Опубликовано Общество - вт, 11/19/2019 - 12:21

Путешествие преосвященного Никанора по Карелии

   Архангельская епархия занимает площадь в 775,386 кв. верст; наибольшая ширина ее от запад- ной границы с Финляндией и Швецией до восточной — с Сибирью более полутора тысяч верст а наибольшая длина от Ледовитого океана до границы Вологодской губернии более 800 верст. Таким образом, Архангельская епархия по величине не только первая в числе епархий Европейской России, но даже превышает многие европейские государства. В состав населения столь обширной территории входят русские, лопари, зыряне, самоеды и корелы. Русские, сплошь населяя шенкурский уезд, составляют господствующее население и в уездах: архангельском, холмогорском, онежском, пинежском и мезенском, хотя здесь заметен уже элемент первобытных обитателей Архангельской губернии финского племени. — Лопари обитают в северной части Кольского уезда, в так называемой Лапландии. Когда поселилиеь они здесь, определенно сказать трудно; известно только, что в XI веке они являются еще в северной части Кемского уезда и дают ей название Лопской земли, но в XIII веке они принадлежали уже к волости Кольской. Христианскую веру они приняли при Иоанне Грозном; просветителями их были преподобные Трифон и Феодорит. — Зыряне живут в Печорском крае и разделяются на печорских и ижемских. Но ни ижемские, ни печорские зыряне не представляют собою чистого зырянского типа, так как в состав тех и других вошло много русских выходцев. Наречие ижемцев совершенно отлично от наречия печорских зырян не только по произношению, но и по составу. Христианскую веру зыряне приняли не раньше XIV века. Нжемские зыряне — все православные и строго нравственны в семейном быту; печорские же большею частью придерживаются раскола. — В мезенско-печорских тундрах кочуют самоеды. Обращение их в христианство началось только в двадцатых годах текущего столетия и надо заметить, что между ними и до сих пор не совсем исчезли следы идолопоклонничества. — Западную и юго-западную часть Кемского уезда занимает финское племя корелов, издавна находившихся под властью Великого Новгорода и входивших в состав Обонежской пятины. Христианская вера проникла к корелам, как полагают, еще в XI веке — при Ярославе I.
    Все это разнородное население Архангельской епархии объединяется святой верой православною, но, к сожалению, немалую часть обитателей составляют раскольники безпоповщинского толка. Безпоповщина делится здесь на секты филипповцев, даниловцев. федосеевцев, аароновцев, бегунов и т. п. За исключением Онежского уезда, раскол распространен по всему пространству губернии, но особенно он развит на востоке в мезенско-печорском крае, где центром его является село Устьцильма, и на западе по поморскому берегу Кемского уезда, которому принадлежит первое место если не по числу приверженцев раскола, то по нравственному и материальному влиянию местных представителей его на своих единомышленников. Кроме того в западной части Корелии, соприкосновенной с Финляндией с недавнего времени появились сектанты немецко-рационалистического духа, назвавшие себя громким именем „ушковайзет“, т. е. правоверными.
    Нужны поистине апостольские труды и подвиги, чтобы пасти на таком обширном пространстве словесное стадо Христово. Такие труды и подвиги принял на себя нынешний Архипастырь Архангельский Преосвященный Никанор, неустанно посещая и обозревая, поучая и назидая разноплеменную свою паству. Соображая нужды, способы и время, Преосвященный совершает свои посещения как бы по некоторой системе. В 1893 г. на пароходе „Ломоносовъ“ он совершил далекое, но не очень трудное путешествие на мурманский берег Ледовитого океана, где посетил селения лопарей и все становища до г. Колы и Трифоно-Печенгского монастыря включительно. В 1894 г., пользуясь пароходом „Чижовъ“, он обозрел церкви и приходы на кемском и терском берегах Белого моря. В феврале текущего 1895 года он посетил далекий и обширный мезенско-печорский край; недавно же — в конце июня и начале июля — он совершил путешествие по Корелии.
