важностію.

Болѣе чѣмъ за мѣсяцъ до праздника Рождества Христова св. Церковь учредила постъ, который называется «Филипповскимъ», такъ какъ онъ начинается на другой день послѣ дня (14 ноября), въ который празднуется память св. ап. Филиппа, – а по церковному этотъ постъ называется «Рождествепскимъ», такъ какъ цѣлью его учрежденія служитъ достойное приготовленіе вѣрующихъ къ празднику Рождества Христова, называется онъ также въ уставѣ церковномъ, какъ и Великій постъ, «Четыредесятницей», потому что продолжается сорокъ дней. Начало этого поста несомнѣнно восходитъ ко временамъ глубокой древности христіанской, потому что древніе христіане вообще имѣли обычай предъ великими праздниками проводить время въ постѣ, молитвѣ и духовномъ бодрствованіи. Съ 4-го вѣка встрѣчаются уже многочисленныя и ясныя указанія на Рождественскій постъ[1]. Первоначально не у всѣхъ христіанъ онъ имѣлъ одинаковую продолжительность; но на соборѣ, бывшемъ при патріархѣ Лукѣ и императорѣ Мануилѣ, въ 1166 году опредѣлено было хранить всѣмъ христіанамъ постъ предъ великимъ праздникомъ Рождества Христова 40 дней. Вальсамонъ, патріархъ Антіохійскій, указывая оспованіе, почему соборомъ назначено поститься предъ праздникомъ Рождества Христова 40 дней, говоритъ: «поелику сомнѣвались нѣкоторые въ томъ, что нигдѣ не означено количество дней поста Богородичнаго и Рождественскаго, то самъ святѣйшій патріахъ сказалъ, что, хотя дни сихъ постовъ не опредѣлены правиломъ, понуждаемся однако послѣдовать неписанному церковному преданію и должны поститься отъ перваго дня августа (предъ Успеніемъ Богородицы) и отъ 15 ноября (предъ Рождествомъ Христовымъ)». Этотъ-то постъ, учрежденный св. Церковію предъ Рождествомъ Христовымъ, какъ толкуетъ св. Сѵмеонъ Солунскій, «изображаетъ постъ Моисея, который, постившись 40 дней и 40 ночей, получилъ на каменныхъ скрижаляхъ начертаніе словесъ Божіихъ». «А мы», говоритъ тотъ же св. отецъ, «постясь 40 дней, созерцаемъ и пріемлемъ живое Слово отъ Дѣвы, начертанное не на камняхъ, но воплотившееся и родившееся, и пріобщаемся Его Божественной плоти»[2]. 21 ноября св. Церковь воспоминаетъ Введеніе во храмъ Пресвятыя Богородицы. По смыслу церковной пѣсни, въ которой прославляется это событіе, этотъ праздникъ служитъ яснѣйшимъ напоминаніемъ о праздникѣ Рождества Христова: это – день предображенія Божія благоволенія къ людямъ и день проповѣди о спасеніи рода человѣческаго («Днесь благоволенія Божія предображеніе и человѣковъ спасенія проповѣданіе, въ храмѣ Божіи Дѣва ясно является, и Христа всѣмъ предвозвѣщаетъ»....). Съ этого дня св. Церковь полагаетъ пѣть торжественно-величественный канонъ въ честь Рождества Христова (составленный св. Космою Маіумскимъ), который начинается призываніемъ всѣхъ вѣрующихъ къ славословію и срѣтенію родившагося Христа словами св. Григорія Богослова: «Христосъ раждается – славите! Христосъ съ небесъ – срящите», а заканчивается словами св. Іоанна Златоустаго, указывающими на таинство воплощенія Христа отъ Дѣвы Маріи: «Таинство странное вижу и преславное»... Съ благоговѣйнымъ восторгомъ прославляя снизшедшаго на землю Богочеловѣка, св. пѣснописецъ, наконецъ, въ недоумѣніи останавливается на самомъ событіи Рождества Христова и поражается тайною воплощенія Сына Божія, – тайною, непостижимою и для ангеловъ: «таинство странное вижу и нреславное: небо – вертепъ; престолъ херувимскій Дѣву, ясли вмѣстилище, въ нихже возлеже невмѣстимый Христосъ Богъ». Предпослѣднее воскресенье предъ праздникомъ Рождества Христова называется недѣлею св. Праотецъ. Въ богослуженіи этого воскресенія воспоминаются всѣ святые праведники, жившіе до закона и по законѣ, ветхозавѣтные патріархи и пророки, «провидѣвшіе и проповѣдавшіе, что Христосъ жизнь и воскресеніе рода нашего»[3]. Въ старину на утрени этой недѣли въ знатнѣйшихъ храмахъ совершалось у насъ такъ называемое «пещное дѣйство», т. е., обрядъ, который представлялъ въ лицахъ исторію изъ Ветхаго Завѣта о вверженіи трехъ отроковъ въ огненную печь при Навуходоносорѣ, царѣ Вавилонскомъ. Эти три отрока, какъ извѣстно, не захотѣли исполнить повелѣніе царя поклониться золотому истукану, поставленному царемъ, и за это ввержены были въ сильно разженную печь. Но среди пламени они остались невредимыми и съ веселіемъ воспѣвали нѣснь истинному Богу: съ ними видимо пребывалъ Ангелъ, который прелагалъ огонь въ росу и сохранялъ ихъ невредимыми. Въ этомъ Ангелѣ Церковь внушаетъ намъ видѣть Слово Божіе, Второе Лице Пресвятыя Троицы, Господа Христа, вѣрою въ пришествіе Котораго спасались всѣ ветхозавѣтные праведники. Древняя Русская Церковь не напрасно изъ всей ветхозавѣтной исторіи такъ наглядно показывала вѣрующимъ, именно, эту исторію трехъ отроковъ, вверженныхъ въ пещь огненную за вѣру: въ этой исторіи мы видимъ наиболѣе выразительный образецъ ветхозавѣтной вѣры и наиболѣе ясный прообразъ христіанскаго мученичества.

