Опубликовано Общество - вт, 06/09/2020 - 11:35

Личный Почетный Гражданин АРСЕНИЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ ШАБЛЯ

От автора. Арсений Леонтьевич Шабля — мой прапрадед по материнской линии. Ещё пару лет тому назад я практически ничего не знал об этом человеке. И только результаты кропотливых поисков позволили мне «вчерне» представить, каким он был, и какую прожил жизнь. Сын военного поселянина, он своим умом и трудом достиг не только определенного социального положения, но и стал одним из самых авторитетных и уважаемых жителей слободы Кременной. «Пан Шабля», как его называли в Кременной, был человеком глубоко верующим и порядочным. Прекрасным семьянином, «выведшим в люди» своих детей, дав им  достойное образование. Во многом блягодаря ему в Кременной был возведён Преображенский храм, который, увы, не сохранился до наших дней.  Как не сохранилась и знаменитая когда-то шаблинская паровая мельница.
Конечно же, статья не была бы такой интересной и информативной, на мой взгляд, если бы не помощь неравнодушного человека. Поэтому, хочу выразить огромную благодарность главному редактору газеты «Кремінщина» Сергею Омельченко за консультации, фотографии и интервью со старожилами Кременной. Одним словом, за всё, чем он поделился со мной в процессе написания статьи.
Надеюсь, что этот материал вызовет интерес и у кременчан, неравнодушных к истории своего замечательного города.

 

Р.S. Обязательно нажимайте на фотографию для её просмотра в оригинальном разрешении!

Сойма Роман (Основянин),
Харьков (Большая Основа).
27.08.2012

=======================================================

Рождение. Арсений Леонтьевич Шабля родился в 1837 г. в слободе Поповке Изюмского уезда Харьковской губернии (сейчас – пгт Кировск Краснолиманского района Донецкой области).
Жизнь в военном поселении. В то время слобода Поповка являлась украинским военным поселением. Военные поселения как особая организация части войск существовали в некоторых районах Российской империи на протяжении 1810-1857 гг. Инициатором их создания был император Александр I. Основная идея, которая закладывалась при организации военных поселений – материальное самообеспечение армии и подготовка обученного резерва войск. При этом некоторые военные подразделения (пехотные и кавалерийские полки) «поселялись» на определенных территориях, которые переходили под их управление. Жители тех уездов, в которых были учреждены военные поселения, становились «хозяевами — собственниками». Они получали от государства землю, некоторое имущество, скот, освобождались от государственных податей и повинностей, а также рекрутских наборов. Взамен они обеспечивали продовольствием поселенные армейские части, снабжали их всем необходимым в хозяйственном отношении, а также проходили военную подготовку и комплектовали эти части из состава своих семейств.
Интересно, что в семье военных поселян родился и Илья Репин, известный русский художник. В своей книге «Далекое близкое» он вспоминал: «Я родился военным поселянином украинского военного поселения. Это звание очень презренное, ниже поселян считались разве еще крепостные»1. И действительно, если крепостные полностью зависели от помещика, то поселяне – от военного начальства, которое строго контролировало и регламентировало их быт.
После ликвидации в 1857 году военных поселений жители Поповки стали называться «южными поселянами», и по сути были приравнены к государственным крестьянам. За бывшими поселянами сохранялись все земли, находившиеся до этого в их распоряжении, за что они должны были вносить ежегодный платеж — государственную оброчную подать.
Образование. Судя по архивным документам, Арсений Леонтьевич был человеком грамотным и превосходно разбирающимся в технических науках. Образование он мог получить в одной из школ кантонистов, в которых обучались солдатские дети и дети военных поселян. Школьная программа была обширна и многообразна: кроме специальных дисциплин кантонисты изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, геометрию, чистописание, рисование, церковное пение, судопроизводство, бухгалтерский учет. Большое внимание уделялось обучению различным ремеслам. Расписание школьных занятий всегда составлялись учетом участия кантонистов в сельскохозяйственных работах и оказания посильной помощи крестьянским хозяйствам.
Переселение в Кременную. Ориентировочно в конце 50 –х – начале 60 – х годов XIX ст. Арсений переселяется в слободу Ново-Глухов (она же – Кременная), расположенную в 19 верстах на северо-восток от Поповки. Как и Поповка, слобода Кременная являлась до 1857 г. военным поселением, но имела более высокое административное значение, т.к. здесь располагался штаб округа военных поселений.
Можно точно сказать, что переселился А.Л. Шабля в Ново-Глухов после 1855 г., т. к. в «Семейном списке военных поселян 2-го кавалерийского округа Украинского военного поселения 1-й волости слоб. Ново-Глухова (1855 г.)» такая фамилия отсутствует2.
Уже в то время Кременная была довольно крупной слободой, в 1864 году здесь проживало 4073 человека и насчитывалось 362 двора3.
Местный священник Иоанн Смирнский писал о Кременной следующее: «Слобода Кременная, в то время «Новоглухов», штаб округа военных поселений, занимала между последними видное место и обращала на себя особое внимание высшего военного начальства своим красивым местоположением и своею живописною природой: с трех сторон слобода как кольцом окружена сосновым и лиственным лесом, а в конце слободы из-под горы бьёт природный фонтан, который, протекая вдоль всей Кременной, дает такое обилие чистой кристальной воды, что силою своего быстрого течения приводит в движение четыре водяных мельницы, и соединяясь в другом конце слободы с рекою Красной, впадает затем в трех верстах дальше в Донец.»4. По свидетельству того же Смирнского, владыки Филарет и Макарий, часто посещавшие Кременную по приглашению военного начальства, называли эти места не иначе как «вторая Швейцария». В начале ХХ Кременная – прекрасное дачное место, куда приезжало немало городских жителей привлекаемых живописной природой и целебным сосновым воздухом.