    Начинаясь от кемского берега Белого моря, Корелия — на западе — граничит с Финляндиею, на севере — с лопарскими селениями Кольского полуострова, на юге — с олонецкой губернией и обнимает собою площадь в 41188 кв. верст. Все это пространство представляет из себя несколько горных каменистых кряжей, изрезанных быстрыми, порожистыми реками и наполнено болотами и озерами, из которых Кунтозеро, находящееся в центре Корелии, достигает более 100 верст в длину и 15 в ширину. Некогда корелы занимали западный берег Белого моря, начиная от устьев сев. Двины; местность эта издревле известна под именем корельского берега. В нынешней Корелии считалось в 1865 г. 16708 корелов; деревень, населенных ими считается более 200; они расположены большею частию, по берегам озер. Каким образом среди здешних корелов была распространена православная веры, какими средствами она поддерживалась — нет определенных указаний, но весьма вероятно, что в этом деле не мало потрудились иноки древнейших монастырей двинской области — Николо-Корельского и Михаило-Архангельского. Очень может быть, что корелы не оставались без насилий со стороны „мурманъ» т. е. норвежцев или шведов, которые еще в 1419 г., „пришедше войною, в 500 человек на бусах и шнеках, повоеваша... в Корельском монастырь св. Николы..., Михайлов монастырь... церкви съжгли, а христиан и черноризец посекли». (П. С. Р. Л. т. 3, стр. 108—109). Тем не менее корелы долго оставались верными православию, не смотря на то, что не имели богослужения на родном наречии и не знали ни русского, ни славянского языка. Но чего не могло сделать насилие, то начало делать уменье пользоваться обстоятельствами. Мало питаясь духовно, корелы нередко голодали и физически; необходимость поддерживать свое существование естественно направляла их в ближайшую Финляндию, где они могли находить заработки и приобретать жизненные предметы, предупредительно отпускаемые в кредит или в рассрочку платежа. Корелы увлеклись, стали одеваться как финляндцы, щеголять в пиджаках шляпах, часах и т. п. А услужливые соседи не дремали: в несчастные голодные годы они посылали свою помощь в самую Корелию, а вместе с помощью и проповедников своей веры. Посланниками являлись разные лица; был даже какой-то военный. Но главною деятельницею была некая сестра милосердия Фрегина, основавшая в пограничной с Корелиею мызе школу, куда завлекались юноши уже грамотные, которым внушалось, что православие есть идолослужение, что христианство истинное духовно, как понимают его лютеране и избраннейшие из них „ушковайзеты“.
    Этому антиправославному движению содействовало еще и то обстоятельство, что корелы вступали в незаконные брачные связи с иноверцами. Так одна жительница Ухты вступила в связь с норвежанином или шведом; у них родился сын Иосиф, прозванный Богдановым, но воспитанный в шведской вере. Другой житель Ухты поял (незаконно) шведку Бритту-Кайсу и от них родились несколько дочерей, воспитанных в отвращении от православной церкви. К тому же, как говорят, бывший тогда приходский священник не совершал никаких служб церковных, кроме треб.
    Так возникла удобнейшая почва для пропаганды, которой и воспользовался верный кредитор корелов финляндский корел Пяллиев, завзятый ушковайзет. Избранный на какую то общественную должность, он не поехал в Финляндию и на досуге занялся обращением ухтинцев в новую веру, получая немалые суммы в помощь новообращенным. Ушковайзеты смело стали учинять духовные сборища, на которых сначала проповедовал сам Пяллиев, затем другие и наконец дети Бритты-Кайсы и шведокорел Богданов. Местный священник начинает беседовать против них по-корельски; сектанты являются на беседы, но не обращая внимания на доводы священника, осмеивают не чисто корельский выговор его. Он доносит о совращении по начальству, но Пяллиев уезжает за границу, где уже нельзя достать его, хотя все ухтинцы знают где он и многие переписываются с ним. В Войнице кузнец В. Маликин женился на финляндке и — совратился в веру ее, а потом совратил брата и других. Вся Войница стала шататься духовно, посещая вероучительные собрания братьев и заходя по делу к кузнецу, который, ударяя молотом, не переставал изрыгать хулы на православную церковь... Между тем отец этого злого ушковайзета был главным строителем Войницкой церкви, строение которой, затем, вследствие смерти его. остановилась более чем на 20 лет.
