Опубликовано Общество - вт, 11/12/2019 - 00:07

О собственном законодательстве в православной Церкви

 

Епископ Герасим(Добросердов)

«Господь наш Иисус Христос сам, как Глава, держа кормило правления Церкви, управляет ею посредством св. Отцев.»

Патриарш. грам. член 10, стр. 21

Православная Церковь постоянно управлялась собственными законами. Сколь ни много произошло перемен во внешнем и внутреннем ее состоянии; сколь ни много дивных судеб совершилось над нею, со времени ее основания, – верная свое главе – Иисусу Христу, она всегда и везде водилась Его Духом, всегда и везде неуклонно следовала Его воле, самым ясным образом выраженной в святых ее уставах, за необходимость и законное употребление которых ручаются восемнадцать веков.

К сожалению не все одинаково разделяют с нами это убеждение: социниане1, протестанты и большая часть новейших энтузиастов, отвергнув таинство священства2, думают, что Церковь не имела и не должна иметь своего законодательства3. Паписты, напротив того, в подтверждение своего догмата о главенстве папы, дают церковным законам характер более гражданский4.

При таком разногласии, истина покрывается как бы какою завесою и в уме мыслящего христианина невольно рождается вопрос: в самом ли деле Церковь имела и должна иметь собственное законодательство?

Что св. Церковь постоянно руководствовалась и должна руководствоваться собственными законами, – в том удостоверяют нас: св. Писание, постоянная практика православной Церкви и наконец те условия, в каких находилась и находится Церковь в отношении к обществу гражданскому, – особенно к состоянию его законодательства.

Священное Писание свидетельствует, что первый Правитель Церкви Божией на земле есть сам Спаситель наш Иисус Христос (Мф. 28:18,20; Евр. 2:10; Еф. 1:20–22; 5:23). Называя Себя Пастырем добрым (Ин. 10:11–14; 1Пет. 2:25) и Царем своего благодатного, царства (Ин. 18:36–37), Он даровал разные законы и заповеди верующим во имя Его (Мф. 6:1,3,5; 6:16,18,19; Ин. 15:12) и обязывал их притом к безусловному повиновению Церкви (Мф. 18:17).

Возносясь на небо, Он власть свою, дарованную Ему небесным Отцем (Мф. 28:18), передал Апостолам со всем ее величием и силою, так что все, что разрешат они на земле, разрешено будет на небеси (Лк. 18.17; Ин. 20:22–23). И Апостолы, действительно, пользовались этою властию: они от имени Христа давали законы, по внушению Св. Духа, Церквам (Деян. 15:28–29; 1Сол. 4; 1Тим. 3), и нарушителей этих законов наказывали положительно (1Кор. 15:3–6; 2Кор. 10:6; Тим.). Так св. Ап. Павел, услышав, что некоторые из Коринфян ищут суда вне Церкви Христовой, обличает их: смеет ли кто от вас, вещь имея ко иному, судитися от неправедных, а не от святых? Не веете ли, яко святии мирови имут судити? И аще вами суд приимет мир, недостойни есте судищем худым (1Кор. 6:1–3).

Пользуясь таким образом, как посланники чрезвычайные, правом законодательства и властью, св. Апостолы это право и соединенную с ним власть передали своим преемникам: внимайте себе, говорили они пастырям Церкви, и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога (Деян. 20:28); пасите еже в вас стадо Божие (1Пет. 5:2). – По снесении сих мест с другими местами свящ. Писания, открывается, что пасти Церковь то же значит, что управлять Церковью, по законам ей свойственным (Иез. 34; Исх. 44:28)5. – Получив таким образом это право, преемники Апостольские постоянно пользовались им, – особенно в смутные времена Церкви, при язычествующих императорах. Впрочем и христианские императоры, почитая себя первенцами и защитниками Церкви, не оспаривали у ней этого права. Они даже предоставляли ее суду много таких случаев, которые относились собственно к ведению суда гражданского. Так Константин великий дал право епископам судить всякого, кто пожелает, и приказал властям гражданским исполнять решения их6. И последующие императоры подтверждали тоже; а в следствие этого, мало-помалу, образовалась так называемая Episcopalis Audientia7.