 


Жена и дети. Ориентировочно в 1861/62 г. Арсений Леонтьевич женится на Татьяне Ивановне (урожденная — ?) (1845 г. р.)5.
По данным исповедной росписи Троицкой церкви слободы Ново – Глухова (1875 г.) у пары было пятеро детей: Александра (1862 г. р.), Михаил (1864 г. р.), Надежда (1867 г. р.), Людмила (1870 г. р.) и Александр (1872 г. р.).
Купечество и почетное гражданство. Очевидно, А. Л. Шабля был человеком трудолюбивым и целеустремленным, обладал определенными деловыми качествами, которые и открыли ему путь из крестьян в купечество. О том, что наш предок был «своим» в купеческой среде, свидетельствуют следующие факты. Его младшего сына Александра крестили в 1872 г. лица купеческого сословия6, а старший сын Михаил и сам являлся санкт — петербургским купцом 2-ой гильдии.
Однако самый ранний из найденных нами архивных документов (1872 г.) свидетельствует о принадлежности Арсения Леонтьевича к уже более высокому сословному рангу, а именно — к почетному гражданству.
Сословие почетных граждан представляло собой тонкую прослойку между дворянством и купечеством, с помощью которого правительство пыталось решить извечную проблему — охранить благородное российское дворянство от проникновения чужеродных элементов, и в то же время поддержать и поощрить торгово-промышленный слой, удовлетворяя их амбиции и стимулируя торгово-предпринимательскую и благотворительную деятельность наиболее ярких его представителей.
Почётное гражданство было двух родов: личное, распространявшееся только на данное лицо и его жену, и потомственное, принадлежавшее всем нисходящим членам семьи. Как то, так и другое приобреталось трояким способом:
— по праву рождения или усыновления;
— путем просьбы о причислении к почётному гражданству;
— путем причисления по особым представлениям соответствующих министров.
Итак, мы знаем, что Личное Почетное Гражданство было пожаловано Арсению Леонтьевичу до 1872 г. (точный год неизвестен) и таким образом, вероятно, были отмечены его заслуги на ниве благотворительности, прежде всего церковной.

 


Автограф А.Л. Шабли (1884 г.)

Преображенский храм – детище А. Л. Шабли. К концу ХІХ ст. существующий в Кременной Троицкий храм уже не мог вмещать всё возрастающее количество прихожан, в связи с чем было принято решение о постройке новой церкви. В 1888 г. Шабля А.Л. – председатель строительной комиссии по постройке нового храма в Ново-Глухове, в том же году пожертвовал на устройство этого храма 1500 руб7. За это щедрое пожертвование ему определением от 3-18 февраля 1889 года, за № 246 было преподано благословение Священного Синода с выдачею установленной грамоты8. Храм был закончен в 1890 г. и назван Преображенским. А через год, 14 ноября 1891 года, «за заслуги неслужебные по духовному ведомству» Арсению Леонтьевичу была пожалована серебряная медаль «За усердие», для ношения на шее на Станиславской ленте9.
Предположительно автором проекта Преображенского храма являлся арх. Ф.И. Данилов, и располагался он на левом берегу р. Красной вблизи открытого в 1895 г. вокзала железнодорожной станции «Кременное»10. На церковной площади в день храмового праздника (6 августа) проходила Преображенская ярмарка.