    Столь печальное положение дела глубоко заботило попечительнейшего Архипастыря Архангельской области Преосвященного Никанора и архипастырская деятельность его против врагов православия в Корелии направлялась с мудрою осмотрительностью и последовательностью. Преосвященным было увеличено число православных приходов в Корелии, исходатайствовано приличное жалованье причтам, учреждена должность корельского миссионера, для совершения богослужений которым устроена походная церковь; архипастырским попечением составлен корельско-русский букварь и переведена на корельский язык священная история и достроена Войницкая церковь. Предприняв наконец личное посещение Корелии Преосвященный назначил свои служения 25 Июня в г. Кеми и 29— в центре Корелии — в с.Ухте, в храмовой праздник этого прихода, — о чем и было заблаговременно объявлено в Епархиальных Ведомостях.
    Последнее обозрение некоторых корельских приходов совершено было 37 лет тому назад преосвященным Александром I (1857—1860); преосвященный ездил зимою, без свиты и нигде не служил. Тогда число приходов во всем Кемском уезде не превышало 11; ныне же число это более, чем удвоилось и все новообразовавшиеся приходы ни разу не видали у себя Архиерея.
    Решимость Преосвященного Никанора совершить обозрение летом с назначением архиерейских служений, при совершенном отсутствии иных путей сообщения в Корелии кроме опасных переездов в утлых лодках по порожистым рекам и бурным озерам и пешеходных тропинок по лесам и болотам, возбуждала большие опасения, что Владыка не исполнит своих предначертаний. Но при содействии всесильной помощи Божией, с неистощимым терпением перенося все скорби и тесноты трудного и утомительного пути и совершая оный день и ночь, Владыка не только исполнил все, назначенное по маршруту, но и совершил больше, чем предполагал.
    Отправившись 9 июня из Архангельска Преосвященный вечером следующего дня прибыл в г. Онегу; совершив затем обозрение приходов Онежского уезда от Крестного до Кожеозерского монастыря включительно и посетив поморские приходы Кемского уезда, Владыка ранним утром 23 Июня на карбасе из с. Сороки прибыл в древнюю столицу Корелии — г. Кемь. Это было уже третье посещение
    Кеми Преосвяшенным Никанором: в первый раз он был здесь в Июне 1893 г. Встреченный на пристани протоиереем местного собора, представителями власти и жителями города, в числе коих было не мало раскольников, Владыка проследовал в собор; здесь, после обычной встречи, он обратился к собравшимся с приглашением помолиться с ним сегодня за всенощной, а завтра за литургией и благословил всех, желавших принять святительское благословение. Не смотря на то, что как прибытие Владыки в Кемь, так и служение в соборе совершены были на сутки ранее, чем назначено было по маршруту, храм за богослужениями был переполнен молящимися и в нем скоро становилось жарко и душно. За литургией Преосвященный произнес живое и глубоконазидательное слово на текст: „не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя, мний же во царствии Божии болий его есть“, где изъяснил великость и полноту благодатных даров новозаветной церкви Христовой и спасительность пользования ими чрез ее пастырей. По окончании богослужения Владыка, сопровождаемый духовенством и народом, посетил городскую больницу, где грамотных больных одарил книжками, а неграмотных иконками; прибыв затем в квартиру протоиерея, беседовал с духовенством, осматривал церковные документы и занимался делами, полученными с почты. В 5 часов решено было отправиться в дальнейший путь — в глубь Корелии, лежавший по р. Кеми, на которой — в 5 верстах от города — находился уже первый большой порог. Множество народа собралось проводить Владыку.
