Письма о Церкви къ духовному сыну.
Мы не должны слѣдовать линіи «Бо́стонскаго православія», ‒ которое, въ дѣйствительности, является разновидностью «реформированнаго» Православія, отличающегося тѣмъ, что, хотя по видимости оно «правильное», но въ дѣйствительности лежитъ внѣ Православной традиціи и создано человѣческимъ умомъ. Это является ужаснымъ искушеніемъ нашего времени, и въ него, вѣроятно, впаде́тъ большинство новообращенныхъ. Мы боимся, что всѣ наши статьи о зело́тахъ, написанные въ послѣдніе го́ды, помогли созданію этого монастыря. Въ будущемъ намъ нужно больше удѣлять вниманія аромату Православія, безъ котораго зелотство безсмысленно и даже вредно.
«Правое крыло» Православія (здѣсь отецъ Серафимъ имѣлъ въ ви-
ду нѣ́которыхъ греческихъ старостильниковъ) въ будущемъ, вѣроятно, раздѣ́лится на множество небольшихъ юрисдикцій, основная часть которыхъ будетъ бороться съ другими юрисдикціями и предавать ихъ анаѳемѣ. Для насъ было бы достаточно, если бы наша Руская Православная Церковь Заграницей смогла остаться въ цѣ́лости и смогла сохранить вѣрное направленіе ‒ безъ уклоненія влѣво, какъ реакціи противъ зелотовъ. Мы должны поддерживать существующіе контакты съ рускими кли́риками старшаго поколѣнія, даже если нѣ́которые изъ нихъ кажутся намъ либеральными; въ противномъ случаѣ мы просто потеряемся въ джунгляхъ, которые состоятъ изъ зелотовъ и разраста́ются вокругъ насъ.
Прежде всего, конечно же, нашими учителя́ми должны быть столпы́ старшаго поколѣнія: Владыки Іоаннъ (Максимо́вичъ) и Аверкій (Та́ушевъ) и подобные имъ.
Мы тѣ, кто хочетъ оставаться пре́даннымъ настоящей традиціи Православія, должны будемъ стать ревнителями и быть твердыми въ нашей православности, но при этомъ мы не должны становиться фанатиками* и не должны учить нашихъ епископовъ, какъ имъ слѣдуетъ себя вести. Прежде всего намъ до́лжно стремиться сохранить настоящее благоуханіе Православія, при этомъ мы немного должны быть «не отъ міра сего́», отдѣли́ться отъ всѣхъ заботъ и всѣхъ видовъ политики, даже касающихся Церкви, питаться сверхъестественной пищей, которую Церковь даетъ намъ въ изобиліи. Старшій Макарій хорошо написалъ въ своемъ письмѣ: «Фанати́змъ ограничиваетъ способность человѣка мыслить, въ то время какъ настоящая Вѣра даетъ человѣку свободу. Эта свобода проявляется въ твердости человѣка во всѣхъ возможныхъ случаяхъ, въ удачѣ и въ го́рѣ».
Пи́сьма отца Серафима (Роуза). Третiй день Праздника Троицы 1976 г.
______________________________
Десять лѣтъ тому назадъ неожиданно скончался вѣрный сынъ Руской Зарубежной Церкви, аске́тъ и духовный писатель, іеромонахъ Серафимъ (Ро́узъ). Его труды извѣстны не только англоязычнымъ читателямъ, но переведены и и́зданы на рускомъ языкѣ и пользуются больши́мъ успѣхомъ въ Росіи. Главные те́зисы въ писа́ніяхъ о. Серафима: сохраненіе воззрѣ́нія, что православные «не отъ мíра сего́»; развитіе въ себѣ свя́то-оте́ческаго мышленія; вѣрность не столь внѣшнеорганизаціо́нному «офицiальному» Православію, сколь его неповрежденному ду́ху. Досе́лѣ наиболѣе извѣстны высказыванія о. Серафима по вопросамъ современныхъ явленій и состоянія души послѣ смерти, а его экклезіологи́ческіе воззрѣнія предаю́тся молчанію. Поэтому мы обратились къ духовному сыну о. Серафима, – священнику Алексѣю Іо́нгъ, одному изъ самыхъ близкихъ ему лицъ, съ просьбой прислать намъ матерiалы на эту тему*. Ниже помѣщаемъ нѣ́которые письма о. іеромонаха Серафима къ о, Алексѣю Іо́нгъ по церковнымъ вопросамъ. Редакція.