Само собою разумеется, что при таком уважении к святости церковных законов со стороны мирян, и клир не мог быть судим иначе, как судом церковным. На IV вселенском Соборе было постановлено положительно, чтобы клирик, судясь с клириком, относился к епископу8. А 15 правило Карфагенского Собора повелевает даже низвергать тех, которые стали бы искать оправдания и были бы оправданы пред судом гражданским. Известно также, что император Иустин издал закон, чтобы на духовных приносились жалобы власти духовной9. Из номоканона Фотиева видно, что духовный суд имел влияние – на клятвопреступников, волхвов, гадателей, обманщиков, воров и разбойников10. Почти столь же обширен был духовный суд и в России, нашем благословенном отечестве; так что, до издания Регламента, влияние его простиралось на множество таких случаев, которые, при лучшем устройстве государства, естественно должны были бы войти в область суда гражданского, ни мало не уменьшая высокой власти Церкви. Со времени же учреждения Святейшего Синода, указом Петра 1-го определено: «всем его подданным всякого чина, как духовного, так мирского, иметь за важное и сильное правительство, и повиноваться во всех духовных делах оному Синоду, како то чинили прежде бывшим Всероссийским патриархам.» – «Оному же Духовному Синоду определили мы,» продолжает Петр І-й, «чрез учиненную инструкцию, дабы св. «Церковь управляла во всем по догматам святыя православныя кафолическия Церкви Греческого исповедания неотменно, и оные догматы имела бы за правило непогрешимое своего правления»11. Мы не говорим уже о современном состоянии церковного законодательства в нашем отечестве: кому не известно, что в управлении православной нашей Церкви и теперь нет ничего ни больше, ни меньше, сравнительно с тем, что должно быть в Церкви Христовой, по намерению самого Спасителя и по правилам св. Апостолов?

Усматривая таким образом уместность собственного законодательства в Церкви Христовой, мы не можем не заметить и того, что оно очень редко касалось дел политических. Православная Церковь, следуя заповеди Христа Спасителя (Лк. 22:15–26), во все времена имела власть более духовную, как особенно свойственную учителям ее и пастырям (Еф. 4:11), или отцам духовно рождающим чад своих (1Кор. 4:14) . Ап. Петр, на авторитете которого паписты думают утвердить законность незаконного преобладания церковной власти, ограничивает эту власть теми же пределами: пасите еже в вас стадо Божие, говорит он, посещающе не нуждею, но волею.... ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду (1Пет. 5:2–3).

Наконец те условия, в каких находилась, находится и будет находиться св. Церковь в отношении к обществу гражданскому, составляя как бы душу его, могут служить новым, неоспоримым доказательством, что Церковь имела и должна иметь собственное законодательство.

Известно, что Церковь Христова в продолжении своего восемнадцативекового странствования на земле, часто не пользовалась, а в некоторых странах и доныне не пользуется покровительством законов гражданских. Этого мало; история свидетельствует, что она нередко имела сильных врагов и подвергалась ужасным, со стороны их, гонениям; так что победные ее знамена повсюду почти водружены на костях св. мучеников. Предположим теперь, что она не управлялась никакими законами: что же поддерживало ее на этом крестоносном пути? Кто правил ее кораблем, столь часто носимым и обуреваемым волнами житейскими? Чтобы обезопасить бурное его плавание надлежало быть законам, более, чем человеческим, – надлежало быть законам Божественным!…

Известно также, что во всех делах порядок составляет необходимое условие совершенства. И действительно, где нет порядка, там нет и жизни, – там все нестройно, смешено, хаос. По этой-то причине гражданские общества, начинающие свою политическую жизнь, бывают тем совершеннее, чем более в них порядка. Но история человечества свидетельствует, что порядок может царствовать только при мудром законодательстве. В противном случае, государство, подобно многоветвистому древу без углубленного корня, падает при первом напоре политической бури. И св. Церковь, как общество благоустроенное, представляется нам чуждой всякого нестроения и беспорядка, так как и Владыка ее есть Бог не беспорядка, а мира (1Кор. 14:23). Между тем этого мира в ней и согласия без законов, для того необходимых, не было бы и быть не могло. Отсюда само собою следует, что св. Церковь и имела и всегда должна иметь собственное законодательство. Имела, – потому что при всех политических переворотах, ниспровергавших и разрушавших государства, она, подобно душе, существующей собственной, независимой от тела жизнью, оставалась целою и верно соблюдала заветы своего Господа. Должна иметь, – потому что ей назначено существовать всегда, до скончания века (Мф. 16:18; 28:20), среди тех же соблазнов и искушений, над которыми столь победоносно возносилась доныне, руководствуя верующих ко Христу, да не бывают ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечества, в коварстве козней льщения (Еф. 4:14).