    Благодаря старанию лесопромышленников до окончания первого большого порога по берегу Кеми сделано некоторое подобие дороги, по которои и предложил провезти Владыку некий христолюбец А. Е. Д-в; благословив провожавших и сев в роспуски, Владыка, в сопровождении исправника и других лиц, отправился в путь. Объехав первый порог, все пересели в лодки и к ночи достигли села Подужемья; далее следовал водопад Ужиа, где вода с страшным шумом, бурною пеною и миллионами брызг падает с одного уступа на другой с высоты 2—3 сажен. Некоторые из свиты Преосвященного, частию по собственному желанию, частию за недостатком лодок, отправились из Подъужемья вместе с помощником исправника — по лесной тропинке на лошадях верхами, а о. благочинный предпочел идти пешком. В приготовленные же две лодки с шестью гребцами поместились — в одну — Преоевященный с малым певчим, в другую—становой; простившись с любезными провожатыми, Владыка через полчаса достиг водопада, где лодки около страшно ревевшей Ужмы были перетянуты волоком сначала чрез одну гору, потом через другую. На утлой лодке предстояло теперь сделать 80 верст, переехать сотню порогов, не имея нигде пристанища. Заметно было, что в первое время Владыка очень страшился переездов по порогам и охотно выходил на берег и шел пешком, когда ему говорили о трудностях и опасностях переезда, но потом настолько освоился с ними, что оставался в лодке и однажды даже управлял ею при переезде чрез порог. Ехали в среднем по 3 версты в час; гребцы крайне утомлялись и нужно было делать частые привалы и не кратковременные отдыхи; по ночам приходилось страдать от страшного холода и сырости. На третий день пути терпение путников истощилось, вопросы о близости станции становились все чаще и чаще; наконец первая станция — село Панозеро — была достигнута. Вскоре прибыла сюда и свита Преосвященного, отправившаяся из Подъужемья на лошадях, причем непривычный и чрезвычайно трудный путь до того истомил всадников, что даже сам помощник исправника не мог ходить без чужой помощи. Один только благочинный о. Александр Подосенов, смело прошедший весь путь пешком, утешая и ободряя изнемогавших спутников, и теперь был бодрым и веселым. В Панозере Владыка при обычной встрече был порадован общим пением девиц, приученных к тому одним из прежних священников. Посетив церковно — приходскую школу Преосвященный испытывал учеников в знании молитв, событий св. истории и русском чтении и наградил их разными листками и брошюрами религиозно-нравственного содержания.
    Путь до дальнейшего селения — Юшкозера — простирался также на 80 верст; хотя в Панозере многие корелы говорят по-русски, однако из числа 5 возчиков, бывших в лодке Преосвященного, ни один не знал русского языка и не мог отвечать любознательности Владыки; лодки же со свитой Преосвященного шли в значительном отдалении как от него, так и одна от другой. И этот путь, при движении днем и ночью, продолжался около двух суток, при чем по ночам было также холодно, как и раньше. Жители Юшкозера, предуведомленные о скором прибытии Владыки, встретили его весьма торжественно. Проследовав в церковь, Преосвященный, после приветственной речи священника, сказанной на русском и корельском языках, говорил здесь о родстве всех народов, необходимости расселения их, чтобы всюду прославлялся Творец мира за красоту и величие созданного Им, а наипаче за многие дары, которыми Он одарил человека, и за устроение его спасения чрез Иисуса Христа. Благословив присутствовавших в церкви, Владыка поручил местному священнику передать слово его также по корельски.
    Теперь оставался путь до Ухты, расстояние которого, нигде не отмеченное, оказалось неменьшим чем предыдущие. На этом пути был опаснейший порог, с бешено скачущей бурною водой, нередко моментально разбивающей в щепки утлые лодки. Для облегчения гребцов, напрягающих все свои силы в борьбе с водной стихией, Преосвященный вышел на берег и шел пешком, при чем лодка его отстала от прочих. Г. Пристав, заметив это и опасаясь, чтобы в случае несчастия Владыка не остался совершенно беспомощным, стал было строжить возчиков, но получил в ответ отрывистое и внушительное „не кричи порато” (очень)... Достигнув на половине дороги селения Лусалмы, Преосвященный останавливался здесь на час в доме одного старца, некогда бывшего богатым от торговли с Финляндией. Дом этот, устроенный по общему типу корельских домов (на подобие буквы г) и отличаясь от других только несколько большими размерами, во всем, однако носил печать разрушения. В Корелии нечем жить даже и при деньгах, между тем как соседка ее и сродница по языку — Финляндия всячески процветает; непроходные и непроездные пути — вот главная причина бедности и голодовок Корелии: хлеб в чистом виде здесь не встречается, большинство же исключительно питается корой и соломой. Не удивительно поэтому, что корелы малосильны, не могут много работать и не предприимчивы. Вместе с тем они довольно наивны и простодушны: видя Архиерея в первый раз, пораженные торжественностью его встреч и проводов, гребцы в лодке Преосвященного день и ночь неумолчно и громко говорили с кормщиком, чем не мало беспокоили Владыку. Под конец Преосвященный, изучив несколько корельских слов, стал и сам обращаться к ним с вопросами, интересуясь значением названий местностей.