Послѣднее воскресеніе предъ праздникомъ Рождества Христова называется недѣлею свв. Отецъ. Въ богослуженіи этой недѣли воспоминаются только тѣ ветхозавѣтные праведники, отъ племени которыхъ собственно произошелъ по своему человѣчеству Христосъ Спаситель. Поэтому въ воскресенье этой недѣли на литургіи читается Евангеліе, повѣствующее о родѣ и предкахъ Спасителя по плоти, начиная съ Авраама, отца вѣрующихъ, до праведнаго Іосифа, которому обручена была св. Дѣва Марія, Матерь Божія. Апостольское же чтеніе (Евр. 11 и 12 гл.) повѣствуетъ о вѣрѣ ветхозавѣтныхъ праведниковъ и о дѣлахъ, въ которыхъ они выражали свою вѣру. Заканчивается это чтеніе урокомъ, необходимымъ для всѣхъ насъ: тѣмже убо и мы, толикъ имуще облежащъ насъ облакъ свидѣтелей (образцовъ твердой вѣры, которые въ такомъ множествѣ представляетъ намъ исторія ветхозавѣтныхъ праведниковъ), гордость всякую отложше и удобь обстоятельный грѣхъ, терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ, взирающе на начальника вѣры и совершителя Іисуса, иже вмѣсто предлежащія Ему радости, претерпѣ крестъ, о срамотѣ нерадивъодесную же престола Божія сѣдѣ (Евр. 12, 1, 2). Такимъ образомъ, все время предшествующаго празднику поста съ церковными службами напоминаетъ собою то дохристіанское время, когда люди зрѣли грядущаго Христа въ образахъ, обѣтованіяхъ, пророчествахъ, ожидали Его пришествія и готовились къ достойному срѣтенію Его. Чѣмъ ближе къ празднику Рождества Христова, тѣмъ болѣе увеличиваются пѣснопѣнія, относящіяся къ нему. За пять дней до праздника начинается такъ называемое предпразднство его, – какъ бы преддверіе наступающаго торжества. Предпразднуимълюдіе, Христово рождество, – поется въ этотъ день, – и умъ вознесше къ Виѳлеему, вознесемся мыслію и узримъ въ вертепѣ веліе таинство: отверзеся бо Едемъ, отъ Дѣвы чистыя Богу происходящу, совершенъ сый тойжде въ божествѣ и человѣчествѣ (стихира на вечернѣ)[4].

