Опубликовано Общество - вт, 09/07/2021 - 13:19

Слово на праздникъ Рождества Пречистой Дѣвы Маріи.

Архіеп. Серафимъ Соболевъ 

О домостроительствѣ нашего спасенія, по словамъ праздничнаго тропаря [1].

Въ краткихъ словахъ тропаря въ честь настоящаго великаго праздника святая Церковь говоритъ намъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада, о всемъ божественномъ домостроительствѣ въ дѣлѣ нашего спасенія.

Господь за нарушеніе первыми людьми въ раю Его заповѣди наложилъ на нихъ проклятіе, которое распространилось затѣмъ на все человѣчество. Это проклятіе есть самое великое бѣдствіе, какое можетъ быть въ человѣческой жизни. Вся сила и тягость его для насъ заключается въ разобщеніи между Богомъ и людьми. Поэтому божественное проклятіе и выразилось въ изгнаніи нашихъ прародителей изъ рая, въ лишеніи ихъ благодати Св. Духа, какъ внутренняго источника святости и блаженства, и въ тѣхъ скорбяхъ и бѣдствіяхъ, вплоть до смерти, которыя стали удѣломъ всѣхъ людей. Это проклятіе переходило и въ загробный міръ. И тамъ разобщеніе между Богомъ и людьми оставалось во всей своей силѣ. Даже души праведниковъ сходили въ адъ и были лишены божественнаго свѣта и лицезрѣнія Бога, ибо двери рая были для нихъ закрыты.

Но не навѣки Господь подвергъ такому наказанію человѣческій родъ. Ему благоугодно было снять съ насъ проклятіе и вернуть намъ райское блаженство. Возможность дарованія этихъ благъ всему міру настала съ момента Рождества Богородицы. А осуществилась эта возможность, когда возсіявшее отъ Пречистой Дѣвы Маріи Солнце правды, Христосъ Богъ нашъ, Своими крестными страданіями и смертію разрушилъ проклятіе, наложенное на людей. Вмѣсто проклятія имъ было даровано благословеніе Божіе и была возвращена внутренняя благодать Св. Духа, какъ божественная сила къ исполненію спасительныхъ заповѣдей. А отъ исполненія послѣднихъ люди опять стали испытывать райское блаженство, или божественную радость (Іоан. 15, 10-12). И такъ какъ смерть была уничтожена въ пречистомъ тѣлѣ Христа Его крестною смертію, то она перестала быть для насъ страшной. Напротивъ, для истинныхъ послѣдователей Господа смерть стала вожделѣнной, ибо она соединяетъ ихъ со Христомъ для вѣчной блаженной жизни.

Все это божественное домостроительство св. Церковь и заключила въ слѣдующихъ словахъ настоящаго праздничнаго тропаря: «Рождество Твое, Богородице Дѣво, радость возвѣсти всей вселеннѣй, изъ Тебе бо возсія Солнце правды Христосъ Богъ нашъ и, разрушивъ клятву, даде благословеніе, и, упразднивъ смерть, дарова намъ животъ вѣчный».

Какъ видимъ, здѣсь избавленіе отъ клятвы поставлено на первое мѣсто въ числѣ другихъ спасительныхъ благъ, дарованныхъ намъ Христомъ. И это понятно, ибо прежде чѣмъ даровать эти блага людямъ и черезъ нихъ соединить насъ сь Богомъ, надо было устранить проклятіе, которое препятствовало этому единенію. Какъ только клятва была разрушена, такъ стала изливаться на людей вся божественная любовь въ ея разнообразныхъ и дивныхъ проявленіяхъ.

Но вотъ на что мы должны съ вами, мои возлюбленныя о Христѣ чада, обратить здѣсь особенное вниманіе. То божественное проклятіе, отъ коего избавилъ насъ Господь Своею крестною смертію, можетъ опять вернуться къ намъ. Еп. Ѳеофранъ Затворникъ, объясняя слова Ап. Павла: Христосъ ны искупилъ есть отъ клятвы законныя, бывъ по насъ клятва (Гал. 3, 13), говоритъ, что клятва всегда слѣдуетъ за нами по пятамъ, и мы вновь можемъ оказаться подъ проклятіемъ, если будемъ нарушать спасительныя заповѣди [2].