    Утром 28 Июня Владыка усталым и продрогшим достиг наконец с. Ухты; раздался „красный звон” на колокольне местной церкви и немалое число ухтинцев вышло на встречу Преосвященному. Вступив на берег, Владыка проследовал в церковь, где местным священником был приветствован краткою речью. После обычного краткого молебствия и Преосвященный, не смотря на утомление, обратился к присутствовавшим с приветственным словом, в заключении которого приглашал всех бывших в храме, их родных и знакомых на предстоявшие праздничные богослужения. Речь Владыки была передана местным священником по корельски. После некоторого отдыха в доме священника, при входе в который Архипастырь был встречен матушкою — по русскому обычаю — с хлебом-солью, Преосвященный отправился в местное сельское училище, где обучается 47 мальчиков. При входе Владыки ученики пропели тропарь св. Апостолам, Петру и Павлу и затем один из учащихся сказал обратившись к высокому гостю краткую речь. Преосвященный экзаменовал учеников из закона Божия и предлагал рассказывать изученное по корельски; это же желание предъявлял он и при испытании учениц церковноприходской школы, число которых достигает 40, но такое предложение видимо затрудняло учащихся. По мнению Архипастыря, высказанному им не раз, все это произошло от того, что не учили детей по корельским книгам с переводом выученного на русский язык. Владыка выразил непременное желание, чтобы учащиеся назавтра за литургией пропели молитву Господню и символ веры по корельски. И вот началось пение священных слов на корельском языке; толпы за толпами приходили слушать такое пение, неслыханное здесь. Все учащиеся были одарены Преосвященным книжками и священными картинками.
    Вечером за всенощным бдением народу было весьма много и помазание елеем, совершаемое Архипастырем, продлилось до конца службы, завершившейся в 10-м часу вечера. На следующий день к божественной литургии собралось еще большее число молящихся; видимо — торжественность архиерейского служения производила на них глубокое впечатление: лица всех были оживлены, внимание напряжено. Владыке сослужили местный священник, миссионер корельского края и вокнаволоцкий священник. Евангелие, после прочтения по славянски, по распоряжению Преосвященного было прочитано местным священником по корельски; молитва Господня пропета сначала по корельски, потом по славянски, и было глубоко умилительно, когда все молящиеся, во главе с Архипасты рем, как один человек, преклонили колена. Чтение Евангелия по корельски и церковное корельское пение раздались здесь впервые и благотворное действие их было поразительно. — За литургией совершено посвящение во диакона (в соседний Юшкозерский приход) и в стихарь (местного псаломщика). В конце литургии Владыка произнес одушевленную проповедь и руководствуясь, как главною основою, евангельским чтением, внушал, что истинная вера едина и что она находится в церкви православной, а не у отдельных лиц, измышляющих веру по своему разумению, весьма часто невежественному, ложному и грубому. Первую часть проповеди Архипастыря передавал по корельски миссионер священник Н. Дьячков, вторую — местный священник П. Преображенский, который, кроме того, рассказал вкратце по корельски о жизни и трудах св. апостолов Петра и Павла. Владыке о. Преображенский представил составленный им опыт перевода Евангелия от Матфея на корельский язык. Сердечно порадованный Архипастырь выразил желание чтобы нашлись и другие труженики, которые помогли бы издать все, что потребно для религиозно-нравственного просвещения корел, и прежде всего — молитв и церковных песнопений и просил употреблять за богослужениями уже переведенные молитвы. Упомянутый перевод передан Преосвященным на рассмотрение в Переводческую комиссию при Архангельском Комитете Православного Миссионерского Общества.