*Слѣдуетъ отмѣтить для читателей въ Росіи, что о. Серафимъ былъ іеромонахомъ Руской Зарубежной Церкви. Въ Ней онъ при́нялъ крещеніе, въ Ней получилъ монашескій по́стригъ и священническій санъ и въ Ней скончался. Послѣ кончины о. Серафима игуменъ пла́тинскаго монастыря, гдѣ о. Серафимъ подвизался, о. Ге́рманъ (Подмоше́нскій) былъ запрещенъ въ священнослуженіи, ушелъ изъ Зарубежной Церкви, не дождавшись духовнаго суда, былъ лишенъ сана, а теперь возглавляетъ группу т.н. «германи́товъ» (въ США очень популярно создавать культы личностей. Эти культы обычно носятъ имена ихъ создателей и непогрѣшимыхъ возглавителей, или «старцевъ») – Въ Росіи о. Германъ извѣстенъ по издаваемому имъ журналу «Русскій паломникъ». Все духовенство, ра́нѣе окормля́вшееся въ пла́тинскомъ монастырѣ, отошло отъ о. Германа и осталось вѣрнымъ Святой Церкви.
______________________________
5/18 Мая 1970 г. Касательно т.н. «нетерпимости» нашего Сνнода (здѣсь и дальше Сνнодъ – Руской Православной Церкви за границей – ред.) въ отношеніи другихъ Православныхъ Церкве́й: нѣ́сколько лѣтъ тому назадъ въ нашу Церковь была при́нята изъ Ри́мо-католи́чества дѣвушка. Она мнѣ сказала, что одно изъ первыхъ ее недоумѣній при знакомствѣ съ нашей Церковью касалось ка́жущагося контраста между довольно строгими утвержденіями о еретика́хъ, отсту́пникахъ и проч. и всеобщими лаской и любовью, которые она всегда ощущала при разговорахъ съ нашимъ духовенствомъ и вѣрующими. Я въ этомъ не вижу никакого противорѣчія. Чтобы защищать Истину, необходимо говорить открыто и откровенно о тѣхъ, кто отъ нея́ отклоняются, чтобы оградить паству и, насколько это возможно, просвѣтить тѣхъ, кто въ заблужденіи. Но Церковь открываетъ Свое сокровище каждой душѣ, которая готова слышать Истину и принять то, чему Церковь учитъ. Ученіе Церкви исходитъ отъ Свята́го Духа. Надо приня́ть именно это ученіе, а не свое «перетолкованіе».
Въ отношеніи тѣхъ Православныхъ Церкве́й, которые отходятъ отъ Истины, надо быть еще болѣе откровеннымъ. И́бо ихъ возглави́тели, зная, что такое Православіе, сознательно отъ него отходятъ и пытаются отвести съ собой и паству. Во всѣхъ моихъ контактахъ съ ревнителями Православія въ средѣ нашей Церкви (Руской Православной Церкви за границей – ред.), я могу достовѣрно утверждать, что не́ было случая, чтобы у кого-либо изъ нихъ отсутствовала истинная хрiстiанская любовь по отношенію къ тѣмъ, кто въ заблужденіи. Они бы первыми обняли патрiарха Афинаго́ра и другихъ, если послѣдніе бы покаялись въ своемъ отступленіи и вернулись бы къ Православію. Противоположное впечатлѣніе создается, какъ мнѣ кажется, главнымъ образомъ тѣми лицами, у которыхъ понятіе о сущности Церкви очень смутно, и, слѣдовательно, они обвиняютъ нашихъ ревнителей въ «отсутствіи любви», когда послѣдніе правильно обличаютъ отступниковъ.
Положеніе въ православномъ мірѣ, увы, не улучшается. Изъ-за примыканія митропо́ліи (ны́нѣшней т.н. «православной церкви въ Америкѣ» – ред.) къ совѣтской церкви (имѣется въ виду т.н. «автокефалія» – ред.) – теперь невозможно имѣть съ ней евхаристи́ческаго общенія.
Можно очень сочувствовать страждущимъ членамъ Московской церкви (имѣется ввиду московская лже-патрiархiя, – прим.), но доказательства того, что возглавители этой церкви пытаются дискредитировать и уничтожить Православную Церковь въ интересахъ побѣды коммунизма, слишкомъ неопровержимы, чтобы намъ не высказываться противъ нихъ. Но даже въ этомъ случаѣ мы ихъ не осуждаемъ, но стараемся опровергнуть ихъ ложь и пытаемся помочь тѣмъ, кто преслѣдуется, и въ заключеніи въ совѣтскомъ союзѣ.