Земля. Согласно «Списка землевладельцев Купянского уезда с учетом земель, принадлежащих помещикам, кулакам, сельским обществам, учреждениям, церквам и монастырям» (без дат)11, почетный гражданин Шабля Арсентий Леонтьевич и его жена Татьяна Ивановна владели 1 десятиной (1,0925 га) земли (пахотной, сенокосной, выгонной и усадебной) при с.Ново-Глухов Кременской волости Купянского уезда12.
Мукомольная мельница. Со слов самого А. Л. Шабли, приблизительно в 1874 г. им была приобретена покупкою у Ново-Глуховского сельского общества существовавшая «с незапамятных времен» водяная мельница на реке Красной.

В пояснительной записке, представленной в Харьковское Губернское правление в 1884 году, Арсений Леонтьевич писал (орфография и пунктуация сохранены): «…Но как мельница эта устроена была на камнях, т.е. работала жерновами, а при настоящих усовершенствованиях мукомольного дела признано за лучшее делать размол зерна на вальцах, чем на жерновах, то и я вздумал заменить жернова вальцами, без капитального переустройства, на тех же самых водяных колесах, с полной уверенностью на действие и силу воды. При окончательном же приспособлении вальцов, я убедился, что при маловодии какое бывает в реке от сильных морозов и засухи, вода не может, как нужно, приводить в действие всех механизмом в мельнице, но было уже поздно; А поэтому и вынужден был, хотя в явный убыток для себя, ставить на безводное время подвижной локомобиль в помощь воде,= который имеется у меня  при молотилке,= для временного помещения локомобиля и сделана мною пристройка…»13.
В жерновой мельнице зерно размалывалось, попадая между вращающимися круглыми дискообразными обтёсанными камнями с насечёнными на их поверхностях бороздками. В вальцовой же мельнице эту функцию выполняли вальцы — гладкие или рифлёные валки, цилиндры или конусы, которые вращались, как правило, в противоположных направлениях.
Хронологически «модернизация» мельницы на реке Красной выглядит так. В 1880 г. жерновая водяная мельница была переоборудована Арсением Леонтьевичем на вальцовую, а в конце 1881 г. был приспособлен подвижной локомобиль. Таким образом, к началу 1882 г. мельница могла уже работать и как водяная, и как паровая.
Очевидно, слухи о работе локомобиля на мельнице дошли до местного начальства, и в 1884 г. А. Л. Шабля вынужден был «узаконить» результаты её усовершенствования. В этой связи он подает в Строительное отделение Харьковского Губернского Правления соответствующие планы и просит об утверждении проекта. В январе 1885 г. проект мельницы был найден «удовлетворительным и цели своей соответствующий».

 

Приблизительные размеры мельницы с можно определить исходя из прилагаемых планов. Так, длина её вместе с пристройкой для локомобиля составляла около 30 м, ширина доходила до 13 м, а высота – до 11 м.
Следующие сведения о мельнице Шабли относятся уже к 1910 году. В этом году Арсений Леонтьевич заявил о бездоходности мельницы и попросил исключить её из предметов земского обложения, а также сложить начисленные сборы. Дознанием было установлено, что мельница Шабли «находится вполне в оборудованном виде».
Купянское Очередное Уездное Земское Собрание сессии 1910 г. ходатайство Шабли А.Л. отклонило, как лишенное законных оснований. При этом было разъяснено, что бездоходность фабрик и заводов, вследствие временного прекращения на них производства, не может служить основанием к освобождению их от обложения земским сбором14.
В 1911 г. Арсений Леонтьевич снова письменно заявил о том, что мельница его доходу не приносит и вообще не работает уже более 10 лет, так как приспособления и машины попорчены и часть вывезена. Проведенное на месте дознание подтвердило изложенное в заявлении. Уездная Управа рекомендовала Очередному Уездному Земскому Собранию исключить из обложения паровую мельницу г.Шабли и числящиеся на этой мельнице земские сборы сложить с пенными по день исключения. Ревизионная комиссия также рекомендовала Очередному Уездному Земскому Собранию принять представленный доклад Управы, что и было сделано15.