Канунъ праздника Рождества Христова называется въ богослужебныхъ книгахъ «навечеріемъ», на обычномъ языкѣ «сочельникомъ»[5]. Въ навечеріе праздвика, если только оно не случится въ субботу или воскресенье (дни свободные отъ поста) отправляется особое богослуженіе – «Царскіе часы». Богослуженіе это совершается при открытыхъ царскихъ вратахъ среди храма, предъ Евангеліемъ, положеннымъ на аналоѣ, какъ бы въ знаменіе того, что Спаситель уже сіяетъ всѣмъ языкамъ. Предъ Евангеліемъ воскуряется ладанъ, въ воспоминаніе ладана и смирны, принесенныхъ волхвами родившемуся Царю іудейскому. На часахъ этихъ обыкновенные псалмы и стихиры замѣняются псалмами, тропарями и стихирами, приличными празднику. На нихъ всѣ важнѣйшіе пророки, предвозвѣстившіе явленіе Бога во плоти, соединены Церковію въ одно и какъ бы привѣтствуютъ съ хорами ангеловъ сошествіе на землю Того, Котораго они такъ пламенно желали узрѣть. Здѣсь мы слышимъ вдохновенныя слова пророка и Богоотца Давида, который сквозь сумракъ вѣковъ отдаленныхъ ясно созерцалъ величіе своего Божественнаго Потомка и говорилъ Ему: красенъ добротою паче сыновъ человѣческихъ, изліяся благодать во устнахъ Твоихъ:... царствуй истины ради и кротости и правды, и наставитъ Тя дивно десница Твоя (Псал. 44); онъ же видитъ, какъ иноземные цари привѣтствуютъ рожденнаго Царя царей, и народы спѣшатъ укрыться въ Его благодатномъ царствѣ: царіи Ѳарсійстіи и острова дары принесутъцаріи Аравстіи и Сава дары приведутъ и поклонятся Ему вси царіе земстіивси языцы поработаютъ Ему (Пс. 71); воспѣваетъ, наконецъ, миръ и благоденствіе Его славнаго царства: возсіяетъ во днехъ Его правда и множество мира (Пс. 71 и 77). Здѣсь же мы слышимъ гласы древнихъ пророковъ: Михея, предвозвѣстившаго рожденіе въ Виѳлеемѣ Христа, какъ великаго вождя Израилева, – Іереміи, предузрѣвшаго Востокъ, свыше грядущій озарить вселенную новымъ свѣтомъ, и особенно – Исаіи, за семь вѣковъ съ особенною ясностію предсказавшаго безсѣменное зачатіе Христа отъ Дѣвы.

Эти свѣтлыя видѣнія пророковъ смѣняются трогательнымъ повѣствованіемъ евангелистовъ о первыхъ временахъ земной жизни Господа–Младенца и словами боговдохновенеаго апостола, раскрывающими догматическую и нравственную мысль праздника. Въ промежуткахъ между этими чтеніями пѣснь церковная, живая и торжественная болѣе, нежели въ обыкновенныхъ церковныхъ службахъ, то славитъ, призываетъ небо и землю къ хвалѣ Всевышнему, то изливается въ святыхъ чувствахъ благодаренія и покорности Создателю вселенной, то представляетъ лицъ изъ временъ самаго событія дѣйствующими и трогательно бесѣдующими. Большая часть этихъ пѣснопѣній принадлежитъ славному христіанскому пѣснотворцу Софронію, патріарху іерусалимскому († 644 г.). Установленіемъ такого богослуженія и даже названіемъ его «царскими часами» Церковь выражаетъ мысль, что съ востановленіемъ и обновленіемъ падшаго рода человѣческаго, для чего и родился Сынъ Божій Христосъ Спаситель, начинается благодатное царство Божіе на землѣ, и что потому день Рождества Христова есть для нея великая и вѣчная годовщина начала этого благодатнаго царства. Въ древности, въ Царь-градѣ «царскіе часы» совершались въ царской палатѣ, въ присутствіи царей, и имъ возглашалось тогда, какъ и нынѣ возглашается въ знатнѣйшихъ храмахъ, многолѣтіе съ произношеніемъ полнаго царскаго титула. Въ древности царь, вошедши въ храмъ, прежде всего преклонялся предъ св. Евангеліемъ, по подобію восточныхъ царей или мудрецовъ, которые, отложивъ земное свое величіе, нѣкогда смиренно поверглись предъ убогою колыбелью Бого-Младенца. Перенося такимъ образомъ мысль вѣрующихъ къ первымъ временамъ явленія Сына Божія на землѣ и какъ бы изображая эти событія предъ очами вѣрующихъ, «царскіе часы» наилучшимъ образомъ располагаютъ душу къ живѣйшему чувствованію благодѣяній Господа Іисуса Христа, явленныхъ Его рожденіемъ на землѣ, и пріуготовляютъ ее къ празднованію, достойному этого великаго праздника.