Я конечно молюсь, чтобы ты успѣшно избавился отъ искушенія уйти къ унiа́тамъ. Я столько слышалъ о ри́мо-като́ликахъ, которые у унiатовъ дошли до духовнаго тупика, что, даже если я не былъ бы православнымъ, я бы совѣтовалъ тебѣ ихъ остерегаться. Самая распространенная жалоба этихъ католиковъ-унiатовъ – это то, что они въ конечномъ итогѣ приходятъ къ выводу, что они «играютъ», притворяются, что они православные, не бу́дучи православными. Одновре́менно они перестаютъ ощущать себя католиками. Выходитъ, что они не православные, не католики, а въ какомъ-то пространствѣ между ними. Въ конечномъ итогѣ они становятся ли́бо православными, ли́бо возвращаются къ «западному» католичеству, или хуже.
15/28 Мая 1971г. Нѣтъ сомнѣній, что Царь и Его Семья Мученики за Вѣру Православную. Этотъ вопросъ совсѣмъ не имѣетъ прямого отношенія къ Монархіи. Къ сожалѣнію, люди извнѣ́ пытаются заклеймить всѣхъ почитателей этихъ Мучениковъ «монархистами», а это му́титъ суть вопроса.
Я лично считаю, что историческая судьба руской націи связана съ Царями. Къ великому несчастью Рускаго Народа, все другое превращалось или превратится лишь въ чу́жую идею, навя́занную силой. Я подозрѣваю, что люди, говорящіе о «монархи́змѣ» Сνнода, на самомъ дѣлѣ выражаютъ свое отвращеніе къ общей «традиціоналисти́ческой» позиціи Сνнода, которая, конечно, въ первую очередь, экклезіологическая позиція.
Мы радуемся, видя, какъ сѣ́мя Истиннаго Православія насаждается, приноситъ плоды́ и открываетъ «измѣреніе» православной жизни, дото́лѣ малоизвѣстной въ Америкѣ. Мы видимъ православныхъ міря́нъ, которые не «мірскíе», которые ищутъ болѣе глубокіе корни и чувствуютъ, что они не могутъ быть друзьями «міра сего»; имъ недостаточно быть какъ всѣ и отличаться лишь тѣмъ, что у нихъ нѣ́кая «православная точка зрѣнія». Они обращаются къ Святы́мъ Отца́мъ не за отвѣтами на академическіе или богословскіе вопросы, а на указанія, какъ жить. Начинаетъ вырисовываться картина Православія, которое не просто прибавляется какъ дополненіе къ американскому образу жизни, за которое приходится извиняться и растолковывать инославнымъ; это Православіе не принора́вливается четверто́й въ рядъ главныхъ религій въ США. Нѣтъ, это Православіе скорѣе преображаетъ жизнь; православные люди оказываются своего рода «скандальными» для окружающаго міра; Православіе растетъ на своихъ собственныхъ принципахъ, рѣзко отличающихся отъ окружающаго міра, но при этомъ, законно и естественно.
18/31 Октября 1972 г. Касательно «каноновъ». Этотъ вопросъ – камень преткнове́нія, особенно для перешедшихъ въ Православіе. Это изъ-за того, что, съ одной стороны, намъ всѣмъ свойственно искушеніе впасть въ фарисейство, а съ другой стороны, потому что каноны, будучи «законодательствомъ» Церкви, могутъ быть по́няты и примѣнены́ только согласно преданію Церкви и въ Духѣ Того, Кто управляетъ Церковью. Бо́льшая часть Преда́нія Церкви «некодифици́рованна» – она содержится въ «Житія́хъ Святы́хъ» и въ Святооте́ческихъ писа́ніяхъ. Часть Преда́нія Церкви до сихъ поръ не написана. Каноны – самая очевидная часть Преданія Церкви, и, слѣдовательно, нѣ́которые новообраще́нцы испытываютъ «крушеніе», стараясь примѣнить ихъ, не зная все Преданіе Церкви, изъ которой каноны лишь одна часть.