    По окончании литургии Преосвященный имел намерение тотчас же побеседовать с сектантами, но таковых в церкви не оказалось, тогда обратившись к народу, Владыка сказал: „братие христиане, среди вас есть люди новой, особой веры; я как пастырь, душевно желал бы и с ними побеседовать и сказать слово назидания. Прошу вас, передайте им, не придут ли они ко мне; их много, а я один; мне трудно ходить к ним по домам, не удобнее ли им придти ко мне“. Затем в мантии Архипастырь проследовал в дом священника, куда собрались духовенство и многие из местных жителей. Здесь, после высказанного Преосвященным соболезнования о недостаточном благолепии иконостаса Ухтинской церкви, один из прихожан, крестьянин Егор Андронов, изъявил желание в память архипастырского посещения Ухты пожертвовать на лучшее устройство иконостаса 100 рублей. Радуясь такому усердию, Владыка лично отправился в церковь, произвел обмер икон и начертал план улучшений в расположении их и устройстве иконостаса. Затем Преосвященный посетил Ухтинскую часовню; возвращаясь оттуда, он встретил группу сектантов, человек 10, собравшихся на предложенное им собеседование, и пригласил их в церковь. Храм быстро наполнился желавшими послушать беседы. Долго беседовал Владыка с отщепенцами, как отец с детьми, приводя им многие доводы неправоты их уклонения от православной веры и выясняя необходимоеть употребления крестного знамения, — о котором сектанты говорили, что не могут делать его, — почитания креста Господня и св. икон. Мысли и доводы Владыки излагались по корельски о. миссионером и местным священником. Сектанты сначала держали себя самонадеянно и упорно, но убедительная речь и неистощимое терпение Архипастыря так расположили некоторых из них, что, согласно наставлению Владыки, они оградили себя крестным знамением и приложились к св. кресту и иконе св. апостол Петра и Павла; только шведо-корел Богданов упорно отказался перекреститься. Беседа Преосвященного видимо произвела глубокое впечатление как на православных, утвердив их в истинной вере, так и на сектантов которые благодарили Владыку за наставление, а он пожелал им, вразумиться и увещевал молиться Богу о просвещении их душ.
    Вскоре Преосвященный отбыл в следующий корельекий приход — Вокнаволок, отстоящий от Ухты в 45 верстах, на противоположном берегу верхнего Кунтозера, — выразив желание лично освятить затем достраивающийся храм в самом дальнейшем — на границе с Финляндией — приходе Войницком, куда свита Владыки и отправилась прямо из Ухты.
    На пути, в проливе, соединяющем среднюю часть озера с верхней, находится деревня Ювалакша, где станция; заметив радостную встречу и усердное расположение к себе жителей, Владыка проследовал в местную часовню и преподал многочисленным собравшимся наставление и благословение. Ювалакшане тут же заявили Владыке желание и просили благословения устроить в своей деревне в память посещения Архипастыря — вместо часовни — церковь. Владыка разрешил.
    Прибытие Преосвященного в Вокнаволок произошло в полночь, не смотря однако на это, все жители, ожидавшие Владыку в течение целого дня, вышли на встречу высокому гостю; старые и малые теснились к Архипастырю, матери подносили для благословения грудных детей. От пристани до церкви устроены были довольно длинные мостки, покрытые ситцем и красным кумачом. Проследовав в церковь, Владыка, растроганный радушною встречей, в своем приветственном слове уподоблял жителей мудрым евангельским девам и желал им оказаться столь же готовыми к встрече в пришествие Господне. Первую часть поучения Преосвященного переводил местный псаломщик, так как священник по недавнему пребыванию еще не владеет корельским языком, а вторую — старец Авксентий, который выразительно и воодушевленно передавал слова Архипастыря, за что тут же получил от него благодарность. В доме священника Владыка был встречен с хлебомъ-солью; народ следовал за Преосвященным и долго не расходился. Утром Владыка поручил псаломщику собрать учащихся в церковь и выучить вместе с ними пение по корельски молитвы Господней и Символа веры. Явившись в 12 часов в церковь Преосвященный был порадован успехом обучения: дети знали молитвы и хорошо пели по корельски. Рады были и родители детей. При последовавшем вскоре отправлении Владыки в Войницу, вокнаволоцкий старшина, не зная чем услужить дорогому гостю, просил его принять в качестве подорожников корзину с местными корельскими печеньями. Владыка принял и благодарил.