 

Обращает на себя внимание высокая ценность и доходность мельницы. Это является свидетельством того, что она была одним из крупнейших фабрично-заводских предприятий Купянского уезда. По сведениям, приводимым в «Харьковском календаре» за 1911-1916 гг., на мельнице Шабли трудилось 10 рабочих16-21.
В конце 1911 г.– начале 1912 г. Арсений Леонтьевич уходит из жизни. Такой вывод мы делаем исходя из того, что в 1912 г. владельцами мельницы числятся уже его наследники22.
Очевидно, в том же году работа мельницы возобновляется, и её включают в ведомость фабрично-заводских предприятий, с которых взимаются земские сборы.

 

 

 

Наследство. Как разделилось наследство А.Л. Шабли после его смерти мы не знаем. Какая-то часть, очевидно досталась младшему сыну Александру, косвенным подтверждением чему может служить факт покупки им в 1914 г. участка с постройками в поселке «Зелёный Гай» (вблизи Харькова) площадью 600 кв.саж. за 960 руб.
Новой владелицей мельницы стала, по всей видимости, одна из дочерей покойного, Людмила Арсеньевна Шабля. Именно она обратилась в 1913 г. в Уездную Управу с ходатайствами о понижении ценности и доходности паровой мельницы и о полном исключении из обложения водяных мельниц. Оба эти ходатайства были отклонены23.
Известно также, что перед самой смертью Арсения Леонтьевича была открыта новая торговая лавка.
В «Харьковском календаре» за 1911-1916 гг. приводятся также сведения о лесопильном заводе (число рабочих — 8) в сл. Кременной Купянского уезда, владельцем которого являлся «А.Шабля».


Воспоминания старожилов. Ягницкий Александр Петрович (1921 г. р.) слышал о «пане Шабле» от своего отца — Петра Прокопьевича. С его слов Арсений Леонтьевич Шабля выезжал в церковь на линейке, запряженной парой белых лошадей. Путь от его дома до церкви пролегал по улице Набережной. На Пасху местная уличная ребятня собиралась группками, ожидая проезда пана Шабли. Все знали, что в этот светлый христианский праздник Шабля раздаёт детворе деньги.
А.П. Ягницкий вспоминает: «…это мне отец рассказывал… доезжает [Шабля] к моему двору, а нас, говорит, пацанов шесть-восемь. Он останавливается.
«Ты чей?»
Он [один из пацанов] называется.
«А ты чей?»
И каждому кидает серебряную монету. А моему отцу:
«А ты чей?»
«Я Прокопия Ягницкого…»
Золотую [монету] кинул. Поехал дальше. Вот такой он был…»
Со слов А.П. Ягницкого можно предположить, что в 20-е годы ХХ ст. шаблина мельница ещё функционировала, там отжимали подсолнечное масло. Улицу Набережную и мельницу связывал переулок. Само «имение» Шабли было огорожено забором. Впоследствии на этой территории якобы располагалась воинская часть. А.П. Ягницкий: «А после солдат я уже не знаю, что там, как там… Там дома такие длинные были, где он именно жил. А сейчас там вообще того места нет…»
Пономарёв Иван Нестерович (1924 г. р.) знает о Шабле со слов женщины, которая до революции держала в Кременной аптеки. Все её родственники впоследствии эмигрировали. Вспоминая о том, какое положение занимала её семья в местной «иерархии», женщина подчеркивала: «О-о-о, наш въезд в церковь был после Саблив!»
Вместо послесловия. В настоящее время нам удалось полностью проследить жизненный путь лишь одного сына А. Л. Шабли– Александра Арсеньевича (моего прадеда), переехавшего в 1893 г. в Харьков и ставшего впоследствии преподавателем 4-ой Харьковской мужской гимназии. Как сложились судьбы остальных детей Арсения Леонтьевича – нам неизвестно. Как и где закончили свой жизненный путь его дочери — Александра, Надежда, Людмила? После 1901 г. «теряются» следы» старшего сына Михаила, санкт – петербургского купца 2-ой гильдии, содержавшего в столице собственной чайный магазин.
Остались ли в Кременной потомки Арсения Леонтьевича?
Надеюсь, что на некоторые из этих вопросов мне удастся отыскать ответы. Буду рад получить Ваши отклики, замечания и дополнения, уважаемые читатели! Связаться со мной Вы можете, перейдя по ссылке «Написать письмо автору» (в самом низу страницы).