И еще, какъ правило, примѣненіе каноновъ – дѣло Епископовъ, которые стараются все дѣлать, совѣща́ясь другъ съ другомъ. Насколько же намъ тогда слѣдуетъ воздерживаться отъ довѣрія ко своему собственному сужденію по отношенію къ канонамъ. Конечно, нѣ́которые изъ каноновъ затрагиваютъ насъ непосредственно и мы обязаны ихъ знать, и, наско́лько это возможно, уча́сь и совѣ́туясь съ ли́цами мудрѣ́е насъ въ вопросахъ Вѣры, быть готовыми защищать, напримѣръ, каноны, не допускающіе совмѣ́стные молитвы съ еретика́ми, нарушеніе которыхъ заключаетъ въ себѣ предательство самого понятія Церкви Хрiстовой. Другіе каноны, какъ напримѣръ канонъ о возрастѣ допускаемаго къ рукоположенію, не затрагиваютъ вопроса о подобномъ предательствѣ и насъ не касаются. Если мы начнемъ требовать отчетность въ подобныхъ канонахъ отъ нашихъ Епископовъ (отчетность къ себѣ!), это будетъ подобно тому, если бы Епископы на́чали вмѣшиваться въ домашнюю и профессіональную область частной жизни прихожа́нъ.
Въ цѣломъ, Епископа́тъ нашего Сνнода лучше какого-либо извѣстнаго намъ и, вѣроятно, не отличается отъ того Епископата послѣднихъ 2.000 лѣтъ, черезъ котораго Свято́й Духъ управлялъ Своей Церковью...
Не надо слишкомъ довѣрять своему уму. Мышленіе должно быть усоверше́нствовано черезъ страданіе, иначе оно не выдержитъ испытанія нашихъ жестокихъ временъ. Я не вѣрю, что люди «логическаго» мышленія будутъ со Хрiстомъ и Его Церковью въ наступающіе дни – будетъ слишкомъ много «до́водовъ» противъ этого, и тѣ лица, которые будутъ довѣрять своему собственному уму, себя отговорятъ отъ этого.
Фомино́ Воскресенье, 1973 г. Мы сами, не бу́дучи «богословами», слѣдуемъ Джорданви́лльской школѣ, которая слѣдуетъ са́мымъ лучшимъ православнымъ традиціямъ (въ наши дни на нее много и несправедливо клеве́щутъ), и мы часто обращаемся къ протопресви́теру Михаилу Помаза́нскому и другимъ, чьимъ сужде́ніямъ мы довѣряемъ и которыхъ мы уважаемъ. Такимъ образомъ, мы знаемъ, что слѣдуемъ хорошей традиціи и не должны надѣяться на свои ошибочные сужденія...
Въ первый годъ миссіонерскихъ трудо́въ ты прошелъ немало трудностей. Помни, что Господь посылаетъ это для испытанія и для твоего укрѣпленія, и чтобы ты въ будущемъ зналъ, какъ помочь людямъ въ подобныхъ ситуаціяхъ.
4/17 Января 1975 г. Независимое существованіе (назависимое отъ другихъ юрисди́кцій) нашего Сνнода оправдано, только если мы являемся ревнителями Вѣры и даемъ примѣръ отпавшимъ или отпада́ющимъ отъ Православія юрисдикціямъ. А пребываніе въ нея́сности позиціи не имѣетъ никакого значенія. Но Хрiстосъ Богъ съ нами и Владыка Іоаннъ (Максимовичъ – ред.) далъ намъ направленіе (онъ намъ говорилъ чтобы мы продолжали обличать патрiарха Афинаго́ра, даже если многимъ это не нравится). Всѣ наши испытанія только укрѣпляютъ насъ для наступающихъ тяжкихъ временъ.
24 Января/6 Февраля 1975 г. Въ общемъ, въ наши дни церковные вопросы не такіе простые, какъ въ прошломъ – или какъ намъ, съ нашей «комфортабельной» исторической перспективы, они кажутся. Впереди много скрытыхъ подводныхъ камне́й. Кажется, что важный ключъ къ пониманію положенія Церкви въ цѣломъ заключается въ «сергiа́нстве». Сергiанство станетъ все болѣе и болѣе острымъ предметомъ споровъ... Су́щность сергiанства связана съ проблемой, прису́щей всѣмъ Православнымъ Церква́мъ въ наши дни – потерей духа Православія, пренебреженіемъ Церковью; воспрія́тіемъ «организаціи» какъ Тѣла Хрiстова; вѣрой, что благодать и Та́инства дѣйствуютъ «автоматически». Логика и порядочность не помогутъ намъ преодолѣть эти камни преткновенія – потребуется много страданія и духовнаго опыта, и немногіе поймутъ суть всего дѣла.