    Войницкий приход открыт недавно; прежде селение это, имеющее до 100 домов и более 600 жителей, входило в состав вокнаволоцкого прихода. Отстоя от своеприходской церкви более чем на 40 верст и входя в близкое общение с Финляндией, селение это стало заражаться отщепенцами от православной веры и давно начатая постройкой здесь церковь не находила усердствующих к ее довершению. Отправив сюда в конце 1894 г. для совершения богослужений противосектантским миссионером устроенную в Архангельске по инициативе Владыки церковь-палатку, Преосвященный вместе с тем для окончании постройки Войницкой церкви учредил под председательством миссионера особый комитет. Труды комитета были довольно успешны: сборы по подписным листам и некоторые другие источники доставили более 1150 рублей и к началу июля церковь была довершена настолько, что оказалось возможным ее освятить.
    По недавнему образованию Войницкого прихода здесь никогда не бывали архангельские Преосвященные, да и личное освящение церкви Архиереем никогда не совершалось в Корелии. Поэтому весть о предстоявшем Архипастырском посещении Войницы и освящении храма возбудила не только чрезвычайное оживление многолюдного селения, но и привлекла сюда весьма многих обитателей из других корельских сел и деревень. Уже из Вокнаволока Владыку сопровождали в Войницу более 50 человек на 15 лодках, которые все были украшены разноцветными флагами и платками. В свою очередь многие из жителей Войницы, горя нетерпением видеть своего Архипастыря, выехали на встречу высокому гостю на таких же разукрашенных лодках верст за десять. Картина была необыкновенная: гладкая, как стекло, поверхность обширного и довольно пустынного озера, освященного лучами уже заходящего солнца, рассекалась целой флотилией разукрашенных лодок, торжественно следовавших по направлению к Войнице. Здесь ожидала Владыку новая радушная встреча. Весь войницкий берег был усеян народом, одетым по праздничному; лишь только Преосвященный вступил на пристань, как один из местных жителей приветствовал его от лица своих односельчан речью на корельском языке. Говоривший сердечно благодарил Архипастыря за попечительную любовь его к своим пасомым корелам, подвигшую его на столь далекое и трудное путешествие, и просил благословить их и помолиться о их единении с церковию и спасении. Осенив народ благословением с призыванием благодати Божией, Владыка, сопровождаемый густою толпою, поднялся на высокую гору, занимаемую селением, и проследовал в походную церковь. Здесь Преосвященный, после обычной встречи, сказал глубоко прочувствованное слово, в котором сравнив потухающий свет заходящего солнца с Светом Присносущим, просвещающим всякого человека отечески умолял всех быть едино с церковию, освящающею нас своими благодатными таинствами, держаться законно поставленных пастырей и учителей и удаляться непризванных и самозваных. Затем Владыка обозревал новопостроенный храм.
    На другой день, в квартире местного священника, Преосвященный беседовал с войницкими сектантами „ушковайзетъ“; отщепенцы по-видимому не без упорства отстаивали свое лжеучение. Православные же всячески обнаруживали свое расположение к Архипастырю и радость — по случаю прибытия его.
    В 6 часов пополудни началось торжественное отправление всенощного бдения; народа, желавшего помолиться с Преосвященным, было так много, что довольно обширный храм не вмещал веех, почему весьма многие молились даже на улице. После всенощного бдения, Владыка благословляя народ, пригласил желающих исповедаться и приобщиться вместе с ним и сослужащими Св. Таин. Откликнувшихся на зов Архипастыря оказалось более ста человек обоего пола, в числе которых были и лица, никогда не исполнявшие христианского долга по приверженности к расколу и один обратившийся из секты „ушковайзетъ“ (крестьянин Михаил Богдановъ); исповедь совершали три священника на корельском языке.
    В воскресенье, 2 Июля, Архиерейское освящение храма началось с 8 часов утра; с Архипастырем сослужили 5 священников и три диакона. Во время литургии совершены были посвящения в стихарь и в сан диакона, но наибольшее умиление в сердцах молящихся вызвали услышанные ими чтение и пение некоторых молитвословий на своем родном языке. Так после пения Символа веры он прочитан был вслух всего народа миссионером по корельски; молитву Господню пропели по корельски вместе с миссионером два псаломщика, и наконец им же была прочитана на этом языке и повторена народом молитва — пред причащением. Глубоко-трогательно и умилительно было видеть необычное причащение Св. Таин целой сотни взрослых лиц и множества детей, среди которых были и дети сектантов, не в малом числе присутствовавших в церкви. В конце литургии, Владыка взяв в основание слова Евангельского и Апостольского чтения на освящение храма, сказал слушателям прекрасное слово назидания, которое по частям было переводимо на корельский язык миссионером и ухтинским священником.