Если навечеріе Рождества Христова случится не въ субботу или воскресенье, то совершается въ этотъ день и литургія Василія Великаго въ соединеніи съ вечернею. Въ этомъ установленіи нельзя не видѣть желанія Церкви сблизить, по возможности, время празднованія съ временемъ, въ которое совершилось самое празднуемое событіе, такъ какъ Рождество Христово совершилось ночью, что видно изъ словъ Евангелиста: и пастыри бяху стрегуще стражу нощную.

На вечернѣ, предъ торжественнымъ входомъ съ Евангеліемъ, поется величественная пѣснь – твореніе инокини Кассіи: Августу единоначальствующу на земли, многоначаліе (многовластіе) человѣковъ преста (прекратилось): и Тебѣ вочеловѣчшуся отъ чистыя (Дѣвы), многобожіе идоловъ упразднися; подъ единымъ царствомъ мірскимъ гради бышаи во едино владычество Божества языцы вѣроваша; написашася людіе повелѣніемъ кесаревымъ: написахомся вѣрніи именемъ Божества, Тебе, вочеловѣчшагося Бога нашего. Велія Твоя милость, Господи, слава Тебѣ. Эта пѣснь повѣствуетъ о томъ, что совершилось въ гражданской жизни міра при рожденіи Христа Спасителя, по устроенію Промысла Божія, и какъ эти перемѣны, происшедшія въ гражданскомъ мірѣ, указывали на перемѣны, имѣвшія произойти въ новомъ царствѣ Божіемъ, царствѣ благодатномъ. Въ самомъ дѣлѣ, единовластіе и единодержавіе, которое началось во всемъ тогдашнемъ мірѣ съ воцареніемъ Августа, какъ бы предуказывало на паденіе языческаго многобожія; объединеніе всѣхъ народовъ подъ одною властію Римскаго императора предуказывало на то, что съ рожденіемъ Спасителя всѣ люди, весь міръ должны вступить въ единое и нераздѣльное царствіе Божіе; народная перепись, учиненная по повелѣнію Римскаго императора, предуказывала на то, что на всѣхъ, вступившихъ въ царство Божіе, напишется одно имя – имя Христа. – За входомъ слѣдуетъ 8 паремій, т. е., чтеній изъ ветхозавѣтныхъ писаній, въ которыхъ содержатся пророческія указанія на событіе Рождества Христова. Но окончаніи же литургіи, посреди Церкви ставится аналой съ иконой Рождества Христова, съ возженной свѣчой предъ нею, и пѣвцы обоихъ клиросовъ, сходясь вмѣстѣ на средину, прославляютъ родившагося Христа пѣніемъ тропаря: «Рождество Твое, Христе Боже нашъ»..., и кондака: «Дѣва днесь Пресущественаго раждаетъ».... Это пѣніе напоминаетъ уже то славословіе, которое слышали Виѳлеемскіе пастыри при самомъ рожденіи Христа Спасителя міра, и горящая свѣча предъ икопою напоминаетъ ту чудную звѣзду, которая вела къ Нему на поклоненіе восточныхъ мудрецовъ.