4/17 Апреля 1975г. Твое нападеніе вызвано тѣмъ, что по-руски называется «малодушіемъ». И вдобавокъ дiаволъ тебя искушаетъ. Будь твердъ! Богъ не посылаетъ человѣку больше, чѣмъ человѣкъ можетъ выдержать. Въ испытаніяхъ мы крѣпнемъ. Сейчасъ столько «слабыхъ» людей въ міру́ – т.-е. такихъ, кто способны думать только о себѣ и о своихъ проблемахъ, – что Богъ даетъ намъ, тѣмъ, кто въ силахъ, лишнее бремя. Слава Богу за все! Не забудь, что есть люди, которые укрѣпляются, видя, какъ ты несешь свой крестъ. Старайся какъ можно меньше переживать. Помогай тѣмъ, кто проситъ помощи, но оставь въ покоѣ тѣхъ, кто не желаетъ или не нуждается въ помощи.
24 Аνгуста/6 Сентября 1975 г. Въ общемъ... чѣмъ меньше ты думаешь о «духовной жизни» отвлеченно и чѣмъ больше ты подвиза́ешься въ своихъ ежедневныхъ труда́хъ и молишься согласно твоимъ силамъ, тѣмъ лучше тебѣ. Оріентируйся на Православіе ревнителей, а затѣмъ подвизайся изо дня въ день и Богъ тебѣ дастъ мудрость.
10/23 Сентября 1975 г. Каково́ значеніе сокровищъ Православія въ сегодняшнемъ страшномъ мірѣ? Отвѣтъ всегда одинаковый: Церковь для насъ – это Ковчегъ Спасенія, и каждая наша борьба за сохраненіе этого Ковчега помогаетъ и окружающимъ насъ людямъ.
22 Октября/4 Ноября 1975 г. Привѣтствую тебя въ день ангела Вл. Аве́ркія (Та́ушева)! Мы недавно спросили о. Михаила Помаза́нскаго: «Кто по́длинный Православный Богословъ въ наши дни?» и онъ отвѣтилъ: «Архіепископъ Аве́ркій!»
Третiй день Троицы, 1976 г. Если наша Руская Зарубежная Церковь останется неповрежденной и на правильномъ пути, не уклоня́ясь «влѣво»... то это для насъ будетъ достаточнымъ. Мы должны сохранять живую связь съ старшимъ рускимъ духовенствомъ...
Тѣ изъ насъ, кто желаютъ оставаться въ истинной православной традиціи, должны быть ревностными и твердыми въ нашемъ Православіи, однако, не впадать въ фанатизмъ и не допускать мысли, что мы должны учить нашихъ Епископовъ тому, что они должны дѣлать. Выше всего мы должны стремиться къ сохраненію истиннаго духа Православія, стремиться хоть въ ма́лой мѣ́рѣ быть не отъ «міра сего́» – отдѣляться отъ всѣхъ мірски́хъ заботъ и политики. Питаться надо пищей «не отъ міра сего́» – пищей, которую Церковь намъ даетъ въ изобиліи.
14/27 Iюня 1976 г. Для насъ лично нѣтъ проблемъ (по отношенію къ за́данному тобой вопросу): изъ-за все болѣе и болѣе распространяемой апостасíи мы не можемъ быть въ евхаристи́ческомъ общеніи съ юрисди́кціями, которые не въ общеніи съ Сνнода́льной. Но эту позицію мы занимаемъ безъ какой-либо враждебности и безъ осужденія. Это даетъ намъ свободу заниматься и вдохновляться не полеми́ческими дѣла́ми, а чисто духовными, безъ которыхъ церковная жизнь становится невыносимо задыха́ющейся. Чѣмъ больше мы всѣ можемъ предложить духовной пищи и вдохновленія, тѣмъ лучше для всѣхъ.
Четвертокъ второй седмицы Великаго Поста, 1982 г. (Въ связи́ съ личными испытаніями о. Алексѣя, какъ новаго священника, о. Серафимъ совѣтовалъ): Держи эти ни́зшіе, земные сто́роны пастырской жизни въ перспективѣ, и не надо слишкомъ много силъ удѣля́ть имъ. Тѣ люди, которые не желаютъ ре́вностной православной жизни, отпадаютъ, и иногда приходится это допускать. Сосредоточь свои вниманіе и силы на помощь и вдохновленіе тѣхъ лицъ, которые способны загорѣ́ться Вѣрой и стать ре́вностными хрiстiанами. Твой опытъ (въ твоемъ первомъ приходѣ) является хорошимъ примѣромъ тѣхъ двухъ типовъ православныхъ людей, съ которыми приходится встрѣчаться въ наши дни. Не малодушествуй.
Источникъ: Журналъ «Вертоградъ» №1, стр. 12, 1993 г.
источник материала