 

____________________________________________________________________________

ИСТОЧНИКИ, ЛИТЕРАТУРА И ПОЯСНЕНИЯ

1 Репин И. Е. Далекое близкое // Под ред. и со вступ. статьей К. Чуковского. – Москва, 1944. – С. 37.
2 Центральный государственный исторический архив Украины в г. Киеве. – Ф. 1322. – Оп. 1. – Д. 379.
3 Списки населённых мест Российской империи. Т. XLVI. Харьковская губерния: Список населённых мест по сведениям 1864 года. – Санкт-Петербург, 1869. – С. 120.
4 Священ. Иоанн Смирнский. Некролог Протоиерея Троицкой церкви слободы Кременной Купянского уезда, Евгения Иосифовича Квитницкого // Вера и разум. Журнал богословско-философский. – Харьков, 1907. – № ХVІ. – С. 560
5 Государственный архив Харьковской области [далее: ГАХО]. – Ф. 40. – Оп. 110. – Д. 881. – Л. 363 об.
6 Государственный архив Луганской области. – Ф. 126. – Оп. 18. – Д. 12. – Л. 37.
7 ГАХО. – Ф. 40. – Оп. 102. – Д. 940. – Л. 1.
8 Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде // Еженедельное издание с прибавлениями. – Санкт-Петербург, 1889. – С. 132.
9 Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде // Еженедельное издание с прибавлениями. – Санкт-Петербург, 1891. – С. 394.
10 Журналы Купянского очередного Уездного Земского Собрания 19, 20, 21 и 22 сентября 1896 г. и экстренного 5 ноября 1896 г. – Купянск, 1897. – С. 28.
11 Судя по тому, что волость названа Кременской, а не Новоглуховской, список был составлен уже после 1897 г.
12 ГАХО. – Ф. 304. – Оп. 1. – Д. 2096. – Л. 56 об.
13 ГАХО. – Ф. 4. – Оп. 86. – Д. 1056. – Л. 11-12.
14 Журналы Купянского очередного Уездного Земского Собрания 29, 30 сентября, 1 и 2 октября 1910 г. с приложениями. – Харьков, 1911. – С. 117.
15 Журналы Купянского очередного Уездного Земского Собрания 28, 29 и 30 сентября 1911 г. с приложениями. – Харьков, 1912. – С. 133-135.
16 Харьковский календарь на 1911 год. Год тридцать девятый // Изд. Харьк. губерн. стат. ком. – Харьков, 1910. – Отдел ХІІ. – С. 48-49
17 Харьковский календарь на 1912 год. Год сороковый // Изд. Харьк. губерн. стат. ком. – Харьков, 1911. – Отдел ХІІ. – С. 48-49
18 Харьковский календарь на 1913 год. Год сорок первый // Изд. Харьк. губерн. стат. ком. – Харьков, 1912. – Отдел ХІІ. – С. 46-47
19 Харьковский календарь на 1914 год. Год сорок второй // Изд. Харьк. губерн. стат. ком. – Харьков, 1913. – Отдел ХІІ. – С. 46-47
20 Харьковский календарь на 1915 год. Год сорок третий // Изд. Харьк. губерн. стат. ком. – Харьков, 1914. – Отдел ХІ. – С. 49-50
21 Харьковский календарь на 1916 год. Год сорок четвертый // Изд. Харьк. губерн. стат. ком. – Харьков, 1915. – Отдел ХІ. – С. 49-50
22 Журналы Купянского очередного Уездного Земского Собрания 23, 24, 25 и 26 октября 1912 г. с приложениями. – Купянск, 1913. – С. 120.
23 Журналы Купянского очередного Уездного Земского Собрания 26, 27, 28 и 29 сентября 1913 г. с приложениями. – Купянск, 1914. – С. 43, 47, 134.

https://sojma.wordpress.com/schablja/

 

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.