    По окончании литургии и молебствия, по мысли Преосвященного, высказанной им накануне, и отчасти на данные им средства, близь церкви под открытым небом была устроена общая трапеза для всех разделявших торжество освящения Войницкого храма, среди коих находились прибывшие за 50 верст и далее. Наскоро устроенные столы быстро покрылись отовсюду принесенным хлебом и другими съестными припасами, появились самовары, чай, сахар; для Преосвященного, духовенства и почетных гостей была поставлена небольшая палатка вблизи громадного камня с водруженным на нем крестом. За столами разместилось более 300 человек. Когда Владыка проследовал из церкви в палатку, молитва Господня пропета была по корельски и все присутствовавшие во главе с Архипастырем, приняли участие в более чем скромной трапезе. Во время вкушения, по предложению и благословению Владыки священник Преображенский вслух всего народа начал читать по корельеки из Евангелия нагорную проповедь Иисуса Христа. И что же? Многие стали оставлять земную пищу, чтобы впервые насладиться духовною в родных звуках; все более и более увеличивался круг слушателей о. Павла, с напряжением следивших за божественными словами, и мысль невольно уносилась к тому времени, когда впервые раздались эти божественные слова... Так завершилось пребывание Владыки в Войнице, посещение которой, равно как и Вокнаволока, не входило в печатно объявленный маршрут путешествия Преосвященного. Деятельность миссионера видимо принесла добрые плоды и произвела значительную перемену в настроении войницких жителей, посещение же Архипастыря еще более укрепило эту перемену, обрадовав и ободрив верных и утвердив колеблющихся и соблазняемых. Крепчайшим же оплотом православию корел будет служить новоосвященный Преосвященным Никанором храм, поставленный его же архипастырскими заботами и попечением на рубеже, отделяющем православную Корелию от лютеранской Финляндии.
    Возвратный путь Владыки был едва ли не с большими опасностями и трудностями, чем первый, но вместе с тем едва ли и не с большими радостями и утешением: Архипастырь некоторым образом уже пожинал плоды своих трудов и подвигов для религиозного просвещения корел.
    По отплытии из Войницы поднялся ветер и расходившиеся волны обширного Кунтозера стали захлестывать утлые лодки путников. Поздно ночью прибыли в Ювалакшу и Владыка вновь был радостно встречен жителями, при чем один из них представил Преосвященному собранные между ними 200 руб. на предмет обращения местной часовни в церковь. В следующем пристанище крестьянин Андронов вручил Владыке обещанные им 100 руб. на устройство иконостаса в ухтинской церкви; по прибытии в Ухту деньги эти были переданы местному священнику. На одной из последующих станций Владыка был порадован полученным им пожертвованием 500 руб. на нужды религиозного просвещения инородцев и 200 руб. на нужды их церквей. Таковы были так сказать материальные плоды путешествия Архипастыря, а сколько плодов духовных от того духовного сеяния, которым он занимался неустанно, в дни и ночи, в храмах Божиих, в жилищах человеческих и под открытым небом! Этого — не изобразить.
    Путь от Ухты до Кеми совершен был теперь менее, чем в двое суток; утлые лодки с ужасающею быстротою неслись по порогам р. Кеми, непрерывно подвергаясь опасности разбиться и потопить путников. Но, благодарение Господу! все они ранним утром 5 Июля благополучно вновь достигли древней столицы Корелии, где, кроме парохода в Архангельск, Владыку ожидал пароход Соловецкий, высланный обителью, чтобы видеть Преосвященного у себя предстоятельствующим в великий для нея день славного торжества в память чудного освобождения от нашествия англичан, бывшого 8 Июля 1854 года. Владыка отбыл в Соловецкий монастырь.

Источник: (Из Арх. Епарх. Ведом. 1895 г.). Типо-лит. Наследн. Д. Горяйнова.
источник материала

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.