Этого мало. Мы можемъ подпасть болѣе тяжкому проклятію, чѣмъ то, какое наложено было Богомъ на первыхъ людей. Оно произошло, въ силу нарушенія ими божественной заповѣди. А мы, отвергая заповѣди своими тяжкими грѣхами, тѣмъ самымъ попираемъ кровь нашего Спасителя и, по словамъ Ап. Павла, второй разъ распинаемъ Христа. Такимъ образомъ, мы подпадаемъ сугубому проклятію: и за нарушеніе божественныхъ заповѣдей и за попраніе крови Христа Спасителя. Поэтому, если мы не Судемъ соблюлать заповѣдей, то послѣ смерти нашимъ удѣломъ будутъ самыя тяжкія адскія мученія.

Какой же слѣдуетъ изъ всего этого спасительный для насъ выводъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада? Если черезъ нарушеніе заповѣдей мы вновь подпадаемъ проклятію, и притомъ такому ужасному, то ясно, какъ свято и неуклонно мы должны ихъ исполнять.

Не будемъ оправдывать нарушеніе нами заповѣдей немощами человѣческаго естества. Мы имѣемъ въ себѣ съ момента крещенія внутреннюю возрождающую благодать Св. Духа, эту несокрушимую и всемогущую силу. Поэтому каждый изъ насъ вмѣстѣ съ Ап. Павломъ можетъ сказать: вся могу о укрѣпляюшемъ мя Іисусѣ Христѣ (Флп. 4, 13). Не будемъ въ свое оправданіе указывать на внѣшнія тягостныя условія жизни, именно, на великія скорби, которыя, какъ никогда, мы переживаемъ съ вами нынѣ. Да, эти скорби слишкомъ тягостны, ибо онѣ являются признакомъ страшнаго времени, близкаго ко второму пришествію Господа. Еще іеросхимонаху о. Амвросію, великому старцу Оптиной пустыни, было открыто Богомъ, что мы переживаемъ страшное, послѣднее, седьмое лѣто.

Но если бы даже Господь продлилъ нашу жизнь до появленія антихриста и до второго Своего пришествія, то и скорби того времени, какъ бы онѣ ни были велики, не должны помѣшать намъ неуклонно соблюдать божественныя заповѣди. Напротивъ, эти скорби должны укрѣпить нашъ духъ еще бóльшею бодростью и силою въ служеніи Христу. Имѣя въ виду великія міровыя бѣдствія предъ самымъ вторымъ Своимъ пришествіемъ, Господь говорилъ ученикамъ: Когда же начнетъ это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавленіе ваше (Лук. 21, 28). Что тяжкія скорби должны быть источникомъ утѣшенія для истинныхъ послѣдователей Христа, объ этомъ свидѣтельствуютъ слова Ап. Павла: по мѣрѣ, какъ умножаются въ насъ страданія Христовы, умножается Христомъ и утѣшеніе наше (2 Кор. 1, 5). Ясно, что скорби, и даже самыя великія, не могутъ намъ помѣшать исполнять заповѣди Божіи, не могутъ препятствовать намъ любить Христа. Вотъ почему тотъ же великій Апостолъ сказалъ: Кто ны разлучитъ отъ любве Божія: скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечь?.. ни смерть, ни животъ... ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ (Рим. 8, 35. 38. 39).

Поэтому будемъ, возлюбленныя о Христѣ чада, безоговорочно и неуклонно соблюдать божественныя заповѣди. Намъ всегда окажетъ въ семъ святомъ дѣлѣ помощь Свою Господь Спаситель, ибо Ему угодно было дать намъ отрадное обѣтованіе въ словахъ: се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Съ нами всегда наша первая Предстательница и Помощница, Пречистая Дѣва Марія, Которая и родилась для дарованія всему міру нескончаемой вѣчной радости. Она всю силу Своего молитвеннаго дерзновенія направляетъ къ превращенію нашихъ печалей въ радость, и въ очахъ Ея никогда не потеряютъ своей цѣнности ни одинъ скорбный сердечный вздохъ нашъ, ни одна наша слеза.

Съ этимъ сознаніемъ и съ этою надеждою будемъ всегда прибѣгать къ всемогущему и материнскому предстательству Пречистой Дѣвы Маріи въ такихъ словахъ церковнаго пѣснопѣнія: «Предстательство христіанъ непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грѣшныхъ моленій гласы, но предвари, яко благая, на помощь насъ вѣрно зовущихъ Ти: ускори на молитву и потщися на умоленіе, предстательствующи присно, Богородице, чтущихъ Тя». Аминь.
 

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 8 сентября 1943 г.
[2] Еп Ѳеофанъ. Толкованіе посланія св. Ап. Павла къ Галатамъ, стр. 245. М. 1898.
 

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ)Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 159-162.

http://slovo.russportal.ru/index.php?id=alphabet.s.seraphim02_047

 

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.