Такъ Церковь приготовляетъ вѣрующихъ къ величайшему празднику Рождества Христова, который въ богослужебныхъ книгахъ именуется «пасхою», «праздникомъ трехдневнымъ», постепенно разъясняя и внушая имъ смыслъ и значеніе его, и ту радость, которая прилична ему. Радость эта не тѣлесная, а духовная, – радость о спасеніи, дарованномъ чрезъ рожденіе Христа, о возвращеніи потеряннаго нами райскаго блаженства, о примиреніи съ Богомъ. «Пріидите, внушаетъ Церковь, возрадуемся Господеви, настоящую тайну (таинство совершившееся) сказующе; средостѣніе градежа (стѣна, служившая преградой) разрушися, пламенное оружіе плещи даетъ (т. е., оружіе, съ которымъ приставленъ былъ херувимъ къ вратамъ рая послѣ грѣхопаденія людей, удалено), и Херувимъ отступаетъ отъ древа жизни, и азъ райскія пищи причащаюся. Своимъ вочеловѣченіемъ Господь Іисусъ Христосъ вступилъ въ благодатное сродство и братство съ нами. Чтобы быть достойными этого высокаго вѣчнаго общенія и союза, намъ налобно удаляться отъ тьмы грѣха и приближаться къ свѣту вѣры. «Кто является въ день Рождества Христова нечистымъ и оскверненнымъ, говорилъ нѣкогда съ церковной каѳедры св. Амвросій Медіоланскій, тотъ не чтитъ Рождества Христова, – тотъ, хотя тѣломъ и присутствуетъ при торжествѣ Господнемъ, духомъ своимъ далекъ отъ Спасителя. Ибо нечистый не можетъ имѣть общенія со Святымъ, скупый съ Милосердымъ, растлѣнный съ Дѣвственнымъ»[6] и проч.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1898. №48. С. 289-298.

 

[1] Въ этомъ вѣкѣ упоминаютъ о постѣ Рождественскомъ св. Амвросій Медіоланскій, Филастрій и блаженн. Августинъ. Въ пятомъ вѣкѣ Левъ Великій говоритъ о постѣ Рождественскомъ, какъ уже о древнемъ въ его время.

[2] Отвѣты на нѣкоторые вопросы.

[3] Кромѣ сего, св. Церковь раздѣльно вспоминаетъ въ 19-й день ноября – прор. Авдія, пророчествовавшаго около 900 лѣтъ до Христа; въ 1-й день декабря – пророка Наума; во 2-й – прор. Аввакума, въ 3-й – Софонію, предзрѣвшаго время Новаго Завѣта, въ 9-й Анну – матерь Пресвятой Богородицы, въ 16-й – прор. Аггея, провидѣвшаго будущую славу втораго храма іерусалимскаго, въ 17-й – пр. Даніила и трехъ отроковъ, видѣвшихъ царство грядущаго Мессіи.

[4] Со дня нредпразднества Рождества Христова, отъ 20 декабря по 24 декабря «аще и суббота и недѣля случится, не разрѣшаемъ на рыбу» (Типикон, см. 12 ноября).

[5] Правильнѣе «сочевникомъ», отъ слова «сочиво», потому что въ этотъ день предписывается особенно строгій постъ (Номокан. при Требникѣ, прав. 220), и по церковному уставу полагается сочиво обварено или кутія съ медомъ. Это – кушанье изъ пшеницы, гороха, чечевицы, ячменя, что, размочивъ водою, ѣдятъ съ медомъ или безъ меду. Но усердные православные христіане въ сочельникъ не вкушаютъ ничего «до звѣзды», т. е., до наступленія вечера, до появленія вечерней звѣзды, напоминающей о явленіи звѣзды на востокѣ, возвѣстившей о рожденіи Спасителя.

[6] Въ словѣ о темъ, «какъ должно срѣтать день Рожд. Христова».

http://afanasiy.net/prygotovlenie-hrystian-sv.-cerkoviiu-k-prazdnyku-rojdestva-hrystova

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.