Необходимость собственного законодательства в Церкви еще более становится очевидным, когда обратим внимание – на состояние законодательства гражданского.

Известно, что законы гражданские более или менее носят на себе печать несовершенства, а потому подлежат частым переменам и вводятся в общество, по мере его потребностей, ограничивающихся более здешней жизнью. Много бывает таких случаев, на которые власть их вовсе не простирается. Между тем для полноты христианского совершенства требуется, чтобы законы, руководствующие немощную нашу природу, были совершенны, по крайней мере – имели больше обязательной силы и, обнимая собою все стороны нашего существа, преследовали нас на всех путях, нашей жизни. Притом история свидетельствует, что даже отличные государственные умы, не быв пленены в послушание Христово, вместо того, чтобы споспешествовать успехам своего отечества, иногда не задумывались уничтожать такие предначинания, которые стоили великих жертв и подвигов. Самолюбие охотно жертвует народным спокойствием в пользу личных выгод; между тем как благо отечества зиждется только непоколебимою к нему любовью. Кто же удержит сильных земли на их опасном поприще? Подчиненные большею частью страшатся их; друзья часто льстят им. Очевидно, что только св. Церковь устами своих предстоятелей может говорить им горькие истины и сильно обличать могучий, торжествующий порок! Но чтобы голос ее не был похож на глас вопиющего в пустыне, – необходимо ему раздаваться во имя закона не человеческого: а такой закон, как мы выше заметили, можно находить только во св. Церкви; ибо ее закон по-преимуществу носит на себе печать небесного происхождения. Следовательно, необходимость такого закона не может быть заменена законодательством человеческим; а потому и Церковь не может остаться без собственного законодательства.

Итак не без основания св. Златоуст заметил, что пастыри Церкви получили такую власть, какой не дал Бог ни Ангелам, ни Архангелам12. Горький опыт реформы, произведенной на Западе Лютером, вынудил сознание в пользу собственно – церковного законодательства даже в одном из самых ревностных его споспешников – Меланхтоне, который некогда сказал: «о если бы я мог восстановить правление епископское! ибо предвижу, какая у нас будет Церковь – без церковного правления (dissoluta πολειτία Ecclesiastica); предвижу, что над нею отяготеет гораздо несноснейшая тирания, нежели какая была когда либо прежде!»13. Действительно, если, по словам Пророка, устне иереовы в ветхом Завете сохраняли разум и если закона искали от уст его (Мал. 2:7); то тем более должно искать и, обретши, свято чтить законы (предстоятелей) Церкви новозаветной И не каждый ли из нас обязался к этому при купели св. Крещения?14.

* * *

1 Gust Gerg. Zulnerus. Aetors in histor. Criplosocianism. item Theurg. to IX art 26.
2 Blondel–in Apolog. De Episcop. Et Presb. Iacob. Basnag. iu hist. de’l Ege.
3 Vid. Lieberm. Instit. Theolog. Tom. II pag. 96.
4 Belarm. Liber. I de Pontif. Rom. XII. Item Lieberm. Tom. II pag. 170.
5 Cons. Wиеst орег. mаиог. Schol. иn § 245 et Schol. II иn § 250.
6 Sozom. 1, 9.
7 Codex Iust. 1, 4.
8 Смотри IV всел. Соб. прав. 8 и 21.
9 Novell. 79, 93. 123 6. 10. 21–23.
10 Смотр. Грань 13. 2–22.
11 Смотр. Грам. Петра 1-го к Конст. патр. Іеремии.
12 Liber III de sacerd. Tom. IV. pag. 468.
13 Epist. ad Ballaeium.
14 Символ. веры чл. 9; Кормч. кн. чл. 70, н Правосл. исповед. стр. 77.

Источник: Странник, 1860 г. Февраль. Издание второе. Санкт-Петербург, типография товарищества «Общественная польза»
источник материала

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.